Секреты пунктуации ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (Граник, Бондаренко) 1986
Старые учебники СССР
Назначение: КНИГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ
Книгоиздательство: "Просвещение" Москва 1986
Авторство: Генриетта Григорьевна Граник, Стелла Морисовна Бондаренко
Формат: PDF, Размер файла: 5.29 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Части первая и втораяКнига для учащихся и поступающих в вузы
ЧАСТЬ 1.
К читателям 3
Похвальное слово знакам препинания 4
Глава I. Хотя «путь и далек, и долог» 10
Правило — самоинструкция — тренировка
«Предчувствие» знака препинания 13
Память и грамотность 15
Блоки 16
Грамотность на «кончике пера» 18
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Глава II. Самые легкие знаки препинания 21
стоит другой союз 168
Бабушка надвое сказала
(О запятой перед союзом или в простом предложении) 21
Приложения с добавочными значениями 76
Глава IV. Слова, грамматически не связанные с предложением 156
Какие это члены предложения? 156
{/spoilers}
Скачать учебник СССР - Секреты пунктуации ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ 1986 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕСЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕМ
Работа по словообразованию продолжается в. течение всего года. Она необходима для закрепления словообразовательных знаний и умений и для создания условий овладения морфологией и орфографией.
Характер заданий постепенно усложняется. При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, требующие воспроизведения изученного, например: что называется основой слова (окончанием, приставкой и т. д.)? Каково назначение суффиксов (окончаний, корня и т. д.)? При обобщении изученного целесообразны вопросы, направляющие внимание учащихся на выяснение общих признаков всех частей слова, например: в чем сходство и в чем различие между суффиксом и приставкой? Что общего имеют и чем различаются корень и основа слова? Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?
ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Школьный курс морфологии традиционно следует за тем направлением в лингвистике, которое считает, что в центре морфологии стоит слово «как носитель морфологических категорий и систем форм»1. Рассматриваемое в этих аспектах слово входит в классы, называемые частями речи. Это и позволяет формулировать предмет изучения школьной морфологии следующим образом: «Морфология изучает слово как часть речи». Из такого определения следует, что в школьной морфологии рассматриваются части речи, т. е. грамматические классы2 слов, которые вы- 1
Общеобразовательное значение морфологии состоит в том, что она содержит сведения о грамматических классах слов (частях речи) родного языка, об образовании форм слов и их системах, о грамматических категориях, которые в этих формах выявляются. Такие сведения важны для общего образования, так как ученик благодаря им получает общее представление о грамматике родного языка.
Морфология способствует развитию логического мышления детей, так как она, как часть грамматики, обобщает и типизирует явления языка, отвлекаясь от частного и конкретного. Поэтому процесс усвоения морфологии неизбежно сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Развивающее значение морфологии состоит также в том, что она формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Иными словами, знания по морфологии позволяют ученикам произвольно контролировать речь, т. е. обеспечивают сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Таким образом, общеобразовательное, развивающее значение морфологии оказывается непосредственно связано с ее практическим значением.
Изучение морфологии состоит как в усвоении знаний по морфологии, так и в практическом овладении морфологическим языковым материалом. Морфология воздействует на речь детей путем отработки языковых норм, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идет вразрез с нормой. Обогащение детской речи в период обучения морфологии происходит и вследствие усвоения некоторых морфологических явлений (например, причастий, отыменных предлогов и союзов), несвойственных детской речи. В результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им грамматические категории, лексико-грамматические разряды и формальные классы слов. Практическая ценность этих умений проявляется опосредованно, через другие разделы школьного курса русского языка (орфографию, пунктуацию, словообразование, синтаксис, стилистику). От умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а следовательно, и овладения соответствующими нормами русского литературного языка, Действительно, характер русской орфографии таков, что, не разграничивая частей речи и их форм, ученик не сможет применить целый ряд орфографических правил; например, к VIII классу должна быть изучена 71 орфограмма, причем в 50 формулировках содержится указание или на часть речи, или на ту или иную форму части речи. Несколько реже требуется умение разграничивать части речи для применения пунктуационных правил: при постановке тире между подлежащим и составным именным сказуемым в зависимости от способа выражения главных членов, в отдельных случаях выделения обособленных второстепенных членов предложения. Теснейшие взаимосвязи морфологии и синтаксиса исключают изучение одного без другого. Об основных направлениях синтаксической работы при изучении частей речи см. в главе «Изучение синтаксиса».
Наконец, среди стилистических ресурсов русского языка выделяются стилистические ресурсы морфологии: именные, глагольные и отглагольные формы и др. При характеристике функциональных стилей речь также идет об особенностях употребления тех или иных частей речи и их форм в том или ином стиле (например, научный стиль отличается широким использованием настоящего вневременного глаголов и т. д.).
Из сказанного вытекает важный для методики вывод: умение разграничивать части речи и их формы приобретает практическое значение, входит как составная часть в орфографическое, пунктуационное и т. п. действие, если все школьники обучены быстро и безошибочно распознавать все части речи «в лицо». Отсюда можно сделать и второй вывод: практическая ценность умения разграничивать морфологические явления осуществляется только при условии, если морфологические умения вырабатываются в оптимальные сроки и остается время для формирования орфографических и других умений и навыков, непосредственно важных для владения литературным языком.
Рассматривая обучение морфологии в IV классе, можно выделить следующие этапы и приблизительно указать тот уровень, которого должны достигнуть морфологические умения школьников на каждом из них.
I этап — с начала учебного года до изучения систематического курса морфологии. К концу этого этапа все ученики должны уметь разграничивать по значению и вопросам (как показателям значения) имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, наречия, глаголы. В период изучения синтаксиса формируется умение разграничивать предлоги и союзы.
На этом этапе ученики могут производить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов (спрягаемых форм) с указанием не только значения, но и морфологических признаков, изученных в начальных классах.
И этап — изучение частей речи в IV классе.
РАБОТА ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕСЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕМ
Работа по словообразованию продолжается в. течение всего года. Она необходима для закрепления словообразовательных знаний и умений и для создания условий овладения морфологией и орфографией.
Характер заданий постепенно усложняется. При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, требующие воспроизведения изученного, например: что называется основой слова (окончанием, приставкой и т. д.)? Каково назначение суффиксов (окончаний, корня и т. д.)? При обобщении изученного целесообразны вопросы, направляющие внимание учащихся на выяснение общих признаков всех частей слова, например: в чем сходство и в чем различие между суффиксом и приставкой? Что общего имеют и чем различаются корень и основа слова? Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?
ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Школьный курс морфологии традиционно следует за тем направлением в лингвистике, которое считает, что в центре морфологии стоит слово «как носитель морфологических категорий и систем форм»1. Рассматриваемое в этих аспектах слово входит в классы, называемые частями речи. Это и позволяет формулировать предмет изучения школьной морфологии следующим образом: «Морфология изучает слово как часть речи». Из такого определения следует, что в школьной морфологии рассматриваются части речи, т. е. грамматические классы2 слов, которые вы- 1
Общеобразовательное значение морфологии состоит в том, что она содержит сведения о грамматических классах слов (частях речи) родного языка, об образовании форм слов и их системах, о грамматических категориях, которые в этих формах выявляются. Такие сведения важны для общего образования, так как ученик благодаря им получает общее представление о грамматике родного языка.
Морфология способствует развитию логического мышления детей, так как она, как часть грамматики, обобщает и типизирует явления языка, отвлекаясь от частного и конкретного. Поэтому процесс усвоения морфологии неизбежно сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Развивающее значение морфологии состоит также в том, что она формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Иными словами, знания по морфологии позволяют ученикам произвольно контролировать речь, т. е. обеспечивают сознательное отношение к своей речи и к речи окружающих. Таким образом, общеобразовательное, развивающее значение морфологии оказывается непосредственно связано с ее практическим значением.
Изучение морфологии состоит как в усвоении знаний по морфологии, так и в практическом овладении морфологическим языковым материалом. Морфология воздействует на речь детей путем отработки языковых норм, исправления того, что в речи школьников, овладевших языком естественно, в процессе общения, идет вразрез с нормой. Обогащение детской речи в период обучения морфологии происходит и вследствие усвоения некоторых морфологических явлений (например, причастий, отыменных предлогов и союзов), несвойственных детской речи. В результате изучения морфологии школьники обучаются распознавать части речи и свойственные им грамматические категории, лексико-грамматические разряды и формальные классы слов. Практическая ценность этих умений проявляется опосредованно, через другие разделы школьного курса русского языка (орфографию, пунктуацию, словообразование, синтаксис, стилистику). От умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а следовательно, и овладения соответствующими нормами русского литературного языка, Действительно, характер русской орфографии таков, что, не разграничивая частей речи и их форм, ученик не сможет применить целый ряд орфографических правил; например, к VIII классу должна быть изучена 71 орфограмма, причем в 50 формулировках содержится указание или на часть речи, или на ту или иную форму части речи. Несколько реже требуется умение разграничивать части речи для применения пунктуационных правил: при постановке тире между подлежащим и составным именным сказуемым в зависимости от способа выражения главных членов, в отдельных случаях выделения обособленных второстепенных членов предложения. Теснейшие взаимосвязи морфологии и синтаксиса исключают изучение одного без другого. Об основных направлениях синтаксической работы при изучении частей речи см. в главе «Изучение синтаксиса».
Наконец, среди стилистических ресурсов русского языка выделяются стилистические ресурсы морфологии: именные, глагольные и отглагольные формы и др. При характеристике функциональных стилей речь также идет об особенностях употребления тех или иных частей речи и их форм в том или ином стиле (например, научный стиль отличается широким использованием настоящего вневременного глаголов и т. д.).
Из сказанного вытекает важный для методики вывод: умение разграничивать части речи и их формы приобретает практическое значение, входит как составная часть в орфографическое, пунктуационное и т. п. действие, если все школьники обучены быстро и безошибочно распознавать все части речи «в лицо». Отсюда можно сделать и второй вывод: практическая ценность умения разграничивать морфологические явления осуществляется только при условии, если морфологические умения вырабатывается в оптимальные сроки и остается время для формированиевания орфографических и других умений и навыков, непосредственноственно важных для владения литературным языком.
Рассматривая обучение морфологии в IV классе, можно выделить следующие этапы и приблизительно указать тот уровень, которого должны достигнуть морфологические умения школьников на каждом из них.
I этап — с начала учебного года до изучения систематическиского курса морфологии. К концу этого этапа все ученики должны уметь разграничивать по значению и вопросам (как показателям значения) имена существительные, имена прилагаетсятельные, личные местоимения, наречия, глаголы. В период изучения синтаксиса формируется умение разграничивать предложения и союзы.
На этом этапе ученики могут производить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов (спрягаемых форм) с указанием не только значения, но и морфологических признаков, изученных в начальных классах.
И этап — изучение частей речи в IV классе.
{/spoilers}