География материков 6 класс (Коринская, Прозоров, Щенев) 1982 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 География материков 6 класс (Коринская, Прозоров, Щенев) 1982

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 6 КЛАССА

Авторство: Валентина Александровна Коринская, Леонид Дмитриевич Прозоров, Владимир Андреевич Щенев

Формат: DjVu, Размер файла: 11.2 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

Как работать с учебником 2 

      Введение 

      § 1. Что изучает география материков 3 

      § 2. Различие карт по охвату территории и содержанию 5 

      § 3. Разномасштабность картографического изображения 8 

      

      Рельеф и климаты Земли 

      Земная кора и рельеф земного шара 

      § 4. Строение земной коры. Карта «Строение земной коры» 11 

      § 5. Особенности расположения крупных форм рельефа на Земле 14 

      

См. оглавление полностью...

      Климаты Земли 

      § 6. Зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты 15 

      § 7. Воздушные массы и господствующие 

      ветры земного шара 18 

      § 8. Климатические пояса земного шара 20 

      

      АФРИКА 

      

      Общий обзор 

      § 9. Географическое положение Африки. Океаны и моря, омывающие ее. Очертания берегов 23 

      § 10. Из истории исследований Африки 25 

      

      Рельеф и полезные ископаемые 

      § 11. Рельеф 27 

      § 12. Полезные ископаемые 30 

      

      Климат 

      § 13. Климатическая карта 31 

      § 14. Влияние географической широты, циркуляции атмосферы и характера земной поверхности на климат Африки 33 

      § 15. Климатические пояса Африки 38 

      

      Реки и озера 

      § 16. Общая характеристика рек Африки. 

      Реки бассейна Атлантического океана 39 

      § 17. Реки бассейна Индийского океана. 

      Озера 42 

      

      Природные зоны 

      § 18. Почвенная карта. Понятие о природной зоне. Карта природных зон 44 

      § 19. Влажные экваториальные леса 48 

      § 20. Саванны и редколесья 49 

      § 21. Тропические пустыни и полупустыни. 

      Субтропики. Влияние человека на природу 52 

      

      Население и политическая карта Африки 

      § 22. Население 55 

      § 23. Политическая карта 58 

      

      Природные области Африки 

      § 24. Северная Африка 80 

      § 25. Центральная (Экваториальная) и Восточная Африка 85 

      § 26. Южная Африка 87 

      Задания для обобщающего повторения по разделам «Карты материков», «Рельеф и климаты Земли», «Африка» 70 

      

      АВСТРАЛИЯ 

      

      Общий обзор 

      § 27. Географическое положение и очертания берегов. Из истории открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые 71 

      § 28. Климат. Реки и озера 73 

      § 29. Органический мир. Природные зоны. 

      Население 78 

      

      Природные области Австралии и Океании 

      § 30. Северная и Восточная Австралия 81 

      § 31. Западная и Центральная Австралия 84 § 32. Океания 86 

      Задания для обобщающего повторения ,по разделу «Австралия» 89 

      

      АНТАРКТИДА 

      

      § 33. Антарктика и Антарктида. Открытие Антарктиды 90 

      § 34. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров и рельеф 93 

      § 35. Климат, растительный, и животный мир 95 

      

      ЮЖНАЯ АМЕРИКА 

      

      Общий обзор 

      § 36. Географическое положение. Очертания берегов. Из истории открытия и исследования Южной Америки 98 

      § 37. Рельеф и полезные ископаемые 100 

      § 38. Климат 102 

      § 39. Реки и озера 105 

      § 40. Природные зоны. Влажные экваториальные леса. Саванны и редколесья 107 § 41. Степи и полупустыни. Высотная поясность в Андах 110 

      § 42. Население и политическая карта 113 

      

      Природные области Южной Америки 

      § 43. Восток материка 115 

      § 44. Анды 117 

      Задания для обобщающего повторения по изученным материкам 

      

      СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 

      

      Общий обзор 

      § 45. Географическое положение. Очертания берегов. Из истории открытия материка 120 

      § 46. Рельеф и полезные ископаемые 122 

      § 47. Климат 124 

      § 48. Реки и озера 127 

      § 49. Природные зоны 130 

      § 50. Население. Политическая карта 132 

      

      Природные области Северной Америки 

      § 51. Арктический Север и тундрово-таежные равнины Канады 135 

      § 52. Аппалачи. Центральные и Великие равнины 138 

      § 53. Кордильеры 139 

      § 54. Мексиканское нагорье. Центральная 

      Америка 143 

      Задания для обобщающего повторения раздела «Север- пая Америка» 145 

      

      ЕВРАЗИЯ 

      

      Общий обзор 

      § 55. Географическое положение. Величина территории. Очертания берегов 148 

      § 56. Океаны и моря, омывающие Евразию 147 

      

      Рельеф и полезные ископаемые 

      § 57. Общие особенности рельефа Евразии. 

      Равнины. Горные пояса 149 

      § 58. Области землетрясений и вулканов. 

      Вековые колебания земной коры 151 

      § 59. Полезные ископаемые и закономерности их размещения 152 

      

      Климат 

      § 60. Общая характеристика климата. Зависимость климата Евразии от географической широты. Климатические пояса 154 

      § 61. Влияние океанов, размеров материка и рельефа на климат. Климатические области 158 

      

      Реки и озера 

      § 62. Общая характеристика рек и озер Евразии. Реки и озера бассейнов Северного Ледовитого и Атлантического океанов 159 

      § 63. Реки и озера бассейнов Тихого и Индийского океанов и бассейнов внутреннего стока 182 

      

      Природные зоны 

      § 64. Расположение природных зон в Евразии. Изменение природы человеком. Арктические пустыни, тундра и лесотундра 164 

      § 65. Леса умеренного пояса. Лесостепи и степи 167 

      § 66. Полупустыни и пустыни умеренного пояса. Зона субтропических лесов и кустарников. Субтропические и тропические полупустыни и пустыни 169 § 67. Саванны. Субэкваториальные и экваториальные леса. Высотная поясность в горах Евразии 171 

      

      Население и политическая карта 

      § 68. Население 173 

      § 69. Политическая карта 175 

      

      Природные области зарубежной Евразии Северная Европа 

      § 70. Архипелаг Шпицберген и Исландия 177 

      

      Западная Европа 

      § 71. Фенноскандия 179 

      § 72. Низменные среднеевропейские равнины 182 

      § 73. Область средневысотных гор 184 

      § 74. Альпы и Карпаты с прилегающими равнинами 186 

      

      Южная Европа 

      § 75. Южная Европа 189 

      

      Юго-Западная Азия 

      § 76. Природа и население Юго-Западной Азии 192 

      

      Центральная Азия 

      § 77. Центральная Азия и ее исследования 194 

      

      Восточная Азия 

      § 78. Общие черты природы Восточной Азин 197 

      § 79. Восточный Китай. Корейский полуостров и Японские острова 199 

      

      Южная Азия 

      § 80. Общие черты природы Южной Азии. Индо-Гангская низменность и Индостан 202 

      § 81. Полуостров Индокитай и Малайский архипелаг 204 

      Задания для обобщающего повторения по разделу «Евразия» 207 

      

      ОБЩИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 

      

      § 85. Географическая зональность. Географические пояса 215 

      § 82. Развитие рельефа 208 

      § 83. Климатообразующие факторы. Обзор климатических поясов. Изменение климата во времени 210 

      § 84. Закономерности географической оболочки. Ее целостность. Круговорот веществ. Ритмические явления 212 

      

      Взаимодействие природы и общества 

      § 86. Изменение природных условий под влиянием хозяйственной деятельности людей 217 

      § 87. Природные ресурсы и охрана природы 219 

      Приложение: цветные карты. 

Скачать бесплатный учебник  СССР - География материков 6 класс (Коринская, Прозоров, Щенев) 1982 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Как работать с учебником 

      Для того чтобы успешно изучать географию, необходимо уметь работать с учебником: правильно пользоваться его содержанием, текстом, заданиями, иллюстрациями. С помощью содержания вы узнаете, из каких разделов и параграфов состоит учебник, в какой последовательности изучают материки земного шара. 

      Основная часть учебника — его текст. Поэтому необходимо научиться анализировать его построение и содержание. Для этого надо мысленно разделить параграф на части и определить главное содержание каждой из них; найти имеющиеся в тексте определения географических явлений, характерные черты природы, причины ее изменения, а также изменений в жизни, составе и размещении населения. При этом полезно сравнивать изучаемый материал с другим, уже известным вам, выясняя причины сходства или различий. Это поможет вам при пересказе содержания параграфа. 

      Перед параграфом и в конце его помещены вопросы и задания. Вопросы в начале параграфа нужны для повторения изученных ранее сведений. Задания в конце параграфа позволят проверить, как вы усвоили его содержание. 

      Важный источник географических знаний — карта. По ней вы сможете установить, где расположена изучаемая территория, каковы особенности ее природы, кто на ней живет, а также причины, которые определяют особенности природы и жизни населения. 

      Для изучения географии вам понадобится контурная карта, на которую надо наносить изучаемые географические объекты и явления. 

      В учебнике много иллюстраций и они помогут вам наглядно представить природу и население материков, а также понять сложные географические процессы. 

      Новые понятия и географические названия, которые вы должны хорошо знать, выделены в тексте другим шрифтом. После изучения каждой темы выписывайте их в тетрадь. 

      Помимо учебника, о природе земного шара, о жизни и занятиях населения материков вы сможете узнать, читая географические книги, Детскую энциклопедию, из передач радио и телевидения. 

      

      ВВЕДЕНИЕ 

      

      § 1. Что изучает география материков 

      

      Изучая начальный курс физической географии, вы познакомились с внутренним строением земного шара, его оболочками; узнали, что такое географическая оболочка и природный комплекс. 

      В VI классе вы будете изучать географию материков, или континентов. Познакомитесь с жаркой и знойной Африкой, своеобразным растительным и животным миром Австралии, покрытой ледниковым щитом Антарктидой, протянувшимися от Антарктики до студеных морей Арктики Южной и Северной Америкой и самым большим и разнообразным по природе материком — Евразией; При этом расширите и углубите свои знания о компонентах природы (рельефе, климате, водах, почвах, растительном и животном мире), географической оболочке и познакомитесь с общими географическими закономерностями. Вы узнаете, как благодаря путешествиям, исследованиям и научным экспедициям постепенно накоплялись знания о материках и населяющих их народах, познакомитесь с особенностями природы каждого материка, узнаете, Как живут люди в различных странах земного шара. Все компоненты географической оболочки взаимо.-связаны между собой, и изменение одного из них вызывает постепенное изменение всех других. Знание законов природы позволяет предсказать ход этих изменений, помогает предвидеть последствия вмешательства людей в жизнь природы, правильно использовать ее разнообразные богатства и организовать их охрану и восстановление. 

      

      Материки (континенты) и острова. Поверхность всего земного шара равна 510 млн. км2. Большая ее часть занята океанами. Они соединены между собой, и все вместе образуют единый Мировой океан. На долю суши - материков и островов - приходится около 149 млн. км2, или 29% всей поверхности Земли (рис. 1). 

      Большая часть суши находится в северном полушарии. В южном полушарии материки (за исключением Австралии), широкие в своих северных и средних частях, к югу сужаются и уступают место океанам Всего на Земле шесть материков: Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка и Евразия. 

      Вблизи материков на материковой отмели или материковом склоне находятся материковые острова. В океанах много мелких вулканических островов. Есть другие мелкие острова-коралловые. Общая площадь всех островов Земли составляет немногим больше 6% всей суши. 

      

      Части света. Наряду с делением суши земного шара на материки существует условное ее деление на части света. 

      Древнегреческие географы различали лишь две части света — Европу и Азию. К Европе (ассирийское «эреб» — закат) они относили страны, лежащие к западу и северу от мест поселения греков, а к Азии (ассирийское «асу» — восход) — страны, расположенные к востоку. 

      Во время господства римлян, завоевавших южное побережье Средиземного моря, появилось название третьей части света Африка. Европа, Азия и Африка составляют Старый Свет. 

      Когда Колумб в конце XV в. открыл за Атлантическим океаном новые земли, они все получили название Америка, хотя Северная и Южная Америка составляют два самостоятельных материка и сильно отличаются по природным условиям. Эти земли были названы Новым Светом. Еще позднее европейцам стали известны части света Австралия (XVII в.) и Антарктида, открытая русскими мореплавателями в начале XIX в. 

      Таким образом, частей света тоже шесть. Единый материк Евразия разделен на две части света — Европу и Азию, а в часть света Америку вошли два материка Северная и Южная Америка. 

      Части света, кроме территории материков, включают также относящиеся к ним острова. 

      

      ЗАДАНИЯ. 1. Какие материки пересекает экватор, какие — начальный меридиан? Какие материки лежат целиком в северном полушарии? Какие — в южном? 2. При помощи градусной сетки определите в километрах: а) ширину Индийского океана по экватору; б) расстояние между Южной Америкой и Австралией по 20° ю. ш. (Величина дуги Г по экватору — 1 11,3 км, по 20° — 104,6 км.) 3 Пользуясь картой полушарий, определите, какой остров находится на 54 ю. ш. и 69° з. д. 4. По глобусу определите кратчайшее расстояние в градусах и километрах от города (пункта), в котором расположена ваша школа, до экватора и начального меридиана. 

      

      КАРТЫ МАТЕРИКОВ 

      

      § 2. Различие карт по охвату территории и содержанию 

      

      1. Что называют географической картой? Чем она отличается от плана местности? В чем основное отличие изображения местности на карте (плане) от ее изображения на аэрофотоснимке? 2. Назовите карты, с которыми вы работали в V классе. 3. Что такое масштаб карты (плана)? 

      

      Для изучения географии материков требуется много разнообразных карт. По ним вы будете определять размещение, очертания и взаимное положение материков, океанов, морей, горных массивов и других географических объектов, производить необходимые измерения, например протяженность материка. Чтобы уметь пользоваться разными картами, важно ясно представлять себе их назначение и основные особенности, а также возможность правильно делать по ним измерения. Читать карту — это значит, хорошо зная ее условные знаки, находить на ней государства, моря, горы, реки, определять климаты, растительность и другие географические объекты и явления, их свойства и, связав эти сведения друг с другом, понимать географические особенности территории в целом. 

      Карты по различным признакам делят на группы. Для вашей работы важно знать деление карт по двум основным признакам: по охвату изображаемой на них территории и по теме, которой они посвящены, т. е. по содержанию. (Подумайте, по каким еще признакам можно делить карты.)

 

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика