Сборник диктантов по орфографии и пунктуации для 5—8 классов (Рудакова, Ганшина) 1963 год

Скачать Советский учебник

 Творческие диктанты для 5-8 классов (Ладыженская) 1963

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ V—VIII КЛАССОВ 

Настоящий сборник является пособием для учителей восьмилетней школы. Цель его — дать материал для практических занятий по выработке твёрдых навыков орфографии и пунктуации учащихся V — VIII классов, помочь преподавателю целесообразно организовать эту сложную и ответственную работу, чтобы обеспечить при окончании школы высокую грамотность учеников.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1963

Авторство: Мария Ивановна Рудакова, Юлия Александровна Ганшина

Формат: PDF Размер файла: 12.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОРФОГРАФИЯ

      Правописание гласных и согласных в основе слов 8

      I. Согласные 8

      A. Звонкие и глухие согласные 8

      Б. Твёрдые и мягкие согласные 10

      B. Двойные согласные в корне слов 13

      Г. Непроизносимые согласные в корне слов 14

      II. Гласные 17

      A. Правописание гласных после шипящих 17

      Б. Буквы ы и и после Ц в корне слов и в окончании 18

      B. Гласные в ударных и безударных слогах корня слов 20

      Г. Гласные е и о после шипящих в корне слов 24

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

      Д. Гласные корня, не проверяемые ударением. Гласные в заимствованных словах 25

      Е. Слова с э в корне 28

      Ж. Чередование гласных в корне слов

      3. Употребление прописной буквы 35

     

      Правописание приставок 36

     

      1. Приставки и предлоги 38

      2. Приставки с гласной на конце —

      3. Приставки с согласной на конце , 37

      4. Приставка с —

      5. Приставки раз-, воз-, (вз-), из-, низ-, без-, чрез- (через-) и рас-, вое-, вс-, ис-, нис-, бес-, чрес-, (черес-) 38

      6. Приставки раз- (роз-), рас- (рос-) 41

      7. Разделительные знаки ъ и ь 42

      8. Буква ы в корне слов после приставки 43

      9. Приставки при- и пре-

      10. Морфологические омонимы, в составе которых имеются приставки пре- и при- 45

     

      Сложные слова 50

      Связные тексты по всему разделу 51

     

      Имя существительное 54

     

      I. Правописание имён существительных с шипящей на конце в именительном падеже единственного числа 54

      II. Правописание окончаний родительного, дательного и предложного падежей единственного числа имён существительных 1-го склонения

      III. Правописание окончаний после шипящих и Ц в творительном падеже единственного числа имён существительных 1-го склонения 56

      IV. Правописание окончаний предложного падежа единственного числа имён существительных 2-го склонения 57

      V. Правописание окончаний после шипящих и Ц в творительном падеже единственного числа имён существительных 2-го склонения 58

      VI. Правописание окончаний родительного, дательного и предложного падежей единственного числа имён существительных 3-го склонения 61

      VII. Правописание окончаний творительного падежа единственного числа имён существительных 1-го и 3-го склонения 62

      VIII. Правописание окончаний именительного и винительного падежей множественного числа имён существительных (-ии, -ия) 65

      IX. Правописание окончаний родительного падежа множественного числа имён существительных 1, 2-го и 3-го склонения (-ий, -ей)

      X. Правописание окончаний родительного падежа множественного числа имён существительных на ня- 66

      XI. Правописание имён существительных 1-го и 2-го склонения с шипящей на конце в родительном падеже множественного числа

      XII. Правописание имён существительных на -мя 67

      XIII. Правописание суффиксов имён существительных 69

      XIV. Правописание не с именем существительным 74

      Связные тексты на имя существительное 75

     

      Имя прилагательное 77

     

      I. Правописание родовых окончаний именительного падежа имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее)

      II. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода родительного падежа (-ого, -его) 78

      III. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода творительного падежа (ым, -им)

      IV. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже (-ом, -ем) 79

      V. Правописание окончаний имён прилагательных женского рода единственного числа винительного падежа (-ую, -юю)

      VI. Правописание окончаний имён прилагательных женского рода творительного падежа единственного числа (-ою, -ею, -ой, -ей) 80

      VII. Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа именительного и винительного падежей (-ые, -ие) 81

      VIII. Правописание окончаний прилагательных множественного числа именительного и винительного падежей в сочетании с существительными на -ии, -ия 82

      IX. Правописание окончаний творительного и дательного падежей множественного числа имён существительных и прилагательных (-ыми, -ими и -ами, ями, -ым, -им и -ам, -ям) 82

      X. Правописание прилагательных краткой формы с шипящей на конце 84

      XI. Прилагательные краткой формы с основой на шипящую и имена существительные 1-го и 2-го склонения с такой же основой в родительном падеже множественного числа —

      ХII. Правописание имён прилагательных на -ий, -ья, -ье 85

      XIII. Правописание суффиксов имён прилагательных 87

      XIV, Правописание сложных прилагательных 96

      XV. Правописание не с именем прилагательным 97

      Связные тексты на имя прилагательное 100

     

      Имя числительное 103

     

      I. Правописание количественных числительных и их падежных флексий

      II. Правописание падежных флексий порядковых числительных 106

      Связные тексты 106

     

      Местоимение 107

     

      I. Правописание личных местоимений 107

      II. Правописание отрицательных местоимений 108

      III. Правописание неопределённых местоимений 110

      Связные тексты

      Связные тексты по всем разделам орфографии (V класс) 112

     

      Глагол 116

     

      А. Личные окончания глаголов I и II спряжения

      I. Глаголы I и II спряжения с ударными личными окончаниями

      II. Глаголы I спряжения с безударными личными окончаниями 117

      III. Глаголы II спряжения с безударными личными окончаниями 119

      IV. Личные окончания возвратных глаголов I и II спряжения 121

      Б. Неопределённая форма глаголов 123

      В. Повелительное наклонение глаголов 128

      Г. Отрицание не с глаголами 130

      Д. Совершенный и несовершенный виды глагола 131

     

      I. Суффиксы -ыва, -ива, -ова, -ева, -ва

      II. Чередование гласных в корне глаголов совершенного и несовершенного видов 132

      Связные тексты по глаголу 134

     

      Причастие 136

     

      I. Правописание действительных причастий 136

      II. Правописание страдательных причастий 138

      III. Правописание страдательных причастий, перешедших в прилагательные 142

      IV. Отрицание не с причастиями 144

      Связные тексты на причастие 146

     

      Деепричастие 148

     

      I. Деепричастие несовершенного и совершенного вида 148

      II. Отрицание не с деепричастием 149

      Связные тексты на деепричастие

     

      Наречие 150

     

      I. Правописание наречий с приставками 150

      II. Правописание наречий, образованных от прилагательных

      III. Правописание наречий, образованных от существительных 152

      IV. Правописание наречий с шипящей на конце

      V. Правописание двойных наречий

      VI. Правописание наречий сравнительной степени

      VII. Правописание неопределённых наречий

      VIII. Правописание наречий с не и на

      IX. Особые случаи написания наречий

      Связные тексты на правописание наречий

     

      Предлог

      Союзы

     

      Частицы

      I. Частицы же, ли, бы, -то, -набудь, -либо, кое

      II. Повторение (частицы, союзы, предлоги)

      III. Частица не

      IV. Частица ни

      Связные тексты по всем разделам орфографии (VI класс)

     

      ПУНКТУАЦИЯ

     

      I. Знаки препинания в конце предложения

      Точка

      Вопросительный знак

      Восклицательный знак

      Многоточие в конце незаконченных и в середине прерванных предложений

      II. Тире в простом предложении

      1. Знаки препинания в составном сказуемом при именной части, выраженной существительным

      2. Знаки препинания в составном сказуемом при подлежащем, выраженном личным местоимением

      3. Тире при пропуске одного из членов предложения

      III. Приложение и знаки препинания при нём

      1. Чёрточка при одиночном приложении

      2. Знаки препинания при приложениях, выраженных существительными собственными 188

      IV. Знаки препинания при однородных членах предложения 188

      1. Запятая между однородными членами предложения, не соединёнными союзами

      2. Запятая между однородными членами предложения при одиночных союзах 191

      3. Знаки препинания при нескольких определениях 194

      а) Запятая при однородных определениях

      б) Случаи отсутствия запятой при нескольких определениях (неоднородных)

      в) Запятая при нескольких определениях, выраженных сочетаниями слов 195

      4. Запятая между однородными членами предложения с повторяющимися союзами 197

      5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом 200

      а) Двоеточие

      б) Тире 201

      V. Знаю 1 препинания в сложносочинённом предложении 206

      1. Запятая перед противительными союзами 206

      2. Запятая пер^д соединительными союзами 207

      3. Запятая перед разделительными союзами 208

      4. Отсутствие запятой при наличии общего члена предложения в двух сочинённых предложениях

      VI. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с одним придаточным 210

      1. Придаточные предложения определительные

      2. Придаточные предложения изъяснительные 211

      3. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные, а также сравнительные обороты 213

      4. Придаточные предложения места 215

      5. Придаточные предложения времени 216

      6. Придаточные предложения цели 217

      7. Придаточные предложения причины 218

      8. Придаточные предложения условные 219

      9. Придаточные предложения уступительные 220

      10. Придаточные предложения следствия 221

      11. Придаточные предложения и выражения типа как можно лучше, во что бы то ни стало 223

      VII. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными предложениями 226

      1. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением

      2. Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением (отсутствие союза между соподчинёнными придаточными предложениями) 227

      3. Сложноподчинённые предложения с неоднородным соподчинением 229

      4. Смешанные примеры на сложные предложения с несколькими придаточными 230

      VIII. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях 234

      1. Запятая в бессоюзном сложном предложении

      2. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 235

      3. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 236

      4. Тире в бессоюзном сложном предложении 237

      IX. Знаки препинания в сложном предложении с сочинением и подчинением 240

      X. Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения 244

      1. Обособление определений

      А. Запятая при обособлении определений, выраженных прилагательными

      Нераспространённые определения

      Распространённые определения

      Б. Запятая при причастных оборотах 245

      а) Причастие и причастный оборот перед определяемым словом

      б) Причастный оборот после определяемого слова 246

      в) Причастный оборот, относящийся к личному местоимению 247

      г) Распространённое определение, выраженное причастным оборотом или прилагательным с причинным или уступительным значением

      2. Обособление приложений

      а) Приложения, не выделяемые знаками препинания

      б) Приложения, выделяемые запятыми

      в) Приложения, относящиеся к личному местоимению

      г) Приложения, выделяемые тире

      Обособление обстоятельств

      Запятая при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

      Деепричастные обороты в начале предложения Деепричастные обороты в середине предложения

      Деепричастные обороты в конце предложения

      Обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием

      Запятая при обособлении обстоятельств, выраженных существительными с предлогами вследствие, благодаря и др.

      Знаки препинания в сложном предложении с причастными и деепричастными оборотами

      4. Обособление уточняющих членов предложения

      A. Запятая при уточняющих обстоятельствах места и времени

      Б. Запятая при уточняющих приложениях со словами то есть, или, даже и др

      B. Запятая при обособлении уточняющих дополнений с предлогами кроме, помимо, за исключением и др.

      XI. Знаки препинания при обращении

      XII. Знаки препинания при вводных словах и предложениях

      1. Выделение запятой вводных слов и сочетаний

      2. Знаки препинания при вводных предложениях

      XIII. Знаки препинания при словах-предложениях да и нет

      XIV. Знаки препинания при междометиях

      XV. Знаки препинания при прямой речи

      I. Знаки препинания при прямой речи, стоящей в начале, конце и в середине предложения

      II. Знаки препинания при диалоге

      III. Иные случаи употребления кавычек

      XVI. Повторение на все правила употребления знаков препинания

      Список сокращений

Скачать бесплатный учебник  СССР - Сборник диктантов по орфографии и пунктуации для 5—8 классов (Рудакова, Ганшина) 1963 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Процесс обучения орфографии длителен и труден. При правильной постановке дела обучения орфографии учащиеся V — VIII классов должны научиться размышлять над явлениями языка, в частности над явлениями письма. Известно, что всякая автоматизация навыка правописания есть следствие полного осмысления явления, разумного использования правила написания и многократного повторения его. Этот навык тем прочнее, чем больше было осмысленной поддержки при его усвоении.

      В системе обучения орфографии и пунктуации диктант среди других видов работ занимает особое место. С одной стороны, он способствует развитию активного внимания учащихся, организует волю, требуя быстрого и точного выполнения, вырабатывает навыки самоконтроля; с другой стороны — способствует выработке твёрдых навыков письма, повышает орфографическую грамотность. Таким образом, диктант имеет большое воспитательное и образовательное значение.

      В методических руководствах и в школьной практике различают следующие виды диктанта: зрительный, предупредительный, объяснительный, свободный, выборочный и творческий. Если зрительно-предупредительный диктант в чистом виде уместен в начальной школе, то в V — VI классах он нецелесообразен, хотя не исключается возможность применения его в комбинированном виде (запись отдельных слов на доске при предупредительном, объяснительном и даже контрольном диктанте). Наиболее употребительными на этой ступени обучения являются объяснительный и предупредительный диктанты.

      Объяснительный диктант (сначала запись, потом объяснение) — более сложный вид диктанта, он требует от учащегося большей самостоятельности. В зависимости от общей подготовки класса он может превалировать над предупредительным (сначала объяснение, потом запись), но один вид не исключает другого. В практике обучения орфографии объяснительный диктант должен занять подобающее ему место.

      Свободному диктанту мы тоже придаем большое значение. Он должен применяться как в V, так в VI, VII и VIII классах. Для этой цели в конце каждого большого раздела сборника среди связных текстов описательного характера даются и тексты сюжетно законченные, насыщенные определёнными орфограммами и могущие легко члениться на небольшие абзацы для свободного диктанта. Такой вид диктанта имеет большую образовательную ценность: на нём воспитывается внимание, память, сообразительность, кроме того, обогащается словарь путём запоминания редких и трудных слов и оборотов. Помимо этого, свободный диктант представляет переходную ступень к изложению.

      Связные тексты, как и отдельные фразы сборника, могут быть использованы и для выборочного диктанта. Но к данному виду диктанта учитель должен подходить осторожно и помнить, что не каждую орфограмму можно давать вне контекста.

      В понимание творческого диктанта отдельными методистами вкладывается разное содержание, и в таком виде, как он трактуется большинством методистов и составителей сборников, творческий диктант не является разновидностью диктанта, а скорее это самостоятельная работа типа сочинения.

      Прохождение каждого раздела орфографии обычно заключается контрольным диктантом. По мнению некоторых методистов, контрольный диктант является творческой пробой сил учащегося, и это вполне справедливо. Поэтому, для того чтобы у учащегося был импульс для постоянного движения вперед, чтобы он не терял веры в свои силы, контрольный диктант не должен быть перенасыщен трудными орфограммами, но он не должен быть и слишком облегчённым: в последнем случае от учащегося потребуется недостаточное проявление усилий, что может способствовать ослаблению его внимания. Тексты контрольных диктантов авторы дают под заголовком «Связные тексты». Составители сборника подбирали эти тексты так, чтобы учитель имел возможность использовать любой из них для нужного ему вида диктанта, и не распределяли их под рубриками «объяснительный», «предупредительный», «контрольный». Это даёт учителю свободу выбора необходимого ему материала, так как учитель в организации своей работы в классе прежде всего исходит из степени подготовки своих учеников.

      В практику школы внедряется новый вид диктанта — словарный диктант. Словарный диктант, как показывает название его, представляет не отдельные предложения или связный текст, а состоит из отдельных слов или словосочетаний, взятых вне контекста. Неоднократное написание отдельных орфографически трудных слов и словосочетаний способствует развитию как зрительной, так и моторной памяти учащихся.

      Такой вид диктанта, с нашей точки зрения, целесообразен, так как помогает как выработке твёрдых правописных навыков, так способствует и обогащению словаря учащихся и развитию у них более критического отношения к себе, к состоянию грамотности. Отводя этому диктанту не более 5 — 7 минут на каждом уроке, учитель тем самым достигает очень многого. Введение в практику занятий по орфографии словарного диктанта позволяет избегать шаблона, разнообразит приемы и методы работы, что обусловливается дидактикой.

      В работе по выработке устойчивых правописных навыков особое место занимает работа по разделам «Правописание гласных и согласных корня слов», «Правописание приставок», особенно безударных приставок пре- и при-, т. е. работа по составу слова и правописанию значимых частей его.

      Этой работе до сих пор в школе уделяется недостаточно внимания, следствием чего является неустойчивость грамотности даже у кончающих школу. Поэтому эти разделы сборника особенно насыщены и рассчитаны на неоднократное возвращение учителя к этим трудно усваиваемым орфограммам, на повторение их.

      Ограничиваемся этими небольшими указаниями методического характера, раскрывающими перед учителем возможность широкого и свободного использования материалов сборника; учителей, желающих получить подробное изложение методики проведения разных видов диктанта, отсылаем, в частности, к «Методике русского языка» Н. С. Позднякова (учебное пособие для учительских институтов, Учпедгиз, 1955) и к книжке М. В. Ушакова «Обучение орфографии в средней школе» из серии «Педагогическая библиотека учителя» (изд. Академии педагогических наук РСФСР).

      Составители сборника стремились к тому, чтобы предлагаемый ими материал был актуальным, разнообразным, развивал бы в учащихся своим содержанием чувство любви к Родине, к Коммунистической партии, к труду и одновременно способствовал бы выработке навыков правильного письма и обогащению словаря учащихся. Использованы как произведения русских классиков и выдающихся советских писателей, так и современная научно-популярная литература. В большинстве своём связные тексты и отдельные фразы для диктанта заимствованы из художественной и научно-популярной литературы, но наряду с этим имеется и некоторое количество примеров, составленных авторами.

      Сборник состоит из двух частей: «Орфография» и «Пунктуация». Он содержит отдельные фразы, небольшие отрывки и тексты предупредительных и контрольных диктантов.

      Распределение материала внутри каждого раздела произвел дено по принципу «от простого к сложному», от очевидного к менее определенно выраженному. В первой части, «Орфографии», даются сначала фонетические написания, совпадающие с произношением (согласные перед гласными и сонорными согласными, ударные гласные корня, ударные падежные флексии существительных, ударные личные глагольные флексии и т. д.), затем предлагаются написания, не совпадающие с произношением; здесь тоже соблюдается постепенность во введении написаний по аналогии (звонкие согласные в конце и перед глухой согласной, безударные гласные корня, безударные надежные флексии существительных, безударные личные флексии глаголов и т. п.), и позднее даются примеры к сопоставлению однозвучных, но морфологически различных написаний (существительные множ, числа на -ия, -ии. и прилагательное во множ, числе им. пад, на -ие, глаголы повелительного наклонения во 2-м лице множ, числа и глаголы в настоящем и будущем времени в том же лице и др.). В такой системе предлагаемые орфограммы должны научить учащихся находить однородные соотношения, развить у них правильные языковые ассоциации, чутьё языка.

      Кроме того, внутри каждого раздела однородное группируется, единообразное сближается, систематизируется. Это должно облегчить преподавателю отбор нужного ему материала при прохождении определённого правила, для закрепления его при повторении. Так, например, в разделе «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода творительного падежа» сначала даются прилагательные с ударяемыми флексиями, затем безударные; так же даётся «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода предложного падежа», и после этого идут «Смешанные примеры».

      В каждом разделе сначала даются примеры, заключающие в себе орфограммы, изучаемые в данный момент, и этот материал может быть использован как для объяснения, так и для закрепления его. После этого следуют «Смешанные примеры», в которых наряду с новыми орфограммами дают ранее выученные. После более сложных разделов даётся материал для повторения.

      Прочность орфографических навыков обеспечивается не только механическим запоминанием определённой орфограммы, запоминанием правила, но путём регулярного повторения, включения в новый текст уже изученной орфограммы, а также путём выработки у учащихся навыков и умений размышлять над явлениями письма. Для этого авторы, где только возможно, дают сопоставления близких по звучанию, но морфологически разных орфограмм. Эти случаи должны быть использованы при закреплении того или иного правила правописания, например общество организовано и выступили организованно, а иногда и при объяснении, например по осеннему небу и оделся по-осеннему.

      Во втором издании были введены дополнительные разделы: «Прописная буква в существительных и прилагательных», «Тире при пропуске одного из членов предложения», некоторые дополнительные случаи употребления кавычек. Третье издание отличается от предыдущих ещё большей систематизацией материала, увеличением материала для повторения и введением особого раздела «Материал для словарного диктанта» там, где это диктуется необходимостью, как было указано выше.

      Четвертое издание вышло без изменений. В книге значительно расширен круг привлечённой литературы, как классической, так и советской, и впервые использована текущая газетная и журнальная периодика, что послужило значительному освежению книги и способствовало разрешению одной из основных задач — повышению воспитательной ценности сборника путём максимального и целесообразного использования современного материала. В области отдельных примеров-предложений данное издание отличается от предыдущих более широким привлечением фольклорного материала, главным образом пословиц и поговорок, использованных в соответствующих разделах книги. В первой части книги — «Орфография» введены новые разделы: суффикс -изн- имён существительных и суффикс -ист- имён прилагательных.

      В целях преодоления формального отношения к явлениям языка не только в области орфографии, но и пунктуации, в случаях, когда возможны разные варианты постановки знаков препинания, указываются все возможные при этом знаки. Это даёт возможность учителю развивать у учащихся умение сознательного использования знаков препинания, позволяет говорить о нормах литературного языка и пунктуации автора.

     

     

      ОРФОГРАФИЯ

     

     

      ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ОСНОВЕ СЛОВ

     

      I. СОГЛАСНЫЕ

     

      А. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

      1. Согласные перед гласными и сонорными согласными

     

      Пожар

      Поднялся ветер. В одну минуту пламя охватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стёкла трещали, сыпались. Пылающие брёвна стали падать. Раздался жалобный вопль и крики: «Горим, помогите, помогите!» (По Пушкину.)

     

      2. Звонкие согласные перед глухими согласными в корне и в конце слова

     

      1. Горит столб, а дыму нет. (Свеча). 2. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.) 3. Шёл, шёл, долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь.)

     

      1. В нашем парке много красивых дорожек. 2. Рядом стоят пять берёзок. 3. Лесная дорожка привела нас к кудрявой берёзке. 4. Словно белые бумажки, летит первый снежок. 5. Старушка принесла нам кружку молока и три пирожка.

     

      ПОСЛОВИЦЫ

      1. Командирский приказ что отцовский наказ. 2. Открытый враг — к победе шаг. 3. Чтобы врага бить, надо силы крепить. 4. Не дорог подарок — дорога любовь. 5. Где любовь и доброта, там и красота. 6. И лютого зверя укрощают терпением и любовью. 7. Для милого дружка — семь вёрст не околица. 8. Дружба — дружбой, а служба — службой. 9. В своей норе и ёж хорош. 10. Голыми руками ежа не ухватишь. 11. Народы нашей страны дружбой сильны. 12. Весна красна, да холодна. 13. Берегись от бед, пока их нет. 14. Хлеб в пути — не тягость. 15. Едешь на день — бери хлеба на неделю.

     

      1. Робеть нельзя. Кто робкого десятка, тот не с нами. 2. Где-то скрипнула дверь. Долго слышался скрип проехавшей телеги. 3. Близок локоть, да не укусишь. Вода близко, да подойти скользко. 4. Мост через речку так узок, что нельзя разъехаться двум машинам. Мы шли по узкой дорожке.

     

      1. Резкий порыв ветра сорвал шляпу. Голос дяди пронзительно резок. 2. Низкие облака заволокли всё небо. Потолок был так низок, что до него можно было дотянуться рукой. 3. Ночью все дороги гладки. С виду гладок, да на зуб не сладок. (Пословица.) 4. Меткий выстрел убил медведя наповал. Меток на слове, в деле удал.

     

      1. Дедушка с каждым днём слабел и так уж ослаб, что даже встать не мог. 2. После дождя с градом полегли в поле хлеба. Прилёг на минутку, а заснул на часок. 3. Гребцы взялись за вёсла; все дружно гребли, греб и дед. 4. Ни от ветру он [голубок] укрыться тут не мог, ни от дождя спастись; весь вымок и продрог. (Кр.). 5. Он решил ползти так, как ползают пластуны. 6. У перевоза стояла одна лодка. Старик лодочник взялся перевезти нас на тот берег.

     

      3. Глухие согласные перед звонкими согласными

     

      1. Старик просил о помощи, и его просьба была выполнена. 2. Косить траву трудно, но приятно. Косьба была в разгаре. 3. В колхозе приступили к обмолоту хлебов. Начали молотьбу и в соседнем совхозе. 4. Воеводская просьба что строгий приказ.

     

      4. Морфологические омонимы (целое слово и его части)

     

      1. Аллея из роз вела в санаторий. Тут же рос могучий дуб и несколько берёз. 2. На каждом дереве горит румяный, пышный плод. (Н.) Широкий плот медленно плыл по реке. 3. Лишь дети перешли порог школы, как вся она ожила. Излишняя болтовня — большой порок. Порок сердца приковал мать к постели. 4. Возка кукурузы затянулась до ночи. Пчелиные соты из воска.

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика