Секреты пунктуации ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (Граник, Бондаренко) 1986

Старые учебники СССР

Секреты пунктуации ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (Граник, Бондаренко) 1995

 

Назначение:   КНИГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ

Книгоиздательство:  "Просвещение" Москва 1986

Авторство: Генриетта Григорьевна Граник, Стелла Морисовна Бондаренко

Формат: PDF, Размер файла: 5.29 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Части первая и вторая

Книга для учащихся и поступающих в вузы

ЧАСТЬ 1. 

К читателям 3 

Похвальное слово знакам препинания 4 

 

Глава I. Хотя «путь и далек, и долог» 10 

Правило — самоинструкция — тренировка 

«Предчувствие» знака препинания 13 

Память и грамотность 15 

Блоки 16 

Грамотность на «кончике пера» 18 

{spoiler=См. оглавление полностью...}

Глава II. Самые легкие знаки препинания 21 

Мысли, чувства и знаки— 
Знак, полный загадок24 
Беспокойный знак28 
Поставим точку35 
Глава III. На чем держится предложение 37 
В поисках грамматической основы 
Множество обличий подлежащего 42 
Небольшое отступление в защиту шпаргалок 45 
В мире сказуемых 47 
Маленькая повесть о совсем маленьком глаголе быть, который бывает не похож на самого себя 60 
«Лукавые» члены предложения 66 
На непонятном языке 70 
Глава IV. Тире внутри предложения 72 
Между подлежащим и сказуемым 
А если сказуемое пропало 79 
Глава V. «И грамматика пустилась 
с арифметикой плясать»83 
Если подлежащее или сказуемое не откликнулось 88 
Синтаксические «карлики» 107 
Синтаксические «великаны» 111 
«Граница» и «пограничники» в предложении 114 
«Гуси» и «матрешки» 123 
«Скелет» предложения 134 
Стечение союзов140 
«Собралась компания знаков препинания» 144 
Глава VI. Перед «опасными» союзами, или 
Рассказы о загадочной запятой 147 
Грамматика надвое сказала 
Когда предложение сложное 148 
Когда предложение простое 153 
«Поспешай медленно» 163 
Если рядом с «опасным» союзом 

стоит другой союз 168 

ЧАСТЬ 2 
Введение 3 
Оглянемся на пройденный путь 3 
Еще раз о блоках 7 
Ответы 10 
Глава I. Однородные члены предложения 11 
О запятых при однородных членах 11 
Рассказ можно начать так 11 
Сочинительные союзы 13 
Ряды однородных членов 17 
"Скелетики" однородных членов 18 
Вот это да! (О запятой перед союзом да) 20 

Бабушка надвое сказала 

(О запятой перед союзом или в простом предложении) 21 

"Двуликое" слово однако 23 
Обобщающие слова при однородных членах 27 
Ответы 33 
Глава II. Обособленные члены предложения 38 
Зачем нам обороты? 38 
Поздороваемся с деепричастиями 38 
Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом 40 
Добавочные сказуемые — обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, с запятыми и без них 41 
Одиночные деепричастия без запятых 43 
Смотрим вперед 44 
Специальный разговор о трудных случаях 46 
Нос вытащишь — хвост увяз 49 
В самом общем виде 54 
Три вида определений 55 
Когда определения обособляются 57 
Определения с добавочными значениями 58 
Определяемое слово, знай свое место! 61 
Еще раз о том, что "нос вытащишь - хвост увяз" 63 
Что такое приложение? 68 
Обязательное тире 70 
Тире не обязательно, но выглядит хорошо 72 
С собственным именем 74 

Приложения с добавочными значениями 76 

С помощью других слов 77 
Одиночные приложения, преодолевшие одиночество 79 
"Закавыченные" приложения 81 
А более точно? 
(Разговор об уточняющих обстоятельствах) 82 
Мы тоже хотим обособляться! 
(Обособленные второстепенные члены с предлогами) 89 
Ответы 91 
Глава III. О двоеточиях, тире, бессоюзных предложениях и прямой речи 103 
Зачем изобрели двоеточие? 103 
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 104 
Прямая речь с двоеточием 114 
Многообразие слов-сигналов и их место 117 
Интонация конца предложения в прямой речи 122 
Несколько историй из жизни тире 124 
Тире в бессоюзных предложениях 125 
Вслед за прямой речью 131 
Когда слова автора внутри прямой речи, одного тире мало 134 
Прямая речь в окружении авторских слов 139 
"Трагедии" диалога 140 
Как еще передать чужую речь 143 
Ответы 146 

Глава IV. Слова, грамматически не связанные с предложением 156 

Какие это члены предложения? 156 

Обращения 156 
Поговорим о местоимениях ты и вы 160 
Вводные слова 161 
Уверенность и неуверенность 162 
"Неравнодушные" слова 163 
Источник информации 165 
Послушайте! 165 
Во-первых, наконец и другие 167 
Попросту говоря 170 
Еще одна небольшая проблема: запятая при слове однако 174 
Вводные предложения 175 
Ахи и охи (Разговор о междометиях) 179 
Да и нет 182 
Ответы 187 
Глава V. Запятая перед союзом как 194 
О сказуемых с союзом как 194 
Союз как и однородные члены 195 
Некоторые сложности со сложным предложением 198 
Приложение надвое сказало 200 
Сравнительные обороты 203 
Союз как и улыбки языка (Разговор о фразеологических оборотах) 209 
Пунктуация на копчике пера 214 
Ответы 215

{/spoilers}

 

 Скачать учебник  СССР - Секреты пунктуации ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ 1986 года  

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕСЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕМ

Работа по словообразованию продолжается в. течение всего года. Она необходима для закрепления словообразовательных знаний и умений и для создания условий овладения морфологией и орфографией.

При изучении несловообразовательных тем повторяются назначение частей слова, их названия, а также закрепляются умения находить слова определенной структуры, определять значение части слова, подбирать однокоренные слова и слова с определенными приставками и суффиксами, разбирать слова по составу.
Последовательность работы определяется, с одной стороны, задачами повторения, с другой — органическими связями словообразовательных явлений с морфологией и орфографией. Эти принципы реализованы в учебнике. Материал для повторения словообразования в нем представлен в виде дополнительных заданий к текстам упражнений, слов для разбора по составу (выделенных цифрой «2»), указания словообразовательных условий выбора орфограмм-букв.
Дополнительные словообразовательные задания к упражнениям направлены на поиски: 1) слов определенной структуры (по схеме или по словесному описанию); 2) слов с той или иной частью слова (например, выписать слова с приставками) или 3) на подбор однокоренных слов.
Для систематической работы над составом слова в каждом параграфе выделены такие слова, которые легко расчленяются на составляющие части в результате сопоставления с однокоренными.
Существенную роль в повторении словообразования играет работа по орфографии, в результате которой выявляются структурные условия выбора орфограмм-букв. Они выясняются в Процессе ознакомления с сущностью орфограммы и при закреплении орфографических умений и навыков. 1
 Здесь не рассматривается повторение орфографии. См. об этом в главе «Работа по орфографии».
В результате изучения словообразования учащиеся должны знать части слова и их определения, уметь отделять окончание от основы, членить основу, подбирать однокоренные слова. Усвоение перечисленных знаний и умений проверяется на каждом этапе изучения словообразования: при ознакомлении с ними (во время опроса), при обобщении изученного, при написании контрольных диктантов.

Характер заданий постепенно усложняется. При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, требующие воспроизведения изученного, например: что называется основой слова (окончанием, приставкой и т. д.)? Каково назначение суффиксов (окончаний, корня и т. д.)? При обобщении изученного целесообразны вопросы, направляющие внимание учащихся на выяснение общих признаков всех частей слова, например: в чем сходство и в чем различие между суффиксом и приставкой? Что общего имеют и чем различаются корень и основа слова? Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?

Для проверки уровня словообразовательных умений целесообразно предлагать следующие задания:
1) при ознакомлении со словообразовательным явлением: обозначить окончание и основу слова; обозначить части основ данных слов; подобрать слова с данной приставкой (с данным суффиксом, однокоренные слова);
2) при обобщении изученного: обозначить все части данных слов; группировать слова по таким-то признакам (с указанным составом, с указанными значениями данной части слова);
3) при написании контрольных диктантов по орфографии: обозначить части слова, в которых встречались непроверяемые безударные гласные (согласные); обозначить часть слова, в которой имеются гласные после шипящих, и т. п.

ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Школьный курс морфологии традиционно следует за тем направлением в лингвистике, которое считает, что в центре морфологии стоит слово «как носитель морфологических категорий и систем форм»1. Рассматриваемое в этих аспектах слово входит в классы, называемые частями речи. Это и позволяет формулировать предмет изучения школьной морфологии следующим образом: «Морфология изучает слово как часть речи». Из такого определения следует, что в школьной морфологии рассматриваются части речи, т. е. грамматические классы2 слов, которые вы- 1

 Русская грамматика. М., 1980, т. 1, с. 9.
s См.:- там же, с. 453.
деляются по следующим признакам: 1) обобщенному значению;
2) свойственным той или иной части речи грамматическим категориям; 3) особенностям словоизменения и 4) основным синтаксическим функциям.
Морфология изучается в школе для того, чтобы способствовать: 1) общему образованию учащихся, 2) развитию их логического мышления, 3) овладению русским литературным языком в его устной и письменной форме.

Общеобразовательное значение морфологии состоит в том, что она содержит сведения о грамматических классах слов (частях речи) родного языка, об образовании форм слов и их системах, о грамматических категориях, которые в этих формах выявляются. Такие сведения важны для общего образования, так как ученик благодаря им получает общее представление о грамматике родного языка.

Морфология способствует развитию логического мышления детей, так как она, как часть грамматики, обобщает и типизирует явления языка, отвлекаясь от частного и конкретного. Поэтому процесс усвоения морфологии неизбежно сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Развивающее значение морфологии состоит также в том, что она формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Иными словами, знания по морфологии позволяют ученикам произвольно контролировать речь, т. е. обеспечивают сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Таким образом, общеобразовательное, развивающее значение морфологии оказывается непосредственно связано с ее практическим значением.

Изучение морфологии состоит как в усвоении знаний по морфологии, так и в практическом овладении морфологическим языковым материалом. Морфология воздействует на речь детей путем отработки языковых норм, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идет вразрез с нормой. Обогащение детской речи в период обучения морфологии происходит и вследствие усвоения некоторых морфологических явлений (например, причастий, отыменных предлогов и союзов), несвойственных детской речи. В результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им грамматические категории, лексико-грамматические разряды и формальные классы слов. Практическая ценность этих умений проявляется опосредованно, через другие разделы школьного курса русского языка (орфографию, пунктуацию, словообразование, синтаксис, стилистику). От умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а следовательно, и овладения соответствующими нормами русского литературного языка, Действительно, характер русской орфографии таков, что, не разграничивая частей речи и их форм, ученик не сможет применить целый ряд орфографических правил; например, к VIII классу должна быть изучена 71 орфограмма, причем в 50 формулировках содержится указание или на часть речи, или на ту или иную форму части речи. Несколько реже требуется умение разграничивать части речи для применения пунктуационных правил: при постановке тире между подлежащим и составным именным сказуемым в зависимости от способа выражения главных членов, в отдельных случаях выделения обособленных второстепенных членов предложения. Теснейшие взаимосвязи морфологии и синтаксиса исключают изучение одного без другого. Об основных направлениях синтаксической работы при изучении частей речи см. в главе «Изучение синтаксиса».

Наконец, среди стилистических ресурсов русского языка выделяются стилистические ресурсы морфологии: именные, глагольные и отглагольные формы и др. При характеристике функциональных стилей речь также идет об особенностях употребления тех или иных частей речи и их форм в том или ином стиле (например, научный стиль отличается широким использованием настоящего вневременного глаголов и т. д.).

Из сказанного вытекает важный для методики вывод: умение разграничивать части речи и их формы приобретает практическое значение, входит как составная часть в орфографическое, пунктуационное и т. п. действие, если все школьники обучены быстро и безошибочно распознавать все части речи «в лицо». Отсюда можно сделать и второй вывод: практическая ценность умения разграничивать морфологические явления осуществляется только при условии, если морфологические умения вырабатываются в оптимальные сроки и остается время для формирования орфографических и других умений и навыков, непосредственно важных для владения литературным языком.

Рассматривая обучение морфологии в IV классе, можно выделить следующие этапы и приблизительно указать тот уровень, которого должны достигнуть морфологические умения школьников на каждом из них.

I этап — с начала учебного года до изучения систематического курса морфологии. К концу этого этапа все ученики должны уметь разграничивать по значению и вопросам (как показателям значения) имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, наречия, глаголы. В период изучения синтаксиса формируется умение разграничивать предлоги и союзы.

На этом этапе ученики могут производить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов (спрягаемых форм) с указанием не только значения, но и морфологических признаков, изученных в начальных классах.

И этап — изучение частей речи в IV классе.

РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕСЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕМ

Работа по словообразованию продолжается в. течение всего года. Она необходима для закрепления словообразовательных знаний и умений и для создания условий овладения морфологией и орфографией.

При изучении несловообразовательных тем повторяются назначение частей слова, их названия, а также закрепляются умения находить слова определенной структуры, определять значение части слова, подбирать однокоренные слова и слова с определенными приставками и суффиксами, разбирать слова по составу.
Последовательность работы определяется, с одной стороны, задачами повторения, с другой — органическими связями словообразовательных явлений с морфологией и орфографией. Эти принципы реализованы в учебнике. Материал для повторения словообразования в нем представлен в виде дополнительных заданий к текстам упражнений, слов для разбора по составу (выделенных цифрой «2»), указания словообразовательных условий выбора орфограмм-букв.
Дополнительные словообразовательные задания к упражнениям направлены на поиски: 1) слов определенной структуры (по схеме или по словесному описанию); 2) слов с той или иной частью слова (например, выписать слова с приставками) или 3) на подбор однокоренных слов.
Для систематической работы над составом слова в каждом параграфе выделены такие слова, которые легко расчленяются на составляющие части в результате сопоставления с однокоренными.
Существенную роль в повторении словообразования играет работа по орфографии, в результате которой выявляются структурные условия выбора орфограмм-букв. Они выясняются в Процессе ознакомления с сущностью орфограммы и при закреплении орфографических умений и навыков. 1
 Здесь не рассматривается повторение орфографии. См. об этом в главе «Работа по орфографии».
В результате изучения словообразования учащиеся должны знать части слова и их определения, уметь отделять окончание от основы, членить основу, подбирать однокоренные слова. Усвоение перечисленных знаний и умений проверяется на каждом этапе изучения словообразования: при ознакомлении с ними (во время опроса), при обобщении изученного, при написании контрольных диктантов.

Характер заданий постепенно усложняется. При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, требующие воспроизведения изученного, например: что называется основой слова (окончанием, приставкой и т. д.)? Каково назначение суффиксов (окончаний, корня и т. д.)? При обобщении изученного целесообразны вопросы, направляющие внимание учащихся на выяснение общих признаков всех частей слова, например: в чем сходство и в чем различие между суффиксом и приставкой? Что общего имеют и чем различаются корень и основа слова? Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?

Для проверки уровня словообразовательных умений целесообразно предлагать следующие задания:
1) при ознакомлении со словообразовательным явлением: обозначить окончание и основу слова; обозначить части основ данных слов; подобрать слова с данной приставкой (с данным суффиксом, однокоренные слова);
2) при обобщении изученного: обозначить все части данных слов; группировать слова по таким-то признакам (с указанным составом, с указанными значениями данной части слова);
3) при написании контрольных диктантов по орфографии: обозначить части слова, в которых встречались непроверяемые безударные гласные (согласные); обозначить часть слова, в которой имеются гласные после шипящих, и т. п.

ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Школьный курс морфологии традиционно следует за тем направлением в лингвистике, которое считает, что в центре морфологии стоит слово «как носитель морфологических категорий и систем форм»1. Рассматриваемое в этих аспектах слово входит в классы, называемые частями речи. Это и позволяет формулировать предмет изучения школьной морфологии следующим образом: «Морфология изучает слово как часть речи». Из такого определения следует, что в школьной морфологии рассматриваются части речи, т. е. грамматические классы2 слов, которые вы- 1

 Русская грамматика. М., 1980, т. 1, с. 9.
s См.:- там же, с. 453.
деляются по следующим признакам: 1) обобщенному значению;
2) свойственным той или иной части речи грамматическим категориям; 3) особенностям словоизменения и 4) основным синтаксическим функциям.
Морфология изучается в школе для того, чтобы способствовать: 1) общему образованию учащихся, 2) развитию их логического мышления, 3) овладению русским литературным языком в его устной и письменной форме.

Общеобразовательное значение морфологии состоит в том, что она содержит сведения о грамматических классах слов (частях речи) родного языка, об образовании форм слов и их системах, о грамматических категориях, которые в этих формах выявляются. Такие сведения важны для общего образования, так как ученик благодаря им получает общее представление о грамматике родного языка.

Морфология способствует развитию логического мышления детей, так как она, как часть грамматики, обобщает и типизирует явления языка, отвлекаясь от частного и конкретного. Поэтому процесс усвоения морфологии неизбежно сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Развивающее значение морфологии состоит также в том, что она формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Иными словами, знания по морфологии позволяют ученикам произвольно контролировать речь, т. е. обеспечивают сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Таким образом, общеобразовательное, развивающее значение морфологии оказывается непосредственно связано с ее практическим значением.

Изучение морфологии состоит как в усвоении знаний по морфологии, так и в практическом овладении морфологическим языковым материалом. Морфология воздействует на речь детей путем отработки языковых норм, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идет вразрез с нормой. Обогащение детской речи в период обучения морфологии происходит и вследствие усвоения некоторых морфологических явлений (например, причастий, отыменных предлогов и союзов), несвойственных детской речи. В результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им грамматические категории, лексико-грамматические разряды и формальные классы слов. Практическая ценность этих умений проявляется опосредованно, через другие разделы школьного курса русского языка (орфографию, пунктуацию, словообразование, синтаксис, стилистику). От умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а следовательно, и овладения соответствующими нормами русского литературного языка, Действительно, характер русской орфографии таков, что, не разграничивая частей речи и их форм, ученик не сможет применить целый ряд орфографических правил; например, к VIII классу должна быть изучена 71 орфограмма, причем в 50 формулировках содержится указание или на часть речи, или на ту или иную форму части речи. Несколько реже требуется умение разграничивать части речи для применения пунктуационных правил: при постановке тире между подлежащим и составным именным сказуемым в зависимости от способа выражения главных членов, в отдельных случаях выделения обособленных второстепенных членов предложения. Теснейшие взаимосвязи морфологии и синтаксиса исключают изучение одного без другого. Об основных направлениях синтаксической работы при изучении частей речи см. в главе «Изучение синтаксиса».

Наконец, среди стилистических ресурсов русского языка выделяются стилистические ресурсы морфологии: именные, глагольные и отглагольные формы и др. При характеристике функциональных стилей речь также идет об особенностях употребления тех или иных частей речи и их форм в том или ином стиле (например, научный стиль отличается широким использованием настоящего вневременного глаголов и т. д.).

Из сказанного вытекает важный для методики вывод: умение разграничивать части речи и их формы приобретает практическое значение, входит как составная часть в орфографическое, пунктуационное и т. п. действие, если все школьники обучены быстро и безошибочно распознавать все части речи «в лицо». Отсюда можно сделать и второй вывод: практическая ценность умения разграничивать морфологические явления осуществляется только при условии, если морфологические умения вырабатывается в оптимальные сроки и остается время для формированиевания орфографических и других умений и навыков, непосредственноственно важных для владения литературным языком.

Рассматривая обучение морфологии в IV классе, можно выделить следующие этапы и приблизительно указать тот уровень, которого должны достигнуть морфологические умения школьников на каждом из них.

I этап — с начала учебного года до изучения систематическиского курса морфологии. К концу этого этапа все ученики должны уметь разграничивать по значению и вопросам (как показателям значения) имена существительные, имена прилагаетсятельные, личные местоимения, наречия, глаголы. В период изучения синтаксиса формируется умение разграничивать предложения и союзы.

На этом этапе ученики могут производить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов (спрягаемых форм) с указанием не только значения, но и морфологических признаков, изученных в начальных классах.

И этап — изучение частей речи в IV классе.

 {/spoilers}

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика