География. Учебник для 3 класса «Часть первая» (Терехова, Эрдели) 1938 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 3 КЛАССА начальной школы
Авторство: Лидия Григорьевна Терехова, Владимир Георгиевич Эрдели
Формат: DjVu, Размер файла: 3.7 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Как узнать, какая местность нас окружает.
Отчего мы заблудились 5
Направления «направо», «налево» меняются 6
Как люди научились находить направления по солнцу 7
Как мы определили основные направления по солнцу 9
Компас —
Как самому сделать компас 10
Как обозначают направления на чертеже 11
Как определяют расстояние 12
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Как изображают расстояние на чертеже 13
Общий вид и план
План местности 17
Как срисовать план окрестностей школы 19
II. Формы земной поверхности.
Что мы видим с пригорка 20
Что такое топографический план и для чего он нужен 21
Восхождение на гору 23
Различные формы земной поверхности 25
Как используется земля в окрестностях нашей школы 26
Поверхность земли используется по-разному 27
III. Подземные и поверхностные воды.
Подземная вода 29
Родники, или источники —
Колодцы 30
Что делают дождевые и весенние потоки 31
Овраг 32
Ручей 33
Большая река 37
Горная река 39
Как человек использует реки —
Озеро и пруд 40
Озеро 41
Болото —
Топливо на болоте 43
IV. Географическая карта.
Что такое географическая карта 40
Сравнение плана и географической карты
Как изображают поверхность страны на карте 49
Поверхность СССР 50
V. Земной шар.
Как люди в древности представляли себе землю 51
Форма и величина земли 52
Глобус 53
Что находится на поверхности земного шара —
Первое кругосветное путешествие 54
Из Европы в Америку 57
Земля и солнце 58
Отчего бывают день и ночь 59
Полюсы и экватор 60
Как определять направления на глобусе —
Карта земного шара 62
Годовое движение земли 63
Церковь против науки 65
Тепловые пояса земного шара —
VI. Погода и климат.
Кому и для чего нужно знать погоду 67
Как мы вели наблюдения над погодой в нашей школе 68
Что нужно знать о погоде 73
Предсказание погоды 76
Как обычно изменяется погода по временам года 77
Что такое климат 80
VII. Картины природы и жизни населения в разных поясах земного шара.
Тропический пояс.
Природа тропического пояса 81
В тропическом лесу 82
Животные тропических лесов 86
Растения тропических лесов 88
По африканской саванне 89
День в негритянской деревне 92
Какие народы живут в тропическом поясе и чем они занимаются 93
Как живется народам тропического пояса 94
Разгром негритянского селения 96
В пустыне 97
Холодные пояса
Природа холодных поясов 101
Северный Ледовитый океан 102
Животные Северного Ледовитого океана
Как живут люди в полярных странах 104
Охота эскимосов 105
К Северному полюсу 106
Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки —
Ледокол в морях Северного Ледовитого океана 107
Что находится у Южного полюса 108
К Южному полюсу —
Тундра 110
Как живут ненцы —
Умеренные пояса.
Природа умеренных поясов ИЗ
От полярного круга к тропику на самолете И 4
В тайге 117
В степи 119
Среди полей 120
В теплой части умеренного пояса
Главнейшие государства северного умеренного пояса 121
Как используются природные богатства в северном умеренном поясе
Приложение.
Работы для закрепления в памяти карт полушарий 123
Работы для закрепления в памяти положения на земном шаре главнейших государств
Физическая карта СССР.
Топографический план.
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - География. Учебник для 3 класса «Часть первая» (Терехова, Эрдели) 1938 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
ВВЕДЕНИЕ.
Вы начинаете изучать географию. Много нового и интересного вы узнаете о земле, на которой мы живем.
На уроках географии вы познакомитесь с окружающей вас местностью.
Рис. 1. Учащиеся наблюдают местность.
Вы узнаете, как велика наша земля, какой она формы и что на ней находится.
Изучая географию, вы узнаете, какая природа и как живут люди в различных местах земли.
На занятиях по географии вы научитесь понимать планы и карты — чертежи местности. По этим чертежам можно представить себе любую местность.
Рис. 2. Учащиеся по глобусу знакомятся с земным шаром.
Наш учебник поможет вам при изучении географии.
К учебнику приложены план и карты. Берегите их. Без планов и карт нельзя изучать географию.
I. КАК УЗНАТЬ, КАКАЯ МЕСТНОСТЬ НАС ОКРУЖАЕТ.
Отчего мы заблудились.
Мы с товарищем давно собирались к пионерам, стоявшим лагерем недалеко от нашего города. Узнали дорогу и пошли.
Перешли речку, пересекли большой луг. Вот и сосновый лес, где расположился лагерь. Пошли по просеке.
Хорошо было в лесу. Пахло сосной. Глухо шумели вершины деревьев. Вдали куковала кукушка.
Скоро должна быть поперечная просека.
Вдруг влево от нас мелькнула белка. Мы бросились за ней. Она от нас. Вскочила на сосну, спряталась в ветвях. Мы постояли и пошли дальше.
Вот, наконец, и поперечная просека. Повернули направо. Скоро лагерь. Однако идем час, два, а лагеря нет. Куда итти? Просеки идут и вдоль и поперек и все похожи друг на друга. Вокруг ни души. Мы заблудились. Долго блуждали по лесу, разыскивая лагерь.
Вдруг вдали послышался лай собаки, показался лесник.
Оказалось, что мы отошли километров на семь в сторону от лагеря. Повидимому, мы потеряли направление, когда побежали за белкой.
Лесник повел нас к себе домой, напоил чаем, и его сын пошел нас провожать. Было уже темно, когда мы увидали на берегу реки пионерский костер.
Через день пионеры провожали нас домой. Двое ребят взялись быть проводниками.
Они взошли на бугор, с которого видны были окрестности. Разложили перед собой план местности и небольшой приборчик — «компас». Долго рассматривали их и о чем-то совещались. Затем они указали нам, в каком направлении находится город, хотя с бугра за лесом его не было видно. Измерили что-то по плану, подсчитали и сказали, что до города четыре километра и через час, примерно, мы будем дома. Мы решили, что они только делают вид, что все это знают. Однако пошли за ними.
Каково же было наше удивление, когда минут через 40 дей- ствительно вдали показался город, а через час мы были дома.
Я вспомнил, как мы блуждали, точно слепые, по лесу, и твердо решил научиться, как пионеры, находить дорогу.
Каждый человек должен хорошо представлять себе окружающую местность, знать, в каком месте он живет, что находится вокруг него, уметь находить любую дорогу.
Для того чтобы хорошо разбираться в окружающей местности, надо уметь определять направления и расстояния, пользоваться планом местности.
Направления «направо», «налево» меняются.
Рассмотрите рисунок.
В каком направлении от учащихся расположены окна — вправо или влево?
В каком направлении от них находится дверь?
А в каком направлении от учителя?
Задание. Определите, сидя на парте: В каком направлении от вас расположены окна в вашем классе? В каком направлении от вас находится дверь? А в каком направлении они находятся от учителя?
Направления направо и налево меняются в зависимости от того, нуда ми стоим лицом. Если повернемся лицом в одну сторону — ряд предметов будет от нас вправо. Повернемся в противоположную сторону — те же предметы окажутся слева.
Кто определяет направление пути от себя — направо, налево, вперед, назад, — тот легко может заблудиться в незнакомой местности. Надо установить такие направления, которые не изменялись бы при поворотах человека. Люди давно это поняли и стали определять направление по солнцу.
Как люди научились находить направления по солнцу.
С давних времен изо дня в день люди видели, что солнце движется по небу. Оно появляется утром, постепенно поднимается все выше и выше; в полдень достигает наибольшей высоты, а затем начинает опускаться. К вечеру солнце заходит, унося с собой дневной свет й тепло.
Рис. 4. Столб для определения времени по тени в древней Греции.
Люди заметили также, что в солнечный день все предметы отбрасывают тень. Но длина тени от каждого предмета в течение дня меняется. Чем ниже солнце над землей, тем длиннее тень; чем оно выше, тем тень короче. Меняется в течение дня и направление тени.
Люди воспользовались этими наблюдениями и стали ставить на площадях особые столбы (рис. 4). По длине тени от столба и ее направлению они определяли время.
Наблюдая за солнцем, люди подметили, что в полдень тень самая короткая и имеет всегда одно и то же направление.
То направление, куда падает полуденная тень, люди назвали северным направлением, или севером.
Направление противоположное назвали южным, или югом. На юге солнце всегда бывает в полдень.
Установили также еще два направления: направление на восток и направление на запад. Эти направления определяются так, как показано на рисунке.
Человек становится лицом к северу и вытягивает руки в стороны. Правая рука показывает направление на восток, левая рука — на запад.
Север, юг, восток и запад — основные направления.
Как бы человек ни поворачивался, направления на север, юг, восток и запад не меняются.
Кратко эти направления обозначаются так: север — С, юг — Ю, восток — В, запад — 3.
Задания. 1. В ясный день заметьте: В каком направлении падает от вас тень, когда вы идете в школу? В каком направлении — когда возвращаетесь домой?
2. Измерьте: Какой длины тень от дерева, когда вы идете в школу? Какой длины тень от этого же дерева, когда вы возвращаетесь из школы?
3. Проследите: В какие окна школы солнце светит утром, в какие — в полдень, в какие окна совсем не заглядывает?
4. В один из солнечных дней обозначьте мелом на полу направление и длину тени от оконной рамы класса: до полудня, в полдень и после полудня.
Рис. 5. Определение основных направлений на местности.
Как мы определили основные направления по солнцу
Еще в начале учебного года мы устроили на школьном дворе площадку для географических наблюдений. Для этого выбрали 4 небольшой участок, который хорошо освещается солнцем. Выровняли его и усыпали песком.
Мы вкопали на географической площадке шест и установили его по отвесу.
В ясный солнечный день, около полудня, пришли всем классом на площадку и расположились на некотором расстоянии вокруг шеста.
Миша и Ваня с учителем подошли к шесту и стали определять направление и измерять длину тени.
Миша провел черту по направлению тени, Ваня отметил на ней маленькой поперечной черточкой длину 1 тени. Через несколько минут мы заметили, что тень ушла немного в сторону. Тогда Миша провел новую черту, а Ваня снова отметил длину тени. Тень стала короче. Несколько з раз Миша и Ваня отмечали направление и длину тени. Тень все передвигалась и становилась короче. Но вот мы заметили, что тень чуть-чуть удлинилась.
Миша вбил в конце самой короткой тени колышек. А учитель показал в этом направлении рукой и сказал: «Там — север».
Затем Ваня, по предложению учителя, стал лицом к северу и показал нам, где юг, восток и запад.
Чтобы все хорошо знали, где север, мы сделали после уроков на площадке указатель: север — юг. Для этого вырыли узенькую канавку по направлению полуденной тени и наполнили ее битым кирпичом и камешками.
Задание. Определите и вы таким же образом основные направления.
Компас.
Найти направления по солнцу можно только в ясный день.
Но далеко не всегда стоят ясные солнечные дин.
В пасмурную погоду, а также ночью направления легко найти по прибору, который называется компасом.
В далекие времена во время путешествий пользовались компасом очень простого устройства. Он состоял из намагниченной пластинки, которая подвешивалась на нитке. Когда нитку брали в руку, пластинка начинала качаться. После нескольких качаний она останавливалась — один конец ее указывал на северу а другой на юг.
{/spoilers}