Методическое пособие по истории СССР - советский период IX-X классы (Берхин, Потемкин, Матруненков, Вилков, Алгазин, Петрова) 1981 год

Скачать Советский учебник

 Методическое пособие по истории СССР - советский период IX-X классы (Берхин, Потемкин, Матруненков, Вилков, Алгазин, Петрова) 1981

Назначение: Пособие для учителей -Серия «Библиотека учителя истории и обществоведения»

В книге освещаются основные проблемы курса истории СССР (1917-1979) и даются методические рекомендации к урокам.

© "Просвещение" Москва 1981 

Авторство: И.Б. Берхин - введение, тема 2 раздела I и тема 3 раздела II; П.И. Потемкин - тема 1 раздела I и тема 1 раздела II; С.И. Матруненков - темы 3, 4 (уроки 1-6, 10-13) и 5 раздела I; Б.В. Вилков - тема 4 раздела I, уроки 7-9; Д.А. Алгазин - тема 2 раздела II; Л.И. Петрова - раздел III. Под редакцией доктора исторических наук профессора И.Б. Берлина

Формат: PDF Размер файла: 16.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение (3).

 Раздел I. Победа Великой Октябрьской социалистической революции и построение социализма в СССР (1917-1937 гг.) (37).

 Тема 1. Россия в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (37).

 Тема 2. Победа социалистической революции и установление диктатуры пролетариата в России. Начало переходной эпохи от капитализма к социализму (71).

 Тема 3. Советская страна в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны (1918-1920) (136).

 Тема 4. СССР в годы строительства экономического фундамента социализма (1921-1932) (177).

 Тема 5. Завершение социалистической реконструкции народного хозяйства. Построение социализма в СССР (1933-1937 гг.) (239).

 Раздел II. Упрочение и развитие социалистического общества. Достижение им стадии зрелости. Окончательная победа социализма в СССР (278).

 Тема 1. Упрочение социалистического общества в СССР (278).

 Тема 2. Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945 гг.) (293).

 Тема 3. Строительство развитого социалистического общества. Окончательная победа социализма в СССР (1945-1958 гг.) (351).

 Раздел III. СССР в период развитого социализма и строительства коммунизма (390).

 Итоговое предэкзаменационное повторение (437).

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методическое пособие по истории СССР - советский период IX-X классы (Берхин, Потемкин, Матруненков, Вилков, Алгазин, Петрова) 1981 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ВВЕДЕНИЕ

В решение образовательных и воспитательных задач, стоящих перед средней школой, огромный вклад вносит изучение истории развития человечества, с древнейших времен до наших дней. Особенно велика роль изучения истории советской эпохи— важнейшей не только в истории народов нашей страны, но и во всей мировой истории.

В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» от 22 декабря 1977 г. отмечается: «За годы Советской власти общеобразовательная школа внесла неоценимый вклад в воспитание у всех поколений советских людей комму-нистической идейной убежденности, высоких чувств советского патриотизма и пролетарского интернационализма, готовности к труду и защите завоеваний социалистической Родины. Неразрывна связь школ с жизнью, с великими свершениями советского общества, с самоотверженным трудом народа по выполнению исторических решений XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза»1. Большая доля заслуги в этом принадлежит изучению курса истории советского общества. Велика образовательная функция этого курса.

Изучение истории советского общества вооружает школьников не только знанием важнейших процессов в истории народов нашей страны с момента победы Великой Октябрьской социалистической революции, имеющих всемирно-историческое значение, но и вносит решающий вклад в понимание ими объективных законов общественного развития. Объясняется это тем, что в отличие от всех предыдущих социально-экономических*

1 Правда, 1977, 29 дек.

формаций, в которых объективные законы общественного развития стихийно проявлялись в ходе исторического процесса, строительство социализма и коммунизма осуществлялось и осу-ществляется на основе сознательного использования объективных законов общественного развития. Исторический опыт строительства нового общества в нашей стране неопровержимо подтверждает наличие этих объективных законов общественного развития, правильное использование которых обеспечивает успех в этом строительстве. Учитель должен не только раскрывать конкретный исторический процесс, но и во всех случаях, когда это требуется, фиксировать внимание учащихся на тех объективных законах общественного развития, которыми руководствовались Коммунистическая партия и Советское правительство, разрабатывая свою политику, осуществляя те или другие конкретные меры в своей созидательной деятельности. Так, рассказывая о ликвидации буржуазной собственности на орудия и средства производства и замене ее общественной социалистической собственностью, необходимо подчеркнуть, что Коммунистическая партия и Советское правительство- исходили при этом из объективного закона соответствия производительных сил и производственных отношений. Или, рассказывай о строительстве экономического фундамента социализма как о главной задаче в переходную эпоху от капитализма к социализму, нужно сказать об объективном законе соответствия базиса и надстройки: Советская власть, родившаяся в Октябре 1917 г., являясь социалистической государственной надстройкой, не могла бы долго существовать без соответствующего ей социалистического экономического* базиса. Поэтому создание его являлось неотложной задачей. Именно из этого объективного закона исходил В. И. Ленин, когда в 1921 г. вновь подчеркнул важность строительства экономического базиса социализма: «Либо гибель всех политических завоеваний Советской власти, либо подведение под них экономического фундамента. Этого нет сейчас. Именно за это надо взяться»1.

-Курс истории советского общества и призван сыграть исключительно важную роль в формировании коммунистического мировоззрения у школьников IX—X классов, готовящихся к вступлению в ряды строителей коммунизма. Он убеждает в неизбежности победы коммунизма — самого прогрессивного, гуманного и справедливого социально-экономического строя. Из предшествующих разделов курса истории школьник уясняет закономерности смены общественно-экономических формаций, в частности неизбежность смены капитализма коммунизмом. Курс истории советского общества подтверждает это теоретическое предвидение основоположников марксизма-ленинизма реальной действительностью: в СССР и в ряде других стран капитализм уже

1 Ленин В. И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов.— Поли. собр. соч., т. 44, с. 169.

сменился социализмом. Тем самым не только подтверждена правильность учения марксизма-ленинизма о неизбежности смены капитализма коммунизмом, но и доказана практическая возможность этой смены.

Изучение истории советского общества в школе имеет очень важное значение для уяснения школьниками такой определяющей закономерности исторического процесса, как решающая роль народных масс в нем. Эта закономерность прослеживается и в ходе изучения предшествующих эпох в истории нашей страны и всего человечества, но при изучении истории советского общества с момента социалистической революции и в ходе всего процесса строительства социализма, коммунизма школьники получают возможность конкретнее . увидеть, что именно трудящиеся являются творцами истории, совершили под руководством партии большевиков социалистическую революцию, коренным образом изменившую весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране и во всем мире. Возникшее в результате победы революции социалистическое государство— государство рабочих и крестьян, всех трудящихся — стало главным орудием социалистического преобразования общества. Ликвидировав политическое и экономическое господство эксплуататорских классов, трудящиеся выступают не только как непосредственные создатели материальных благ — основы жизни общества, но и как организаторы и руководители производства. Вырастив свою собственную интеллигенцию, трудящиеся выступают непосредственными творцами духовной жизни общества.

Овладевая курсом истории советского общества, учащиеся уясняют важнейшую закономерность коммунистического строительства — руководящую роль марксистско-ленинской партии, неуклонное возрастание этой роли. На эту закономерность необходимо обращать внимание школьников на протяжении изучения всего курса истории советского общества. Нужно, чтобы школьники уяснили, что это обусловлено важнейшими причинами: непрерывным расширением, усложнением задач строительства нового общества; новизной, неизведанностью путей этого строительства; возрастанием роли теоретической, научной разработки этих путей, поскольку строительство социализма и коммунизма есть процесс сознательный, планомерный, основанный на использовании осознанных объективных законов общественного развития; непрерывным расширением рядов непосредственных строителей коммунизма; возрастанием роли массовых общественных организаций трудящихся (профсоюзов, комсомола, творческих союзов художественной интеллигенции, кооперации и др.) в коммунистическом строительстве, деятельность которых призвана направлять Коммунистическая партия. В силу этих причин неуклонно повышается ее руководящая роль как авангарда рабочего класса и всего народа. Раскрытию руководящей и направляющей роли Коммунистической партии должно способствовать использование историко-партийного материала при изучении курса истории советского общества.

Нужно исходить из того, что главное в деятельности Коммунистической партии — выработка генеральной перспективы развития общества, основных направлений внутренней и внешней политики Советского государства, мобилизация и организация трудящихся на осуществление этой политики. Теоретическое осмысление явлений общественной жизни, ее главных тенденций позволяет партии предвидеть ход общественных процессов, вырабатывать верный политический курс. Партия руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Поэтому на протяжении изучения всего курса истории советского общества учителю необходимо последовательно раскрывать роль партии в выработке перспектив развития общества, внутренней и внешней политики страны. Решающую роль в этом играли и играют партийные съезды, пленумы ЦК Коммунистической партии. Особое внимание следует уделить таким съездам, как VI — нацеливший партию на подготовку и проведение вооруженного восстания, VIII — принявший вторую Программу партии, провозгласивший политику прочного союза с середняком, X — положивший начало переходу к новой экономической политике, XIV — съезд индустриализации страны, XV — съезд коллективизации, XVI — съезд наступления социализма по всему фронту, XVIII — провозгласивший построение в основном социализма в СССР и вступление в этап упрочения и развития социалистического общества, XX — сыгравший огромную роль в укреплении и развитии ленинских норм партийной и государственной жизни, XXII — принявший третью Программу КПСС — программу коммунистического строительства, последующие партийные съезды — XXIII—XXV, определившие задачи этапов коммунистического строительства и пути их осуществления.

Изучение курса истории советского общества играет важнейшую роль в решении воспитательных задач, стоящих перед средней школой.

История величайшей и важнейшей в истории всего человечества Октябрьской социалистической революции, история революционного преобразования буржуазно-помещичьей России в первую в мире социалистическую страну имеет неоценимое значение для воспитания учащихся в духе революционных традиций.

Одна из важнейших задач школьного образования и воспитания.— «воспитывать у молодежи любовь к труду, глубокое уважение к людям труда и готовность работать в сфере* материального производства», — сказано в постановлении Централь-

кого Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В решение этой задачи огромный вклад вносит изучение истории советского общества. В этом курсе содержится яркий материал для воспитания подрастающего поколения на трудовых традициях советского народа. И при изучении предшествующих Этапов в истории человечества у школьников воспитывается уважение к трудящемуся человеку. Но история советского общества всем своим содержанием воспитывает у школьников чувство гордости за тружеников города и деревни, трудом которых созданы мощь и величие нашей социалистической Родины, ее благополучие и процветание.

Эту воспитательную задачу нашего курса учителю нужно постоянно иметь в виду. Рассказывая об успехах в развитии советской экономики, необходимо постоянно подчеркивать, что они достигнуты трудом рабочих, крестьян, интеллигенции; отмечая неуклонный подъем жизненного уровня нашего народа, нужно опять же подчеркивать, что это обеспечивается производительным трудом работников всех отраслей народного хозяйства. Рассказывая о конкретных проявлениях трудовой инициативы, трудового героизма, нужно всегда помнить не только о познавательных целях рассказа-, но и о его воспитательной роли. Рассказ о трудовых делах советских людей, о героях труда должен быть эмоциональным, ярким. Нужно не просто называть имя того или другого передовика, но конкретно показать, в чем заключается его трудовой почин, каким путем он достиг высоких результатов, как Родина ценит и отмечает героев труда. Желательно, чтобы шко’льники узнали и о жизненном пути лучших представителей рабочего класса, колхозного крестьянства. социалистической интеллигенции.

Изучение истории советской эпохи — могучее оружие воспитания у школьников высокого чувства советского патриотизма, готовности к защите социалистической Родины. Этому служат все темы курса. Чувства советского патриотизма, любви к своей социалистической Родине, гордости за нее рождаются всей героической историей строительства социализма и коммунизма: величием совершенной в нашей стране социалистической революции, пафосом пятилеток, преобразивших облик страны, превративших ее в великую индустриально-колхозную державу, страну передовой культуры, построением впервые в истории социалистического общества, чем была проложена столбовая дорога к социализму всему человечеству, созданием развитого социалистического общества и вступлением первыми в мире на путь развернутого строительства коммунизма.

Особо важное значение для воспитания чувств советского патриотизма у школьников имеет изучение истории борьбы советского народа с контрреволюцией и интервенцией в 1918—1920 гг., истории Великой Отечественной войны, в ходе которой советский народ одержал всемирно-историческую победу, спасшую все человечество от угрозы фашистского порабощения. Беспримерный массовый ратный и трудовой героизм советского народа, проявленный в борьбе во имя свободы и независимости Советской Отчизны, изумительное бесстрашие, самопожертвование, мужество советских людей в годы труднейших испытаний оказывают огромное воздействие на подрастающее поколение, воспитывая у него глубокое чувство советского "патриотизма.

Нужно постоянно помнить, что речь идет о воспитании чувств советского патриотизма, не просто о любви к Родине, а о воспитании любви к своей социалистической Родине. Следует постоянно подчеркивать, что все, чего достигла наша Родина, стало возможным в результате победы социалистической революции, построения социализма, благодаря преимуществам социалистического строя. Из всего предшествующего курса истории нашей страны учащиеся знают, что на протяжении веков трудящиеся массы многократно проявляли высокий патриотизм, не раз поднимались на защиту своей Родины против иноземных завоевателей. Из курса истории советской эпохи они должны уяснить, что вместе с Октябрьской социалистической революцией родился новый, высший тип патриотизма— советский патриотизм, который рос и закалялся вместе с социалистическим развитием страны, повышением социалистической сознательности всего народа. Беспримерный патриотизм, проявленный советскими людьми в годы Великой Отечествен-ной войны, изумивший весь мир, рожден социалистическим строем. Это — социалистический патриотизм. Нужно, чтобы школьники это глубоко осознали.

Курс истории советского общества призван воспитывать учащихся в духе дружбы и братства между народами нашей страны. Эту задачу следует иметь в виду при изучении всех тем курса. Уже в теме «Победа социалистической революции и установление диктатуры пролетариата в России» необходимо подчеркнуть, что социалистическая революция победила объединенными усилиями пролетариата и крестьянской бедноты всех национальностей России при решающей роли русского пролетариата. Это заложило прочную основу дружбы народов нашей страны. Она росла, крепла, усиливалась в результате последовательного осуществления Коммунистической партией ленинской национальной политики с первых же дней существования Советской власти. По теме «История гражданской войны» необходимо, чтобы учащиеся усвоили, что одной из решающих причин победы рабочих и крестьян России было создание военного союза советских республик. Изучая историю социалистического строительства, учитель добивается уяснения школьниками того, что важнейшей предпосылкой успешного строительства социализма во всех советских республиках яви

лись их добровольное объединение в Союз Советских Социалистических Республик, помощь более' развитых республик, прежде всего РСФСР, отсталым республикам, взаимопомощь республик. Достигнутые в ходе социалистического строительства решающие успехи в преодолении фактического неравенства между народами^ унаследованного от дооктябрьского времени, укрепили дружбу и братство народов СССР. Положение о том, что нерушимая дружба народов СССР — великий источник всемирно-исторической победы Советского Союза в войне с фашистской Германией и империалистической Японией, должно проходить красной нитью через все изучение истории Великой Отечественной войны. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что труднейшее испытание, каким явилась война для всех народов СССР, еще более закалило и укрепило их дружбу. При изучении современного этапа коммунистического строительства необходимо глубоко разъяснить двуединый процесс в области национальных отношений — расцвет и неуклонное сближение социалистических наций.

Изучение истории советского общества в школе играет важную роль в воспитании учащихся в духе пролетарского интернационализма. Для успешного решения этой важнейшей задачи необходимо, во-первых, разъяснять им международное значение всех основных событий советской эпохи, начиная с победы Великой Октябрьской социалистической революции, которая явилась важнейшим событием в истории человечества и открыла новую эру в мировой истории. Победа социализма в СССР проложила столбовую дорогу к социализму для всех народов мира. Еще в 1918 г. В. И. Ленин говорил: «Сейчас, борясь за социалистический строй в России, мы боремся за социализм всего мира»1.

Величайшее международное значение имеет осуществляемое сейчас в СССР коммунистическое строительство. В Программе КПСС сказано: «Каждый новый шаг к сияющим вершинам коммунизма воодушевляет трудящиеся массы всех стран, служит огромной моральной поддержкой в борьбе за освобождение всех народов от социального и национального гнета, ус-коряет торжество идей марксизма-ленинизма во всемирном масштабе»2.

Следует всемерно подчеркивать международное значение нашего хозяйственного строительства, успехов в развитии советской экономики. Еще в 1921 г. на X Всероссийской конференции РКП (б) В. И. Ленин говорил: «Сейчас главное свое воздействие на международную революцию мы оказываем своей хозяйственной политикой. Все на Советскую Российскую республику смотрят, все трудящиеся во всех странах мира без всякого ис

1 Ленин В. И. Речь на митинге в Политехническом музее 23 августа 1918 г.— Поли. собр. соч., т. 37, с. 68.

2 Материалы XXII съезда КПСС. М.» 1961, с. 427.

ключения и без всякого преувеличения. Это достигнуто. Замолчать, скрыть капиталисты ничего не могут, они больше всего ловят поэтому наши хозяйственные ошибки и нашу слабость. На это поприще борьба перенесена во всемирном масштабе. Решим мы эту задачу — и тогда мы выиграли в международном масштабе наверняка и окончательно»1. С тех пор когда были произ-несены эти слова, Советская страна достигла величайших успехов в своем хозяйственном развитии, превратилась во вторую в мире по мощности промышленную державу. Международное значение хозяйственных успехов Советского Союза неизмеримо выросло и непрерывно повышается. Наш опыт экономического развития все больше привлекает внимание народов, недавно сбросивших с себя ярмо колониального гнета, молодых развивающихся государств. Неуклонно расширяется помощь Советского Союза этим государствам, прежде всего в области создания своей национальной экономики.

Воспитанию школьников в духе пролетарского интернационализма способствует, во-вторых, изучение внешней политики Советского государства — глубоко интернационалистской.

В-третьих, необходимо более подробно, нежели это сделано в учебниках, рассказывать на уроках по истории советского общества о пролетарской солидарности рабочего класса, всех трудящихся СССР с пролетариатом и трудящимися капиталистических стран, о той большой помощи и поддержке, которую им оказывали трудящиеся нашей страны в их борьбе против капитала. Вместе с тем необходимо широко показывать поддержку, которую международный пролетариат оказывал советскому народу, особенно в годы борьбы с иностранной военной интервенцией.

Ярчайшим проявлением социалистического интернационализма служат взаимоотношения СССР со странами мирового социалистического содружества. Советский Союз оказал всестороннее содействие народам, избравшим социалистический путь развития. Он помог им утвердиться на этом пути, осуществить социалистические преобразования, развить свою экономику и культуру, охранял их безопасность от происков международного империализма. Это было им особенно нужно в первый период их развития по социалистическому пути, когда пришлось преодолевать тяжелые последствия второй мировой войны, СССР оказывал эгу помощь в годы, когда он сам испытывал огромные трудности, порожденные войной. Руководствуясь принципом социалистического интернационализма, Советский Союз по-братски делился с народами, избравшими социалистический путь развития, всем, в чем они нуждались. По мере того как восстанавливалась и развивалась экономика социалистических стран, между ними росла и крепла взаимопомощь, тесное

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 43, с. 341.

экономическое сотрудничество в рамках Совета Экономической Взаимопомощи, деятельность которого пронизана идеей социалистического интернационализма. История взаимоотношений СССР со странами социалистического содружества — могучее средство воспитания учащихся в духе пролетарского интернационализма.

Изучение истории советского общества оказывает огромное воздействие на воспитание у школьников коммунистической морали. Как сказано в Программе КПСС: «Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками. Особо важное значение в нравственном развитии общества имеет революционная мораль рабочего класса. Коммунистическая мораль в ходе строительства социализма и ком-мунизма обогащается новыми принципами, новым содержанием»1.

Отсюда становится совершенно ясной та исключительная роль, которую играет изучение истории вообще, истории советского общества в особенности для воспитания у школьников коммунистической морали, тех нравственных принципов, которые включает в себя моральный кодекс строителя коммунизма, сформулированный в Программе КПСС.

Одна из важнейших воспитательных задач курса истории советского общества состоит в том, чтобы привить школьникам глубокую убежденность в великих преимуществах социалистического образа жизни по сравнению с буржуазным, воспитать у них чувство гордости за наш советский, социалистический образ жизни.

Изучение курса истории советского общества — могучее средство борьбы с проникновением буржуазной идеологии в сознание учащихся, воспитания у них непримиримости к буржуазной идеологии, классового подхода к явлениям общественной жизни.

Сказанное выше показывает, сколь важно изучение истории советского общества в средней школе*. Но изучение этого курса лишь тогда успешно выполнит свои учебные и воспитательные функции, когда оно ведется на высоком идейном 4 и научном уровне, когда оно поставлено методически правильно.

Высокий идейный и научный уровень означает освещение исторического процесса с позиций марксизма-ленинизма, с классовых, партийных позиций. Нельзя сводить изложение историцистического воспитания на уроках истории. Из опыта работы в IX—XI классах вечерней школы». М., 1975.

Политического процесса к перечню фактов, событий, имен, необходимо раскрывать объективные закономерности, на основе которых строился социализм, строится коммунизм в СССР, коренные особенности этого строительства, основные этапы созидания нового общества. Особо важное значение имеет изучение современного этапа коммунистического строительства, усвоение школьниками третьей Программы КПСС — программы построения коммунизма в СССР, важнейших решений партийных съездов, в которых получила дальнейшее развитие и конкретизацию программа развернутого коммунистического строительства в нашей стране. Более высокого теоретического и идейного уровня преподавания, чем в предыдущих классах, требует само содержание курса истории советского общества, в котором раскрывается сознательный и планомерный процесс строительства социализма и коммунизма, осуществляемого на основе использования осознанных объективных законов общественного развития. Этого требует и состав учащихся старших классов, в которых изучается данный курс, которые по своему возрасту, накопленным знаниям и умениям способны к более глубокому и активному изучению истории. Указанные факторы определяют и специфику методики преподавания истории советского общества, которая в целом обусловлена общими принципами методики преподавания истории как науки.

Основное требование к методике преподавания курса истории советского общества состоит в том, чтобы она наиболее эффективно способствовала решению трех задач: во-первых, обеспечивала глубокое усвоение учащимися учебного материала, наиболее успешно содействовала формированию научного мировоззрения школьников; во-вторых, способствовала наиболее полной реализации возможностей курса истории советского общества в коммунистическом воспитании учащихся, воспитанию их в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма; в-третьих, всемерно способствовала бы развитию активности, самостоятельной творческой мыслительной деятельности учащихся, развитию умений и навыков самостоятельной работы. Разумеется, эти требования в той или иной мере относятся- к изучению всех разделов истории. Но особую важность ' они приобретают при изучении курса истории советского общества в силу указанного выше познавательного и воспитательного значения этого курса.

Под углом зрения решения этих задач следует определять методику проведения каждого урока по курсу истории советского общества.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о школе от 22 декабря 1977 г. требует «неуклонно повышать эффективность и качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний». Необходимо четко определять учебные и воспитательные задачи каждого урока, педагогические приемы и методы, наилучшим образом обеспечивающие решение этих задач, проводить тщательный отбор конкретно-исторического материала, раскрываемых понятий, определений, которые должны быть рассмотрены на каждом данном уроке, намечать формы и приемы вовлечения учащихся в активный процесс раскрытия темы урока. В зависимости от характера изучаемого материала нужно разнообразить педагогические приемы, формы преподавания и самостоятельной работы учащихся. Так, например, урок по истории гражданской или Великой Отечественной войн требует яркого эмоционального рассказа о ходе военных действий, описания героических эпизодов, приведения отрывков из мемуарной и даже художественной литературы, использования фонохрестоматии, кино- и фотодокументов, демонстрации документальных фильмов и т. п. А такая тема, как «Полная и окончательная победа социализма в СССР», требует глубокого и обстоятельного разъяснения ряда сложных понятий, применения рассуждающего изложения, эвристической беседы и т. п. В ходе изучения ряда тем может быть использован метод постановки проблемных задач. Большинство тем требует сочетания различных учебных приемов, и, готовясь к уроку, учитель * заранее продумывает и намечает те педагогические приемы, которые обеспечивают наилучшее усвоение того или иного вопроса темы урока.

Важнейшим средством раскрытия темы урока по истории советского общества^ остается рассказ (лекция) учителя. Но требования к нему значительно повышаются. Давая цельное и последовательное изложение темы урока или отдельных ее вопросов, сообщая важнейшие факты, воссоздающие основное содержание исторического процесса, главный упор в лекции дол-жен быть сделан на раскрытии объективных закономерностей строительства социализма и коммунизма, на объяснении исторических событий, глубоком выяснении их причин и последствий, на раскрытии понятий, установлении в необходимых случаях связи с современностью. Рассказ учителя должен сочетать познавательные и воспитательные элементы, способствовать глубокому уяснению темы урока, формированию у школьников коммунистического мировоззрения, чувств советского патриотизма и социалистического интернационализма, любви и уважения к человеку труда, высоких моральных качеств.

Рассказ учителя, конечно, следует тесно увязать с материалом учебника, план рассказа должен, как правило, соответствовать структуре соответствующего параграфа учебника; прежде всего должны быть раскрыты понятия, объяснены события, приведенные в учебнике. Но, разумеется, учитель не должен пересказывать учебник, он раскрывает тему более полно, глубоко, привлекает новый фактический материал, включает в

свои рассказ чтение и комментирование отрывков из произведений В. И. Левина, партийных, советских и других исторических документов, из мемуарной литературы, дает развернутые характеристики упоминаемым в рассказе партийным и государственным деятелям; передовикам труда и т. д. Учитель вправе не излагать полностью тему каждого урока. В том случае, когда тот или иной вопрос темы с достаточной полнотой изложен и объяснен в учебнике, несложен в теоретическом отношении и т. д., можно и даже должно поручать школьникам изучить его дома самостоятельно.

Рассказ учителя должен отвечать основным дидактическим требованиям: быть глубоко научным, систематичным, последовательным, ярким, эмоциональным, доходчивым, способствую-щим прочному усвоению школьниками темы урока.

На уроках ло истории советского общества следует широко сочетать рассказ учителя с самостоятельной работой учащихся, всячески стимулировать их активность, всемерно способствовать самостоятельной деятельности учащихся, развитию их исторического мышления, формированию у них умения и навыков самостоятельной работы над литературой и источниками, умения анализировать исторические явления, обобщать факты, применять полученные знания в учебном процессе и общественно практической деятельности.

Решение этой важной задачи достигается разными путями. Во-первых, учитель добивается активного восприятия учащимися своего рассказа. Они должны обязательно вести записи. Время от времени учитель проводит выборочную проверку их. В ходе повторительной беседы он требует от школьников знания не только материала учебника, но и рассказанного им на уроке. Сам рассказ учитель ведет такими приемами, чтобы всячески стимулировать активность учащихся: наряду с лекцией следует применять рассуждающее изложение, эвристическую беседу. В ходе рассказа учитель ставит перед учащимися вопросы, на которые они способны дать ответ на основе уже изученных тем по истории СССР, новейшей истории, обществоведению. Особо важную роль в повышении внимания школьников к рассказу учителя, в развитии их активности, исторического мышления, умения анализировать исторический процесс играет постановка в начале рассказа логических или проблемных задач, на которые школьники должны дать самостоятельные ответы на основе рассказа учителя. Например, в начале урока, на котором рассматривается первая Советская Конституция 1918 г., учитель дает логическое задание — ответить на вопрос: чем Советская Конституция 1918 г. отличается от всех буржуазных конституций и почему она являлась самой демократической конституцией в мире? В конце урока проводится беседа по данному вопросу.

Во-вторых, учитель организует на уроке самостоятельную

работу учащихся над документами и материалами для формулирования ответа на тот или иой вопрос урока. Особенно важна самостоятельная работа учащихся над ленинскими материалами, прежде всего предусмотренными учебной программой. Она может быть организована на ряде уроков. Так, урок на тему «Ленинский план борьбы за победу социалистической революции» следует проводить путем чтения школьниками Апрельских тезисов Ленина и обсуждения их в классе. Ленинский план вооруженного восстания на уроке по теме «Октябрьское вооруженное восстание» лучше всего изучить, поручив школьникам прочитать статьи В. И. Ленина «Марксизм и восстание» и «Советы постороннего» с последующей беседой. Наличие в школах достаточного числа экземпляров сборника произведений В. И. Ленина для учащихся средних школ позволяет учителю организовать самостоятельную работу учащихся над ленинскими текстами по многим другим темам.

В-третьих, изучение отдельных вопросов плана урока может быть организовано путем самостоятельного чтения учащимися на уроке текста учебника с последующей беседой. Особенно это целесообразно практиковать по тем вопросам, по которым в учебнике приведены соответствующие документы.

В-четвертых, учитель привлекает знания учащихся, полученные при изучении предыдущих тем, для более глубокого уяснения новой темы. Так, изучая Конституцию 1936 г., следует предложить учащимся самостоятельно сопоставить положения Конституции СССР 1936 г. и Конституции 1924 г. (структуру органов государственной власти, избирательную систему и др.). Можно сравнить соответствующие разделы, главы, статьи Конституций СССР 1977 и 1936 гг. Или для более глубокого уяснения особенностей процесса восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны следует сопоставить его с восстановительным процессом после гражданской войны. При этом нужно мобилизовать знание учащимися условий и особенностей восстановления хозяйства в 1921 —1925 гг.

В-пятых, учитель применяет более высокую и сложную форму проверки и закрепления знаний учащихся. Опрос учащихся нужно вести не только по вопросам учебника к определенному параграфу, но и ставить вопросы, требующие анализа материа-. ла нескольких уроков или темы в целом, чаще ставить вопросы на доказательство. Следует практиковать проведение семи

1 По вопросу об использовании произведений В. И. Ленина при изучении курса истории советского общества рекомендуем прочитать: Ленинская тема в работе учителя истории. Сб. статей/Под ред. Г. В. Клоковой. М., 1971: Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М., 1972, с. 81 — 96; Кинкулькин А. Т. Изучение произведений В. И. Ленина в IX классе.— Преподавание истории в школе, 1973, № 2; Полякова В. Н. Изучение первоисточников по теме «Заветы В. И. Ленина» (IX класс). — Преподавание истории в школе, 1973, № 1; Кинкулькин А. Т. Изучение в средней школе произведений В. И. Ленина. М., 1975.

наров, на которых заслушиваются и обсуждаются заранее подготовленные доклады и сообщения учащихся. Семинары могут быть проведены по таким темам: «Заветы В. И. Ленина», «Итоги переходной эпохи от капитализма 'Социализму», «Всемирно-историческая победа советского народа в Великой Отечественной войне», «Полная и окончательная победа социализма в СССР» и др.

В-шестых, следует широко практиковать систему домашних заданий, стимулирующих активность школьников, развивающих их умения и навыки самостоятельной работы. Наряду с заданием, которое дается всему классу по учебнику, учитель поручает отдельным учащимся на основе привлечения дополнительной литературы подготовить сообщение по отдельным вопросам урока, более подробно осветить наиболее важные события, подготовить рассказ о жизненном пути политического деятеля, новатора производства, выдающегося ученого, деятеля культуры. В качестве индивидуального задания может служить поручение по сбору и изучению краеведческого материала, использование которого на уроках по многим темам очень важно, сбору и систематизации газетных материалов и подготовке соответствующих сообщений на уроках. Наиболее сильным ученикам может быть дано задание подготовить рецензии на научно-популярную или художественную литературу на исторические темы и др.

Существует и ряд других форм активизации самостоятельности учащихся, развития их навыков и умения, которые описаны в методической литературе.

При изучении курса истории советского общества большое внимание должно быть уделено межкурсовым, внутри-курсовым, межпредметным связям, активному применению учащимися ра-нее полученных знаний и умений. Так, при изучении вопроса об объективных предпосылках социалистической революции в России следует привлечь знания учащихся, полученные ими при изучении предыдущего курса — истории России эпохи империализма. Или при изучении внешней политики Советского государства необходимо широко привлекать знания учащихся по новейшей истории, которая параллельно изучается в IX—X классах. Материалы из курса новейшей историй должны быть привлечены к раскрытию вопроса о международном значении Великой Октябрьской социалистической революции. А такая важнейшая тема, как «Великая Отечественная война Советского Союза», изучается объединено с темой «Вторая мировая война» по курсу новейшей истории. Теснейшие связи существуют между курсом истории советского общества и курсом обществоведения.

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - ИСТОРИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика