Изложения в 5 - 8 КЛАССАХ (Кулибаба, Березовский, Бобровская, Стракевич) 1964
Скачать учебник времен СССР
Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 5 - 8 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Книгоиздательство: Государственное Учебно-Педагогическое издательство Москва 1964
Авторство: Иван Иванович Кулибаба, Наум Семёнович Березовский, Лидия Александровна Бобровская, Мария Михайловна Стракевич
Формат: DjVu, Размер файла: 6.53 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Виды изложений 5
I. Изложения без изменения текста — Контрольно-ознакомительные изложения в V классе
1. Зайчонок. По Б. Пескову 8
2. Детство полководца 9
3. Мост взорван. По Выговскому —
4. Василий Крюков. А. Гайдар 10
5. Сайгачонок. По В. Самсонову —
6. Грабеж среди бела дня. К Паустовский 11
7. Необычный поединок. По Хромову 12
8. Петька Шулепов. По В. Грандовой —
9. Наш спектакль. И. Дик 13
10. Джо. По И. Калька
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Обучающие изложения в V — VIII классах
А. Изложения без изменения текста и без добавления к нему 15
V класс
VI класс
VII класс
17(27). Кабинет В. И. Ленина По Л. Никулину
18 (28). Буря. В. Ян
19 (29). На трамвае по Иркутску. По А. Мошковскому
20 (30). Портрет Рубинштейна. А. Куприн
21 (31). О чем говорит картина
27 (37). Два товарища. Т. Тэсс
28 (38). Подвиг — это вершина труда. Я. Кожедуб
29 (39). Во имя Земли. А. Благонравов
Тексты из произведении, изучаемых на уроках литературы
Б. Изложения без изменения текста с добавлением к нему
V класс
1 (40). Чем мы пишем. По Е. Мару
2 (41). Верная примета. К. Паустовский
3 (42). Вертолеты. По Б. Ляпунову
4 (43). Пусть горят пионерские костры! Я. Туричин
5 (44). Мечта и дело. Ю, Яковлев
6 (45). -«Счастливцы». Е. Рязанова
7 (46). «Медведь в берлоге». По Я. Дику
VI класс
8 (47). Трубит горн. По К Егорову
9 (48). Там, где подходит компас. По В. Захарченко
10 (49). Герой Акрополя. В. Староверов
11 (50). Куба строит социализм
VIII класс
24 (63). Путь радио. По J1. Гумилевскому
25 (64). Как родились олимпийские игры. По А. Кулешову, П. Соболеву
26 (65). Сибирь. По А. Чехову
27 (66). Вместе со старшими
28 (67). Открытие радия. По И. Григорьеву
29 (68). Место в последней шлюпке. По А. Дорохову
30 (69). Последнее усилие. По 10. Яковлеву
Контрольные изложения для подготовки к экзамену в VIII классе
Изложения, рассчитанные на один урок
1 (70). Ради товарища. Л. Куприн
2 (71). У Ильича. Л. Безыменский
3 (72). В знак всенародного траура. К Паустовский
4 (73). В далеком аиле. 4W Айтматов
5 (74). Рождение образа Ю. Герман
6 (75). «Лимонка». По М. Шолохову
7 (76). Разведчица будущего. По Ю. Яковлеву
8 (77). Слово молодежи. По Ю. Яковлеву
9 (78). Из космоса — на Землю. По И. Новодворскому
Изложения, рассчитанные на два урока
10 (79). Книга о Степане Разине. М. Горький
14 (101). «Богатыри». По А. Лебедеву
15 (102). Пари. Б. Полевой
16 (103). Весна или лето? Г. Скребицкий 154
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 165
VII класс
17 (104). Необычная комета. Е. Андреева —
18 (105). Оазисы в Антарктиде. О Мокиевский 167
19 (106). У картины В. Д. Поленова «Заросший пруд» 169
20 (107). Левитановский «Март». Б. Эренгросс НО
21 (108). Почетный красноармеец. Ю. Яковлев П}
22 (109). Кукушкины загадки. Н. Сладкое
VIII класс
23 (110). О картине И. Левитана «Над вечным покоем». По Н. Дружинину 178
24 (111). Наедине с картиной. По Г. Недошивину
25 (112). Руки друзей. В. Телыгугов
26 (113). Богатырский дозор. По А. Салуцкому
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
Выборочные изложения
V класс
1 (114). Ашхабадское землетрясение. По Д. Наливкину
2 (115). Исток Волги. М. Коршунов 190
3 (116). Живой «огурец». По Ю. Иванову 190
4 (117). Запуск ракеты. По Ю. Добрякову 193
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 194
VII класс
5 (118). Фабричный. Д. Мамин-Сибиряк —
6 (119). Атомный взрыв. Л. Петров, А. Стругацкий 195
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 199
9 (130). Полярное земледелие. По В. Елагину
10 (131), Рассказ о трудовом знамени. По Ю. Яковлеву
11 (132). Труд балетной актрисы
Тексты из произведении, изучаемых на уроках литературы
Серия изложений
1. Карсыбек и Тектенбай на строительстве школы.
а) (133). Сначала надо научиться
б) (131) Успех Тектепбая
2. Мартин Андерсен-Нексё. Б. Иллеш
а) (135). «Я к услугам его величества!»
б) (136). Необычный «буржуй»
3. Дзержинский и дети. Ю. Терман
а) (137). Мальчики
б) (138). В защиту детей
в) (139). В подвале
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
VI класс
4. Находчивость революционера. Р. Парве
а) (140). Неожиданная встреча
б) (141). Новые сапоги
5. Путь в авиацию. По А. Яковлеву
а) (142). Впервые на аэродроме
б) (143). Заветная мечта
в) (144). Первый планёр
6. Великий африканский патриот. Ю. Гавралов
а) (145). «Мы победим!»
б) (146). «Да здравствует свободное Конго!»
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
VII класс
7. Варшавский фестиваль начался! По Е. Воробьеву
а) (147). «Едут гости, едут!»
б) (148). Варшава перед фестивалем
в) (149). Открытие фестиваля
8. Вертел. По Д. Мамину-Сибиряку
а) (150). В Уховскон мастерской
{/spoilers}
Скачать учебник СССР - Изложения в 5 - 8 КЛАССАХ 1964 года
Скачать...
{spoiler=Отрывок из учебника}
Перед советской школой в настоящее время стоит важная задача коренного улучшения работы по развитию речи учащихся. Выпускники нашей школы, восьмилетней и средней, для дальнейшего успешного учения и плодотворного участия в труде должны свободно владеть литературной речью.
Для повышения уровня речевого развития учащихся большое значение имеет работа над изложением.
Настоящее пособие содержит текстовой материал для работы над изложениями разных видов и указания по методике их проведения.
В начале пособия помещена вступительная методическая статья «Виды изложений», в которой рассказывается о видах изложений, предлагаемых в сборнике. Далее в соответствии с классификацией идут две части и разделы внутри них. В каждой части и разделе — статьи, показывающие методику проведения изложения данного вида, и тексты для изложений этого вида. Тексты, таким образом, расположены не традиционно — по тематическому принципу, — а по видам изложений. Такое расположение текстов больше соответствует назначению пособия помочь учителю в работе по развитию речи учащихся, так как учитель при выборе текста прежде всего исходит из задачи, которую он с помощью предстоящего изложения намерен разрешить. А задача эта предполагает использование изложения совершенно определенного вида.
Внутри каждого раздела тексты распределены по классам. Для каждого класса они подобраны с таким расчетом, чтобы были представлены различные посильные для определенного возраста разновидности изложений. Каждый текст сопровождается комментариями, облегчающими учителю проведение изложения. Количество текстов по каждой разновидности изложений обеспечивает возможную потребность в них для работы с классами в течение учебного года. Всего в пособии 158 текстов.
При отборе текстов авторы исходили из заключенных в тексте методических возможностей — из того, какого вида изложение можно по нему провести. Само собой разумеется, обязательным требованием к текстам было их высокое познавательное и воспитательное значение, тематическое разнообразие.
Тексты выбраны из разнообразных художественных, публицистических, научных и научно-популярных произведении; в них внесены, как правило, лишь небольшие изменения; некоторые тексты только сокращены. Некоторые тексты для изложения взяты из произведений, изучаемых в курсе литературы V — VIII классов. Поскольку эти тексты учитель найдет в хрестоматиях по литературе, не было необходимости помещать их в пособии (их название и границы лишь указаны в том месте пособия, где им полагается быть в соответствии с видом и разновидностью изложения).
В сносках к каждому тексту дается объяснение слов, значение которых необходимо перед написанием изложения разъяснить учащимся.
Предлагаемые тексты предназначены прежде всего для обучающих изложений, которые должны занимать основное место. Но многие из них могут служить и для контрольных работ. Несколько текстов введено специально для того, чтобы помочь учителю выявить уровень речевого развития учащихся в самом начале V класса и проверить выпускников при подготовке к экзаменационному изложению в VIII классе.
Рекомендуемые в пособии виды изложений должны проводиться не беспорядочно, а в определенной системе, разумно сочетающей разнообразные стороны работы по развитию речи.
Работать над изложениями нужно непременно по определенному плану, иначе работа будет малоэффективной.
Авторы рассматривают пособие как опытную, поисковую работу. При его использовании у учителей возникнет немало вопросов, на которые в нем нет ответов. С некоторыми положениями пособия учителя, может быть, не согласятся. Поиски нового типа пособия взамен традиционных сборников изложений не могли, конечно, с первой попытки оказаться во всем успешными.
ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ
Излагаемый текст является для ученика образцом, по которому он учится выражать свои мысли, примером того, как использовать языковые средства для передачи определенного содержания. Однако передача содержания текста, близкая к образцу, не может быть единственной задачей при написании изложения. Это слишком сузило бы возможности использования изложений для развития речи учащихся.
В жизни, в практике речевого общения текст выступает для говорящего или пишущего как материал, который надо использовать определенным образом в соответствии с целью высказывания. Такое же отношение должно быть и к тексту, излагаемому в учебных целях. Значит, текст для изложения — это и образец и вместе с тем материал, используемый для достижения цели высказывания.
В одних случаях, используя текст, мы излагаем его так, как он есть, в других вносим в излагаемый текст определенные изменения. Значит, возможны изложения без изменения текста и с изменением текста. В обоих случаях мы можем ограничиться только материалом текста или же добавить к нему свой материал. Следовательно, и те и другие изложения могут быть без добавления к тексту и с добавлением к тексту.
Изменения, которые приходится вносить в излагаемый текст, состоят в том, что материал текста или передают в ином порядке, или из него выбирают только нужную часть, или его излагают кратко, сжато. Возможно и такое изменение, как свободный пересказ двух или нескольких ранее изложенных текстов (это встречается тогда, когда мы, накопив материал, обрабатываем его для высказывания). Этот вид изложений можно назвать серией изложений.
{/spoilers}