Экономическая и социальная география мира 10 класс (Гладкий, Лавров) 1991 год

Скачать Советский учебник

 Экономическая и социальная география мира 10 класс (Гладкий, Лавров) 1991

Назначение: Учебник для 10 класса 

Данные о территориальном составе стран на картах приведены по состоянию на 1 декабря 1991 г. В учебнике использованы слайды С.Ф. Кулика, А.А. Ростовцева, фотохроники РИА «Новости», Международного общества просветительной информации (ISEI), Токио.

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б.

Формат: PDF Размер файла: 19.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

Освоение человеком планеты Земля.

От древности до наших дней.

Современные масштабы освоения планеты.

Природные ресурсы.

Природные ресурсы и экономическое развитие.

Минеральные ресурсы.

Земельные ресурсы.

Ресурсы пресной воды.

Лесные ресурсы.

Ресурсы Мирового океана.

Другие виды ресурсов.

ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...

Население.

Численность населения и его воспроизводство.

Расовый и этнический состав.

Религиозный состав.

Трудовые ресурсы и занятость.

Размещение населения и формы расселения.

Миграции населения.

Политическая карта мира.

Формирование политической карты мира.

Типология стран.

Территория государства и государственный строй. Международные организации.

Политическая география.

Всемирное хозяйство.

Международное разделение труда и всемирное хозяйство.

Научно-техническая революция и размещение производительных сил.

Энергетика.

Обрабатывающая промышленность.

Сельское хозяйство.

Транспорт.

Международные экономические связи.

Региональная география.

Историко-географические регионы мира.

Социально-экономический прогресс и региональные различия.

развитые страны.

Социально-экономический прогресс и региональные различия.

развивающиеся страны.

Соединенные Штаты Америки.

Страны Западной Европы.

Страны Восточной Европы.

Страны Азии.

Япония.

Китайская Народная Республика.

Индия.

Канада и Австралия.

Страны Африки.

Страны Латинской Америки.

Экономическая интеграция стран.

Глобальные проблемы человечества.

Сохранение мира на Земле.

Экологическая проблема.

Демографическая проблема.

Продовольственная проблема.

Энергетическая и сырьевая проблема.

Преодоление отсталости развивающихся стран.

Проблемы Мирового океана.

Приложения..

 

 

Скачать бесплатный учебник СССР - Экономическая и социальная география мира 10 класс (Гладкий, Лавров) 1991 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Предисловие

Мир, в котором мы живем, тесно взаимосвязан и взаимозависим. Все мы сосуществуем на одной и не очень большой планете, которую по частям изучать чрезвычайно трудно. Вот почему в этом учебнике речь пойдет о географии всего мира, включая и СССР. Согласитесь, что обойтись без нашей страны, особенно при характеристике проблем, волнующих все человечество,— невозможно.

Курс экономической и социальной географии мира даст вам совре-менное видение целостного и неделимого мира, представление о его природных ресурсах и населении, о мировом хозяйстве и тенденциях его развития в условиях научно- технической революции, понимание наиболее актуальных проблем современности. Вы познакомитесь со многими новыми географическими, экономическими, социологически-ми1, демографическими и другими понятиями и терминами, знание которых необходимо каждому образованному человеку.

Экономическая и социальная география мира — это общественная географическая наука, изучающая

'Социология — наука об обществе, о поведении людей.

территориальную организацию человеческого общества. Поскольку экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические, но и экономические, социологические методы исследования.

Любая наука не стоит на месте. Сильно изменилась за последние десятилетия и экономическая география, которая стала называться социальной и экономической. Дело в том, что экономическое и социальное неразрывно связаны между собой. Ведь производство работает не длд производства, а для нужд людей, для обеспечения их материальных и духовных потребностей. И само производство в эпоху научно- технической революции сильнейшим образом зависит от того, каков образовательный уровень людей, стоящих у станка или компьютера, работающих в лаборатории или на поле. Оно зависит от того, в каких условиях живет человек, какова окружающая его среда, условия отдыха. Нельзя рассматривать хо-зяйство без людей — основной производительной силы, без человеческого фактора. Вот почему экономическая география, обогатившись социальными подходами и поставив человека в центр внимания, «породнилась» с социальной географией.

Любая страна, любой народ вносят свой вклад в мировую экономи-ку, науку, культуру. Так, маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной державой первого «ранга», крупным экспортером продуктов питания. Япония создала весьма эффективную систему образования и научных исследований, что во многом объясняет ее выход на передовые рубежи в экономике мира. Изу-чение передового опыта зарубежных стран крайне необходимо в то время, когда необычайно расширяются международные связи в экономике, науке и культуре, когда наша страна ищет пути создания передовой интенсивной экономики. Поэтому знание основных достижений других стран, а на это обращается внимание в учебнике, имеет не только познавательное, но и практическое значение.

Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению человеком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хоро-шо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается география природных ресурсов и населения мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут разделы, посвященные политической

карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-гео-графическим регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом, в котором рассматриваются глобальные проблемы человечества : экологическая, продовольственная, демографическая, энергетическая и др.

Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам внимательно ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстративным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Приглашение к дискуссии») вопросы и задания.

Приступая к изучению курса экономической и социальной геогра-фии мира, помните, что объекты нашего изучения — природа, люди, хозяйство — слишком сложны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Поэтому никакой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересующие вас вопросы. Для того чтобы лучше познать окружающий мир, вам надо больше читать специальную литературу, периодическую печать, слушать передачи радио и телевидения, использовать сведения из других школьных дисциплин.

I. Освоение человеком планеты Земля

§ 1. От древности до наших дней

Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествующих общественных формаций? Что такое Ойкумена? Остались ли «белые пятна» на географической карте?

Первые шага в освоении планеты. Земля... Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаимоотношения с природой? Перелистаем лишь немногие страницы прошлого, чтобы увидеть, как происходило освоение человеком планеты Земля.

На протяжении истории человечества характер его связей с природной средой претерпевал большие изменения. В очень древние времена производственная деятельность человека, которая заключалась в собирательстве, охоте и рыболовстве, приспосабливалась к природной обстановке, а не видоизменяла ее (рис. 1). Районы с теплым и влажным климатом, изобиловавшие биологическими ресурсами (прежде всего стадами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяжения для первобытных людей. Посте

пенный переход человечества от такого хозяйства, получившего на-звание присваивающего, к производящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к заметно- ।

Рис. 1. Чем характеризуются взаимоотношения человека и природной среды на этом рисунке?

Современный этап НТР, характеризующийся коренными сдвигами в технической базе производства (с середины XX в.)

Начало индустриальной эры (около 0,5 тыс. лет назад)

Земледельцы, скотоводы, ремесленники цивилизации древности (3-5 тыс. лет назад)

Земледельцы и скотоводы неолита, или нового каменного века (6-8 тыс. лет назад)

Охотники и собиратели позднего палеолита, или древнего каменного века (около 30 тыс. лет назад)

Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду

му усилению воздействия человека на окружающую природу (рис. 2).

Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотноше-ния людей с природной средой в пределах распространения древних цивилизаций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и разнообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осушали болота, с помощью зеленых насаждений останавливали песчаные барханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.

Население мира в древние времена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже старой и новой эр на земном шаре жило всего несколько десятков мил

лионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих районах планеты никогда не ступала нога человека.

Шли века, тысячелетия. В средневековье произошло новое расширение связей в системе общество — природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не связанные с удовлетворением пищевых потребностей,— минеральные и лесные. Это определялось все более широким распространением металлических орудий труда, развитием кораблестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населения, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих странах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали пастбища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земледелия уменьшалась площадь лесов.

Расширения для Joomla

Еще учебники "География"

 
Яндекс.Метрика