Изложения в 5 - 8 КЛАССАХ (Кулибаба, Березовский, Бобровская, Стракевич) 1964

Скачать учебник времен СССР

Изложения в 5 - 8 КЛАССАХ (Кулибаба, Березовский, Бобровская, Стракевич) 1964 

 

 

Назначение:   УЧЕБНИК ДЛЯ 5 - 8 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Книгоиздательство:  Государственное Учебно-Педагогическое издательство Москва 1964

Авторство: Иван Иванович Кулибаба, Наум Семёнович Березовский, Лидия Александровна Бобровская, Мария Михайловна Стракевич

Формат: DjVu, Размер файла: 6.53 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 

 Виды изложений 5 

 I. Изложения без изменения текста — Контрольно-ознакомительные изложения в V классе 

 1. Зайчонок. По Б. Пескову 8 

 2. Детство полководца 9 

 3. Мост взорван. По Выговскому — 

 4. Василий Крюков. А. Гайдар 10 

 5. Сайгачонок. По В. Самсонову — 

 6. Грабеж среди бела дня. К Паустовский 11 

 7. Необычный поединок. По Хромову 12 

 8. Петька Шулепов. По В. Грандовой — 

 9. Наш спектакль. И. Дик 13 

 10. Джо. По И. Калька 

  

{spoiler=См. оглавление полностью...}

 Обучающие изложения в V — VIII классах 

 А. Изложения без изменения текста и без добавления к нему 15 

 V класс 

 1 (11). Пшеница на Севере. По А. Иванову 
 2 (12). Не испугался. По А. Толстому 
 3 (13). Новый дом. В. Панова 
 4 (14). Зимний дуб. Ю. Нагибин 
 5 (15). Глубокая осень. С. Аксаков 
 6 (16). На Курилах. В. Андреев 
 7 (17). Клопик. А. Толстой 
 8 (18). Отвоеванный час. По Ю. Яковлеву 
 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 

  

 VI класс 

 9 (19). Эстафета сердца. В. Гаврилин 
 10 (20). Забастовка. По В. Катаеву 
 11 (21). В пекарне. М. Горький 
 12 (22). Ранняя весна. В. Панова 
 13 (23). На велосипеде к стройке. По В. Пановой 
 14 (24). Кот Зайка. В. Панова 
 15 (25). Восхищение мастерством. Б. Погансон 
 16 (26). Мечта не умрет. Л. Кассиль 
 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 

 VII класс 

 17(27). Кабинет В. И. Ленина По Л. Никулину 

 18 (28). Буря. В. Ян 

 19 (29). На трамвае по Иркутску. По А. Мошковскому 

 20 (30). Портрет Рубинштейна. А. Куприн 

 21 (31). О чем говорит картина 

 22 (32). Ради счастья народного. По А. Волкову, Н. Штанько 
 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 
  
 VIII класс 
 23 (33). Город Энск. В. Панова 
 24 (34). Березовая роща в сентябре Я. Тургенев 
 25 (35). Первый снег. К. Паустовский 
 26 (36). Поезд в пути. Я. Аргинова 

 27 (37). Два товарища. Т. Тэсс 

 28 (38). Подвиг — это вершина труда. Я. Кожедуб 

 29 (39). Во имя Земли. А. Благонравов 

 Тексты из произведении, изучаемых на уроках литературы 

  

 Б. Изложения без изменения текста с добавлением к нему 

  

 V класс 

 1 (40). Чем мы пишем. По Е. Мару 

 2 (41). Верная примета. К. Паустовский 

 3 (42). Вертолеты. По Б. Ляпунову 

 4 (43). Пусть горят пионерские костры! Я. Туричин 

 5 (44). Мечта и дело. Ю, Яковлев 

 6 (45). -«Счастливцы». Е. Рязанова 

 7 (46). «Медведь в берлоге». По Я. Дику 

  

 VI класс 

 8 (47). Трубит горн. По К Егорову 

 9 (48). Там, где подходит компас. По В. Захарченко 

 10 (49). Герой Акрополя. В. Староверов 

 11 (50). Куба строит социализм 

 12 (51). На границе. Д. Александров 
 13 (52). Что это будет? Ю. Яковлев 
 14 (53). Какая рука болит? 
 15 (54). «Как же я, ребята? 
  
 VII класс 
 16 (55). Из истории городского транспорта. По Ю. Тонину, М. Фишельсону 
 17 (56). Крылатые суда. По Б. Ляпунову 
 18 (57). Могила Пушкина. Д. Паустовский 
 19 (58). Отечественная воина 1812 года 
 20 (59). Самоотверженный поступок. По Л. Щёкотоеой 
 21 (60). Спор в цирке. По И. Озолину 
 22 (61). Однажды на сборе А. Мусатов 
 23 (62). «Мне так больше нравится». А. Дорохов 
  

 VIII класс 

 24 (63). Путь радио. По J1. Гумилевскому 

 25 (64). Как родились олимпийские игры. По А. Кулешову, П. Соболеву 

 26 (65). Сибирь. По А. Чехову 

 27 (66). Вместе со старшими 

 28 (67). Открытие радия. По И. Григорьеву 

 29 (68). Место в последней шлюпке. По А. Дорохову 

 30 (69). Последнее усилие. По 10. Яковлеву 

  

 Контрольные изложения для подготовки к экзамену в VIII классе 

 Изложения, рассчитанные на один урок 

 1 (70). Ради товарища. Л. Куприн 

 2 (71). У Ильича. Л. Безыменский 

 3 (72). В знак всенародного траура. К Паустовский 

 4 (73). В далеком аиле. 4W Айтматов 

 5 (74). Рождение образа Ю. Герман 

 6 (75). «Лимонка». По М. Шолохову 

 7 (76). Разведчица будущего. По Ю. Яковлеву 

 8 (77). Слово молодежи. По Ю. Яковлеву 

 9 (78). Из космоса — на Землю. По И. Новодворскому 

  

 Изложения, рассчитанные на два урока 

 10 (79). Книга о Степане Разине. М. Горький 

 11 (80). Слушая Ленина По И. Чичерову 
 12 (81). Мама! Л. Кассиль, М. Поляновский 
 13 (82). «Не слезу!» Н. Тихонов 
 14 (83). Поединок в море. Т. Тэсс 
 15 (84). Встречный огонь. К Паустовский 
 16 (85). Шагающий экскаватор. К. Паустовский 
 17 (86). Танец змеи. По Л. Туреку 
 18 (87). «Юноше, обдумывающему житье» Л. Парфенов 
  
 Изложения с перестановкой материала 
 V класс 
 1 (88). Вторая встреча 
 2 (89). Юный чапаевец. По В. Жукову 
 3 (90). 14-летиий Герой Советского Союза 
 4 (91). Красный снег. По Е. Андреевой 
 5 (92). Чур меня! 
 6 (93). Всегда на работе. По Б. Володину 
 7 (91). Гога-«герой». И. Дик 
 8 (95). Налим 
  
 VI класс 
 9 (96). Мужество Лумумбы. По Ю. Гаврилову 
 10 (97). Силуэт. По В. Орлову 152 
 11 (98). Городна днеозера. По А. Знайко 
 12 (99). Удивительные дожди. Н. Сладкое 
 13 (100). Тоннель к чудесному камню. По Д. Барыкини 

 14 (101). «Богатыри». По А. Лебедеву 

 15 (102). Пари. Б. Полевой 

 16 (103). Весна или лето? Г. Скребицкий 154 

 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 165 

  

 VII класс 

 17 (104). Необычная комета. Е. Андреева — 

 18 (105). Оазисы в Антарктиде. О Мокиевский 167 

 19 (106). У картины В. Д. Поленова «Заросший пруд» 169 

 20 (107). Левитановский «Март». Б. Эренгросс НО 

 21 (108). Почетный красноармеец. Ю. Яковлев П} 

 22 (109). Кукушкины загадки. Н. Сладкое 

  

 VIII класс 

 23 (110). О картине И. Левитана «Над вечным покоем». По Н. Дружинину 178 

 24 (111). Наедине с картиной. По Г. Недошивину 

 25 (112). Руки друзей. В. Телыгугов 

 26 (113). Богатырский дозор. По А. Салуцкому 

 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 

 Выборочные изложения 

  

 V класс 

 1 (114). Ашхабадское землетрясение. По Д. Наливкину 

 2 (115). Исток Волги. М. Коршунов 190 

 3 (116). Живой «огурец». По Ю. Иванову 190 

 4 (117). Запуск ракеты. По Ю. Добрякову 193 

 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 194 

  

 VII класс 

 5 (118). Фабричный. Д. Мамин-Сибиряк — 

 6 (119). Атомный взрыв. Л. Петров, А. Стругацкий 195 

 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 199 

  
 VIII класс 
 7 (120). У скульптора. По Н. Григорьеву 200 
 8 (121). «Здесь родилась свобода Кубы». В. Василевская 203 
 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 207 
 Сжатые изложения 203 
  
 V класс 
 1 (122). Солдат гренадерской роты. С. Алексеев , 210 
 2 (123). «Колдун». По Г, Фишу 212 
 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 213 
  
 VI класс 
 3 (124). Лети, орел! Д. Аггрей — 
 4 (125). Кавалерист-девица. О. Воронова 215 
 5 (126). Приехали на целину. Н. Вирта 219 
 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 220 
  
 VII класс 
 6 (127). Кто без крыльев летает? По И. Акимушкину 
 7 (128). Дорога к земле тайн. По Е. Рябчикову 
 8 (129). Поэт в пути. В. Рождественский 
 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 
  
 VIII класс 

 9 (130). Полярное земледелие. По В. Елагину 

 10 (131), Рассказ о трудовом знамени. По Ю. Яковлеву 

 11 (132). Труд балетной актрисы 

 Тексты из произведении, изучаемых на уроках литературы 

 Серия изложений 

  

 1. Карсыбек и Тектенбай на строительстве школы. 

 а) (133). Сначала надо научиться 

 б) (131) Успех Тектепбая 

 2. Мартин Андерсен-Нексё. Б. Иллеш 

 а) (135). «Я к услугам его величества!» 

 б) (136). Необычный «буржуй» 

 3. Дзержинский и дети. Ю. Терман 

 а) (137). Мальчики 

 б) (138). В защиту детей 

 в) (139). В подвале 

 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 

  

 VI класс 

 4. Находчивость революционера. Р. Парве 

 а) (140). Неожиданная встреча 

 б) (141). Новые сапоги 

 5. Путь в авиацию. По А. Яковлеву 

 а) (142). Впервые на аэродроме 

 б) (143). Заветная мечта 

 в) (144). Первый планёр 

 6. Великий африканский патриот. Ю. Гавралов 

 а) (145). «Мы победим!» 

 б) (146). «Да здравствует свободное Конго!» 

 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 

  

 VII класс 

 7. Варшавский фестиваль начался! По Е. Воробьеву 

 а) (147). «Едут гости, едут!» 

 б) (148). Варшава перед фестивалем 

 в) (149). Открытие фестиваля 

 8. Вертел. По Д. Мамину-Сибиряку 

 а) (150). В Уховскон мастерской 

 б) (151). Трагедия маленького вертела 
 9. Марсианск — город мечты. По Н. Золотницкому 
 а) (152). В Марсианске 
 б) (153). В добрый путь, преобразователи вселенной! 
 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 
  
 VIII класс 
 10. Покорение Ангары. А. Кузнецов 
 а) (154). Начинается 
 б) (155). Битва 
 в) (156). Ангара покоряется 
 11. Страничка из Мишкиной жизни. М. Горький 
 а) (157). Праздник и будни 
 б) (158). «Встряска» 
 Тексты из произведении, изучаемых па уроках литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ 

{/spoilers}

 Скачать учебник  СССР - Изложения в 5 - 8 КЛАССАХ 1964 года  

Скачать

 Скачать...

 

   {spoiler=Отрывок из учебника}

 

      Перед советской школой в настоящее время стоит важная задача коренного улучшения работы по развитию речи учащихся. Выпускники нашей школы, восьмилетней и средней, для дальнейшего успешного учения и плодотворного участия в труде должны свободно владеть литературной речью. 

      Для повышения уровня речевого развития учащихся большое значение имеет работа над изложением. 

      Настоящее пособие содержит текстовой материал для работы над изложениями разных видов и указания по методике их проведения. 

      В начале пособия помещена вступительная методическая статья «Виды изложений», в которой рассказывается о видах изложений, предлагаемых в сборнике. Далее в соответствии с классификацией идут две части и разделы внутри них. В каждой части и разделе — статьи, показывающие методику проведения изложения данного вида, и тексты для изложений этого вида. Тексты, таким образом, расположены не традиционно — по тематическому принципу, — а по видам изложений. Такое расположение текстов больше соответствует назначению пособия помочь учителю в работе по развитию речи учащихся, так как учитель при выборе текста прежде всего исходит из задачи, которую он с помощью предстоящего изложения намерен разрешить. А задача эта предполагает использование изложения совершенно определенного вида. 

      Внутри каждого раздела тексты распределены по классам. Для каждого класса они подобраны с таким расчетом, чтобы были представлены различные посильные для определенного возраста разновидности изложений. Каждый текст сопровождается комментариями, облегчающими учителю проведение изложения. Количество текстов по каждой разновидности изложений обеспечивает возможную потребность в них для работы с классами в течение учебного года. Всего в пособии 158 текстов. 

      При отборе текстов авторы исходили из заключенных в тексте методических возможностей — из того, какого вида изложение можно по нему провести. Само собой разумеется, обязательным требованием к текстам было их высокое познавательное и воспитательное значение, тематическое разнообразие. 

      Тексты выбраны из разнообразных художественных, публицистических, научных и научно-популярных произведении; в них внесены, как правило, лишь небольшие изменения; некоторые тексты только сокращены. Некоторые тексты для изложения взяты из произведений, изучаемых в курсе литературы V — VIII классов. Поскольку эти тексты учитель найдет в хрестоматиях по литературе, не было необходимости помещать их в пособии (их название и границы лишь указаны в том месте пособия, где им полагается быть в соответствии с видом и разновидностью изложения). 

      В сносках к каждому тексту дается объяснение слов, значение которых необходимо перед написанием изложения разъяснить учащимся. 

      Предлагаемые тексты предназначены прежде всего для обучающих изложений, которые должны занимать основное место. Но многие из них могут служить и для контрольных работ. Несколько текстов введено специально для того, чтобы помочь учителю выявить уровень речевого развития учащихся в самом начале V класса и проверить выпускников при подготовке к экзаменационному изложению в VIII классе. 

      Рекомендуемые в пособии виды изложений должны проводиться не беспорядочно, а в определенной системе, разумно сочетающей разнообразные стороны работы по развитию речи. 

      Работать над изложениями нужно непременно по определенному плану, иначе работа будет малоэффективной. 

      Авторы рассматривают пособие как опытную, поисковую работу. При его использовании у учителей возникнет немало вопросов, на которые в нем нет ответов. С некоторыми положениями пособия учителя, может быть, не согласятся. Поиски нового типа пособия взамен традиционных сборников изложений не могли, конечно, с первой попытки оказаться во всем успешными. 

      

      ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ 

      Излагаемый текст является для ученика образцом, по которому он учится выражать свои мысли, примером того, как использовать языковые средства для передачи определенного содержания. Однако передача содержания текста, близкая к образцу, не может быть единственной задачей при написании изложения. Это слишком сузило бы возможности использования изложений для развития речи учащихся. 

      В жизни, в практике речевого общения текст выступает для говорящего или пишущего как материал, который надо использовать определенным образом в соответствии с целью высказывания. Такое же отношение должно быть и к тексту, излагаемому в учебных целях. Значит, текст для изложения — это и образец и вместе с тем материал, используемый для достижения цели высказывания. 

      В одних случаях, используя текст, мы излагаем его так, как он есть, в других вносим в излагаемый текст определенные изменения. Значит, возможны изложения без изменения текста и с изменением текста. В обоих случаях мы можем ограничиться только материалом текста или же добавить к нему свой материал. Следовательно, и те и другие изложения могут быть без добавления к тексту и с добавлением к тексту. 

      Изменения, которые приходится вносить в излагаемый текст, состоят в том, что материал текста или передают в ином порядке, или из него выбирают только нужную часть, или его излагают кратко, сжато. Возможно и такое изменение, как свободный пересказ двух или нескольких ранее изложенных текстов (это встречается тогда, когда мы, накопив материал, обрабатываем его для высказывания). Этот вид изложений можно назвать серией изложений. 

  {/spoilers}

 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика