Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы (Костяева, Чуриков) 1989 год

Скачать Советский учебник

 Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы (Костяева, Чуриков) 1989

Назначение: Сборник диктантов по пунктуации является пособием для учителей средней школы и составлен в соответствии с ныне действующей программой по русскому языку. 

© "Просвещение" Москва 1989 

Авторство: Костяева Т.А., Чуриков Г.М.

Формат: PDF Размер файла: 15.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Пособие содержит тексты для проведения различных видов диктантов: объяснительного, предупредительного, словарного, творческого, контрольного и др.

Диктанты сопровождаются необходимыми методическими комментариями (подсчет слов в тексте, грамматические, орфографические и пунктуационные пометки).

Последовательность расположения тем и разделов определяется программой и учебником.

В сборнике содержатся материалы, отражающие правила постановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях, позволяющие также совершенствовать орфографические навыки школьников, формирование которых заканчивается в основном в VI классе.

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы (Костяева, Чуриков) 1989 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

предисловие

Сборник диктантов по пунктуации является пособием для учителей средней школы н составлен в соответствии с ныне действующей программой по русскому языку. Последовательность расположения тем и разделов определяется программой и учебником 1.

В сборнике содержатся материалы, отражающие правила постановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях» позволяющие также совершенствовать орфографические навыки школьников, формирование которых заканчивается в основном в VI классе.

Тексты сборника могут быть использованы на разных этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении. при осуществлении контроля за степенью овладения учащимися орфографическими и пунктуационными кавыками.

В пособии достаточно материала для проведения дополнительных занятий и дифференцированного обучения.

Внутри каждой большой темы вначале представлены словарные диктанты, затем отдельные предложения, смешанные примеры, связные тексты-миниатюры к, наконец, связные тексты для проведения проверочных и контрольных работ.

Словарные диктанты, как правило, состоят из словосочетаний, в которых одно или два слова являются непроверяемыми или труднопроверяемыми. Их отбор осуществлялся с учетом орфографических трудностей, а также задач обогащения словаря учащихся и определялся списком слов с непроверяемыми орфограммами, выделенными в учебнике для запоминания их правописания. В словарные диктанты включаются также слова, встречающиеся в упражнениях учебника и текстах данного сборника.

Отдельные предложения в каждом разделе по возможности группируются и представляются в тематическом единстве. Разрозненные примеры подаются с учетом постепенного их усложнения. Сначала представляются предложении с «прозрачными» случаями постановки знаков препинании на только что изученное правило. Затем даются примеры на разграничение некоторых грамматических явлений, сопоставление похожих или трудноразличимых синтаксических конструкций, правильное понимание которых позволяет осознанно решать пунктуационные задачи. Так, например, в разделе «Тире между подлежащим и сказуемым» сопоставляются предложения со словесно выраженной и кулевой связкой при именном составном сказуемом: Книга есть главнейшее и могущественнейшее орудие социалистической куль* туры (М. Г.) и Знание в юности — это мудрость в старости (Поел.). При этом авторы старались подобрать примеры, содержащие одни и тот же словесный материал, что требует от ученика более осознанно подходить к разбору предложения и выбору того или иного знака препинания: Куда же. кумушка, бежишь ты без оглядки? (Кр.) — Куда меня только не гоняли за два года плена! (Шол.) Сыпь, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу! (Не.) — Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе. (Ос.) Так сопоставляются не только типы предложений по цели высказывания, но и обращение и подлежащее, вводные слова и члены предложения: Некрасов, несомненно, был прав: вечно только доброе, потому что только доброе разумно. (Тимирязев.) — Несомненно хорошая литература будит фантазию. (К. Феоктистов.) Сопоставляются сложносочиненное предложение и простое предложение с однородными членами, разные синтаксические конструкции с союзом как. Этот принцип подачи материала проводится последовательно во всех разделах пособия. В более простых для учащихся случаях сопоставительные предложения начинают раздел (см. тему «Знаки препинании в конце предложения»), иногда они доны под рубрикой «Смешанные примеры» или выделены заголовком (на при мер, «Однородные и неоднородные определения», «Отличие слов-предложений да и нет от частиц», «Отличие одиночных согласованных приложений, стоящих после определяемого слова, от одиночных приложений, сливающихся с существительным по смыслу и а произношении», «Отличие обособленных обстоятельств» выраженных одиночными деепричастиями, от обстоятельств, выраженных наречиями» и т. д.).

Отдельные предложения по теме заканчиваются смешанными примерами, что требует применения не только новых правил, но и ранее изученных, тем самым усложняется деятельность учащихся. Заканчиваются разделы, как уже было сказано выше, связными текстами. Вначале дамы связные тексты, небольшие по объему. Такие тексты удобны для работы в классе, когда на диктант отводится 10—15 минут урока. Они используются как предупредительные, объяснительные, комментированные, подготовленные диктанты. Вынесенные на карточки, эти тексты могут применяться как дидактическим материал для осуществления индивидуальной работы. Вил тренировочных диктантов определяется самим учителем, поскольку каждый словесник в организации своей работы не холит из задач и целей урока и степени подготовки учащихся.

В сборнике представлены также различные пол у творческие и творческие диктанты, позволяющие разнообразить способы применения материалов сборника. Так, в пособии выделяются выборочные, выборочно-распределительные (разделы «Словосочетание. Связь слое в словосочетании», «Обращение» и др.), диктанты по памяти (раздел «Сравнительный оборот»), творческие диктанты с изменением конструкций (разделы «Тирс между подлежащим и сказуемым», «Однородные члены предложений», «Вводные слова и предложения». «Предложения с обособленными членами» и др ). свободные диктанты (разделы «Сравнительный оборот», «Приложение» и др ).

Каждый раздел пособия заканчивается проверочными и контрольными диктантами, которые представлены в нескольких более пли менее одинаковых по степени насыщенности орфограммами и пиктограммами текстах.

В пособии по синтаксису и пунктуации предусмотрено попутное повторение грудных орфограмм: правописание безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных в корне слова, мягкого знака после шипящих, гласных после шипящих, гласных и согласных в приставках, •ться и •тся в конце глаголов, и н нн в суффиксах разных частей речи, гласных в суффиксах глаголов н причастий, не с разными частями речи. Ошибки на эти правила, как показывает практика, наиболее типичны в работах учащихся.

К текстам, представленным в сборнике, дается указание, на какие орфограммы следует учителю обратить внимание учеников. Это указание, разумеется, не исключает работы и над другими орфограммами, имеющимися в тексте.

Настоящий сборник даст возможность учителю систематически проводить работу по орфографии. Формы ее могут быть различны: опознание слов с указанными орфограммами, графическое объяснение правописания, группировка слов по типу орфограмм, составление таблиц, подбор слов по представленному типу правил, работа со словарем и т. д. Но во всех случаях совершенствовании орфографических навыков ведется в связи с повторением лексики, фонетики, словообразования, морфологии — тех вопросов теории, которые служат базой для их формирования.

Составители сборника стремились подобрать также тексты и примеры, которые представляют научный, художественный и публицистический стили речи, служат формированию культуры речи, способствуют идейному и эстетическому воспитанию учащихся, интересны по содержанию для школьников, расширяют их кругозор. Представленные тексты разнообразны тематически: о прошлом кашей Родины, о героической борьбе народа в дни революции, гражданской и Великой Отечественной войн, о людях науки н труда, о социалистическом строительстве, о жизни животных и явлениях природы» о жизни языка.

В сборнике использованы примеры и отрывки из стихотворных н прозаических художественных произведений, учтены меж предметные связи с уроками литературы. Русская классике представлена примерами и текстами из произведений С. Т. Аксакова, А, С. Пушкина. М. Ю. Лермонтова, И. С. Никитина, И. А. Крылова. В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя. Л. Н. Толстого. И. С Тургенева, А. П. Чехова. И. А. Бунина и других писателей, советская литература — из произведений М. Горького, Н. Островского. Д. Фурманова. А. Фадеева, А. Твардовского, Б. По* левого, К. Паустовского и многих других советских писателей, в большинстве своем известных учащимся по курсу литературы с I no VHI класс. Широко представлены «мудрые мысли», заключенные в пословицах и афоризмах. Вес это способствует образовательным и воспитательным целям обучения.

Расширения для Joomla

УЧЕБНИКИ "РУССКИЙ ЯЗЫК" СПИСКОМ

Яндекс.Метрика