История 6 кл 1981 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Курс эпизодический для средне-учебных заведений и высших начальных училищ
Авторство: Проф. А. Я. Ефименко
Формат: DjVu, Размер файла: 6.07 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Скачать бесплатный учебник - Элементарный учебник русской истории 1917 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
ОТ АВТОРА.
Эпизодический учебник русской истории для начинающихъ есть настоятельная потребность момента, выяснившаяся и педагогической литературой и учебной практикой. Таким
Скачать Советский учебник
Учебник для 6 класса советской средней школы
Москва «Просвещение» 1981
Авторы: Е.В. Агибалов, Г.М. Донской
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. О чем рассказывает история средних веков 7
Как работать с учебником 8
I. УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ
Глава I. Западная и Центральная Европа в V—X веках
§ 1. Занятия и строй германцев в V веке нашей эры 9
§ 2. Образование государства у франков 14
§ 3. Рост крупных земельных владений и закрепощение крестьян 18
§ 4. Образование Франкской империи . 22
§ 5. Феодальное поместье в IX—X веках 26
§ 6. Жизнь и быт крестьян. Натуральное хозяйство 30
§ 7. Жизнь и быт феодалов 34
§ 8. Феодальная раздробленность в Западной Европе 38
§ 9. Занятия и строй славян в VI—X веках 43
§ 10. Борьба славян с германскими феодалами и образование славянских государств 46
Заключение к главе I 49
Глава II. Византийская империя в VI— XI веках
§ 11. Вторжения славян и установление феодального строя 51
§ 12. Культура Византии 55
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Глава III. Арабы в VI—XI веках
§ 13. Начало объединения арабских племен 60
§ 14. Арабский халифат и его распад . 63
§ 15. Культура стран халифата 66
Заключение к I разделу 70
II. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ
Глава IV. Развитие ремесла и торговли. Рост городов в Западной Европе
§ 16. Возникновение городов 72
§ 17. Ремесло в средневековом городе 76
§ 18. Борьба городов с феодалами. Жизнь и быт горожан 80
§ 19. Развитие торговли 83
Глава V. Христианская церковь в XI—XIII веках. Крестовые походы
§ 20. Могущество католической церкви в Западной Европе 87
§ 21. Борьба католической церкви с еретиками 91
§ 22. Первый крестовый поход 93
§ 23. Дальнейшие крестовые походы и их последствия 96
Глава VI. Образование централизованных государств в Западной Европе
§ 24. Начало объединения Франции 101
§ 25. Начало Столетней войны. Жакерия 104
§ 26. Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д'Арк 110
§ 27. Завершение объединения Франции в конце XV века 115
§ 28. Начало образования централизованного государства в Англии 119
§ 29. Восстание английских крестьян под предводительством Уота Тайлера 124
§ 30. Усиление королевской власти в Англии в конце XV века 127
Заключение к главе VI 129
Глава VII. Общенародное движение в Чехии против феодального строя, чужеземного засилья и католической церкви
§ 31. Нарастание народного недовольства в Чехии в XIV веке 132
§ 32. Начало гуситского движения 135
§ 33. Гуситские войны 141
Глава VIII. Османская империя и борьба народов против османских завоевателей
§ 34. Завоевание турками-османами Балканского полуострова 145
§ 35. Образование Османской империи. Борьба покоренных народов против османских завоевателей 149
Глава IX. Культура Западной Европы в XI— XV веках
§ 36. Образование и наука в средние века 152
§ 37. Искусство и литература средневековой Европы 156
Глава X. Китай в средние века
§ 38. Феодальный строй в Китае. Борьба с монгольским завоеванием 164
§ 39. Хозяйство и культура Китая 167
Глава XI. Индия в средние века
§ 40. Феодальный строй в Индии 172
§ 41. Развитие хозяйства и культуры 174
Заключение ко II разделу 177
III. НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Глава XII. Географические открытия конца XV — начала XVI века. Колониальные захваты
§ 42. Развитие техники в XV—XVI веках 179
§ 43. Открытие морского пути в Индию 183
§ 44. Америка в XV веке. Открытие Америки Колумбом 187
§ 45. Колониальные захваты европейцев в Америке 192
Заключение к главе XII 196
Глава XIII. Начало капиталистического раз¬вития Англии в XVI веке
§ 46. Развитие капиталистической промышленности 198
§ 47. Огораживания и их последствия 202
§ 48. Морская торговля и борьба за колонии 205
Глава XIV. Абсолютная монархия во Франции
§ 49. Буржуазия, крестьяне и дворяне 209
§ 50. Укрепление абсолютной монархии в XVII веке 213
Заключение к главам XIII и XIV 218
Глава XV. Реформация в Европе. Крестьянская война в Германии
§ 51. Германия перед реформацией 220
§ 52. Начало реформации в Германии 223
§ 53. Крестьянская война в Германии 226
§ 54, Распространение реформации в Европе и борьба с ней католической церкви 230
Глава XVI. Нидерландская буржуазная революция
§ 55. Нидерланды под властью феодальной Испании. Начало революции 236
§ 56. Победа буржуазной революции на севере Нидерландов 240
Глава XVII. Культура Европы в конце XV— первой половине XVII века
§ 57. Возникновение культуры Возрождения 244
§ 58. Расцвет искусства в Италии 248
§ 59. Великие писатели-гуманисты Западной Европы 253
§ 60. Борьба между наукой и церковью 257
Заключение к III разделу 261
Итоговое повторение по истории средних веков 263
Новые исторические термины 267
{/spoilers}
Скачать Советский учебник История средних веков 6 класс 1981года (формат DjVu, 7.77 Mb):
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
Введение
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Подходил к концу богатый событиями, бурный V век. В 476 году Западная Римская империя, ослабленная восстаниями рабов и колонов, рухнула под сокрушительными ударами «варваров». Рабство, мешавшее дальнейшему развитию хозяйства и культуры, пало.
Так закончилась история древнего мира. Началась история средних веков — история 12 столетий, находящихся посередине между концом истории древнего мира и началом нового времени. Посмотрите на линию времени (рис. 1), и вы увидите то место, которое средние века занимают в истории.
Изучая в V классе историю древнего мира, вы узнали, как жили люди при первобытнообщинном и рабовладельческом строе. В средние века у большинства народов был уже не рабовладельческий, а феодальный строй. Вам предстоит изучить, как возник феодальный строй, каковы его основные признаки, почему он пришел в упадок к концу средних веков.
Вы узнаете, как жили и трудились народные массы в средние века, как они мужественно боролись за свободу и лучшую жизнь. История средних веков познакомит вас с вождями народных восстаний и героями освободительных войн. Страницы этой книги расскажут вам о смелых путешественниках, пускавшихся в дальние плавания к неведомым странам, о мыслях и делах замечательных ученых, о великих мастерах искусства, чьими произведениями до сих пор восхищается все человечество.
Всякая учебная книга делится на части. Откройте оглавление учебника и посмотрите, как он построен. Сколько в нем разделов и как они озаглавлены? На какие части делится каждый раздел? Вспомните, зачем параграф разделен на части и как они называются.
Читая параграф, старайтесь не только запомнить его содержание. Думайте над тем, почему произошло событие, какие последствия оно имело.
Чтобы понять, что в параграфе самое главное, надо подумать над выводами, постараться их усвоить; выводы напечатаны курсивом или жирным курсивом.
Вы встретите ь учебнике много новых для вас терминов, имен исторических деятелей, географических названий; они выделены курсивом или жирным шрифтом. В конце книги помещен указатель новых исторических терминов; учитесь им пользоваться, проверяйте себя по этому указателю.
Вопросы и задания учат размышлять над текстом учебника. Поэтому, прочитав параграф, надо ответить на поставленные к нему вопросы и выполнить задания. Более трудные вопросы отмечены звездочками. После некоторых параграфов приводятся отрывки из исторических документов. Они расширят ваши звания и помогут представить, над чем работают ученые-историки.
Чтобы хорошо изучить историю, надо знать, в какое время и в каком месте происходили события. Основные даты, которые следует запомнить, выделены в параграфах жирным шрифтом. На обратных сторонах обложки учебника помещена хронологическая таблица с рисунками. По ней вы сможете проверить, знаете ли вы даты. Все новые географические названия находите на картах в тексте и альбоме, приложенном к учебнику. Номер нужной карты указан под заголовком параграфа.
С помощью рисунков в учебнике вы сможете представить себе жизнь людей в далекие от нас времена. Поэтому внимательно рассматривайте рисунки, читайте подписи и выполняйте задания, относящиеся к иллюстрациям. Цветные иллюстрации пронумерованы римскими цифрами и помещены в конце книги.
Изучая новое, важно постоянно повторять пройденное. Перед многими параграфами помещены вопросы, которые помогут связать то, что вы знаете, с содержанием нового урока. В конце некоторых глав и после каждого раздела имеются заключения, таблицы, вопросы и задания. С их помощью вы будете повторять самое основное, расширять и углублять свои знания.
Учебник не может рассказать обо всем, что вас заинтересует в истории средних веков. Много полезных статей вы найдете в Детской энциклопедии, в книгах для чтения, которые изданы для школьников. На стр. 270—271 учебника помещен список художественных и научно-популярных книг.
Над созданием учебника трудилось много людей; ученые и учителя, работники издательства и типографии. Берегите учебник! Передайте его в конце учебного года своему товарищу в хорошем состоянии.
I. Установление феодального строя
Глава I
ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
В V—X ВЕКАХ
§ 1. Занятия и строй германцев в Y веке нашей эры
(карта № 1)
Вспомните то, что вы учили в V классе: каковы причины упадка и гибели рабовладельческого строя?
В то время как в древности греки и римляне жили рабовладельческим строем, у германцев сохранялся первобытнообщинный строй. Но к началу средних веков у них возникло неравенство и стали зарождаться классы. Прочитав параграф, выясните, чем были вызваны эти изменения в жизни германцев.
1. Завоевания германцев. С IV века германские племена непрерывно вторгались в Западную Римскую империю. Ослабевшее к этому времени рабовладельческое государство не могло сдержать натиска «варваров».
В V веке германцы расселились по всей территории империи; вандалы — в Северной Африке, вестготы (западные готы) — в Испании, остготы (восточные готы) — в Италии, франки — в Галлии, англы и саксы — в Британии.
Большинство населения империи, страдавшее от непосильных налогов, встречало германцев как своих освободителей. Рабы и колоны переходили на сторону завоевателей, присоединялись к их отрядам, открывали перед ними ворота городов. Гроза народного гнева обрушилась на рабовладельцев; их убивали, изгоняли, отнимали у них земли.
Почти все города были разрушены, погибли в огне пожаров. Ремесло окончательно пришло в упадок. Торговля замерла. Опустели порты и дороги. Жители городов переселились в деревни. Даже на площадях и улицах древней столицы империи — Рима сеяли хлеб и пасли скот.
Вторжения германцев разрушили пришедший в упадок рабовладельческий строй в Западной Европе.
Рис. 2. Сельскохозяйственные орудия германцев.
Назовите изображенные на рисунке орудия труда и объясните, для каких работ они предназначены.
2. Занятия германцев. Города еще долго лежали в развалинах. Но сельское хозяйство постепенно восстанавливалось. Свободные германцы обрабатывали землю старательнее, чем римские рабы.
Главным занятием германцев было земледелие. Они вспахивали поле легким плугом, разрыхляли его деревянной бороной. Германцы пользовались также деревянными вилами, граблями, лопатами; железных орудий труда тогда было мало.
До поселения на территории Западной Римской имнерии германцы обычно обрабатывали землю до тех пор, пока она не истощалась. Через 2—3 года они забрасывали старый участок и расчищали новый для посева.
После завоеваний германцы переняли у римлян двуполье (см. рис. 4). Пахотную землю они делили на два поля: .одно засевали, а другое было под паром, то есть «отдыхало». Поля, отведенные под посев и пар, ежегодно меняли. С переходом к двуполью урожаи повысились.
Поселившись на римских землях, германцы, кроме хлебопашества, начали заниматься садоводством, огородничеством, виноградарством. Как и прежде, они разводили скот и птицу, охотились на зверей и ловили рыбу.
3. Соседская община. В начале нашей эры германцы еще жили родовыми общинами; роды объединялись в племена. Каждый род селился в отдельной деревне. Среди лесов и бо-
Рис. 3. Германская деревня. По описанию древних авторов. Расскажите, что изображено на рисунке.
лот родичи строили хижины из бревен, крыли их соломой. Они сообща вырубали деревья и корчевали пни, расчищая поле для посева. Земля вокруг деревни принадлежала всему роду.
Но с улучшением орудий труда уже не нужно было обрабатывать землю целым родом. Пользуясь плугом и бороной, одна семья могла вспахать и засеять участок, а затем собрать урожай, достаточный для ее пропитания. Поэтому пахотные земли перешли в пользование отдельных семей. В деревне жили теперь не только родичи, но и соседи. В V—VI веках родовая община постепенно сменялась соседской общиной.
Переход к соседским общинам был ускорен переселениями германцев. Во время длительных походов родичи нередко отрывались от своего рода. На новых местах они селились вместе с людьми из других родов.
В соседской общине земля по-прежнему считалась общей. Но каждая семья имела свою долю в пашне — пахотный надел. Она обрабатывала землю собственными орудиями труда, ей принадлежал и собранный урожай. Но семья не могла полностью распоряжаться наделом: его нельзя было продавать, дарить, обменивать.
После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На него выгоняли скот все жители деревни. Чтобы урожай созревал в одно время, общинники начинали полевые работы вместе и засевали участки одинаковыми зерновыми культурами.
Лесами, лугами, пустошами и реками жители деревни пользовались сообща. Каждый общинник мог охотиться и рубить деревья в лесу, косить сено на лугу, пасти скот на выгонах, ловить рыбу в реках и озерах.
После германских завоеваний свободные крестьяне-общинники составляли основную массу населения Западной Европы.
4. В общинах растет неравенство. Среди германцев давно уже не было равенства. В первые века нашей эры у них выделилась знать — «первые люди племени». Это были старейшины, стоявшие во главе родов, и военные вожди, которых выбирали для руководства племенем во время походов. Вожди набирали себе дружйны воинов; они кормили дружинников за своим столом, давали им оружие и боевых коней. Знатные люди имели больше земли и скота, чем рядовые члены племени. Им доставалась и львиная доля захваченной на войне добычи.
Племенем управляло народное собрание. Его созывали старейшины. Вооруженные мужчины из разных деревень в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне. Собрание решало важнейшие дела: объявляло войну и заключало мир, выбирало вождей, разбирало споры между общинниками и их проступки. Оно судило по древним обычаям, которые передавались от отцов к детям. На собрании выступали только знатные люди, а рядовые члены племени звоном оружия одобряли или громкими криками отвергали их предложения.
Во время походов на Римскую империю неравенство среди германцев сильно возросло. Вожди, старейшины и дружинники жили в основном за счет добычи, захваченной на войне. Они перестали работать в своих хозяйствах.
На полях знати работали рабы из пленников. Но рабов было мало, и положение их было иным, чем у римлян. Рабу выделяли небольшой участок земли, на котором он вел свое хозяйство. С этого участка он кормился сам со своей семьей, а часть выращенного зерна и скота отдавал своему господину.
С развитием хозяйства у германцев совершился переход от родовой общины к соседской и появилось неравенство.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как изменились занятия и орудия труда германцев после завоевания ими Западной Римской империи? К каким переменам в жизни германцев это привело?
2. Чем соседская община отличалась от родовой? Проводя сравнение, выясните: а) кто входил в эти общины; б) как пользовались в них землями.
3. В чем проявлялось неравенство знати и рядовых общинников? Чем было вызвано появление неравенства?
4. Что сохранилось у германцев от прежних родовых порядков? Что указывает на распад первобытнообщинного строя?
Рис. 4. План соседской общины.
Каждая крестьянская семья имеет огород и пользуется пашней. Пахотная земля разделена на участки разного качества. Чтобы у всех были одинаковые по качеству земли, каждому общиннику выделены полоски на разных участках, они и составляют его надел. Полоски общинников лежат вперемежку; такое расположение земель называется чересполосицей. Найдите наделы общинников и земли, находившиеся в общем пользовании.
Рис. 5. Франкский военный вождь с дружиной.
§ 2. Образование государства у франков
(карта № 1)
Вспомните: почему в древности образовались рабовладельческие государства?
1. Франки завоевывают Гйллию. Германские нлемена франков жили до переселений но нижнему течению реки Рейна. Во главе каждого племени стоял свой военный вождь. В конце V века среди франкских вождей выдвинулся хитрый, расчетливый и жестокий Хлбдвиг. ,
Знатных франков давно манили плодородные равнины соседней Галлии. Они мечтали захватить там земли и скот, дорогое оружие и боевых коней. Вступив в союз с вождями других племен, Хлодвиг новел франков в поход на Галлию. После падения Западной Римской империи Галлией управлял бывший римский наместник, объявивший себя независимым правителем.
В 486 году франки разбили войско римского наместника и вскоре подчинили себе большую часть Галлии.
2. Франки делят захваченные земли. В завоеванной стране франки расселились соседскими общинами. Они поделили часть земель римских рабовладельцев, а также расчистили и распахали пустующие земли. Простым франкам достались небольшие участки. Зато Хлодвиг захватил огромные владения, принадлежавшие раньше римскому императору. Чтобы укрепить свою власть, Хлодвиг щедро раздавал земли своим дружинникам и приближенным. Знатные франки награбили много добра, завладели боль-
шими участками земли — стали крупными землевладельцами.
Некоторые римские рабовладельцы поспешили цризнать власть Хлодвига, и им удалось сохранить свои земли. Они помогали Хлодвигу управлять завоеванной страной и постепенно слились с франкской знатью.
Земельные владения знати стали ее частной собственностью. Крупные землевладельцы распоряжались этой землей как хотели: они могли передавать ее по наследству, продавать, дарить, обменивать. На нолях крупных землевладельцев работали рабы и колоны, сохранившиеся от римских времен.
Переход земли в частную собственность усилил неравенство среди франков, содействовал зарождению классов.
3. Хлодвиг становится королем франков. Чтобы охранять свои богатства и земли, знатным франкам нужно было государство. С его помощью они могли держать в подчинении
свободных общинников, рабов и колонов, а также покоренное население Галлии. Поэтому знать укрепляла власть самого сильного из военных вождей — Хлодвига.
Современник рассказывает, как усилилась власть Хлодвига во время завоевания Галлии. Однажды после жестокого боя франки среди другой военной добычи захватили драгоценную чашу. По древнему обычаю вся военная добыча делилась но жребию между воинами. Но Хлодвиг попросил отдать ему эту чашу сверх его доли. «Делай все, что тебе угодно,— ответили дружинники.— Никто не может противиться твоей власти!» Но один из воинов выступил вперед и, разрубив чашу боевым топором, заявил: «Ничего ты не получишь, кроме того, что тебе достанется по жребию!» Хлодвиг смолчал, но решил отомстить воину. Через год на военном смотре он обвинил непокорного воина в том, что его оружие содержится в беспорядке, и разрубил ему голову боевым топором. «Так и ты поступил с чашей!» — воскликнул он при этом. После смотра воины в страхе разошлись.
Рис. 6. Военный вождь (слева) и франкский воин (справа). Тело воина защищено длинной кожаной рубахой. В ето руках щит, сплетенный из прутьев и обтянутый кожей. Сближаясь с врагами в бою, воины метали в них копья, бросали боевые топоры и, сойдясь, бились мечами.
Так, опираясь на преданную ему дружину, Хлодвиг силой принуждал франков к подчинению.
С помощью хитрости и предательства Хлодвиг истребил других военных вождей, которые вместе с ним завоевывали Галлию, и один начал управлять обширной страной.
Хлодвиг стал королем — правителем всех франков. В отличие от военного вождя король передавал власть по наследству своим детям.
4. Что изменилось в управлении. После завоевания Галлии Хлодвиг перестал созывать народное собрание. Важные решения он принимал сам, советуясь только со знатными людьми. Простым франкам лишь сообщали о распоряжениях короля на военных смотрах, проводившихся весной каждого года.
Франкское войско по-прежнему состояло из рядовых общинников. Но главной военной силой становится дружина. На службу к Хлодвигу перешли многие дружинники погибших вождей. С помощью дружины король держал в подчинении население Галлии и общинников-франков.
В каждую область обширной страны Хлодвиг назначал правителей из верных ему людей. Эти правители — графы — собирали с населения налоги и командовали воинами.
В старину споры между родичами и их проступки разбирало народное собрание. Теперь высшим судьей стал король. На местах общинников судили графы и знатные франки.
Крупные землевладельцы хотели ввести строгие наказания для тех, кто покушался на их земли и богатства. По приказу Хлодвига были записаны старинные обычаи франков и новые приказы короля. Из них был составлен первый сборник законов. Эти законы грозили высокими штрафами за похищение рабов и кражу скота, за поджог амбаров и скотных дворов. Законы охраняли частную собственность и закрепляли неравенство среди франков (см. документ).
С появлением частной собственности и зарождением классов у франков образовалось государство.
5. Союз короля с церковью. После завоевания Галлии франки приняли христианскую веру. Чем это было вызвано?
Хлодвиг и знатные франки понимали, что христианская религия им будет очень полезна. Она внушала трудовому народу покорность и терпение, призывала усердно работать на господ. Поэтому король со своими дружинниками принял христианскую веру, а затем заставил принять ее и всех франков.
Церковь укрепляла власть Хлодвига. Она прощала ему многие преступления, утверждая, что «бог предает в. руки короля Хлодвига врагов его». Хлодвиг охранял богатства церкви и щедро награждал ее новыми землями.
Государство, пользуясь поддержкой церкви, защищало жизнь и собственность крупных землевладельцев, помогало знати держать в подчинении трудовой народ.
Рис. 7. Государство у франков в VI веке.
{/spoilers}
автор, составляя учебник по эпизодическому плану, уверен, что он идет навстречу назревшей потребности. Но будучи вполне уверен в правильности своего задания, автор не уверен в достоинствах его исполнения. Можетъ быть, практика даст ему указания, которыми он сумеет воспользоваться для исправления тех или иных недостатков своего труда.А. Е.
{/spoilers}