Архитектура сталинской эпохи
Хотим мы того или нет, но мы все еще живем наследием Страны Советов.
Ее образ - образ идеального государства всеобщего благоденствия и процветания запечатлен в монументальных сооружениях скульптуры и архитектуры. Это и плотины, и здания, и целые города, что строились в эпоху Советского Союза. Те, кто строил их, искренне верили в то, что создают их во имя великого и светлого будущего своей страны.
Наверное, самое полное представление о том, как видели его тогдашние заказчики и архитекторы, дает нам московский ВВЦ. Когда-то Всесоюзная сельскохозяйственная выставка соединила в себе «все традиции прошлого, потребности настоящего и утопичный мир предполагаемого будущего”. Посетитель выставки видит перед собой целый город-сад с площадями и громадными светлыми дворцами. Позже преобразовавшись в ВДНХ, выставка воплотила идеализированный образ Советского Союза - дружбу народов и выдающиеся успехи в науке и технике. Подобный концентрированный пафос и продвигал советскую архитектуру на протяжении сорока лет.
В архитектуре этот пафос вылился в особый стиль, который вначале с иронией был назван «сталинским ампиром». Теперь это название стало академическим. Анализу этого стиля в 2007 году Российская академия архитектуры и строительных наук посвятила научную конференцию. Так, по словам С.О. Хан-Магомедова: «Минувший век прошел под знаменем борьбы двух теорий: построения общества социальной справедливости и державного пафоса». Что касается «сталинского ампира», все, как правило, сводится к московскому метро, «высоткам», Дворцу Советов, а также пышным магистралям столицы. Но следует помнить, что по таким образцам застраивались целые города от Урала до Дальнего Востока. К тому же немалое внимание уделяется и малоэтажной застройке, получившей широкое распространение в рабочих поселениях и небольших городках.
Рассуждая об архитектуре той эпохи, В.Г. Басс в своей работе “Страна победившего маньеризма” отмечает то, что здания существовали как бы в двух ипостасях. Не только как утилитарная реальность, но и как обещание. В этом идеальном будущем существуют такие идеальные люди-функции, как и изображенные на горельефах пионеры и ученые. Помимо этого существует и третья ипостась – это очерк, описание идеального прошлого Советской империи.
На сегодняшний день ностальгия по советскому прошлому стала привычной частью культурной жизни страны. Но, зачастую, эти разговоры не уходят дальше банальных вздохов по поводу того, что раньше и трава была зеленее или туманных философских размышлений на тему приверженности русского народа к державному духу и сильной руке.