Зоология для учителя. Том 1, Том 2 (Яхонтов) 1968, 1970 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учителя
Авторство: Александр Александрович Яхонтов
Формат: Том 1 - DjVu, Размер файла: 11.3 MB, Том 2 - DjVu, Размер файла: 16 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ТОМ ПЕРВЫЙ
Предисловие 5
Лягушка 7
Наружный осмотр и вскрытие лягушки 8
Клеточное строение животного организма 15
Основные системы органов животного 16
Развитие лягушки 20
Почему лягушка не стала теплокровным животным 26
Видовые отличия наших лягушек и вопросы систематики 27
Тип простейших 32
Из истории изучения простейших
Инфузории 33
Амебы 38
Раковинные корненожки 39
Место простейших в системе животного мира 40
На границе животного и растительного мира 41
«Цветение» воды
{spoiler=См. оглавление полностью...}
«Земляное масло» и «волчье молоко» 43
Малярийные паразиты 44
Современные простейшие особая ветвь развития животного мира 48
Общий ход развития типа простейших 51
Тип губок 53
Бадяга
Морские губки 55
Тип кишечнополостных 56
Гидры, или пресноводные полипы
Медузы 60
Гидроидные полипы и гидромедузы 62
Сцифомедузы и их развитие 63
Коралловые полипы 64
Древнейшие кишечнополостные предки высших групп животного мира 67
Происхождение многоклеточных животных 69
ЧЕРВИ 73
Тип плоских червей 74
Класс ресничных червей или турбеллярий 75
Класс сосальщиков
Печеночный сосальщик
Класс ленточных червей 80
Овечий мозговик 84
Эхинококк
Лентец широкий 85
Общие черты в строении и развитии ленточных червей в связи с их паразитическим образом жизни 86
Общая характеристика типа плоских червей Развитие плоских червей 89
Тип круглых червей 90
Человеческая аскарида
Острица 95
Власоглав 96
Трихинелла
Волосатик 97
Нематоды вредители растений 99
Гельминтология и ее задачи 100
Тип кольчатых червей 103
Дождевые черви
Черви-трубочники 109
Многощетинковые черви, или полихеты
Пиявки 110
Коловратки 112
Мшанки 113
Тип моллюсков 115
Класс пластинчатожаберных, или двустворчатых
Беззубка и перловица
Дрейссена и ее особенности 122
Другие двустворчатые и их промысловое значение 123
Класс брюхоногих 125
Наземные улитки
Голые слизни 127
Прудовики и катушки 128
Переднежаберные улитки 129
Морские улитки 130
Класс головоногих 131
Можно ли считать головоногих выминающей группой 135
Общие признаки моллюсков 139
Моллюски в истории Земли 140
Тип членистоногих 142
Речной рак 143
Класс ракообразных 152
Подкласс низших ракообразных 153
Другие низшие ракообразные 155
Подкласс высших ракообразных 158
Многообразие форм высших раков в связи с различным образом жизни 160
Промысловое значение высших ракообразных 162
Класс паукообразных 163
Паук-крестовик
Пауки-тенетники и бродячие пауки 167
Полеты пауков 168
Инстинкт как основа поведения пауков 169
Отряд сенокосцев 171
Отряд скорпионов 172
Отряд лжескорпионов 173
Отряд клещей
Общие признаки класса паукообразных 177
Класс многоножек
Класс насекомых 179
Строение и образ жизни черного таракана 181
Наружное строение таракана 182
Внутреннее строение таракана 183
Главнейшие особенности внешнего строения насекомых других групп 185
Как насекомые воспринимают явления окружающего мира 187
Развитие насекомых 191
Основные принципы систематики насекомых 193
Изучение насекомых-вредителей 194
Вредители плодового сада 197
Яблоневый долгоносик, или яблоневый цветоед
Белянка-боярышница 199
Шелкопряд-златогузка 202
Непарный шелкопряд 203
Кольчатый шелкопряд 206
Яблоневая плодожорка 207
Вредители огорода
«Земляные блошки»
Огородные белянки 208
Капустная совка 213
Медведка 214
Капустная тля 216
Вредители полевых культур 220
Озимая совка
Азиатская саранча 221
Клопы-черепашки 226
Методы защиты растений от вредителей 227
Химические методы борьбы с вредителями 228
Биологические методы борьбы с вредителями 232
Водные насекомые 234
Насекомые на поверхности водоема
Насекомые в воде
Водные личинки 237
Комары 240
Личинки комаров-«вегетарианцев» 244
Мухи сожители человека 245
Обыкновенная комнатная муха
Другие мухи в наших жилых помещениях 247
Слепни и оводы вредители животноводства
Насекомые паразиты человека 249
Пчелы, осы, муравьи 253
Домашняя пчела
Одиночные пчелы-андрены 265
Пчелы-галикты 266
Шмели 268
Происхождение пчелиной семьи 269
Об «уме» пчел
Осы 272
Муравьи 274
Шелководство 277
Китайский дубовый шелкопряд 280
Экспериментальное изучение изменчивости у бабочек 281
Чем объясняется расцвет класса насекомых 283
Защитные окраски
Относительность защитных приспособлений 290
Значение наружного хитинового скелета 293
Тип иглокожих 297
Морские звезды
Особенности строения отдельных классов иглокожих 302
Размножение и развитие иглокожих 307
Послесловие к первому тому 310
Русские названия и термины, встречающиеся в тексте 314
ТОМ ВТОРОЙ
СОДЕРЖАНИЕ
ТИП ХОРДОВЫХ
Строение хордового животного на примере рыбы
Рыба как обитатель водной среды
Строение тела рыбы в связи с условиями жизни
Внутренние органы рыбы 20
Ланцетник 26
Миноги представители класса круглоротых 28
Класс рыб
Хрящевые рыбы 30
Осетровые рыбы 35
Костистые рыбы 38
Форма тела в связи с условиями обитания
и характером движений рыбы 44
Камбалы 45
Размножение рыб 48
Угри и их странствования 50
Летучие рыбы 52
Рыбы причудливых форм 54
Рыбный промысел 56
Рыбные запасы наших внутренних водоемов 64
Каспийско-черноморские сельди 66
Искусственное рыборазведение 67
Проблема охраны и умножения наших рыбных богатств 69
Прудовое хозяйство 71
Караси и золотые рыбки 74
Рыбы с легочным дыханием 76
«Ожившие палеозойские ископаемые» 79
Класс земноводных
Отряд бесхвостых 82
Отряд хвостатых 87
Значение земноводных в жизни природы и в хозяйстве человека 90
Происхождение земноводных 91
Класс пресмыкающихся
Ящерицы 96
Уж и гадюка 100
Змеи южных областей СССР и тропических стран 104
Крокодилы 106
Черепахи 109
Живые пресмыкающиеся в неволе 110
В чем главные различия между пресмыкающимися и земноводными 111
Происхождение пресмыкающихся 113
Класс птиц
Птицы одна из процветающих групп животного мира
Наблюдения над живыми птицами
Внешний осмотр тела птицы
Вскрытие птицы и изучение ее внутреннего строения
Грудная клетка и механизм дыхания птиц
Домашние куры
Особенности жизни и строения курицы
Яйцо и цыпленок
Происхождение домашних кур
Что же сделало курицу домашней птицей
Породы домашних кур
Индейка
Утки и гуси
Многообразие птиц, связанное с их образом жизни и способом питания
Сезонные изменения фауны птиц
Чем объясняются сезонные миграции птиц
Размножение птиц
Защита птенцов
Птицы и человек
Происхождение птиц
Пути исторического развития класса птиц в новую эру
Класс млекопитающих
Кошка (вместо введения) 204
Внешнее и внутреннее строение млекопитающих 211
Особенности кожного покрова
Скелет млекопитающих 213
Внутреннее строение млекопитающих 218
Высшая нервная деятельность и поведение млекопитающих 224
К наблюдениям над млекопитающими в природных условиях 228
«Живые ископаемые» и происхождение млекопитающих 229
Родословная история звериной пасти и слуховых косточек внутреннего уха 234
Отряд насекомоядных 236
Еж 237
Крот 240
Выхухоль 242
Землеройки лилипуты звериного мира 243
Отряд рукокрылых 244
Грызуны 249
Белка 250
Суслики 251
«Земноводные» грызуны и их промысловое значение 254
Зайцы 257
Кролики 260
Грызуны-вредители 264
Мыши, крысы, хомяки 265
«Мышиные напасти» 268
Грызуны как наиболее процветающая группа млекопитающих 271
Законы наследственности 273
Отряд хищных 277
Семейство кошачьих
Семейство собачьих 280
Волк и шакал
Собаки 283
Лисица 288
Семейство куньих 290
Семейство медвежьих 292
Пушное звероводство 293
Пушные промыслы в прошлом, настоящем и будущем 297
Отряд ластоногих 299
Отряд китообразных 303
Копытные млекопитающие 312
Наш крупный и мелкий рогатый скот
Коровы 313
Корова как молочное п мясное животное 314
Молоко 322
Происхождение коровы 323
Породы рогатого скота 326
Пути улучшения местного скота п создания новых пород 330
Буйвол и як 331
Овцы 332
Козы 340
Северный олень 341
Верблюды 344
Свиньи 346
Лошади 349
Происхождение лошади
Породы лошадей
Лошадь как живой двигатель 354
Осел 357
Семейство лошадиных и его происхождение 358
Копытные млекопитающие в дикой природе 362
Отдаленное прошлое и настоящее копытных млекопитающих 364
Слоны 369
Приматы, или «высшая знать» животного царства 372
Страницы из истории зоологии Зарождение зоологических знаний 385
Зоология античного мира и средневековья 386
У истоков современной зоологической науки 389
Развитие зоологической систематики после Линнея 394
От мертвых коллекций к живым организмам 396
Зоологическая систематика на современном этапе 403
Зоология как предмет преподавания в школе 408
Русские названия и термины, встречающиеся в тексте 413
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Зоология для учителя. В двух томах. (Яхонтов) 1968, 1970 года
Скачать..Том 1
Скачать..Том 2
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
Предлагаемое вниманию учителей пособие строится с учетом школьного курса зоологии и его учебно-воспитательных задач. Естественно поэтому, что в книге для учителя главное место отводится тем группам животного мира и тем «представителям» этих групп, на изучении которых строится школьный курс зоологии, а из них особое внимание уделяется тем объектам, которые могут быть предметом непосредственных наблюдений на экскурсиях, в школьном уголке живой природы, в процессе практических работ на пришкольном участке, на колхозных полях или животноводческих фермах.
Как и в школьном курсе зоологии (но, конечно, на более широкой основе), подбор и освещение излагаемого в книге материала направлены на формирование таких основных понятий, как понятия об историческом развитии животного мира, о взаимосвязи между формой и функцией органов, между организмом и условиями его существования, между строением животного и его образом жизни в определенной среде обитания. Кроме того, в пособии для учителя есть фактический материал для формирования у учащихся понятия об историчности и относительном значении «целесообразности» в строении тела животных, в их окраске и поведении. Наконец, на соответствующем материале раскрываются роль различных групп животных в жизни человека и пути сохранения и рационального использования природных богатств и повышения продуктивности одомашненных животных.
В книге отведено место и небольшим по объему очеркам о типе губок, типе иглокожих и классе головоногих моллюсков. Как известно, изучение этих групп ныне не входит в программу школьного курса, так как и губки, и иглокожие, и головоногие занимают очень незначительное место в нашей отечественной фауне, стоят в стороне от основных путей развития животного мира от низших форм к двум его вершинам — наземным группам членистоногих и позвоночных — и не имеют у нас промыслового значения. Обходить эти группы молчанием нельзя, тем более что учитель и учащиеся могут встретиться с ними на экскурсиях и в процессе краеведческой работы (пресноводные губки бадяги, ископаемые кораллы, аммониты и белемниты на геологических обнажениях).
Автор счел небесполезным ввести в текст книги и ряд экскурсов в историю науки и на отдельных конкретных примерах показать, какими путями подходили исследователи к разрешению встававших перед ними проблем и загадок, опровергая господствовавшие прежде ошибочные или неточные представления. В ряде случаев цитируются и подлинные высказывания упоминаемых авторов, характеризующие и их собственные взгляды и ту эпоху, когда они жили и работали. Вероятно, материалы подобного рода помогут учителю оживить и углубить излагаемую на уроках тему. Пусть учащиеся эмоционально ощутят, что зоологическая наука, основы которой они изучают, — это результат кропотливого и упорного труда многих поколений, что те научные истины, которые порой представляются нам самоочевидными, были установлены далеко не сразу и что исследователи шли к ним нелегкими путями, иногда требовавшими самоотверженного презрения к смертельной опасности (работы по изучению переносчиков опасных трансмиссивных заболеваний). А сопоставление того, что было «прежде» и что мы имеем «теперь», помогает учащимся яснее осознать те достижения в области охраны здоровья населения, защиты урожая от вредителей, создания и улучшения пород сельскохозяйственных животных, которыми по справедливости гордится наша Родина.
Остается отметить еще одну особенность, которая характеризует эту книгу как пособие, предназначенное для учителя, — это включение в ее текст некоторых методических рекомендаций, в которых даются указания, что именно и в каком объеме может быть непосредственно использовано в работе с учащимися.
* * *
В целях удобства пользования пособие выходит в двух книгах, составляющих вместе единое целое. В первой книге после вводной статьи («Лягушка») излагается зоология беспозвоночных, а обзор хордовых животных дается во второй книге, завершаемой кратким очерком «Страницы из истории зоологии».
ЛЯГУШКА
(Введение в изучение науки о животных)
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает, как Базаров, приехав на лето в усадьбу Кирсановых, на следующее же утро захватил с собой двух дворовых мальчуганов и отправился с ними к ближайшему болотцу за лягушками. Ребята были в недоумении, на что приезжему понадобились лягушки. «А вот на что, — ответил Базаров, — я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается». Далее Базаров пояснил, что лягушки интересуют его не сами по себе: «Так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим; я и буду знать, что у нас внутри делается». Так «нигилист» Базаров развенчивает принципиальное различие между «венцом творения» — человеком — и презренной лягушкой из болота, сводя к единству строение их тела и их жизненные отправления.
Как известно, тургеневский Базаров — это представитель нового тогда типа «шестидесятников», носителей радикальной идеологии, боровшихся с косностью, с преклонением перед религиозной догмой, с идеалистической философией и тянувшихся к естественным наукам как основе материалистического мировоззрения. В эту эпоху достижения западноевропейской науки находили живейший отклик в кругах разночинной русской интеллигенции, быстро завоевала себе признание только что появившаяся тогда книга Дарвина, и из среды молодого поколения
вскоре выделился целый ряд передовых ученых, оставивших впоследствии крупный след в истории естествознания. Для молодежи того времени занятия естественными науками стали школой материализма (недаром царское министерство народного просвещения вскоре обеспокоилось этим и поспешило изгнать естествознание из средней школы), и здесь, как это верно отметил Тургенев для своего Базарова, лягушка сыграла видную роль, оказавшись наиболее удобным объектом для ознакомления со строением и жизненными отправлениями животного организма, в том числе и высшей нервной деятельностью.
Когда И. М. Сеченов выпустил свою знаменитую книгу «Рефлексы головного мозга», излагавшую физиологическую основу психических процессов, и за пропаганду «учения крайнего материализма» ему грозила судебная кара, тр на вопрос, кого из адвокатов он намерен привлечь в качестве защитника, он ответил: «Зачем мне адвокат? Я возьму с собой на суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты; пусть тогда прокурор опровергнет меня!»
Лягушки распространены повсюду, и их легко добывать и содержать в неволе. Размеры крупной лягушки таковы, что на ней легко могут быть рассмотрены все главнейшие органы; очень проста и техника вскрытия их: нам не придется перерезать каких-либо крупных костей. Во многих отношениях строение тела лягушки действительно напоминает строение нашего собственного тела, и на школьных уроках это облегчает для нас задачу объяснить учащимся значение ее отдельных органов.
Таким образом, именно на лягушке всего легче можно разобраться в строении организма животного, то есть ознакомиться с главнейшими системами его органов и с их значением для жизни целого организма. А это дает нам основу и для понимания организации животных, принадлежащих к другим группам, для сравнения их между собой, для суждения о приспособленности данного организма к тем или иным условиям существования.
Но сложный организм животного не сразу появляется в готовом и законченном виде, а постепенно развивается из яйца, имеющего несравненно более простое строение. Поэтому для понимания строения животного организма мы должны — опять-таки на каком-нибудь определенном примере — проследить и ход его развития. И в этом отношении лягушка опять-таки оказывается чрезвычайно удобным объектом: все ее развитие, начиная от икринки, идет прямо в водной среде, то есть на наших глазах, а не внутри организма матери и не под скорлупой яйца, как это происходит у большинства других животных.
У нас водится несколько видов лягушек (рис. 1). Об их отличительных особенностях будет сказано в одном из дальнейших разделов, специально посвященном вопросам систематики (том 2); в данном же случае принадлежность взятой для изучения лягушки к тому или другому зоологическому виду для нас безразлична: речь идет здесь не о видовых особенностях, а о строении тела «лягушки вообще».
Изучение строения тела лягушки обязательно должно быть проведено н а самой лягушке путем ее наружного осмотра и вскрытия: только в таком непосредственном ознакомлении с организацией одного из представителей животного мира и заключается весь смысл работы с лягушкой, составляющей содержание этой вводной главы.
Наружный осмотр и вскрытие лягушки
Инструментами для вскрытия животных служат ножницы с острыми концами, скальпель (его можно заменить острым перочинным ножом или же лезвием безопасной бритвы, лучше вставленным в рукоятку), пинцеты и булавки. Вскрытие мелких животных лучше производить в особой ванночке, сделанной из цинка или оцинкованного жалеза и по форме похожей на фотографическую ванночку (можно взять и фотографическую ванночку). Чтобы вскрываемых животных можно было прикрепить к дну ванночки булавками, дно ванночки заливают слоем воска или закрывают куском древесной коры. Такая ванночка и инструменты, для вскрытия пригодятся и в дальнейшем для практического ознакомления со строением представителей различных групп животных.
Перед вскрытием лягушку нужно умертвить.
1 В школьной практике это следует делать до урока и не на глазах у учащихся.
Для этого примерно за час до работы лягушку сажают в плотно закрываемую банку и бросают туда комок ваты, смоченной хлороформом или эфиром. Банку закупоривают и держат закрытой около часа. Если нельзя достать хлороформа или эфира, лягушку можно убить иначе: взяв лягушку за задние ноги, ударить ее затылком о край стола.
Внешний осмотр. Уже при внешнем осмотре мертвой лягушки мы можем убедиться, что основой тела животного, придающей ему определенную форму, является скелет. У лягушки скелет внутренний, снаружи его непосредственно не видно, но он легко прощупывается на голове, на спине, в задней части тела и в отходящих от тела конечностях. Особенно велико значение такой твердой опоры при движении животного, что легко наблюдать на живой лягушке.
В теле лягушки мы различаем голову и туловище. Хвостовой отдел у взрослой лягушки снаружи незаметен, но мы найдем его при рассмотрении скелета.
На голове находим глаза, ноздри, широкий рот и по бокам позади глаз пару круглых ушных отверстий, затянутых барабанной перепонкой. Барабанная перепонка — часть органа слуха: она воспринимает звуковые колебания и через посредство крошечной косточки передает их внутреннему уху.
Глаза у лягушки выпученные и торчат над головой. Это имеет для нее двоякое значение: во-первых, лягушка может охватить взором широкое пространство, что для нее важно из-за отсутствия шеи (на убитой лягушке легко убедиться, что голова лягушки может только очень немного поворачиваться в стороны); во-вторых, лягушка проводит много времени в пруду, и тогда ее торчащие глаза высовываются над водой, высматривая добычу и замечая опасность. Конец морды с отверстиями ноздрей при этой позе также выставляется из воды, и это дает сидящей в воде лягушке возможность дышать атмосферным воздухом (рис. 2).
Попробуем надавить на глаз лягушки: он оказывается податливым и опускается под нажимом пальца. Живая лягушка сама таким образом «убирает» свои глаза, защищая их от повреждений, когда ей приходится пробираться среди зарослей или под камнями.
Переходим к рассмотрению туловища лягушки. В задней части туловища мы находим отверстие клоаки, то есть одно общее отверстие, через которое выводятся из тела и испражнения, и моча, и (во время размножения) половые продукты.
На теле лягушки мы видим две пары конечностей — передние и задние ноги. Конечности имеют несколько подвижных суставов и оканчиваются пальцами. В конечностях лягушки мы различаем те же самые отделы, что и на наших руках и ногах, а именно: плечо, предплечье и кисть — на передних конечностях и бедро, голень и ступню — на задних.
Передние конечности гораздо слабее задних, и при передвижении обе пары ног работают неодинаково. На задних конечностях пальцы соединены между собой плавательной перепонкой, имеющей значение для передвижения в воде, когда лягушка ныряет (вспомним плавательные перепонки на ногах у водоплавающих птиц — утки и гуся).
Внешние покровы тела образует кожа. Кожа у лягушки голая, тонкая и плохо защищает тело от высыхания. Она покрыта слизью и все время поддерживается во влажном состоянии. Поэтому лягушка принуждена держаться более влажных мест, где не так сохнет ее кожа, и должна время от времени погружаться в воду. Здесь вода не только смачивает ее кожу, но через нее впитывается в тело и пополняет в нем убыль от высыхания. Таким образом, погружение тела в воду заменяет лягушке водопой (через рот лягушка воды не пьет).
{/spoilers}