Математика в школе. 3-й год обучения (Отто) 1932 год

Скачать Советский учебник

 Математика в школе. 3-й год обучения (Отто) 1932

Назначение: Третий год обучения в начальной школе

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО   МОСКВА - ЛЕНИНГРАД 1932

Авторство: Е. А. Отто

Формат: DjVu, Размер файла: 2.26  MB

СОДЕРЖАНИЕ

Измерения на местности. Ар и гектар 5

Умножение и деление в пределе 1000 13

Чтение и вычерчивание диаграмм (данные в пределе 1000) 24

Устная нумерация многозначных чисел в пределе 1 000 000 . 26

Письменная нумерация многозначных чисел в пределе 1 000 000 31

Обыкновенные дроби. Нахождение частей целого 33

Упрощенные приемы сложения и вычитания в пределе 1000 53

Сложение многозначных чисел 55

Вычитание многозначных чисел 60

Десятичные дроби 72

Площадь прямоугольника 79

Чтение и вычерчивание диаграмм 84

Упрощенные приемы умножения и деления в пределе 1 000 87

Умножение и деление многозначных чисел на однозначные, на 10, на круглые десятки и на двухзначные числа 92

Проценты 127

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

Треугольники. Виды треугольников. Основание и высота треугольника. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь равнобедренного треугольника. Площадь треугольника 132

Умножение многозначных чисел 143

Деление многозначных чисел 145

Нахождение целого по одной и нескольким частям его 150

Нахождение числа по данным процентам 155

Графики 158

Периметр и площадь прямоугольника 160

Измерение площадей земельных участков 163

Решение задач (повторительный отдел) 166

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Математика в школе. 3-й год обучения (Отто) 1932 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 При составлении рабочей книги "Математика в школе" для 3-го года обучения авторская бригада поставила своей задачей реализовать постановления ЦК ВКП(б) от 5/1Х 1931 г. и коллегии НКП от 17/Х1 1931 г.

      Основным руководящим принципом в работе бригады являлось стремление дать учащимся систематизированные знания по математике. Рабочая книга составлена на основе проекта программ НКП 1932 г., при чем расположение материала в ней точно следует программам. Авторская бригада стремилась провести строгую систему в расположении примеров и задач, соблюдая переход от менее трудных к более трудным и группируя их таким образом, чтобы учащиеся могли сделать после их решения нужные математические выводы.

      Вторым руководящим принципом при составлении книги являлось стремление бригады через тщательный подбор жизненно-практических задач содействовать коммунистическому воспитанию учащихся. Авторская бригада обратила особое внимание на содержание задач с целью выявления перед учащимися в числовых данных процесса и результатов нашего социалистического строительства. Вместе с тем бригада исходила из положения, что ребенка необходимо приучать к изучению чисел, полученных из наблюдений над различными процессами и явлениями, в их сопоставлении, во взаимодействии, в динамике. В книге отводится значительное место диаграммам, графикам и таблицам. В работе с геометрическим материалом авторы обращают внимание детей на превращение геометрических фигур, на их подвижность.

      Считая необходимым при изучении математики исходить из конкретной действительности, рассмотрение каждого нового вопроса в книге начинается с разрешения какой-либо жизненно-практической задачи, стимулирующей учащихся к изучению математической стороны вопроса.

      Бригада обращается с просьбой к тт. педагогам о всех замеченных недостатках книги сообщить по адресу: Ленинград, просп. 25 Октября, 28, Лучших, редакция математики.

     

      Измерения на местности Ар и гектар

     

      1. Возьми линейку с сантиметровыми делениями и чертежный треугольник. Начерти прямоугольники, основания и высоты которых показаны на таблице. Вычисли их периметры.

      8. Сделай прибор для измерения прямых углов, который называется эккером. Для этого вырежь из фанеры или картона квадрат со стороной в 20 см. На этот квадрат наклей или прикрепи к нему кнопками квадрат такой же величины из бумаги. На бумажном квадрате начерти две взаимно-перпендикулярные прямые, проходящие через середины сторон квадрата, и другие две взаимно-перпендикулярные прямые так, как это сделано на черт. 1. На концах всех прямых воткни по булавке. Такой квадрат надо приделать к палке, другой конец которой оканчивается гвоздем или просто заострен для втыкания в землю.

      9. Возьмите 4 вехи, мерную веревку и эккер. Отмерьте на земле квадрат, Черт. 1. сторона которого равна 10 м.

      Площадь квадрата, сторона которого равна 10 м, называется аром. Обозначается — а.

      Площадь квадрата, сторона которого равна 100 м, называется гектаром. Обозначается — га.

      10. Начерти квадрат со стороною в 10 см, изображающий большой квадрат на местности со стороною в 10 ж. Если каждый сантиметр на чертеже представляет 1 м на местности, то во сколько раз сторона квадрата на чертеже меньше его действительной стороны?

      Раздели вертикальные и горизонтальные стороны квадрата (черт. 2) на 10 равных частей каждую и через точки деления проведи прямые. На сколько квадратиков разобьется весь квадрат? Если каждый сантиметр на чертеже представляет 1 м на местности, то что представляет в действительности каждый квадратик чертежа? Что представляет в действительности большой квадрат, изображенный на чертеже? Сколько квадратных метров в аре? 100 а составляют 1 га.

      Чему равна каждая сторона маленького квадратика на черт. 2? Как называется квадрат, сторона которого равна 1 см?

      Площадь квадрата, сторона которого равна 1 см, называется квадратным сантиметром.

      Сколько гектаров составляет площадь участка в 200 а? в 300 а? в 500 а?

      Сколько аров в 2 га? в 3 га? в 5 га?

      Устные вычисления в пределе 1000.

      11. В настоящем году (1932) завод „Красный путиловец" выпустит 150 паровозов и завод им. Ленина 110 паровозов. Сколько паровозов выпустят оба ленинградских завода за этот год?

      12. Завод автомашин за октябрь месяц выпустил 175 машин, за ноябрь — 217 машин, за декабрь — 508 машин. Сколько машин было выпущено за квартал?

      13. В первом квартале этого года (1932) открыто по Ленинградской области 202 магазина, 430 ларей и палаток, 142 ларька на базарах и 31 закрытый распределитель. Сколько открыто торговых учреждений?

      14. Завод им. Карла Маркса выпустил в прошлом году (1931) 192 чесальные машины, а в этом году (1932) он должен дать 300 таких же машин. На сколько увеличится выпуск машин?

      15. Завод им. Воровского выпустил в один день

      298 т цемента, в другой день в 1 — раза больше.

      Сколько было выпущено цемента за эти два дня?

      В тонне 1000 кг, в центнере — 100 кг. В тонне 10 центнеров. Тонна обозначается — т. Центнер обозначается — ц.

      16. В Китае каждый рабочий шелковой промышленности изготовляет в день 8 мотков шелка; за каждый моток он получает по 2 коп. Кроме того ему дают очень скудную пищу, которая стоит в день приблизительно 4 коп. Сколько денег в день заплатят в Китае 9 рабочим шелкового производства?

      17. Завод „Красная звезда" выпустил 18 января настоящего года (1932) 149 тракторных сеялок и 60 молотилок. По заданию он должен был выпустить 64 тракторных сеялки и 24 молотилки. На сколько машин завод перевыполнил свой план?

      18. Пушной промысел в Ленинградской области в год дает около 500 штук барсуков, медведей на 350 штук

      меньше, чем барсуков, волков на 50 штук больше, чем медведей, и рысей в два раза меньше, чем волков. Сколько штук медведей, волков и рысей в год дает пушной промысел в Ленинградской области?

      19. Длина реки Невы — 70 км, длина реки Свири в 3 раза больше длины реки Невы, длина реки Луги в 5 раз больше длины реки Невы. Найди длину реки Свири и длину реки Луги.

      20. При посеве тракторной сеялкой на 1 га требуется колхозу 5 кг керосина и ~ кг машинного

      масла. Сколько керосина и сколько масла потребуется колхозу, которому надо засеять 100 га!

      21. Один рабочий может обмолотить в день 80 кг зерна. За обмолот 100 кг платят 2 руб. Сколько получит рабочий за 5 дней работы?

      22. На обработку 1 т льна ручным способом требуется 200 рабочих дней; на обработку же 1 и льна машинным способом нужно 50 дней. Во сколько раз машина повышает производительность труда?

      23. Одною лошадью и плугом крестьянин может запахать третью часть га в день. Сколько лошадей заменяет трактор, если он пашет в день 10 га?

      24. При посеве несортированными семенами с 1 га собирают урожай 668 кг зерна, при посеве сортированными семенами — 896 кг. Какая выгода получается от посева сортированными семенами с 2 га?

      25. По железной дороге перевозили лошадей. Сперва привезли 76 лошадей, затем еще 84 лошади. Все лошади были помещены в 20 товарных вагонах. Сколько лошадей поместили в каждом вагоне?

      2G. Колхозу надо перевезти 210 кулей зерна. Это зерно перевезли в 3 дня, при чем каждый день перевозили зерно на 10 подводах. Сколько кулей клали на одну подводу?

      27. В день можно сжать жнейкой 1 га. Сколько дней надо колхозу, чтобы сжать поле в 128 га, если в колхозе работают 8 жнеек?

      28. В товарном вагоне помещается 16 т груза.

      Лошадь может свезти т. В поезде 30 вагонов

      с грузом. Сколько лошадей заменяет этот поезд?

      29. Рабочий подписался на заем „Пятилетка в 4 года" на 80 руб. и на заем „З-й решающий год пятилетки" на сумму в 2 раза большую. На сколько рублей всего подписался рабочий?

      30. Средний заработок рикши в Китае — 48 коп. в день. Из этой суммы рикша должен заплатить 10 коп. в день за коляску. Определи заработок рикши в месяц, если в месяц он работает 30 дней.

      31. Китайский кули работает на капиталиста по 16 часов в день; у нас в СССР чернорабочий работает по 7 часов в день. На сколько часов больше в 10 дней работает кули, чем чернорабочий в нашем Союзе?

      32. В капиталистических странах рабочий на производстве работает по 9 часов в день, в СССР рабочий на производстве работает по 7 часов в день. На сколько часов больше работает в 20 дней рабочий у капиталистов, чем у нас?

      33. Крестьянин - единоличник получил 130 руб. дохода. Со 100 руб. дохода он должен платить 7 руб. налога и с каждого рубля сверх 100 руб. еще по 5 коп. Вычисли его налог.

      34. Колхозник получил 130 руб. дохода. Со 100 руб. дохода он должен платить 4 руб. налога и с каждого рубля сверх 100 руб. еще по 2 коп. Высчитай его налог.

      35. Большая машина Балахнинской бумажной фабрики дает в сутки 100 т бумаги, в Германии большая машина дает 85 т бумаги в сутки. На сколько тонн больше бумаги дает за 10 дней машина Балахнинской фабрики, чем германская?

      36. На Невдубстрой ударник клепальщик Мартыненко дает 215 заклепок в 4 часа. Другой ударник

      Митин дал в 4 часа на 15 заклепок больше. Сколько заклепок сделают оба ударника за 8 часов работы?

      37. На Невдубстрой ударник сверловщик Артемьев сверлит в полдня 625 дыр, а сверловщик Шумов — 575 ^дыр. Норма — 250 дыр в полдня. На сколько превысил норму каждый из ударников за целый день?

      38. Измерь длину и ширину своего класса. Какой длины нужно взять шнур, чтобы провести кругом всего класса электропроводку?

      39. Определи на-глаз длину ножек стола. Проверь измерением. Какой длины нужен брусок, чтобы из него сделать 4 ножки для стола?

      40. Длина ножек стола 72 см. Толщина доски стола — 35 мм. Какова высота стола?

      41. Средний суточный пробег товарного вагона 105 км. XVII партконференция постановила путем улучшения работы довести пробег до 128 км. На сколько километров увеличится пробег товарного вагона в 30 дней?

      42. На переплет 100 книг средней величины идет 5 м материи на корешки. Сколько материи идет на одну книгу?

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ И КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика