Проверочные материалы по русскому языку ДЛЯ 5-8 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (Костяева, Рыбченкова) 1991 год
Скачать Советский учебник
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Настоящий сборник содержит тексты диктантов и изложений для проведения итоговых письменных работ по русскому языку в 5—8 классах.
Для каждого класса рекомендуемый материал представлен большим количеством вариантов, что позволяет руководителям школы ежегодно выбирать новые тексты.
Авторство: Тамара Александровна Костяева, Лидия Макаровна Рыбченкова
Формат: DjVu, Размер файла: 1.29 MB
СОДЕРЖАНИЕ
V класс. Диктанты
VI класс. Диктанты
VII класс. Диктанты
VIII класс. Изложения
Скачать бесплатный учебник СССР - Проверочные материалы по русскому языку ДЛЯ 5-8 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (Костяева, Рыбченкова) 1991 года
Скачать...DjVu
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
В сборнике используются связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка, доступные по содержанию учащимся данного класса.
Подбирая тексты, авторы стремились к тематическому разнообразию. В сборнике представлены отрывки из художественных, научно-популярных и публицистических произведений известных писателей (В. Астафьева, В. Белова, В. Бианки, Б. Васильева, В. Катаева, Л. Кассиля, Ю. Германа, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского, Э. Шима и др.), а также материалы из популярных детских и юношеских газет и журналов. Они доступны детям, соответствуют их возрастным интересам, имеют воспитательную направленность.
Тексты несколько адаптированы с учетом учебных целей. В представленном виде они соответствуют программным требованиям каждого года обучения.
К некоторым текстам даны примечания. В них раскрывается значение отдельных слов, которые, хотя и являются общеупотребительными, могут оказаться незнакомыми для детей той или иной местности (например, пойма, старица, медуница и др.). Значение каждого слова диктанта и особенно изложения должно быть понятно ученику, чтобы он мог сознательно анализировать его состав, правильно употреблять слово в речи.
С помощью диктантов в 5 — 7 классах проверяются орфографические и пунктуационные навыки.
Изложение дает возможность проверить не только грамотность, но и умения, связанные с восприятием текста (умение слушать, правильно воспринимать содержание, выделять главное, устанавливать логическую последовательность, запоминать прослушанное), а также умение строить связное высказывание, соблюдая последовательность событий, своеобразие авторского языка, применяя полученные знания по грамматике и практической стилистике.
На проведение итогового диктанта в 5 — 7 классах отводится один астрономический час, изложения в 8 классе — три часа.
Диктант сначала медленно и выразительно прочитывается учителем полностью, затем текст читается по отдельным предложениям. Важно, чтобы учитель диктовал не отдельные слова, а законченные смысловые отрывки, что предупреждает ошибки в слитных и раздельных написаниях, в окончаниях слов, в расстановке знаков препинания. Текст читается достаточно громко, чтобы все учащиеся отчетливо его слышали. Темп чтения должен обеспечивать всем ученикам возможность спокойно записывать диктуемое. Недопустимо какое бы то ни было искажение текста при чтении учителем, а также подсказывающее чтение, расходящееся с живой литературной нормой.
После окончания записи диктанта учитель вторично прочитывает ученикам весь текст, делая продолжительную паузу после каждого предложения, чтобы школьники могли проверить написанное. Закончив чтение, учитель может при необходимости дать ученикам еще 5 — 7 минут для самостоятельного прочтения текста и исправления допущенных ошибок.
Изложение, как правило, читается дважды. Слушая текст при первичном чтении, учащиеся знакомятся с его содержанием, выявляют основную тему и идею, авторскую позицию. После прослушивания текста учащимся дается время для уяснения композиции текста, выделения его частей, составления чернового плана, некоторых рабочих материалов. Это позволяет более целенаправленно слушать повторное чтение текста, обращать внимание на его речевое оформление, на способы перехода от одной микротемы к другой.
После вторичного прочтения учителем отрывка учащиеся приступают к письменному изложению. Черновой и окончательный варианты изложения сдаются комиссии.
План в окончательном варианте изложения необязателен.
При проверке работ обращается внимание на ошибки, которые есть только в окончательном варианте.
При оценке диктанта или изложения учитываются ошибки в написании слов и знаков препинания, которые знакомы учащимся по курсу, изученному в этом году, или по пройденному ранее материалу. Ошибки, допущенные на правила, которые изучаются в следующем году, а также в словах, правописание которых не отрабатывалось к моменту проведения проверочных работ, исправляются учителем, но согласно нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку не учитываются при выведении балла.
Все имена собственные (имена, отчества, фамилии героев, названия исторических событий, географических мест), а также слова с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа, можно выписать на доске.
V КЛАСС
ДИКТАНТЫ
Наступление весны
Зима кончается, начинается весна. День становится светлее, воздух теплее. Дневное солнце рушит снежные крепости, всюду звенит капель, проступает живая вода.
Зима не сдается без боя. Ночью мороз одевает воду в броню. Утром вверху блестит солнце, и на белой земле появляются синие тени деревьев. У домов шумят воробьи, под крышей собираются голуби. Звенят в лесу синицы, громко барабанят дятлы.
Зимние гости улетают на север, а с юга уже летят грачи, скворцы, жаворонки. Для скворцов везде навесили домики.
Дождались живой воды птицы, пьют из луж сороки, вороны. Купаются воробьи, отмывают зимнюю грязь. Растет весенний шум в полях и лесах. (Из календаря «Звездочка».)
{/spoilers}