Сборник диктантов по пунктуации ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ (Бенцианова) 1974 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для учителей для 7-8 классов
Настоящий «Сборник диктантов по пунктуации» рассчитан на учителей, работающих в VII — VIII классах средней школы. Составлен сборник в соответствии с новой школьной программой по русскому языку. В него вошли тексты, отражающие правила постановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях.
Авторство: Элла Шоломовна Бенцианова
Формат: PDF Размер файла: 8.44 MB
СОДЕРЖАНИЕ
VII класс
Знаки препинания в простом предложении
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения
Тире между подлежащим и сказуемым
Оба главных члена выражены именами существительными
Подлежащее выражено личным местоимением
Один из главных членов или оба выражены глаголом в неопределенной форме
Частицы это и вот перед сказуемым
Отсутствие тире при составном именном сказуемом, именная часть которого выражена кратким прилагательным
Тире в неполных предложениях
Черточка при приложении
Кавычки при приложении
Связные тексты
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
Однородные члены предложения
Запятая при бессоюзном соединении однородных членов предложения
Союзное соединение однородных членов предложения
Соединительные союзы при однородных членах предложения
Отсутствие запятой при одиночном союзе и
Запятая при повторяющемся союзе и
Отсутствие и наличие запятой при союзе да в значении союза и
Запятая при повторяющемся союзе ни — ни
Разделительные союзы при однородных членах предложения
Отсутствие запятой при одиночном союзе или
Запятая при повторяющемся союзе или
Запятая при повторяющемся союзе то — то
Запятая при повторяющемся союзе не то — не то V Противительные союзы при однородных членах предложения
Союз а
Союз но
Союз да в значении но
Двойные союзы
Неоднородные определения
Однородные определения
Несколько рядов однородных членов
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Двоеточие при обобщающих словах
Тире при обобщающих словах
Двоеточие и тире при обобщающих словах
Связные тексты
Предложения с вводными словами, вводными предложениями и обращениями
Знаки препинания при обращении
Обращение в начале предложения
Обращение в середине предложения 57
Обращение в конце предложения
Сравнение обращений и похожих на них членов предложения 58
Запятая при вводных словах 59
Сравнение вводных слов и похожих на них членов предложения 60
Знаки препинания при вводных предложениях 62
Запятая
Тире —
Скобки 63
Знаки препинания при междометиях
Знаки препинания при словах-предложениях да и нет 64
Сравнение слов-предложений да и нет с похожими на них словами
Связные тексты 65
Предложения с обособленными членами 75
Обособленные определения —
Необособленные определения 79
Обособленные приложения 80
Запятая при обособленных приложениях
Тире при обособленных приложениях 82
Обособленные обстоятельства
Обособление обстоятельств, имеющих уточняющее значение 86
Обособленные члены предложения, присоединяемые различными союзами и предлогами
Связные тексты 89
Прямая речь 108
Двоеточие при прямой речи —
Тире при прямой речи 109
Знаки препинания при прямой речи, разорванной словами автора
Знаки препинания при диалогах 110
Сравнение прямой и косвенной речи 112
Связные тексты 113
VIII класс
Сложносочиненные предложения 124
Запятая в сложносочиненных предложениях —
Соединительные союзы —
Противительные союзы 125
Разделительные союзы 126
Сопоставление простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений 128
Отсутствие запяюй в сложносочиненных предложениях при наличии общего члена 130
Связные тексты 131
Сложноподчиненные предложения 135
Запятая в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным — Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 137
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени 138
Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными 139
Простые предложения со сравнительными оборотами 140
Сложноподчиненные предложения с придаточными места 141
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени 142
Сравнение сложноподчиненных предложений с придаточными времени и простых предложений с деепричастными оборотами 143
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели —
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины 144
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия 145
Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными 146
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия 147
Наличие рядом двух союзов 148
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложения с однородным соподчинением придаточных
Сложноподчиненные предложения с неоднородным соподчинением придаточных 149
Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных 150
Связные тексты 152
Бессоюзные сложные предложения 166
Запятая в бессоюзных сложных предложениях
Точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях 169
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях 171
Тире в бессоюзных сложных предложениях 173
Связные тексты 174
Сложные синтаксические конструкции 184
Предложения для синтаксического и пунктуационного разбора
Связные тексты 187
Повторение пройденного 197
Связные тексты —
Содержание 222
+ Условные сокращения (фамилий писателей) — в конце книги.
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Сборник диктантов по пунктуации ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ (Бенцианова) 1974 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ОТ АВТОРА
В последнее время в практике работы школы наметилась тенденция к одновременному изучению морфологии и синтаксиса, поэтому некоторые связные тексты могут быть использованы и при работе над морфологическими темами, т. е. до начала систематического изучения курса синтаксиса.
Внутри каждой темы материал располагается следующим образом: вначале идут отдельные примеры (они сгруппированы тематически) и небольшие связные тексты, предназначенные для текущих упражнений при изучении соответствующих разделов синтаксиса. Затем идет группа смешанных примеров, которые можно использовать на повторительно-обобщающих уроках или при подготовке к контрольным диктантам. Например, в разделе «Обособленные второстепенные члены предложения» даны примеры, включающие одновременно обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
В некоторых разделах дается сопоставление конструкций похожих, трудно различимых или таких, в которых чаще допускаются ошибки (например, сопоставление простых предложений с союзом и при однородных членах и сложносочиненных предложений с тем же союзом; сложноподчиненных предложений, в которых различные виды придаточных предложений присоединены одинаковыми союзами; вводных слов и похожих на них членов предложения).
В заключение каждой темы даются связные тексты. При изучении синтаксиса большее предпочтение следует, несомненно, отдать связным текстам, поэтому им и уделено основное внимание в сборнике.
В сборнике представлены следующие виды диктантов: предупредительный (объяснение пунктограмм до записи на доске и в тетрадях), комментированный (объяснение в процессе написания), диктант «Проверяю себя» (во время записи текста ученик может задать вопрос учителю, если его затрудняет какая-либо орфограмма или пунктограмма, пользоваться словарем, таблицами, справочником, учебником), подготовленный
(трудный текст разбирается полностью на уроке, записывается, повторяется дома и на следующем уроке записывается в классе под диктовку учителя) объяснительный (объяснение после записи текста), диктант по памяти (дается краткий выразительный текст, и после анализа его на уроке и домашней подготовки ученики пишут текст наизусть), диктант с грамматическим заданием (при записи каждого предложения ученик должен выполнить еще какое-то грамматическое задание, например: подчеркнуть однородные члены предложения, грамматическую основу частей сложного предложения), выборочный (производится запись не всего текста, а лишь отдельных синтаксических конструкций, например предложений с вводными словами или обращениями), творческий (в процессе написания текста производится его переделка, например, предложения с обособленными членами заменяются сложноподчиненными предложениями с придаточными), свободный (переходная форма упражнений от диктанта к изложению — работа очень полезная и интересная — текст после прочтения записывается (не дословно); при проведении свободных диктантов можно дать одновременно грамматическое, задание, например использовать только простые предложения или только сложносочиненные; можно провести свободный диктант с использованием картины), наконец, контрольный.
Конечно, текст, предназначенный для одного вида диктанта, учитель может использовать и для другого по своему усмотрению, в зависимости от особенностей класса и методики прохождения и повторения темы. Поэтому лишь к некоторым связным текстам даны рекомендации по использованию их в качестве диктантов того или иного вида.
Сборник составлен из текстов, взятых из произведений советской литературы, русской классической литературы и периодической печати наших дней. Тексты представляют собой рассказы о настоящем и прошлом нашей Родины, о соратниках В. И. Ленина по революционной борьбе, о героях — защитниках Отечества, о родной природе, об истории создания произведений искусства, рассказы о спорте, о городах нашей страны, об этимологии слов и выражений. Анализируя несколько текстов, взятых из произведений одного писателя (И. А. Бунина, И. А. Гончарова, А. С. Пушкина, А. П. Гайдара и др.), учитель может показать особенности авторского стиля; таким образом, некоторые материалы сборника можно использовать и на уроках по стилистике.
В последний раздел сборника включены связные тексты на повторение всего пройденного по пунктуации.
Наиболее сложные в синтаксическом отношении тексты могут быть использованы и для повторения курса русского языка в IX — X классах.
{/spoilers}