Химия после уроков (Байкова В. М.) 1976 год

Скачать Советский учебник

Химия после уроков (Байкова В. М.) 1976 год

© Издательство "Карелия" Петрозаводск 1976

Авторство: Варвара Михайловна Байкова

Формат: DjVu, Размер файла: 2.82 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Задачи внеклассной работы но химии 

 Содержание внеклассной работы 

 7-й класс 

 8-й класс 

 9-й класс 

 10-й класс 

 Тематические химические кружки 

 Агрохимический кружок 

 Геохимический кружок 

 Химико-краеведческий кружок 

 Кружок занимательной химии 

 Атеистический кружок 

 Кружок истории химии 

 Использование материалов из истории химии во взаимосвязи с учебной программой Планы проведения внеклассных занятий 

 7-й класс 

 8-й класс 

 9-й класс 

 10-й класс 

 {spoiler=Смотреть оглавление полностью......}

 Работы учащихся по истории химии 

 Темы докладов и сообщений по истории химии 

 Работа по изготовлению тематических коллекций 

 Составление коллекций репродукций, фотографий, рисунков 

 Составление тематической викторины «Ученые-химики» 

 Составление словарика «Почему мы так говорим?» 

 Хронология событий в области химии 

 Стенная газета 

 Экскурсии по химии в природу 

 Экскурсия за растениями-индикаторами 

 Экскурсия по сбору растений-красителей 

 Сбор душистых растений 

 Поиск растений-рудознатцев 

 Исследовательская работа с растениями в природе 

 Минералогическая экскурсия 

 Конференции 

 Химические вечера 

 Вечер на тему: «Д. И. Менделеев» 

 Вечер на тему: «Женщины-химики» 

 Вечер-конференция на тему: «Химики-революционеры» 

 Вечер на тему: «История химии в почтовых марках» 

 Несколько занимательных опытов 

 Немного о химии в Карелии 

 Известно ли вам, что?

  {/spoilers}

Скачать учебник  СССР - Химия после уроков (Байкова В. М.) 1976 года   

СКАЧАТЬ DjVu

  {spoiler=См. Отрывок из учебника........}

 Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть коммунистического воспитания, является внеклассная работа но химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни, осуществляет связь школы с задачами коммунистического строительства. Внеклассная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности. 

      Во время уроков невозможно удовлетворить все запросы учащихся. Внеклассная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников. 

      Основные задачи внеклассной работы: 1) привитие интереса к химии, 2) развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту, 3) развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся, 4) подготовка учащихся к практической деятельности, 5) организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием. 

      При всем многообразии форм внеклассная работа по химии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за ее пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеклассной работой. 

      Познавательные интересы старших школьников нередко выходят за рамки учебника. В этом случае умело организованная внеклассная работа приобретает большую педагогическую значимость, особенно если ей придается общественно полезный характер. Такая работа помогает ученикам углублять знания программного материала, дает ответы на вопросы, интересующие школьников, убеждает, что усвоенные в школе знания тесно связаны с практической деятельностью людей. 

      Чтобы учителю легче было организовать внеклассную работу по химии, нами разработаны планы занятий химических кружков для 7, 8, 9 и 10-х классов. Они связаны с изучаемым курсом и вместе с тем позволяют выходить за пределы программы. Приводятся примерные планы работ тематических кружков, которые объединяют школьников разных классов, где работы выполняются с учетом развития и интересов учащихся. Намечаются работы, тесно связанные по своему содержанию с биологией и физикой, географией, черчением и другими предметами, изучаемыми школьниками. 

      Летние исследовательские и домашние практические работы способствуют более осознанному восприятию учебного материала, пробуждают интерес к предмету, развивают мышление, пытливость, любознательность, расширяют кругозор. На основании многолетнего личного опыта внеклассной работы по химии мы знакомим учителя с организацией кружковой работы (кружок истории химии), проведением химических вечеров в школе, экскурсий в природу. Разнообразие направлений внеклассной работы позволит учителю выбрать то, что соответствует возможностям школы и интересам учащихся. 

      При проведении химических экспериментов следует проявлять постоянную заботу о строгом соблюдении всех правил техники безопасности. Учащиеся должны быть полностью осведомлены о мерах предосторожности при работе с химическими реактивами, об оказании первой помощи при несчастных случаях. 

      Некоторые из указанных работ проводятся учителем как демонстрационные, так как выполнение их требует навыков и осторожности. В лаборатории обязательно должны находиться полочка с нейтрализующими веществами и аптечка для оказания первой помощи*. 

      В. Н. Верховский. Техника и методика химического эксперимента в школе. Т. 1. Учпедгиз, М., 1953; В. Н. Коновалов. Техника безопасности при работах по химии, «Просвещение», М., 1973. 

      

      7-й класс 

      1. Первоначальные химические понятия 

      Доклады, сообщения. Жизнь и научная деятельность М. В. Ломоносова, Д. Дальтона. Рассказы о некоторых химических элементах. Закон сохранения массы веществ. Происхождение названий некоторых химических элементов. 

      Практические работы. Разделение смесей выпариванием, фильтрованием, отстаиванием. Проведение реакций разложения, соединения, замещения, с теоретическими вычислениями необходимых количеств реагирующих веществ. Выполнение опытов, подтверждающих закон сохранения массы веществ. Изготовление приборов для проведения указанных опытов. Составление маленьких рассказов о химических явлениях. 

      Общественно полезная работа для химического кабинета. Изготовление коллекций металлов и неметаллов, простых и сложных веществ. Составление альбома, посвященного М. В. Ломоносову. Изготовление приборов для опытов. 

      Массовая работа. Вечер, посвященный М. В. Ломоносову. Викторина. 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      2. Кислород. Оксиды. Горение 

      Доклады, сообщения. Кислород, его роль в природе и народном хозяйстве. Свойства кислорода. Озон. Инертные газы и их применение. 

      Практические работы. Получение кислорода из персоли, из перекиси водорода. Наполнение газометра кислородом. Опыты, доказывающие растворимость кислорода в воде. Определение количества кислорода в воздухе. Качественное определение кислорода в воздухе. Опыты с жидким кислородом. Получение озона в озонаторе и испытание его свойств. Опыты с применением катализаторов. Изготовление приборов для получения кислорода. 

      Общественно полезная работа для химического кабинета. Составление коллекций «Оксиды», таблицы «Применение кислорода».

      Массовая работа. Вечер на тему «Огонь». 

      Экскурсия на кислородную станцию. 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      3. Водород. Кислоты. Соли 

      Доклады, сообщения. Водород, его свойства. Получение водорода в промышленности. Индикаторы. 

      Практические и демонстрационные работы. Получение водорода действием на воду натрия, кальция, железа и других металлов. Сжигание водорода в кислороде. Взрыв гремучего газа (демонстрирует учитель). Наполнение водородом и гремучим газом мыльных пузырей 1. Диффузия водорода. Опыты по взаимодействию металлов с кислотами. Взаимодействие серной кислоты с сахаром. Получение солей. Приготовление растительных индикаторов и испытание их свойств. Исследование индикаторных свойств сока ягод, цветов, овощей. Приготовление лакмусовой бумаги. Определение кислот в продуктах с помощью приготовленной лакмусовой бумаги. Конструирование приборов для получения водорода. 

      Общественно полезная работа для химического кабинета. Изготовление коллекций кислот, солей. Приготовление индикаторов. Составление таблиц: «Изменение окраски индикаторов в различных средах», «Индикаторы растительного происхождения», «Индикаторы химического синтеза». 

      Массовая работа. Экскурсия в природу по сбору растений-индикаторов. Конференция по результатам экскурсии. 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      4. Вода. Основания. Растворы 

      Доклады, сообщения. Роль воды в природе и технике. Снег и лед. Сколько лет воде? «Серебряная вода». Вода как растворитель. Минеральные воды и их химический состав. 

      Практические работы. Определение воды в растениях. 

      Получение «серебряной воды» и изучение ее свойств. Опыты, демонстрирующие роль воды как катализатора и химических реакциях. Опыты с основаниями. Гашение извести. Опыты по диффузии. Приготовление растворов определенной процентной концентрации. Выращивание кристаллов. Приготовление пересыщенных растворов. Монтирование приборов для дистилляции воды, для разложения воды электрическим током. Конструирование макета городской водоочистительной станции. 

      Общественно полезная работа. Серебрение песка. Получение «серебряной воды». Изготовление прибора для дистилляции воды. Изготовление коллекций кристаллов. Приготовление растворов для заготовки влажных препаратов но биологии, для консервирования плодов и овощей, для сохранения свежести цветов, для ускорения цветения растений, растворов для школьной аптечки (соды, борной кислоты, марганцовокислого калия, гидросульфита). 

      Массовая работа. Экскурсия в природу для знакомства с водами своего края. Вечер на тему «Вода». 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      8-й класс 

      5. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений 

      Доклады, сообщения, рефераты. Кислота и соль. Соли серной кислоты. Применение серной кислоты. Соляная кислота. О первой кислоте — уксусной. Слабейшая кислота. Две фосфорные кислоты. Сода. Кара-Богаз-Гол. 

      Практические и демонстрационные работы. Решение экспериментальных задач на осуществление превращений. Проведение химических реакций, показывающих генетическую связь между классами неорганических соединений. Действие на металлы различных кислот разной концентрации. Опыты по изучению электрохимического ряда напряжений металлов: вытеснение меди железом, вытеснение ртути медью, серебра — ртутью (демонстрирует учитель). Опыты: «Сатурново дерево», «Серебряный цветок», «Морской еж». Опыты по амфотерности. Получение солей: азотнокислого серебра, основной углемед-поп солн. Опыты по окрашиванию пламени солями металлов. 

      Общественно полезная работа. Изготовление электрохимического ряда напряжений металлов. Изготовление раздаточного материала для химического кабинета: «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли». Выполнение таблиц: «Классификация неорганических соединений», «Генетическая связь между классами неорганических соединений». Составление химического лото. 11 изготовление диапозитивов. 

      Массовая работа. Проведение викторины и вечера на тему «Соли». 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      6. Расчеты по химическим формулам и уравнениям 

      Доклады, сообщения, рефераты. Закон Авогадро и число Авогадро. Амедео Авогадро — основоположник молекулярной теории. 

      Практические работы. Практическое применение химических расчетов. Опытное доказательство закона Авогадро. Составление и решение задач на местном материале (использовать цифровые данные, полученные во время экскурсий на предприятия). Изготовление наглядных пособий, демонстрирующих массу молей воды, поваренной соли, сахара, серной кислоты. Определение теплового эффекта химических реакций. 

      Общественно полезная работа. Составление сборника «Наш задачник» на местном материале. Приготовление моделей образцов молей различных металлов и неметаллов. 

      Массовая работа. Химическая олимпиада. Экскурсия на местные предприятия для знакомства с некоторыми цифровыми данными, по которым составляются задачи, производятся химические расчеты. 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 

      Строение вещества 

      Доклады, сообщения, рефераты. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева. Д. И. Менделеев по воспоминаниям современников. Как был открыт Д. И. Менделеевым периодический закон. Искусство в жизни Д. И. Менделеева. Изотопы и их роль в народном хозяйстве. Природная радиоактивность. Характеристики квантовых чисел. Принцип Паули и заполнение электронных уровней. Что такое электроотрицательность? Ковалентная и ионная связи. Водородная связь. Металлическая связь. Синтез и поиски трансурановых элементов. 

      Практические работы. Опыты, показывающие изменение свойств простых веществ, форм и свойств соединений химических элементов III периода. 

      Na - Na20 - NaOH; Р - Р А, - Н3Р04; 

      Mg - MgO - Mg(OH)2; Si - Si02 - H2Si03; 

      Л1 - Л1A - Al(OH)3; S - S02 - H2S03. 

      Взаимодействие Na, Mg, A1 с растворами соляной кислоты. Свойства некоторых элементов VI и VII групп периодической системы Д. И. Менделеева: взаимодействие хлора с растворами солей брома и йода; экспериментальное доказательство того, что хлор активнее серы и кислорода. Решение экспериментальных задач. Составление кроссвордов, шарад, ребусов, вопросов для викторины по периодическому закону и периодической системе. 

      Общественно полезная работа. Изготовление коллекций химических веществ. Организация выставки книг о Д. И. Менделееве, выставки любимых литературных 

      произведений и картин Д. II. Менделеева. Выставка портретов Д. И. Менделеева, написанных русскими художниками. Составление карты путешествий Д. II. Менделеева. Изготовление стенда «Научные труды Д. И. Менделеева». Выполнение периодической системы элементов в различных вариантах: цветной электрифицированный, в виде элементария. 

      Массовая работа. Викторины, посвященные периодическому закону. Химические вечера (см. разработку вечера «Д. И. Менделеев»), 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      8. Галогены 

      Доклады, сообщения, рефераты. Открытие йода. Фтор — всесъедающий. Применение хлора. Бром. 

      Практические и демонстрационные работы. Получение хлора действием различных окислителей на соляную кислоту. Горение в хлоре меди, сурьмы, фосфора. Приготовление хлорной воды и испытание ее свойств. Разложение воды хлором. Получение хлорной извести и ее каталитическое разложение. Беление тканей. Получение брома, бромной воды. Проведение реакции взаимодействия алюминия с бромом. Получение бромистого водорода. Возгонка йода. Получение йодистого водорода. Разложение йодистого азота (демонстрирует учитель). Травление стекла фтористым водородом и плавиковой кислотой. Изготовление таблиц, приборов для получения и хранения хлора. 

      Общественно полезная работа. Подготовка сообщений для младших школьников о роли фтора, хлора, брома и йода в жизни человека. Приготовление сувениров для школьных праздников (рисунки па стекле). Приготовление некоторых реактивов для химического кабинета. 

      Массовая работа. Химический вечер на тему «Галогены». Школьный конкурс на лучшую рассказ-задачу. Конференция но книге Б. Я. Розена «Семья солеродов». (Детгиз, М., 1956). 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      9. Подгруппа кислорода 

      II. Производство серной кислоты 

      Доклады, сообщения, рефераты. Неметаллы, возглавляемые кислородом. Сера в природе. Сера в народном хозяйстве. Сульфаты. Греческий огонь. Лунный элемент. Auruin album (белое золото). Применение серной кислоты. Охрана человека и природы (проблема загрязнения воздуха). 

      Практические работы. Получение ромбической, призматической и пластической серы. Опыты по возгонке серы. Получение сульфидов металлов; качественные реакции на сульфиды. Получение сероводорода и реакции, доказывающие его восстановительные свойства. Получение сернистого газа, опыты по обесцвечиванию, беление шелка, соломы. Получение серной кислоты и опыты с пей. Проявление надписей огнем, «серная кислота сжигает уголь». Изготовление приборов, установок для выполнения опытов, макета завода по производству серной кислоты. 

      Общественно полезная работа. Приготовление раздаточного материала по теме «Сера». Получение сульфидов для химического кабинета. 

      Массовая работа. Конференция по книге Л. Ф. Поповой «Серная кислота» («Просвещение», М., 1964). 

      Конкурс на составление задач рисунков. Проведение межпредметной викторины. Конференция на тему «Охрана человека и природы». 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      10. Скорость химических реакций. 

      Химическое равновесие 

      Доклады, сообщения, рефераты. Катализ. Почему обратимые реакции не доходят до конца? О скорости химических реакций. 

      Пра ктические работы. Опыты по химической кинетике и катализу. Решение задач на вычисление скорости химических реакций, на определение смещения равновесия 

      в зависимости от температуры. Выполнение экспериментальных задач на осуществление превращений и описание условий протекания каждой реакции. 

      Общественно полезная работа. Составление задач для сборника «Наш задачник» на основе местного материала. Изготовление прибора для демонстрации зависимости скорости реакций от поверхности реагирующих веществ. 

      Массовая работа. Экскурсия па производство с целью наблюдения скорости химических процессов в зависимости от условия их протекания. 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      9-й класс 

      I. Теория электролитической диссоциации 

      Доклады, сообщения, рефераты. Сванте Аррениус. Б. С. Якоби — изобретатель гальванопластики. Законы электролиза. Изучение теории электролиза водных растворов электролитов. 

      Практические работы. Опыты: рост «Сатурнова дерева», рост «дендритов». Опыты по электропроводности растворов и расплавов. Приготовление электролита. Опыты по электрохимическому окрашиванию. Электрохимическое травление. Покрытие металлом растений, насекомых, перьев птиц, изделий из дерева. Металлизация кружев. Химическое тонирование. Химическое серебрение. Химическое окрашивание меди. Химическое никелирование, хромирование, кобальтирование. Опыты с применением ионитов. Изготовление приборов по электропроводности растворов, расплавов, приготовление электролизеров. Изготовление модели ванны для получения натрия из едкого натра, прибора для демонстрации движения ионов. 

      Общественно полезная работа. Работы по металлизации для кабинета биологии. Изготовление сувениров для школьных вечеров, викторин. Изготовление таблиц по теме и раздаточного материала. 

      Массовая работа. Викторина «В чем сущность электролиза?» Экскурсии в электролизный цех, в котельную для знакомства с ионообменными установками. 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      2. Питая группа периодической системы элементов 

      Азот и фосфор 

      Доклады, сообщения, рефераты. Азот и взрывчатые вещества. Круговорот азота в природе. Фосфор — элемент жизни и мысли. История спичек. Блуждающие огни. 

      Пра ктические и демонстрационные работы. Получение азота и изучение его свойств. Получение оксидов (II, IV) азота. Получение аммиака. Получение азотной кислоты и испытание ее окислительных свойств: воспламенение тлеющей лучинки, скипидара, обесцвечивание азотной кислотой органических красителей, отношение азотной кислоты к металлам. Разложение солей тяжелых и легких металлов азотной кислотой. Горение угля в расплавленной селитре. Окислительные свойства солей. Превращение красного фосфора в белый (демонстрирует учитель). Получение фосфина (демонстрирует учитель). Изготовление действующей модели по производству азотной кислоты. 

      Общественно полезная работа. Изготовление таблиц по теме, приборов для выполнения опытов. Проведение 

      бесед на атеистические темы. Изготовление ветровых, долгогорящих спичек и спичек цветных огней для туристических походов. 

      Массовая работа. Проведение конференции по книге В. Мезенцева «Есть ли чудеса в природе?» («Московский рабочий», М., 1967). Химические вечера на темы: «Азот», «Фосфор». 

      ЛИТЕРАТУРА (...) 

      

      Микроудобрения и их значение в жизни растений. 

      Опыты и практические работы. Вычисления процентного содержания питательных элементов в удобрениях. Определение кислотности почв. Постановка опытов с водными культурами с целью выяснения роли и значения удобрений для роста и развития растений. Постановка опытов по выяснению влияния микроэлементов (марганца, бора, цинка, меди, молибдена) на рост и развитие растений. Выращивание растений аэропонным методом. Составление коллекций: «Минеральные удобрения», 

      «Микроудобрения». Приготовление удобрений. Решение задач по сельскохозяйственной тематике. 

      Общественно полезная работа. Составление таблиц по производству минеральных удобрений в СССР. Определение кислотности почвы на пришкольном участке. Изготовление коллекций минеральных удобрений и микроудобрений. Приготовление удобрений для цветов. 

      Массовая работа. Участие в работе на пришкольном участке, в совхозе, колхозе. Закладка опытов. Экскурсия на склад минеральных удобрений. 

  {/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО ХИМИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Еще из раздела - ХИМИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ХИМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ХИМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика