Сборник диктантов по пунктуации ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ (Бенцианова) 1974 год

Скачать Советский учебник

Сборник диктантов по пунктуации ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ (Бенцианова) 1974 

Назначение: Учебное пособие для учителей для 7-8 классов

 Настоящий «Сборник диктантов по пунктуации» рассчитан на учителей, работающих в VII — VIII классах средней школы. Составлен сборник в соответствии с новой школьной программой по русскому языку. В него вошли тексты, отражающие правила постановки знаков препинания в различных синтаксических конструкциях.

© " Просвещение" Москва 1974

Авторство: Элла Шоломовна Бенцианова

Формат: PDF Размер файла: 8.44 MB

СОДЕРЖАНИЕ

      VII класс

      Знаки препинания в простом предложении

      Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения

      Тире между подлежащим и сказуемым

      Оба главных члена выражены именами существительными

      Подлежащее выражено личным местоимением

      Один из главных членов или оба выражены глаголом в неопределенной форме

      Частицы это и вот перед сказуемым

      Отсутствие тире при составном именном сказуемом, именная часть которого выражена кратким прилагательным

      Тире в неполных предложениях

      Черточка при приложении

      Кавычки при приложении

      Связные тексты

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

      Однородные члены предложения

      Запятая при бессоюзном соединении однородных членов предложения

      Союзное соединение однородных членов предложения

      Соединительные союзы при однородных членах предложения

      Отсутствие запятой при одиночном союзе и

      Запятая при повторяющемся союзе и

      Отсутствие и наличие запятой при союзе да в значении союза и

      Запятая при повторяющемся союзе ни — ни

      Разделительные союзы при однородных членах предложения

      Отсутствие запятой при одиночном союзе или

      Запятая при повторяющемся союзе или

      Запятая при повторяющемся союзе то — то

      Запятая при повторяющемся союзе не то — не то V Противительные союзы при однородных членах предложения

      Союз а

      Союз но

      Союз да в значении но

      Двойные союзы

      Неоднородные определения

      Однородные определения

      Несколько рядов однородных членов

      Обобщающие слова при однородных членах предложения

      Двоеточие при обобщающих словах

      Тире при обобщающих словах

      Двоеточие и тире при обобщающих словах

      Связные тексты

      Предложения с вводными словами, вводными предложениями и обращениями

      Знаки препинания при обращении

      Обращение в начале предложения

      Обращение в середине предложения 57

      Обращение в конце предложения

      Сравнение обращений и похожих на них членов предложения 58

      Запятая при вводных словах 59

      Сравнение вводных слов и похожих на них членов предложения 60

      Знаки препинания при вводных предложениях 62

      Запятая

      Тире —

      Скобки 63

      Знаки препинания при междометиях

      Знаки препинания при словах-предложениях да и нет 64

      Сравнение слов-предложений да и нет с похожими на них словами

      Связные тексты 65

      Предложения с обособленными членами 75

      Обособленные определения —

      Необособленные определения 79

      Обособленные приложения 80

      Запятая при обособленных приложениях

      Тире при обособленных приложениях 82

      Обособленные обстоятельства

      Обособление обстоятельств, имеющих уточняющее значение 86

      Обособленные члены предложения, присоединяемые различными союзами и предлогами

      Связные тексты 89

      Прямая речь 108

      Двоеточие при прямой речи —

      Тире при прямой речи 109

      Знаки препинания при прямой речи, разорванной словами автора

      Знаки препинания при диалогах 110

      Сравнение прямой и косвенной речи 112

      Связные тексты 113

     

      VIII класс

      Сложносочиненные предложения 124

      Запятая в сложносочиненных предложениях —

      Соединительные союзы —

      Противительные союзы 125

      Разделительные союзы 126

      Сопоставление простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений 128

      Отсутствие запяюй в сложносочиненных предложениях при наличии общего члена 130

      Связные тексты 131

      Сложноподчиненные предложения 135

      Запятая в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным — Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

      Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 137

      Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени 138

      Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными 139

      Простые предложения со сравнительными оборотами 140

      Сложноподчиненные предложения с придаточными места 141

      Сложноподчиненные предложения с придаточными времени 142

      Сравнение сложноподчиненных предложений с придаточными времени и простых предложений с деепричастными оборотами 143

      Сложноподчиненные предложения с придаточными цели —

      Сложноподчиненные предложения с придаточными причины 144

      Сложноподчиненные предложения с придаточными условия 145

      Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными 146

      Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия 147

      Наличие рядом двух союзов 148

      Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

      Сложноподчиненные предложения с однородным соподчинением придаточных

      Сложноподчиненные предложения с неоднородным соподчинением придаточных 149

      Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных 150

      Связные тексты 152

      Бессоюзные сложные предложения 166

      Запятая в бессоюзных сложных предложениях

      Точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях 169

      Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях 171

      Тире в бессоюзных сложных предложениях 173

      Связные тексты 174

      Сложные синтаксические конструкции 184

      Предложения для синтаксического и пунктуационного разбора

      Связные тексты 187

      Повторение пройденного 197

      Связные тексты —

      Содержание 222

      + Условные сокращения (фамилий писателей) — в конце книги. 

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Сборник диктантов по пунктуации ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ (Бенцианова) 1974 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ОТ АВТОРА

       В последнее время в практике работы школы наметилась тенденция к одновременному изучению морфологии и синтаксиса, поэтому некоторые связные тексты могут быть использованы и при работе над морфологическими темами, т. е. до начала систематического изучения курса синтаксиса.

      Внутри каждой темы материал располагается следующим образом: вначале идут отдельные примеры (они сгруппированы тематически) и небольшие связные тексты, предназначенные для текущих упражнений при изучении соответствующих разделов синтаксиса. Затем идет группа смешанных примеров, которые можно использовать на повторительно-обобщающих уроках или при подготовке к контрольным диктантам. Например, в разделе «Обособленные второстепенные члены предложения» даны примеры, включающие одновременно обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства.

      В некоторых разделах дается сопоставление конструкций похожих, трудно различимых или таких, в которых чаще допускаются ошибки (например, сопоставление простых предложений с союзом и при однородных членах и сложносочиненных предложений с тем же союзом; сложноподчиненных предложений, в которых различные виды придаточных предложений присоединены одинаковыми союзами; вводных слов и похожих на них членов предложения).

      В заключение каждой темы даются связные тексты. При изучении синтаксиса большее предпочтение следует, несомненно, отдать связным текстам, поэтому им и уделено основное внимание в сборнике.

      В сборнике представлены следующие виды диктантов: предупредительный (объяснение пунктограмм до записи на доске и в тетрадях), комментированный (объяснение в процессе написания), диктант «Проверяю себя» (во время записи текста ученик может задать вопрос учителю, если его затрудняет какая-либо орфограмма или пунктограмма, пользоваться словарем, таблицами, справочником, учебником), подготовленный

      (трудный текст разбирается полностью на уроке, записывается, повторяется дома и на следующем уроке записывается в классе под диктовку учителя) объяснительный (объяснение после записи текста), диктант по памяти (дается краткий выразительный текст, и после анализа его на уроке и домашней подготовки ученики пишут текст наизусть), диктант с грамматическим заданием (при записи каждого предложения ученик должен выполнить еще какое-то грамматическое задание, например: подчеркнуть однородные члены предложения, грамматическую основу частей сложного предложения), выборочный (производится запись не всего текста, а лишь отдельных синтаксических конструкций, например предложений с вводными словами или обращениями), творческий (в процессе написания текста производится его переделка, например, предложения с обособленными членами заменяются сложноподчиненными предложениями с придаточными), свободный (переходная форма упражнений от диктанта к изложению — работа очень полезная и интересная — текст после прочтения записывается (не дословно); при проведении свободных диктантов можно дать одновременно грамматическое, задание, например использовать только простые предложения или только сложносочиненные; можно провести свободный диктант с использованием картины), наконец, контрольный.

      Конечно, текст, предназначенный для одного вида диктанта, учитель может использовать и для другого по своему усмотрению, в зависимости от особенностей класса и методики прохождения и повторения темы. Поэтому лишь к некоторым связным текстам даны рекомендации по использованию их в качестве диктантов того или иного вида.

      Сборник составлен из текстов, взятых из произведений советской литературы, русской классической литературы и периодической печати наших дней. Тексты представляют собой рассказы о настоящем и прошлом нашей Родины, о соратниках В. И. Ленина по революционной борьбе, о героях — защитниках Отечества, о родной природе, об истории создания произведений искусства, рассказы о спорте, о городах нашей страны, об этимологии слов и выражений. Анализируя несколько текстов, взятых из произведений одного писателя (И. А. Бунина, И. А. Гончарова, А. С. Пушкина, А. П. Гайдара и др.), учитель может показать особенности авторского стиля; таким образом, некоторые материалы сборника можно использовать и на уроках по стилистике.

      В последний раздел сборника включены связные тексты на повторение всего пройденного по пунктуации.

      Наиболее сложные в синтаксическом отношении тексты могут быть использованы и для повторения курса русского языка в IX — X классах.

{/spoilers}

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика