Методика правописания (Ушаков) 1947 год
Скачать Советский учебник
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1947
Авторство: М. В. Ушаков
Формат: PDF Размер файла: 8.18 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Основные вопросы методики обучения орфографии 3
Принципы русского правописания 5
Методика изучения отдельных видов орфограмм 8
Орфограммы, обозначающие звуки в опорных положениях
Обозначение мягкости согласных 9
Правописание й и и
Правописание гласных после шипящих 15
Правописание гласных ы и и после ц 19
Разделительные ъ и ь
Правописание двойных согласных 24
Безударные в корне
Изучение структуры слова как основа для изучения правописания безударных гласных 28
Работа над безударными гласными в V классе 29
Работа над безударными гласными в старших классах 33
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
Безударные гласные корня в случаях чередования 35
Полногласие 40
Беглые гласные о — о 43
Правописание глухих и звонких согласных в корне
Согласная ч в сочетании чи 47
Непроизносимые согласные
Правописание приставок 49
Правописание а или о в приставках раз-, роз- 56
Правописание ы вместо и после приставок на согласную 57
Правописание приставок пре и при
Сложные слова и их правописание 61
Перенос слов 63
Правописание существительных 65
Правописание окончаний существительных
Правописание о или е в окончаниях существительных после шипящих 76
Правописание существительных 3-го склонения 78
Правописание ь после шипящих у существительных 3-го склонения 79
Правописание существительных на -мя 82
Правописание суффиксов существительных Суффиксы -ев и -ив; -ец и -иц-: -пчк- и -очи-; -ищ-; -инк- и -оик-; -оньк-; -ушк-, -ышк-, -щив; -чик и щик
Правописание прилагательных
Правописание окончаний прилагательных
Правописание одного или двух н в суффиксах прилагательных
Правописание суффиксов -к- и -cк
Правописание суффиксов -ив- и -ев 103
Правописание числительных 104
Правописание местоимений 106
Правописание глаголов 109
Правописание -тел и -ться у глаголов
Правописание ь в неопределённой форме после ч
Правописание -шь и шься у глаголов
Правописание о—а в окончаниях глаголов прошедшего времени
Правописание ь в повелительном наклонении
Правописание окончаний 1-го и 2-го спряжений глаголов
Правописание суффиксов глаголов
Правописание глагольных суффиксов -ова, -ева, -ыва, -ива
Правописапие причастий
Окончание причастий
Правописапие паречий
Мягкий внак у наречий на шипящую
Слитное и раздельное написание наречий и сходных с ними сочетаний
Правописание предлогов
Правописание союзов
Правописапие частиц
Правописание не и ни
Не при глаголах 157
Правописание но с полными причастиями
Правописание не с краткими причастиями
Правописание не с деепричастиями. Различение частиц не и ни 161
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Методика правописания (Ушаков) 1947 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
Орфография, или правописание, — это система правил, устанавливающих единообразную передачу языка на письме, определяющая правильный выбор написаний, а также раздельное написание слов и слитное написание их частей.
Орфография обеспечивает необходимое и для пишущего и для читающего единообразие. Владение орфографией является существенным элементом общей грамотности и необходимым условием культурного роста учащихся.
Постановлением ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. повышение орфографической грамотности выдвинуто как одна из боевых задач школы. Систематическое обучение орфографии является сейчас одним из важнейших разделов школьной программы.
Методика обучения орфографии должна строиться, с одной стороны, на педагогических и общеметодических принципах, с другой стороны, на принципах самой орфографии.
Важнейшим педагогическим принципом является связь воспитания п обучения. Основная задача советской школы — воспитание учащихся в духе коммунизма — должна стоять и при обучении орфографии.
Воспитательная работа должна осуществляться на уроках грамматики и орфографии прежде всего путём соответствующего подбора материала не только по грамматико-орфографическим признакам, но и с точки зрения его содержания.
Материал должен быть разнообразен, интересен и доступен для понимания учащихся. На материале, важном своим содержанием, увлекательном по своей форме, учащиеся гораздо легче и прочнее усваивают правила орфографии. Это, конечно, не значит, что должны быть только связные тексты. В интересах орфографии можно использовать и отдельные слова и словосочетания.
Во многих случаях выбор ценного по содержанию материала может зависеть от характера грамматико-орфографических правил. Например, при подборе материала на правописание глаголов повелительного наклонения могут быть очень хорошо использованы лозунги, плакаты; при изучении числительных ценными будут цифровые данные, показывающие рост Советского Союза, сопоставляющие наши достижения с тем, что имеет место в зарубежных странах или имело место в дореволюционной России.
Недостаточно, однако, подобрать ценный по содержанию материал, нужно на это содержание обратить внимание учащихся, что можно сделать в различной форме. Если был дан связный текст, то будет уместно прочитать его предварительно целиком, поставив ряд вопросов по его содержанию, в некоторых случаях построить в связи с текстом и краткую беседу.
Одним из основных принципов методики обучения орфографии является также принцип связи орфографии с другими видами работ, по языку, с культурой речи в широком смысле слова.
Нужно помнить, что мы учим орфографически грамотному письму для самостоятельного изложения своих мыслей. Нередко бывает, что учащиеся, которые при диктанте почти не делают ошибок, безграмотно пишут работы самостоятельного характера, потому что им приходится затрачивать много усилий на подыскание нужных слов, вообще на оформление своих мыслей, а это отвлекает их от орфографии.
Увязывая орфографию с развитием речи, практикуя такие упражнения, которые требуют от учащихся не только применения правил орфографии, но и уменья оформлять свои мысли, мы приближаем учащихся к условиям самостоятельного письма, делаем занятия по орфографии более интересными и расширяем возможности для воспитательной работы.
Не менее важно увязывать обучение орфографии с изучением законов языка, с грамматикой.
Очень важным условием аффективного обучения орфографии является разнообразие приёмов и видов работ.
Главнейшими видами работ по орфографии, применяемыми на практике, являются предупредительный, творческий и свободный диктанты, списывание со вставкой пропущенных букв и слов или с изменением текста.
Каждый из этих видов может применяться в различных формах в зависимости от техники проведения, от особенности материала. Например, при предупредительном диктанте можно предупреждать ошибки до письма, а можно предупреждать и в процессе письма; возможен диктант с использованием доски и без её использования. Творческий диктант обычно имеет своей целью составление фраз из данных слов, но возможна и более сложная форма творческого диктанта — составление по данным словам связного текста.
Виды письменных работ по орфографии, различаемые в методике, па практике, однако, очень часто сочетаются. Например, предложения, составленные в порядке творческого диктанта, можно продиктовать, предварительно предупредив ошибки, сделав таким образом творческий диктант исходным пунктом предупредительного диктанта. Можно соединить творческий диктант с самостоятельным придумыванием примеров, потребовав от учащихся, чтобы они сами привели примеры слов на данное правило, составили с ними предложения.
Методика преподавания языка и орфографии располагает очень большим разнообразием работ. Нужно только правильно использовать это разнообразие, располагая виды работ в определённой системе, в соответствии с особенностями изучаемых случаев.
Принципы русского правописания
При построении методики правописания необходимо исходить из особенностей самой орфографии.
Русская графика построена на звуковой основе. Отдельными значками, буквами обозначаются не целые слова и но слоги, а отдельные звуки, входящие в состав слова. Способы обозначения звуков, однако, могут быть различны.
Основным для нашего правописания является морфологический принцип — принцип единообразного обозначения звуков, входящих в одну и ту же значащую часть слова, хотя и различно произносимых в зависимости от положения об в слове (корень вод- произносится как вод- в слове воды, как вот- в слове водка, как вад- в слове водица, но пишется всюду вод-). Морфологический принцип является основным в нашем правописании, отвечая смысловому значению письма. Создавая единство зрительного образа слова, он облегчает понимание написанного, потому что мы читаем не по отдельным буквам, но полыми значащими словами и частями слова. Благодаря морфологическому принципу мы легче узнаём «в лицо» слово или часть слова. Морфологический принцип помогает также различать одинаковые по произношению, но разные по смыслу слова и части слова (валы и волы, луг и лук).
Морфологический принцип поднимает на более высокую ступень обучение правописанию, связывая его с осознанием строя языка. Морфологический принцип применяется прежде всего при обозначении звуков в основных, опорных положениях, т. о. тогда, когда звуки больше всего служат для различения смысла (гласные под ударением, согласные перед гласными).
В зависимости от различных фонетических условий звуки в одних и тех же значащих частях слова, однако, часто изменяются (например, звук о перед ударением переходит в а — вода, а ещё дальше от ударения — в звук неполного образования — водяной).
Такие изменения (варианты) звуков тоже большею частью обозначаются по морфологическому принципу (в слове вода пишется о, как в словах водный, вод, хотя произносится а).
Нет надобности обозначать особыми буквами все оттенки звуков, не имеющие значения для различения слов по смыслу. Точная фонетическая передача всех этих оттенков только повредила бы пониманию, и мы с трудом узнавали бы одинаковые по смыслу, но различно обозначенные слова или части слова (хлеп — хлеба).
В отдельных случаях при обозначении изменений,(вариантов) опорных звуков морфологический принцип, однако, нарушается. Изменения опорных звуков обозначаются иногда не так, как сами звуки в опорных положениях (расписание, но роспись; беспризорный, но безобразный).
В тех случаях нарушения морфологического принципа, когда налицо имеется соответствие произношению (беспризорный, рассыпать), принято говорить о фонетическом принципе. Фонетический принцип, понимаемый в смысле соответствия произношению, не имеет, однако, для методики большого значения. На произношение во многих случаях нельзя положиться, чтобы выбрать нужную орфограмму.
В тех случаях нарушения морфологического принципа, когда нет налицо соответствия произношению (бесшумный, расписание), обычно говорят только об историческом, или традиционном, принципе.
Вряд ли, однако, можно говорить об особом историческом принципе. Исторический принцип является в сущности только отрицанием принципов морфологического и фонетического. Тем не менее исторические справки и объяснения, особенно в тех случаях, когда орфограмма не может иметь никакого другого рационального объяснения (растение, заря), несомненно, могут способствовать более сознательному освоению орфографии, поднимая интерес к её фактам.
Некоторые авторы (Д. Н. Ушаков, «Русское правописание») говорят ещё об этимологическом принципе в правописании, понимая под ним соответствие фактам данного языка предшествующей эпохи. Этимологическими о этой точки зрения будут первые орфограммы о в словах солома, корова (произносилось раньше о, а не а), в противоположность орфограммам м в словах добрый, храбрый, являющимися условными с точки зрения истории русского языка (в русском языке раньше произносилось доброй), или орфограммам и после ц (станция), отражающим иностранное прои8ношение этих слов.
От того, какой принцип определяет выбор данного написания, зависят и методы его изучения.
Написания по фонетическому принципу предполагают в большей или меньшей степени фонетику и анализ произношения.
При изучении написаний, определяемых морфологическим принципом, молено опереться на подыскание родственного слова, несомненного для орфографии. К написаниям, удовлетворяющим только историческому принципу, очевидно, не применимы ни это сопоставление, ни фонетический анализ.
Было бы, однако, ошибкой думать, что традиционные, или исторические, написания нельзя усваивать при помощи грамматики и правил. Многие из них ограничены определёнными морфологическими рамками (например, г в окончании прилагательного -ого), и это создаёт возможность и здесь опереться на грамматику.
Отдельные орфограммы можно характеризовать ещё и с других точек зрения.
С какой бы орфограммой мы ни имели дело, очень важно установить, входит ли орфограмма в корень, в приставку, в суффикс или в окончание. От этого зависят методы их усвоения. Корни, например, гораздо легче, чем окончания, запомнить путём списывания.
О правописании корней и правописании формальных частей слова можно говорить как о двух самостоятельных отраслях орфографического искусства.
Программы и учебники правильно группируют орфографический материал в основном в зависимости от его принадлежности к той или иной грамматической части слова — морфеме.
Среди орфограмм можно различать: а) орфограммы, проверяемые сопоставлением, сводимые к аналогичному опорному слову, как звук обозначается по фонетическому принципу (вода — вОды, лесов — лес), и б) орфограммы, не проверяемые сопоставлением (корова, кувшин), усваиваемые зрительной и двигательной (моторной) памятью.
Для правописания также важно, насколько характерна данная часть слова по своему значению и произношению, не имеет ли она близкие формы, с которыми она может быть при письме смешана. Не случайно сравнительно редки ошибки в таких окончаниях, как -ого,-ому у прилагательных. Эти окончания нельзя смешать ни с какими другими. Наоборот, очень много ошибок падает на -ыл, -ом у прилагательных, именно потому, что эти окончания без ударения произносятся одинаково и потому постоянно смешиваются между собой на письме. Для методики чрезвычайно важно учесть все возможные условия такого смешения.
Таковы главнейшие факты, с которыми нужно считаться при построении методики орфографии.
Трудность нашей орфографии зависит не только от того, что в её основе лежит не один, а несколько принципов, но ещё и от того, что эти принципы применяются непоследовательно. Можно сказать, что в нашей орфографии имеет место чресполосица принципов. Так, например, приставки обозначаются морфологически, однако согласные с или з пишутся в шести приставках вопреки морфологическому принципу.
В систему правописания входят также вопросы слитного или раздельного написания слов и их частей. Слова пишутся отдельно друг от друга вовсе нс по произношению. В очень редких случаях граница между словами в тексте совпадает с остановками в устной речи. Обычно слова следуют друг за другом, нс отделяясь паузами. На этом основаны загадки и каламбуры Когда часовой бывает цветком? — Когда он не за будкой. Когда человек бывает деревом? — Когда он со сна). Принцип слитного или раздельного написания — смысловой и синтаксический. Мы пишем слова отдельно, потому что понимаем их отдельный смысл и их особую роль в предложении.
Группировку орфограмм нельзя представлять себе как неизменную схему. В языке постоянно происходят процессы, которые в силу тесной связи правописания с устной речью отражаются на правописании и передвигают отдельные орфограммы из одной рубрики в другую. У многих слов происходит изменение морфологического состава, утрачиваются связи, объединяющие одни морфемы с другими. Приставки и суффиксы перестают выделяться как отдельные морфемы и тесно срастаются с корнем. В словах позор, подол по перестаёт, например, выделяться как приставка. Первое о в этих словах поэтому нельзя уже проверить сопоставлением. В современном русском языке происходят на наших глазах и обратные процессы, превращающие орфограммы из непроверяемых в проверяемые. Орфограмма о в словах корреспонденция, хорошо становится проверяемой после появления сокращённых новых слов: рабкор. хор (отметка по пятибалльной системе), в которых о попадает под ударение.
При построении методики правописания необходимо также считаться с особенностями произношения обучаемых. Нужно помнить, что далеко не все учащиеся владеют литературным произношением. Выбор методических приёмов, дозировка учебного материала должны быть приспособлены к особенностям диалектного произношения. От того, как произносит учащийся тот или иной звук, зависит целесообразность приёмов изучения соответствующей этому звуку орфограммы. Учитель должен знать эти особенности и своеобразие местных орфографических ошибок так же хорошо, как и требования и нормы литературной речи. Учитывать своеобразие местных особенностей произношения чрезвычайно важно в советских условиях, когда представители самых различных диалектов приобщаются к грамотности и культуре письменного языка.
{/spoilers}