Современный русский литературный язык - Часть 1 (Гвоздев) 1958 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Настоящий выпуск представляет собой часть общего курса современного русского литературного языка и включает фонетику и первый раздел грамматики — морфологию в широком понимании; в следующие выпуски войдут синтаксис и лексика.
Целью данного курса является обзор основных явлений современного русского литературного языка, относящихся к разным сторонам языковой системы, и раскрытие их характерных свойств и объема, а также тенденций их развития. С этой стороны внимание направлено на установление продуктивности одних явлений и зависящей от нее их устойчивости, распространенности, роста; непродуктивности других и связанного с этим их пережиточного характера и нарушения ими действующих в современном языке закономерностей.
Авторство: Гвоздев А.Н.
Формат: DjVu, Размер файла: 16.2 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
Фонетика и орфоэпия.
Фонетический строй русского языка.
Литературное произношение (орфоэпия).
Орфография.
Алфавит и графика.
Основные черты русской орфографии.
Грамматика.
Морфология.
Части речи.
Скачать бесплатный учебник СССР - Современный русский литературный язык - Часть 1 (Гвоздев) 1958 года
Скачать...DjVu
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФОНЕМАХ.
Учение о фонемах ставит своей задачей разрешить вопрос о том, что такое простейшие, основные единицы внешней звуковой стороны речи. Обычно в практике речи встречаются разнообразные сочетания непрерывно следующих один за другим звуков в виде слов и предложений. Каких-нибудь четких границ между ними не имеется, а повторяющиеся в разных сочетаниях звуки далеко нс тождественны.
Изучение звуковой стороны, в частности с применением объективных методов исследования как со стороны физической (акустика), так и со стороны участия в произношении органов речи (физиология звуков речи), поколебало долго существовавший взгляд, что буквы соответствуют звукам и что состав букв в словах дает представление об их звуковом составе. Затем выяснилось, что в физическом отношении звуки нашей речи необычайно разнообразны и многочисленны, а, кроме того, их границы в цепи других звуков трудно определимы. В то же время встал вопрос, все ли эти многочисленные звуки в одинаковой степени важны для языка, для целей общения.
Привлечение внимания к этому вопросу привело к выводу о необходимости разграничивать разные аспекты изучения звуков, и определилось три таких аспекта: 1) физический, рассматривающий физические свойства звуков речи—состав входящих в них тонов и шумов; 2) физиологический, изучающий работу органов человеческого организма, участвующих в произношении слов; 3) социальный, изучающий звуки речи по их значению для целей общения, по их функциям для передачи мыслей.
{/spoilers}