Школьные опыты и лабораторные занятия по курсу анатомии и физиологии человека (Яковлева) 1961 год

_★_Скачать Советский учебник

 Школьные опыты и лабораторные занятия по курсу анатомии и физиологии человека (Яковлева) 1961

Назначение: Пособие для учителя

Цель этой книги — дать начинающим учителям точное описание техники и основные методические рекомендации к проведению наблюдений и опытов в процессе преподавания школьного курса анатомии и физиологии человека. Кроме обязательного минимума работ, требуемых современной программой, в книге дается описание довольно большого количества опытов, проведение которых несколько расширит рамки школьного эксперимента по физиологии.

© Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва 1961 

Авторство: Яковлева О.С. 

Формат: PDF Размер файла: 9.43 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Образовательное и воспитательное значение эксперимента в школьном курсе анатомии и фи-зиологии человека ..... 5

Общее знакомство с организмом человека.

Работа /. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом клеток эпителия, высти-лающего поверхность ротовой полости человека 13

Работа 2. Рассматривание поверхностного эпителиального слоя кожи лягушки 15

Работа 3. Приготовление препарата хрящевой ткани и рассматривание его под микроскопом 16

Работа 4. Приготовление препарата поперечнополосатой мышечной ткани и рассматривание его под микроскопом . . 17

Работа 5. Регенерация плавников у рыб 20

Работа 6. Регенерация конечностей и хвоста у аксолотля . 20

Работа 7, Свойства мышечной ткани. Раздражение мышц через нерв . . ...... 21

Работа 8. Свойства нервной Ткани 26

Работа 9. Демонстрация рефлекса на лягушке . ..... 31

Костно-мышечная система.

Работа 10. Скелет и отдельные

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

кости скелета человека и животных 33

Работа 11. Демонстрация распилов костей 35

Работа 12. Получение минерального вещества кости ... 37

Работа 13. Получение органического вещества кости ... 38

Работа 14. Прочность кости (по

Ягодовскому) . ' . .... 39

Работа 15. Демонстрация вскрытого сустава ....... 40

Работа 16. Демонстрация длительного сокращения мышцы. 41

Работа ,17. Механическая работа мышцы 42

Работа 18. Изучение механической работы и явления утомления мышц при помощи самодельного эргографа f t . 43

Кровообращение.

Работа 19. Демонстрация под микроскопом свежей и окрашенной крови человека . ... 46

Работа 20. Разрушение эритроцитов при смешивании крови с водой и сохранение их в фи-зиологическом растворе . . 47

Работа 21. Демонстрация получения артериальной крови . " 48

Работа 22. Демонстрация строения сердца и значения сердечных клапанов на сердце крупного млекопитающего ... 49

Работа 23. Демонстрация действия створчатых клапанов сердца   55

Работа , 24. Наблюдение движения крови в живом организме 57

Работа 25. Наблюдение над сокращающимся сердцем лягушки 61

Работа 26. Демонстрация ритма сердечных сокращений . . " 63i

Работа 27\ Подсчет пульса . o 66

Дыхание.

Работа 28. Демонстрационное вскрытие легких крупного млекопитающего животного. Опыты с легким 67

Работа 29. Мерцательный эпителий нёба лягушки 73

Работа 30. Мерцательный эпителий под микроскопом ... 75

Работа 31. Измерение сантиметровой лентой окружности грудной клеггки после сильного выдоха и глубокого вдоха . . 76

Работа 32. Значение изменения объема грудной клетки при вдохе и выдохе 76

Работа' 33. Изменение состава воздуха при дыхании ... 78

Работа 34. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе и в пробирке, где сокращалась лапка лягушки . . . . 8L

Работа 35. Определение дыхательного воздуха и жизненной емкости легких спирометром . 83

Работа 36. Подсчет дыхательных

движений 85

Работа 37. Исследование воздуха жилых помещений , . , . . 87

(опыт Ягодовского)

Работа 38. Ознакомление с приемами искусственного дыхания 88

Пищеварение.

Работа 39. Строение органов пищеварения . 90

Работа 40. Изучение строения желудка, тонких кишок, печени (Работа с раздаточным материалом) ......... 96

Свойства белков, жиров и углеводов.

Работа 41. Свойства белков . . 97

Работа 42. Свойства крахмала . 98

Работа 43. Свойства сахара (глюкозы) 99

Работа 44. Свойства жиров o " 100

Работа 45. Анализ бульона o ,101

Работа 46. Анализ молока " * ,101

Работа 47. Анализ муки . . . 102

Работа 48. Анализ овощей и фруктов . . 103

Работа 49. Определение количества воды в продуктах питания 104

Работа 50. Определение содержания в продуктах противоцин

готного витамина С . . . . 104

Работа 51. Влияние качества пищи на вес кроликов . . . .106

Работа 52. Пищеварительное действие слюны 107

Работа 53. Действие желудочного сока на белки 111

Работа 54. Опыты с панкреатическим соком 115

Работа 55. Действие желчи на жиры 117

Работа 56. Односторонняя проницаемость живой ткани . а . ,117

Органы выделения.

Работа 57. Строение почки . .120

Нервная система.

Работа 58. Рефлексы спинного мозга 122

Работа 59. Влияние силы раздражителя на время рефлекса и характер ответной реакции . Г24

Работа 60. Торможение рефлексов спинного мозга .... 126

Работа 61. Сеченовское торможение 127

Работа 62. Строение головного мозга . . е ...... . 128

Работа 63. Выработка условного рефлекса у карася (по Хотину) 129

Работа 64. Дрессировка крыс, основанная на получении условных рефлексов 131

Работа 65. Образование условных рефлексов у мелких животных 132

Работа 66. Вскрытие глаза крупного млекопитающего животного. Опыты с хрусталиком . 134

Работа 67. Значение зрачка (самонаблюдение) 138

Работа 68. Отыскание слепого пятна 138

Работа 69. Определение густоты осязательных точек кожи в "139

Железы внутренней секреции.

Работа 70. Влияние адреналина и питуитрина на пигментные клетки кожи лягущки . . . .139

Работа 71. Влияние адреналина и питуитрина на пигментные клетки кожи колюшки . . .142

Работа 72. Влияние окраски грун

та на окраску тела аксолотлей и лягушек 143

Работа 73. Влияние гормона щитовидной железы на метаморфоз головастиков лягушки . .144

Работа 74. Превращение аксолотля в амблистому действием тиреоидина 145

Работа 75. Вызывание искусственной линьки у кур действием тиреоидина (гормона щитовидной железы) . . .... 147

Развитие организма.

Работа 76. Влияние количества пищи на рост и развитие рыб 148

Работа 77. Влияние температуры на рост и развитие рыб . . .149

Работа 78. Влияние температурного фактора на развитие лягушки .. 149

Справочный отдел.

Лабораторные животные , , .152

Продукты мясного рынка . . .160

Специальные пособия . . " .161

Источники электрического тока . 162

Кимограф 164

Приготовление растворов , . .166

 {/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Школьные опыты и лабораторные занятия по курсу анатомии и физиологии человека (Яковлева) 1961 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

В руководство включены описания лабораторных работ и демонстраций, используемых в школе при изучении клеток, тканей и органов, хотя они и не относятся к категории физиологического эксперимента. Сделано это для удобства преподавателей, работа которых будет значительно облегчена, если они в одной кни-ге найдут указания к проведению всех школьных работ по анатомии и физиологии человека.

В настоящей книге автор не ставит своей задачей рассмотрение всей системы преподавания школьного курса анатомии и физиологии человека или разрешение всего комплекса вопросов принципиального характера, связанных с применением опытов на уроках или во внеклассной работе по анатомии и физиологии человека.

Исходя из того, что физиологические изменения, возникающие в организме под воздействием внешних факторов, значительно лучше могут быть осознаны учащимися при изучении курса физиологии, нежели в курсе зоологии, в книге даются описания некоторых опытов, показывающих изменения, возникающие в животном организме под влиянием условий жизни (состав пищи, температура, условия освещения).

Описания опытов и наблюдений выполнены по единой схеме: цель работы, оборудование, техника и методика проведения данной работы, вывод и примечания.

Мы отнюдь не предполагаем, что в школе следует ставить все опыты, описанные в данном руководстве. В зависимости от оборудования и подготовки учащихся преподаватель должен из

большого количества работ, приведенных в книге, выбрать те, которые в данных конкретных условиях могут быть проведены на уроках или в кружке юных физиологов.

В данном руководстве приведены как оригинальные работы, так и те, которые были уже описаны в нашей отечественной литературе, что придает книге удобный для учителя характер методической хрестоматии, обеспечивающей ему знакомство с oбольшим количеством тщательно проверенного лучшего опыта наших учителей и методистов.

Приношу благодарность научным работникам и преподавателям, давшим для книги описание опытов и приборов, сконструированных ими: 1) П. И. Боровицкому (раб. 18, 50, 68, 69), 2) И. А. Михальченко (раб. 16), 3) С. А. Павловичу (раб. 24), Г. 3. Рогинскому (раб. 65), Л. Э. Спалва (раб. 51, 72, 78), А. Е. Суглицкому (раб. 70, 71, 75).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ АНАТОМИИ

И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Школьный курс анатомии и физиологии человека излагается на основе учения академика И. П. Павлова

В процессе преподавания курса необходимо дать учащимся правильное представление о живом организме, как о целостной системе, объединенной нервной и гуморальной связью, показать значение нервной системы в жизненных отправлениях и раскрыть ведущую роль коры больших полушарий мозга.

Также продолжается работа по развитию понятия об обмене веществ, начатая в курсе зоологии. Учащимся следует показать, что нервная система обеспечивает постоянную приспособленность организма к окружающей внешней среде.

Учению И. П. Павлова об условных рефлексах, о. качественном своеобразии высшей нервной деятельности человека в'школе должно быть уделено серьезное внимание. Наконец, учитель должен показать учащимся, что работы И. П. Павлова знаменуют собою новый этап в развитии физиологии и медицины, и вскрыть роль павловского учения в борьбе за здоровье и долголетие человека. Школьный курс, изучающий основы павловской физиологии, должен быть практически направлен. Это может быть достигнуто путем ознакомления учащихся с вопросами гигиены, санитарии, медицины, путем разъяснения значения здорового режима и необходимости занятий физкультурой.

Глубокое изучение основ физиологии требует применения опытов и наблюдений. Знакомя учащихся с основами павловской физиологии, надо сказать о способах, при помощи которых были получены научные истины. Это тем более необходимо, так как И. П. Павлов был блестящим экспериментатором. Он широко использовал опыты при чтении курса физиологии. На примере работ самого И. П. Павлова мы можем ярко показать, какое

1 Программы средней школы на 1960/61 учебный год, Биология, Учпед.1960.

большое значение в физиологии имеет правильно выбранный 'метод исследования.

Школьные опыты и наблюдения по физиологии животных и человека могут иметь различный характер и занимать различное место в учебном процессе, но все они простые и сложные, длительные и кратковременные - имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они не только знакомят учащихся с одним из основных методов павловской физиологической науки, но являются средством наилучшего усвоения определенных понятий курса и средством формирования основ научного материалистического мировоззрения учащихся.

Наблюдения и опыты знакомят учащихся с некоторыми реально существующими в теле животного и человека физиологическими процессами, помогают вскрывать наиболее важные связи, дают возможность убедить учащихся в материальности физиологических процессов. Иногда нужно поставить несколько аналогичных опытов, чтобы лучше понять общую сущность наблюдаемых явлений.

В ряде школьных опытов (действие слюны на крахмал и желудочного сока на белки, превращение венозной крови в артериальную, сокращение мышцы и т. п.) учащиеся получают возможность непосредственного наблюдения физиологических процессов и убедиться в том, что эти процессы действительно существуют, что течение их можно изменить путем изменения материальных условий.

Однако в некоторых опытах учащиеся наблюдают лишь внешнее проявление физиологического процесса, а не самый процесс. Так, в опыте с нервно-мышечным препаратом учащиеся видят сокращение мышц лапки при раздражении нерва; те же физиологические процессы, которые происходят в нерве, не- посредственому наблюдению не поддаются. В опытах с лягушкой (у которой удален головной мозг) учащиеся наблюдают начальный момент (нанесение раздражения на кожу) и конечный момент рефлекса (сокращение мышц). Те же физиологические процессы, которые происходят в нервной системе во время рефлекса, не могут быть наблюдаемы.

Следовательно, одних эмпирических наблюдений школьников без теоретического обобщения не всегда бывает достаточно для того, дтобы познать закономерности физиологических процессов. Наблюдения, проводимые учащимися во время опытов, дают знание определенного количества реально существующих фактов, которые будут способствовать диалектико-материалистическому пониманию жизни. Ведущая роль учителя в этом деле весьма ответственна и сложна.

Приведем несколько примеров, иллюстрирующих значение школьного опыта по физиологии в работе учителя по формированию в сознании учащихся идеи материальности природы. "Материалистическое мировоззрение,- говорит Энгельс,- озна

чает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений" L Разберем с этой точки зрения урок на тему "Строение нерва и свойства нерва". Школьный опыт по изучению свойств нерва показывает, что в нерве под воздействием материальных причин происходят какие-то изменения, хотя непосредственно мы их и не наблюдаем.

Однако при повторении опыта после нанесения на нерв капли хлороформа или аммиака учащиеся наблюдают, что проводимость нерва ослабляется или полностью нарушается; это убеждает их в том, что возбуждение, возникшее в нерве под влиянием внешних факторов, действительно проводится по нерву.

Если учитель ограничится только рассмотрением одного этого факта, то значение опыта будет весьма ограничено. Если же он перейдет к ознакомлению учащихся с физиологическими свойствами нервной клетки, которая обладает возбудимостью и проводимостью, то значение опыта по изучению свойств нерва будет значительно шире. Учащимся, под свежим впечатлением опыта, станет ясно, что причиной возбуждения нервных клеток в живом нормальном организме является всегда какая-то материальная причина. Нервные клетки приходят в состояние возбуждения под влиянием химических веществ, приносимых к ним кровью или образующихся в них самих в процессе их жизнедеятельности. Нормальным же физиологическим раздражителем нервных клеток центральной нервной системы являются возбуждения, поступающие в клетки из тех органов, с которыми эти клетки связаны при помощи нервных волокон. Вот к каким глубоко осознанным и прочным знаниям может привести простой школьный опыт с раздражением нерва солью, горячей па-лочкой, щипком и электрическим током при правильном обобщении данных опыта. При правильном анализе опытов с лягушкой (особенно интересен опыт с выключением отдельных частей рефлекторной дуги - см. раб. 58) у учащихся формируется понятие о том, что нервная система является таким органом, в котором протекают сложнейшие физиологические процессы, что причиной этих процессов являются материальные воздействия среды на окончания центростремительных нервных волокон. Простейшие опыты с лягушкой весьма убедительно показывают учащимся, что взаимоотношения этой лягушки с внешней средой осуществляются при участии нервной системы, так как при разрушении спинного мозга все кожно-мышечные рефлексы, имеющие защитное значение, исчезают. Эти опыты убеждают учащихся в том, что нервная система - это специальный орган связи животного с внешним миром.

Опыты по условным рефлексам, проводимые учащимися в уголке живой природы, помогут им понять учение И. П. Павлова о значении нервной системы в обеспечении нормальных

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XIV, 1931, стр. 651.

сложных отношений организма с внешним миром. Эти опыты покажут учащимся, что И. П. Павлов нашел метод (метод условных рефлексов) объективного изучения высшей нервной деятельности животных, т. е. метод объективного изучения сложных взаимоотношений организма с внешним миром, осуществляющихся при помощи коры больших полушарий. Эти отношения временны, преходящи, но значительно превосходят по тонкости те постоянные, неизменные ответы организма на воздействия внешней среды, которые осуществляются при помощи безусловных рефлексов. В настоящее время в методической литературе описано достаточное количество школьных опытов об условных рефлексах с использованием лабораторных животных. Эти опыты необходимо широко практиковать в школе для демонстрации того, что жизнь животного представляет собою постоянное приспособление к воздействиям внешнего мира, что это приспособление осуществляется при помощи нервной системы.

Сложные физиологические опыты, показывающие значение нервной системы в обеспечении единства организма, могут быть продемонстрированы учащимся при помощи учебных фильмов. Путем обычных Школьных "самонаблюдений" может быть ясно показана согласованная деятельность органов тела человека.

Школьные опыты, вскрывающие роль гормонов и витаминов в жизни животного организма, подводят учащихся к более глубокому пониманию значений химической регуляции физиологических процессов, имеющей определенное значение в осущест-влении единства организма.

Путем доступных школе опытов учащимся следует показать, что, изменяя условия питания, температуры, освещения и других факторов внешней среды, можно вызвать в животном организме изменение обмена веществ, так как условия внешней среды изменяют строение и функции организма только через изменение обмена веществ.

Самая сущность физиологических изменений, происходящих в животном организме под влиянием внешних факторов, может быть более сознательно усвоена учащимися при изучении курса физиологии, а не в курсе зоологии, где предлагаются подобные опыты.

При совместном изучении анатомии и физиологии школьные опыты создают благоприятные условия для формирования в сознании учащихся понятия о единстве формы и функции. Обеспечивая наглядность при изучении формы путем вскрытий, демонстраций натуральных органов и лабораторных работ учащихся с раздаточным материалом, учитель в ряде случаев может при помощи опыта дать наглядное восприятие функции изучаемого органа. Так, при ознакомлении учащихся с анато-мией сердца путем вскрытий сердца крупного млекопитающего животного учитель должен не только познакомить учащихся со строением сердейных клапанов, но и показать на опыте значение

этих клапанов (см. раб. 23). При изучении особенностей строения мерцательного эпителия "следует не только дать понятие а строении этой ткани, но и показать на опыте взаимосвязь между строением этой ткани и ее функцией (см. раб. 29). Взаимосвязь между строением сустава и характером движения в нем, зависимость свойств костей от их строения и химического состава и целый ряд других примеров единства формы и функции могут быть наглядно раскрыты перед учащимися путем опытов.

Ценность школьных опытов заключается также и в том, что они дают представление о сложных жизненных процессах, протекающих в живом организме.

Умело используя данные школьных опытов и наблюдений, учитель может показать связь павловской физиологической науки с практической медициной. Так, познакомив учащихся при помощи опыта с условиями действия фермента пепсина на белок, учитель подводит их к пониманию того, что медицина, основанная на знании физиологии, может помочь больному, имеющему слабую кислотность или недостаточное количество желудочного сока. Этот обычный школьный опыт поможет учащимся осознать ту великую пользу, которую принес всему человечеству И. П. Павлов, открывший способ получения лечебного желудочного сока путем мнимого кормления.

Итак, школьные опыты по физиологии животных и человека способствуют конкретному восприятию учащимися реальных фактов объективной действительности и являются фундаментом для образования правильных понятий о невидимых связях и отношениях между вещами и явлениями. Это и позволяет познавать закономерности жизни животного организма.

Образовательное и воспитательное значение школьных опытов и наблюдений в курсе анатомии и физиологии велико, но они не являются исключительным и универсальным методом преподавания школьной физиологии. Историческое постановление ЦК ВКП(б) о средней школе 5/IX 1931 г. со всей четкостью указало, что в школе не должно быть единого, универсального метода преподавания. Уроки по анатомии и физиологии человека дают большие возможности для применения различных приемов преподавания. На этих уроках устное изложение материала учителем следует сочетать с лабораторными работами* учащихся, с демонстрационными опытами учителя, с использованием натуральных объектов, таблиц, кинофильмов, рисунка на доске и т. д.

Применение большого разнообразия методических приемов* на уроках анатомии и физиологии человека облегчается тем, что эти два предмета изучаются совместно.

Опыты и наблюдения, своевременно включенные в урок, всегда должны быть логически связаны с темой урока и подчинены содержанию его.

Умелое и правильное применение демонстрационных опытов, лабораторных занятий и длительных наблюдений и экспериментов во внеклассное время требуют от учителя хорошего знания техники эксперимента, вдумчивого отношения к методике его, так как только правильно поставленный эксперимент может дать ценный в педагогическом отношении результат.

Прежде всего преподаватель и учащийся должны совершенно отчетливо представлять себе, для чего ставится тот или иной опыт, какова цель эксперимента. Методологически и методически недопустимо ставить опыт совсем "вслепую", руководствуясь желанием "посмотреть, что получится".

Кроме ясного представления о цели эксперимента, важным моментом является выбор условий эксперимента. При этом в школьных опытах по физиологии большое значение / приобретает применение различных приборов и инструментов. На этой стадии работы, в значительной мере определяющей успех эксперимента, следует стараться не усложнять опыта ненужными деталями, подчас затемняющими конечный результат. Следует стремиться к возможно более простому решению задачи.

Объект наблюдения должен быть освобожден от осложняющих его влияний. Приборы, с использованием которых ставятся школьные опыты, должны быть настолько упрощены, чтобы конструкция прибора не отвлекала внимания. Вместе с тем нельзя упрощение в постановке опыта доводить до такой степени, которая отразилась бы на точности .результата.

Необходимо приучать учащихся к правильному, сознательному подбору условий опыта, что имеет большое значение в деле развития их мышления.

В целом ряде случаев при постановке опытов сложную проблему приходится разбивать на ряд более простых. Например, поставив задачу выяснить влияние слюны на пищу, мы расчленяем ее на .ряд вопросов. Сначала выясняем, на какую составную часть пищи действует слюна (крахмал, белок, жиры). Затем разрешаем вопрос о влиянии температуры на процесс изменения крахмала и, наконец, ставим вопрос о химической среде, необходимой для проявления деятельности ферментов слюны.

На основании сопоставления данных этих опытов делается вывод о пищеварительном значении слюны и условиях ее действия на'крахмал. Правильное расчленение сложной проблемы на ряд более простых является чрезвычайно существенным моментом во всякой экспериментальной работе.

Наконец, при использовании опытов на уроках и во внеклассных занятиях необходимо так организовать работу, чтобы эксперимент вызвал активность учащихся, содействовал развитию их внимания, наблюдательности и мыслительных способностей. Это достигается различными путями.

На уроках по анатомии и физиологии человека опыты используются чаще всего при изучении нового материала; значило

тельно реже их ставят для дополнительной иллюстрации уже ранее установленных фактов и закономерностей. При изучении нового материала опыты могут быть проведены различно. В одних случаях они являются лишь иллюстрацией к устному изложению материала учителем. Допустим, что на уроке по теме "Пищеварительное значение желудочного сока" учитель излагает все содержание урока (состав желудочного сока, фермент пепсин, действие его на белок и условия, необходимые для этого), а затем все сказанное иллюстрирует опытами или предлагает учащимся провести соответствующую лабораторную работу. Данный прием использования опытов на уроке имеет свои положительные стороны: он упражняет наблюдательность учащихся, обеспечивает наглядное восприятие изучаемого физиологического процесса, придает знаниям конкретный и более прочный характер; он является одним из способов закрепления материала. В ряде случаев такой методический прием применения наблюдений и опытов на уроке является вполне целесообразным. Так, например, при работе с микроскопическими объектами наблюдение и опыт лучше использовать в качестве иллюстрации к объяснению учителя, так как изучение микрообъектов является для учащихся довольно трудным процессом. Если учащиеся найдут под микроскопом и внимательно рассмотрят, то, о чем рассказывал учитель, то учебная цель работы будет достигнута; более сложных задач при работе с микроскопом в школьных условиях ставить не следует. При постановке опытов по изучению трудных вопросов программы демонстрация опыта в качестве иллюстрации к изложению учебного материала учителем будет также вполне целесообразна. Так, например, вопрос об односторонней проницаемости живых тканей, разбираемый при изучении физиологии всасывания, является трудным для учащихся; учителю следует сначала разъяснить учащимся своеобразие физиологического процесса всасывания, а затем продемонстрировать соответствующие опыты.

При изучении нового материала опыты могут быть исполь- o зованы так, чтобы наблюдения, проводимые во время опыта, давали конкретный материал для разъяснения новых физиологических понятий. Правильно поставленный опыт должен дать учащимся возможность самостоятельного построения как индуктивных, так и дедуктивных умозаключений.

Приводим пример использования демонстрации опытов с лягушкой на уроке по теме "Физиология спинного мозга". После повторения материала по строению спинного мозга преподаватель сообщает учащимся тему урока и указывает, что значение спинного мозга будет выяснено при помощи опытов.

В опытах с лягушкой, демонстрируемых преподавателем, учащиеся наблюдают, что лягушка сгибает ту лапку, на которую кладется бумажка, смоченная кислотой, но после разрушения спинного мозга этой ответной реакции на раздражение окончаний центростремительных нервных волокон, находящихся в коже, не наблюдается. На основании этих опытов учащиеся делают вывод, что ответные реакции на раздражение кожи осуществляются только при помощи центральной нервной системы.

Далее преподаватель дает определение рефлекса, рефлекторного движения и, используя схематическое изображение простейшей рефлекторной дуги, объясняет учащимся, что происходит в нервной системе во время рефлекса.

Закончив объяснение и проверив степень усвоения учащимися новых понятий, преподаватель ставит перед учащимися новую задачу - выяснить, будет ли осуществляться рефлекс при выключении какой-либо части рефлекторной дуги?

Преподаватель удаляет с одной из задних лапок лягушки кожу, т. е. выключает из дуги кожно-мышечного рефлекса окончания центростремительных нервных волокон, и проделывает опыт с раздражением этой лапки кислотой и щипком. Учащиеся отмечают, что ответной реакции в данном случае не наблюдается. Если же положить бумажку, смоченную кислотой, на другую лапку, где кожа сохранена, то рефлекс осуществляется. Затем преподаватель разрушает у лягушки спинной мозг и повто-ряет опыты с раздражением обеих лапок. Учащиеся наблюдают, что после разрушения спинного мозга ответная реакция на раздражение рецепторов кожи не осуществляется.

На основании этих опытов учащиеся делают вывод, что рефлекс осуществляется только в том случае, если целы все части рефлекторной дуги.

Далее, путем беседы, используя данные опыта, учитель выясняет защитное значение рефлекторных движений лягушки, наблюдаемых в опыте, и роль нервной системы во взаимосвязи организма с внешней средой.

На данном уроке непосредственные наблюдения физиологических явлений сочетаются с логическими обобщениями аналитического и синтетического порядка. Так, на основании наблюдений целого ряда явлений в опытах со спинномозговой ля-" гушкой у учащихся формируется понятие о рефлексе и о значении спинного мозга (индукция).

Применяя общие понятия о рефлексе и о рефлекторной дуге к объяснению отдельных фактов, наблюдаемых в опыте с выключением частей рефлекторной дуги, учащиеся используют метод дедуктивного мышления.

При размышлении учащихся над опытами возможно и обратное соотношение" индукции и дедукции. Например, опыт с желудочным сокой имеет цель установить, при каких условиях фермент пепсин расщепляет белки до пептонов. При постановке этого опыта учащиеся исходят из общего известного им положения о том, что желудочный сок является пищеварительным соком, действующим на белки. В опыте учащиеся разрешают част

ные задачи, приводящие их к более углубленному познанию общего, т. е. пищеварительного значения желудочного сока.

Во время проведения опытов .(демонстрационных или лабораторных работ) преподаватель является организатором и руководителем процесса наблюдения. Он должен учить учащихся "смотреть" и "видеть". Достигается это путем мобилизации внимания учащихся, путем постановки цели опыта, привлечения учащихся 'к определению условий эксперимента, к обобщению наблюдений. Большое значение при этом имеет краткая запись условий и хода опыта, сопровождаемая зарисовками, и запись выводов и обобщений. Необходимо также приучать учащихся к точному устному описанию виденного в опыте. В некоторых случаях возможно применение письменных отчетов о таких опытах, о которых нет необходимого материала в учебнике. В классе при активном участии учащихся может быть составлен план для отчета. Отчеты тщательно проверяются и оцениваются преподавателем. Проведение 3-4 таких работ в течение года значительно повышает культуру труда учащихся и содействует развитию их внимания, наблюдательности, умению точно выполнять работу, правильно обобщать и толково описывать.

При выполнении лабораторных работ по анатомии и физио* логии человека учащиеся получают элементарные навыки экспериментирования, умение обращаться с различными приборами, инструментами и реактивами.

Лабораторные работы имеют большое значение и в трудовом воспитании учащихся. Привлечение учащихся к подготовке оборудования, к уборке лаборатории после занятий приучает их к общественно полезному физическому труду.

Во время лабораторных работ к учащимся предъявляются такие же требования, как к рабочему на производстве: работать тихо, организованно, по плану, экономно использовать материал, бережно относиться к приборам и инструментам, а после ра-боты оставить свое рабочее место в полном порядке.

ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА

Работа 1. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом клеток эпителия, выстилающего поверхность ротовой полости человека.

Цель - дать конкретное представление о строении тканевой клетки тела человека.

Материалы и оборудование: 1) микроскоп; 2) предметное и покровное стекла; 3) скальпель (весь металлический) или чайная ложка; 4) препаровальная игла; 5) вода; 6) чернила (лучше красные); 7) стеклянная палочка; 8) раствор марганцовокислого калия, 9) часовое стекло или маленькое блюдечко; 10) слизистая оболочка рта человека.

Методика и техника работы. Проведение данной работы рекомендуется на уроке по теме "Строение животной клетки".

При ознакомлении учащихся с микроскопическим строением организма учитель достигает хороших результатов, если ведет работу по следующему плану:

1. Изложение учителем учебного материала, сопровождаемое зарисовкою на доске или демонстрацией соответствующих таблиц.

2. Приготовление микропрепарата учащимися и рассматривание его в микроскоп.

3. Зарисовка учащимися клеток эпителиальной ткани.

При отсутствии необходимого для лабораторной работы количества микроскопов временный микропрепарат готовится на уроке, на глазах учащихся одним из учеников класса. Этот микропрепарат и демонстрируется под микроскопом всему классу.

Клетки эпителиальной ткани, выстилающей ротовую полость человека, бесцветны. Для окрашивания.их готовится краска следующим образом: на часовое стекло при помощи стеклянной палочки помещают 7-8 капель чистой воды и прибавляют одну каплю обыкновенных чернил. Необходимо брать чистые чернила,, которые до работы хранятся закрытыми. Когда чернила берут из школьных чернильниц, стоящих открытыми, то рассмотрению препарата под микроскопом мешают крупные пылевые частицы,, попадающие с чернилами. Каплю чернил при помощи стеклянной палочки тщательно смешивают с водой. Каплю подкрашенной чернилами воды при помощи стеклянной палочки переносят на предметное стекло. Затем берут скальпель, на ручке которого не должно быть никаких зазубрин. Ручку скальпеля дезинфицируют в растворе марганцовокислого калия и вносят в рот. Держа скальпель за тот конец, на котором находится лезвие, ручкой его следует поскоблить внутреннюю поверхность щеки. Маленький комочек слизи ("оскребок"), который окажется на ручке скальпеля, следует при помощи препаровальной иглы по-местить в каплю подкрашенной воды, заранее приготовленной на предметном стекле.

Капля подкрашенной воды с клетками эпителиальной ткан" покрывается покровным стеклом. Препарат рассматривают сначала при малом, а затем при большом увеличении. Для рассмотрения выбирают клетки правильной формы; в поле зрения наблюдателя иногда попадаются клетки, разорванные или помятые: их рассматривать при большом увеличении не следует.

Под микроскопом следует рассмотреть ядро, протоплазму и оболочку. В протоплазме около ядра хорошо заметна зернистость. Снаружи тканевая клетка покрыта уплотненным слоем протоплазмы, который мы различаем в виде тонкого контура (рис. 1).

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС (2)

Еще из раздела - БИОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика