Сборник диктантов для вспомогательной школы 1—4 классы (Аксёнова, Якубовская) 1980 год

Скачать Советский учебник

Сборник диктантов для вспомогательной школы умственно отсталых 1—4 классы (Аксёнова, Якубовская) 1980 

Назначение: Учебное пособие для учителей 

Сборник диктантов предназначен для учителей I — IV классов вспомогательной школы. Он составлен в соответствии с программой по русскому языку и действующими учебниками этих классов.

      Цель сборника — дать учителю материал для практических упражнений по выработке у умственно отсталых детей орфографических навыков.

© " Просвещение" Москва 1980

Авторство: Алевтина Константиновна Аксёнова, Эвелина Вячеславовна Якубовская

Формат: DjVu, Размер файла: 1.08 MB

СОДЕРЖАНИЕ

      Предисловие

      I класс

      Второй этап обучения грамоте

      Третий этап обучения грамоте

      Буква к

      Буква п

      Буква г

      Буква и

      Буква з

      Буква в

      Буква ж

      Буква б

      Буква г

      Буква д

      Буква й

      Буква ь

      Четвёртый этап обучения грамоте

      Слова со стечением согласных

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

      Буква е

      Буква я

      Буква ю

      Буква ё

      Буква ц

      Буква ч

      Буква щ

      Буква ф

      Буква э

     

      II класс

      Различение букв, сходных по начертанию (повторение)

      Слова со стечением согласных (повторение)

      Большая буква в начале предложения (повторение)

      Различение на письме звонких и глухих согласных

      Различение на письме акустически и артикуляторно сходных согласных

      Контрольные диктанты

      Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных гласными буквами

      Контрольные диктанты

      Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова

      Контрольные диктанты

      Слова с буквами е, ё, и, к», я в начале слова и после гласных

      Различение слов с буквами и и й

      Контрольные диктанты

      Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных

      Контрольные диктанты

      Изучение трудных слов

      Контрольные диктанты

      Повторение пройденного за год

      Контрольные диктанты

     

      III класс

      Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных гласными буквами (повторение)

      Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова (повторение)

      Контрольные диктанты

      Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова

      Контрольные диктанты

      Сочетания гласных с шипящими

      Сочетания жи-ши

      Сочетания ча-ща

      Сочетания чу-щу

      Контрольные диктанты

      Парные звонкие и глухие согласные

      Звонкие и глухие согласные на конце слова

      Контрольные диктанты

      Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, и, ю, я

      Контрольные диктанты

      Большая буква в именах собственных

      Контрольные диктанты

      Изучение трудных слов

      Контрольные диктанты

      Повторение пройденного за год

      Контрольные диктанты

     

      IV класс

      Мягкий знак на конце и в середине слова для обозначения мягкости

      согласных (повторение)

      Сочетание гласных с шипящими (повторение)

      Разделительный мягкий знак (повторение)

      Контрольные диктанты

      Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова

      Контрольные диктанты

      Двойные согласные

      Контрольные диктанты

      Непроизносимые согласные

      Контрольные диктанты

      Безударные гласные а, о, е, и, я

      Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

      Контрольные диктанты

      Раздельное написание предлогов

      Контрольные диктанты

      Имена собственные

      Контрольные диктанты

      Изучение трудных слов

      Контрольные диктанты

      Повторение пройденного

      Контрольные диктанты

      Загадки

Скачать бесплатный учебник  СССР - Сборник диктантов для вспомогательной школы 1—4 классы (Аксёнова, Якубовская) 1980 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

      

      В сборник включены диктанты различных видов, основная часть которых является обучающими.

      Наибольшее внимание составители уделили предупредительным диктантам, поскольку в общей системе работы по формированию у учащихся орфографических умений и навыков упражнения по предупреждению ошибок занимают ведущее место.

      Предупредительные диктанты могут проводиться в двух вариантах: зрительные и слуховые.

      Зрительные предупредительные диктанты должны занять прочное место во вспомогательной школе. Этот вид диктанта дает возможность сочетать предварительный анализ орфограмм с глобальным зрительным восприятием слова.

      Проведение зрительного диктанта возможно уже в первом классе. Слова или предложения записываются учителем Яа доске или составляются из букв разрезной азбуки (в качестве зрительной основы для работы могут быть использованы тексты букваря). Учащиеся проговаривают слова по слогам, подсчитывают количество букв. Запись на доске закрывается, а учащиеся выкладывают слово (предложение) из букв разрезной азбуки у себя на партах или записывают в тетрадях (возможно совмещение того и другого). Запись открывается, и учащиеся проверяют написанное.

      Очень важно уже в первом классе научить детей самостоятельно сверять текст на доске и запись в тетрадях, видеть допущенные ошибки и исправлять их.

      Во втором классе важно приучать детей при разборе текста, записанного на доске, самостоятельно выделять слова со знакомыми орфограммами. В связи с этим вопросы типа: почему в слове «день» на конце написан мягкий знак? Почему слово «Коля» пишется с большой буквы? — в дальнейшем должны быть заменены вопросами более общего характера, а именно: на какое еще слово надо обратить внимание? Какие слова в этом предложении вы должны разобрать? И т. д. Такого рода вопросы подготавливают учащихся к анализу текста, воспринятого на слух, а в перспективе развивают умение самостоятельно замечать орфограммы в тексте. Без последовательного формирования данного умения (в процессе работы с каждой орфограммой) выработка у умственно отсталых учащихся орфографических навыков, основанных на осознанном усвоении правила, практически невозможна.

      Вторичное объяснение орфограммы выполняется теми школьниками, которые допустили ошибки.

      При проведении слуховых предупредительных диктантов учащиеся сначала по указанию учителя, а затем все более самостоятельно выделяют из продиктованного предложения трудные для написания слова. Слова анализируются. При этом анализ может быть фонетический, если написание слова не расходится с произношением, или орфографический, если слова пишутся в соответствии с определенным правилом.

      В первом и частично во втором классе для активизации контроля за правильностью записи слов учитель может предложить учащимся после устного анализа выложить на парте предложения из полосок различной длины или условных знаков (количество слов, слогов, букв). Для экономии времени можно ограничиться только выкладыванием условных обозначений букв. В процессе записи диктанта учащиеся по требованию учителя соотносят количество условных значков и букв, написанных ими в каждом слове.

      При проведении предупредительных диктантов необходимо постоянно использовать прием проговаривания слов по слогам в соответствии с их написанием. Желательно, чтобы про-говаривание завершало работу по анализу слов, предшествуя их записи. При использовании приема проговаривания в работу по запоминанию графического образа слова включается еще один анализатор — речедвигательный.

      Составители сборника не выделяли в специальный раздел материал для объяснительных диктантов, считая, что для них можно использовать тексты предупредительных диктантов и комментированного письма.

      Объяснительные диктанты можно проводить тогда, когда учащиеся уже справляются с анализом текста, находящегося перед их глазами, и умеют коллективно выделять орфограммы на слух.

      Сущность объяснительного диктанта заключается в том, что сначала учитель диктует предложение, учащиеся записывают его, а затем объясняют каждую орфограмму,

      В условиях вспомогательной школы этот вид диктанта будет выполнять свои функции только в том случае, если учащиеся научатся еовмещать две операции: вести запись и одновременно осуществлять ее орфографический анализ.

      Для устранения бездумной записи диктуемого, свойственной умственно отсталым детям, можно использовать такой прием, как подчеркивание (или любой другой способ выделения) опознанных учеником орфограмм. Учитель обязательно комментирует ход работы школьников н одобряет тех, кто выделяет слова в момент письма, а не после его окончания.

      После записи предложения учащиеся разбирают написанное, называют орфограммы, формулируют правило. Учитель одобряет правильно работающих детей, что в свою очередь стимулирует работу других. Нужно следить за тем, чтобы учащиеся не выполняли работу механически. Прием проговаривания сохраняется и здесь.

      Объяснительный диктант может быть использован уже на третьем году обучения, при повторении материала второго класса.

      Выборочный диктант проводится так же, как и объяснительный, с той лишь разницей, что записи подлежат только слова с орфограммами, анализ которых является целью урока.

      Выборочный диктант достаточно сложен для умственно отсталых учащихся. Он требует от них, во-первых, умения сосредоточить свое внимание только на тех орфограммах, которые включают изученное правило, во-вторых, хорошего знания признаков, по которым можно выделить нужную орфограмму, в-третьих, умения применить к узнанной орфограмме изучаемое правило.

      Подготовка к этой сложной умственной деятельности должна вестись постепенно на протяжении длительного времени.

      Сначала учащиеся с помощью учителя осуществляют выбор орфограмм перед записью текста. Фактически выборочный диктант во втором классе носит характер предупредительного. При этом в качестве материала для анализа используются только фонетические темы: различение звонких и глухих согласных, мягких и твердых согласных, л — р, с — ш; слова с непроверяемой безударной гласной и т. д. При повторении этого материала в третьем классе учащиеся уже могут выделить нужные слова, записать их, а затем коллективно проанализировать правильность записи. Каждая вновь изученная орфографическая тема требует от учителя возвращения к совместному выделению слов и их предварительному анализу.

      Следующий вид диктантов, помещенных в сборнике, — это так называемые самодиктанты.

      С точки зрения орфографического анализа этот вид диктантов наиболее легкий по сравнению с предыдущими. По своему характеру самодиктанты напоминают словарные диктанты. Однако в отличии от последних слова для записи учителем не даются. Учащиеся должны сами, исходя из смысла и рифмы двустишия или четверостишия, найти подходящее слово и записать его, применив к нему изучаемое правило.

      Самодиктанты интересны тем, что, кроме решения орфографической задачи, они занимательны для учащихся, вносят эмоциональную разрядку в урок, развивают элементы творческой сообразительности.

      Комментированное письмо выделяется в сборнике в самостоятельный раздел с третьего класса.

      Сложность комментированного письма для умственно отсталых учащихся заключается в том, что орфографический анализ слова и его запись должны протекать одновременно и достаточно быстро. Ученик, вызванный для комментирования, объясняет правило написания слова, проговаривает слово по слогам, а затем все вместе записывают его в тетради.

      Комментированное письмо — важный и нужный вид работы, так как позволяет добиваться осознанного применения правил, тренирует быстроту реакции учащихся, активизирует слуховые, речедвигательные, моторные и зрительные анализаторы.

      Творческие диктанты также включены в сборник с третьего класса. Они могут быть использованы не только в качестве упражнений для формирования навыков правописания, но и как средство развития речи учащихся. При их проведении внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы школьники учились правильно выражать свои мысли отдельными предложениями или связным текстом и орфографически грамотно передавать их на письме.

      В отличии от общеобразовательной школы вся работа с этими диктантами в младших классах вспомогательной школы осуществляется коллективно.

      Материал для творческих диктантов с третьего по четвертый класс постепенно усложняется. Сначала в диктанты этого вида включаются слова, с которыми надо составить отдельные предложения. Затем вводятся деформированные тексты с пропуском некоторых слов, и, наконец, предлагаются опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом.

      Предложения оцениваются с точки зрения смысла, правильности построения и наличия слов с изучаемой орфограммой. По возможности учащимся предоставляется максимальная самостоятельность в отборе лучших вариантов предложений и в обосновании этого отбора. Позднее учитель обратит внимание учащихся и на другие критерии оценки: новизну темы предложения, использование более сложной синтаксической конструкции (распространенные предложения, однородные члены) и т. д. Отобранное предложение диктуется учеником, который его составил, и записывается учащимися класса.

      Примерно в такой же последовательности идет работа с творческими диктантами по опорным словам. Разница заключается только в том, что учитель зачитывает все слова сразу для установления темы рассказа и его озаглавливания. Затем учащиеся работают с каждым продиктованным словом отдельно. В оценку диктанта включается еще один критерий :| отражение в составленном предложении названной темы.

      Чтобы облегчить учащимся работу по составлению тематически связанных предложений, можно использовать картину на данную тему.

      Как и при проведении предыдущих видов динтанта, учащиеся по слогам проговаривают слова перед записью или после нее в зависимости от той цели, которую ставит учитель. Что же касается орфографического разбора, то при проведении творческого диктанта он должен быть предельно сокращен. Внимание обращается прежде всего на изучаемую орфограмму.

      Контрольные диктанты предназначены прежде всего для проверки и учета знаний учащихся. Количество слов в них дано в соответствии с требованиями программы.

      Контрольный диктант является самым напряженным видом работы для умственно отсталых детей. В связи с этим время, которое он занимает на уроке, не должно превышать 20 — 30 минут в зависимости от состава учащихся и года обучения. Не следует проводить диктант на последующих уроках, когда общее утомление учащихся не позволит выявить точную картину их умений.

      Текст, предназначенный для контрольного диктанта, дважды читается учителем, затем выясняется понимание учащимися содержания прочитанного, после чего они приступают к записи каждого диктуемого предложения. Учитель должен орфоэпически правильно читать текст, стремясь к тому, чтобы учащиеся удерживали в памяти продиктованное предложение. После окончания диктанта текст еще раз читается учителем для того, чтобы учащиеся внимательно проверили написанное.

      Учитывая, что умственно отсталые дети, как правило, механически перечитывают текст, не умея использовать по-, вторное чтение для проверки орфограмм, учитель после сдачи работ спрашивает детей об их затруднениях в написании слов диктанта. За ответом на поставленный учеником вопрос учитель обращается к остальным учащимся класса или выслушивает мнение самого спрашивающего. В любом случае необходимо добиваться обоснованного доказательства. Вопросы каждого ученика должны быть поощряемы, так как они свидетельствуют о наличии вдумчивого отношения к записи текста, что очень важно в развитии навыка самоконтроля у учащихся вспомогательной школы. Если на первых порах дети не могут выделить затрудняющие их орфограммы, учитель сам предлагает несколько слов из диктанта для анализа.

      Поскольку умственно отсталые учащиеся не в состоянии овладеть умением свободно оперировать правилами в пределах неограниченного круга слов, каждая орфографическая тема сборника открывается словарем, включающим необходимое количество слов, правописание которых должно быть усвоено учащимися. Такое ограниченное применение изучаемых правил необходимо в условиях вспомогательной школы. В текстах различного вида диктантов использованы все предлагаемые слова, а наиболее употребительные повторяются неоднократно.

      В конце сборника помещены загадки. Их соотнесение с определенной темой основывается на орфограмме слова-отгадки. Материал загадок можно использовать в качестве игровых моментов урока, для проведения словарных диктантов, а также как упражнения, направленные на развитие речи и мышления учащихся.

     

      I КЛАСС.

     

      ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

      ЗРИТЕЛЬНЫЕ И СЛУХОВЫЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика