Методика опроса по истории в VIII-X классах средней школы (Коровкин) 1953 год

Скачать Советский учебник

Методика опроса по истории в VIII-X классах средней школы (Коровкин) 1953 

Назначение: Методическое пособие для учителей 

Брошюра преподавателя истории Ф.П. Коровкина посвящена методике опроса по истории в старших классах средней школы.

© "Учпедгиз" Москва 1953

Авторство: Фёдор Петрович Коровкин

Формат: DjVu, Размер файла: 1.55 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Настоящая брошюра не содержит рекомендательного перечня вопросов по курсу истории VIII — X классов школы. Не может быть единого стандарта в опросе учащихся, единого вопросника для всех школ и всех учителей. Содержание и приёмы опроса на каждом уроке зависят от многих условий: от состава учащихся, от работы, которая велась с ними в младших классах, от того, насколько свободно учитель владеет материалом курса, как умеет организовать класс и т. д.

      Подготовка учителя к опросу, так же как и подготовка к другим частям урока, должна носить творческий характер, с учётом всех условий проведения урока. Задача настоящей брошюры — помочь учителю правильно проводить опрос, используя его для разрешения воспитательно-образовательных задач, стоящих перед обучением истории.

      В брошюре описан, и обобщён опыт преподавания истории в старших классах школы в течение многих лет. Почти все рекомендуемые здесь методы опроса применялись авторам или наблюдались им у других преподавателей истории.

ОТКРЫТЬ полностью...

      Имеющиеся со стороны некоторых методистов возражения, против отдельных методов, вошедших в практику преподавания ряда учителей и описанных в брошюре, особо оговорены в тексте.

      Брошюра не исчерпывает всего богатства форм и приёмов учёта знаний учащихся старших классов школы. Автор надеется, что она послужит толчком для дальнейшей творческой разработки методики опроса и для собирания и обобщения опыта учителей истории.

      Ввиду ограниченных размеров брошюры в неё не включены вопросы: методики использования доски при опросе и методики опрашивания по карте и картине.

     

      I. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОПРОСА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

      В настоящее время всё реже встречаются случаи, когда учитель истории опрашивает учащихся лишь в той мере, в какой это необходимо для аттестации знаний учащихся за четверть и год. Корнями этой изживаемой сейчас глубоко порочной практики являются унаследованные от худших представителей старой школы взгляды, что задача опроса — лишь оценка знаний учащихся.

      Опрос учащихся — одно из важнейших средств обучения истории в школе. Правильно поставленный опрос необходим для доведения до сознания учащихся важнейших понятий и идей курса истории, для прочности усвоения исторического материала, для воспитания у них ряда умений и навыков. Опрос пробуждает мысль учащихся, подводит их к правильным выводам, закрепляет знания в памяти учащихся, стимулирует их работу, помогает учителю изучить своих учеников, проверить свою работу и т. д.

      Осознание учителем задач, стоящих перед опросом, является необходимым условием правильной методики опрашивания учащихся.

      В школе основы марксистско-ленинского понимания истории раскрываются учителем и учебником. И учитель и учебник не ограничиваются изложением фактов, а дают разбор и обобщения, делают научные выводы.

      Однако было бы неправильно, если бы учитель при объяснении нового материала давал учащимся весь материал полностью разобранным и обобщённым, все выводы в готовом виде. В. И. Ленин в небольшой статье «О журнале «Свобода» даёт имеющие огромную ценность не только для писателя, а и для каждого учителя указания о пробуждении активности мышления и руководстве им: «Популярный писатель подводит читателя к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя, — напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно. Вульгарный писатель предполагает читателя не думающего и думать не способного, он не наталкивает его на первые начала серьезной науки, а в уродливо-упрощенном, посоленном шуточками и прибауточками виде, преподносит ему «готовыми» все выводы известного учения, так что читателю даже и жевать не приходится, а только проглотить эту кашицу» (В. И. Ленин, Соч., т. 5, стр. 285 — 286).

      Эти указания Ленина относятся и к обучению истории в школе. Учитель истории в живом общении со своими учащимися имеет гораздо большие возможности, чем писатель, пробуждать мысль учащихся, направлять её на разбор й обобщение материала.

      Самостоятельные разбор и обобщение учащимися исторического материала под руководством учителя имеют огромное значение в разрешении образовательно-воспитательных задач советской школы.

      Учащиеся наиболее глубоко, сознательно и прочно усваивают те положения, которые являются выводами, сделанными ими самостоятельно на основе разбора и обобщения материала под руководством учителя. Идя этим путём, учащиеся лучше, чем при механическом запоминании, усваивают причинно-следственные связи, правильные оценки исторических явлений, гораздо глубже осознают марксистско-ленинские законы развития общества.

      Обучение истории должно вооружить учащихся не только знанием основных положений марксистско-ленинской науки об обществе, но и умением самостоятельно подходить с позиций марксизма-ленинизма к явлениям общественной жизни прошлого и современности.

      Уменье самостоятельно разбирать, обобщать и излагать исторический материал не приходит к учащимся само. Этому нужно учить их и учить систематически.

      Продумывание учащимися исторического материала начинается при объяснении его учителем, продолжается во время выполнения домашних заданий и при ответах учащихся в классе. Часть урока, отводимая на опрос, — время не менее напряжённой для учащихся мыслительной работы, чем время, когда учитель объясняет новый материал. При опросе в классе следует требовать от учащихся не только изложения усвоенных

      ранее фактов и выводов из них, но также и самостоятельного раэбора и обобщения исторического материала.

      Такая постановка опроса является важным средством развития логического мышления и речи учащихся.

      Товарищ Сталин с исчерпывающей глубиной раскрыл в своём классическом труде «Марксизм и вопросы языкознания» связь языка и мышления: «Какие бы мысли ни возникли в голове человека и когда бы они ни возникли, они могут возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Оголённых, мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой «природной материи» — не существует. «Язык есть непосредственная действительность мысли» (Маркс). Реальность мысли проявляется в языке» (И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1952, стр. 39). «Будучи непосредственно связан с мышлением, язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе» (там ж е" стр. 22).

      В свете сталинского учения о языке чрезвычайно возрастают задачи школы по развитию речи и логического мышления учащихся.

      Каждый преподаватель является учителем логик» и правильной речи на материале своего предмета.

      Учитель истории должен на разборе и обобщении исторического материала познакомить учащихся старших классов с правильным построением суждений, умозаключений и определений, с элементарными правилами классификации явлений, подведением явлении под поднятие и другими мыслительными операциями.

      Большов вначение для развития у учащихся логического мышления и речи имеют логическая стройность

      и яркость изложения материала учителем, чёткость и обоснованность выводов и определений, выразительность языка в рассказе учителя и в тексте учебника. Следуя за развитием мысли в учебнике и в рассказе учителя, учащиеся приучаются логически мыслить, чётко излагать свои мысли, обогащают свой словарный запас.

      Недостаточно, однако, показать учащимся применение логических правил и познакомить их с правилами построения речи. Необходимо, чтобы у учащихся была практика в использовании приёмов логического мышления и в правильном построении речи. Поэтому основное значение для развития логического мышления и языка учащихся в процессе обучения истории имеет опрос. При правильно поставленном опросе ответы учащихся, начиная от кратких формулировок и кончая развёрнутым изложением широкой обобщающей темы, являются практическими упражнениями в логическом мышлении и построении речи.

      Опрос должен научить учащихся давать целостное раскрытие исторической темы. Учащийся, рассказывая о каких-либо исторических явлениях, должен прежде всего изложить предпосылки данного исторического явления, процесс его возникновения и развития, датировать явление или отдельные этапы его развития, локализовать исторические явления географически, закончить своё изложение выводами, оценкой явления, указанием его значения и последствий.

      Контроль учителя позволяет исправлять возможные ошибки, устранять отдельные недочёты речи, указывать учащимся пути дальнейшей работы над речью. Работа по развитию мышления и речи при опросе учащихся полезна не только отвечающим учащимся, она полезна и всему классу, так как помогает разби- рать и предупреждать ошибки, даёт образцы правильных умозаключений и построения речи.

      Опрос по истории корректирует и закрепляет у учащихся навыки в работе с текстом учебника, документом, цитатой, хронологической таблицей, исторической картой, диаграммой.

      Нередко даже учащиеся старших классов усваивают в задании более лёгкий повествовательный и описательный материал, упуская наиболее важное и трудное в уроке: выводы, теоретические положения и т. п. Опрос, систематически требующий от учащихся ответов по этому наиболее сложному материалу задания, приучает учащихся при приготовлении заданий

      по истории и вообще при работе над книгой выделять и запоминать главное.

      Отвечая в классе, учащиеся приучаются правильно и уверенно держаться перед аудиторией, громко и разборчиво говорить, мысленно составлять план выступления, излагать материал в логической последовательности.

      Контроль за работой учащихся является одной из основных функций опроса по истории. Систематическая проверка работы учащихся путём опроса есть важнейшее средство приучить учащихся к регулярному выполнению домашних заданий по истории, к внимательному выслушиванию объяснений учителя и ответов своих товарищей.

      Если учитель опрашивает учащихся редко, их знания по истории не бывают прочными.

      Ещё хуже обстоит дело у учителя, который не спрашивает учащихся вторично, пока не опросит всех по одному разу; менее добросовестные учащиеся в этих случаях совсем запускают занятия.

      Лишь частые вызовы (с последовательностью, не предусмотренной учащимися) приучают учащихся выполнять домашние задания к каждому уроку по истории.

      Материал, не закреплённый повторением в классе при опросе, учащиеся быстро забывают. Особенно быстро забываются хронология, общие выводы, а также материал, содержавшийся в рассказе учителя, но отсутствующий в учебнике. Даже наиболее старательные учащиеся не удерживают надолго в памяти хронологических дат, если последние не закреплены опросом в классе.

      Только многократное повторение хронологических дат даёт прочное, устойчивое знание хронологии. Точно так же неоднократного повторения в классе требуют и другие относительно трудно запоминаемые элементы исторического курса. Таковы исторические обобщения и характеристики, определения, перечисления ряда связанных между собой явлений или причин явления, цифровой материал, картографический материал и т. п.

      Опрос служит не только для закрепления, но и для пополнения знаний учащихся. Одни учащиеся усвоили из материала учебника и рассказа учителя больше, а другие меньше и не всё правильно. Выслушивание на уроке ответов, исправлений и дополнений к ответам даёт учащимся новые знания, выправляет неверно понятое и неправильно запомнившееся.

     

      Это большая и очень вредная ошибка. Учащиеся часто сами не сознают, что они тот или другой вопрос поняли плохо. Особенно нужно проверять усвоение учащимися понятий, многие из которых совершенно недостаточно раскрыты в учебниках истории. Например, при опросе в. VIII классе (выяснилось, что некоторые учащиеся образование «всероссийского рынка» в XVII в. представляют себе как образование большого базара, «даже больше, чем расположенный невдалеке рынок». Проведённая в нескольких школах проверка усвоения учащимися важнейших понятий показала, что некоторые учащиеся X класса совершенно неправильно понимали такие понятия, как класс, крестьянство и т. п. Или, например, значительная часть учащихся определила церковь как здание, в котором совершается служба. Неправильное понимание учащимися основных понятий ведёт к тому, что и последующий материал они понимают искажённо, неверно.

      Учитель, опрашивая учащихся, проверяет, насколько правильно и сознательно они восприняли заданный на урок материал, не осталось ли в нём непонятых или понятых неправильно вопросов, усвоили ли учащиеся важнейшие понятия темы.

      Особенно важна такая проверка при изучении тем, содержащих сложный теоретический материал, например: «Возникновение научного коммунизма.

      К. Маркс и Ф. Энгельс», «I Интернационал» — в VIII классе, «Народничество», «Империализм как высшая и последняя стадия капитализма» — в IX классе, а также многих тем курса X класса.

      Кроме выяснения, как учащиеся усваивают материал урока, учитель «путём опроса проверяет и усвоение учащимися крупных разделов курса в целом: поняли ли учащиеся основные закономерности» эпохи, периодизацию, как усвоили основные понятия курса. Учитель выясняет на опросе, какие темы курса усвоены лучше и какие хуже.

      Повседневный опрос учащихся, показывая учителю истории, какой материал курса, какие проблемы, какие стороны исторического знания (например, хронология) усвоены слабее, помогает ему строить план текущего и заключительного повторения, помогает преодолеть слабые места в знаниях учащихся.

      Опрос раскрывает учителю не только сильные и слабые места в усвоении курса всем классом или большинством учащихся, но и сильные и слабые стороны в знаниях и навыках каждого отдельного учащегося. Разумеется, не один только опрос помогает учителю истории изучить своих учащихся, однако в изучении индивидуальных черт учеников опрос играет важнейшую роль.

      Наглядно показывая знания учащихся, понимание ими основных исторических проблем и другие стороны усвоения ими курса истории, опрос является для учителя самым важным и самым объективным средством самопроверки в работе. Слабые места в усвоении учащимися истории есть прежде всего результат слабых мест в работе самого учителя. Через ответы учащихся учитель может увидеть свои методические ошибки и недоработки в объяснении нового материала, в использовании наглядных пособий, а при известных условиях ошибки и в самом опросе. Приходилось наблюдать, как проведение опытным учителем опроса в классе, где преподавал начинающий учитель, буквально раскрывало последнему глаза на недостатки в его работе. Поэтому начинающим учителям.(да и не только начи-/ нающим) очень полезно анализировать свою работу на основе результатов опроса учащихся.

     

      СИСТЕМА ОПРОСА ПО ИСТОРИИ

      Подготовка учителя истории к опросу учащихся должна быть такой же серьёзной и тщательной, как и подготовка к объяснению нового материала.

      Готовясь к опросу, учитель истории должен учесть, какие основные образовательно-воспитательные цели стоят перед уроком и перед изучением всего курса истории соответствующего класса. Он должен ясно представлять себе, какие понятия следует дать учащимся, к осознанию каких идей учащиеся должны быть подведены, какие факты, имена, термины, хронологические даты, географические обозначения должны быть закреплены в их памяти особенно прочно.

      Так, например, готовяськ опросу на уроках новой истории в VIII классе, учитель в основу его должен положить центральную идею курса новой истории, раскрытую с замечательной чёткостью И. В. Сталиным, С. М. Кировым и А. А.- Ждановым в «Замечаниях о конспекте учебника «Новая история». «Основной осью учебника новой истории должна быть эта именно идея противоположности между революцией буржуазной и социалистической. Показать, что французская (и всякая иная) буржуазная революция, освободив народ от цепей феодализма и абсолютизма, наложила на него новые цепи, цепи капитализма и буржуазной демократии, тогда как социалистическая революция в России разбила все и всякие цени « освободила народ от всех форм эксплуатации, — вот в чём должна состоять красная нить учебника новой истории» (Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917 — 1947 гг., изд. АПН, 1947, стр. 186).

      Основная идея курса новой истории, раскрытая товарищами Сталиным, Кировым и Ждановым, должна пройти красной нитью не только через учебник и рассказ преподавателя, но и через содержание опроса

      учащихся как на уроках текущего изучения материала, так и на уроках повторения. Особое внимание при опросе учитель должен обратить на раскрытие и закрепление понятий, подводящих учащихся к осознанию основной идеи курса — понятия буржуазной революции, расчистившей путь для капиталистического развития, понятия капитализма, наложившего на народ новые цепи вместо феодальных, понятия буржуазно-демократических свобод, сейчас растоптанных и выброшенных за борт в буржуазных странах.

      При опросе по истории нельзя и не нужно спрашивать одинаково весь материал урока и курса. В особенности это относится к опросу в старших классах, в которых задания часто настолько велики, что нет возможности опросить всё содержание задания в отводимое для опроса время. По материалу относительно второстепенному бывает достаточно короткого, беглого опроса, касающегося только самых существенных его моментов. Зато главное в курсе — высказывания классиков марксизма-ленинизма, содержание и определения основных понятий, важнейшие факты, даты, термины и т. п. — должно быть не только безусловно включено в опрос, но, как правило, должно быть повторено в течение учебного года не один раз. Требование отбора главного при опросе относится как к повторению материала, так и к текущему опросу.

      Например, в IX классе в основу опроса по теме «Декабристы» должна быть положена работа над понятием «дворянские революционеры». Опрос должен углубить и конкретизировать это понятие, гениально раскрытое В. И. Лениным в статье «Памяти Герцена». Опрос должен ещё раз наглядно показать, в чём заключаются революционность декабристов, их классовая ограниченность, полная оторванность их от народа, каковы, наконец, причины их поражения. В памяти учащихся должны быть закреплены тактика декабристов, участие народа в событиях 14 декабря, факты, говорящие о неспособности и нежелании декабристов использовать сочувствие и поддержку народных масс.

      Нет смысла добиваться, чтобы учащиеся заучили названия всех палат и их функций по «Русской Правде» и по «Конституции» Никиты Муравьёва. Всё равно они очень скоро забудут эти названия, да и нет нужды в том, чтобы они их помнили. Зато учитель должен проверить, усвоены ли учащимися основные принципы проектов Муравьёва и Пестеля и достаточно ли учащимся ясна большая радикальность «Русской Правды» сравнительно с «Конституцией».

      Однако учителю истории при подготовке к опросу недостаточно наметить только то, о чём он будет спрашивать учащихся. Нужно найти те формы и приёмы опроса, с помощью которых можно наиболее действенно и с наименьшей затратой времени разрешить задачи опроса по данному материалу.

      Методическое мастерство учителя заключается в постановке таких вопросов, которые, проверяя усвоение учащимися основного содержания курса истории, помогали бы им более глубоко и сознательно усвоить исторический материал, вырабатывали бы у них самостоятельный подход к историческим явлениям. Самостоятельный разбор и обобщение учащимися конкретного исторического материала есть и лучший способ закрепить его и проверить, как учащиеся знают и понимают изученное.

      Методика опроса по истории так же многообразна, как разнообразны цели опроса, содержание исторического курса, уровень развития и подготовленности учащихся к самостоятельной работе. .

      Шаблон в методике опроса по истории — большое зло, он ведёт к формальному усвоению курса и к снижению интереса учащихся к истории.

      Учитель истории должен применять в своей работе различные методы опроса, соответственно целям урока и содержанию опрашиваемого материала. Вопросы учителя, требуя от учащихся самостоятельной работы, должны быть для них посильны.

      Успешно разрешить стоящие перед опросом по истории задачи учитель сможет, только умело и продуманно используя различные методы опроса, отводя ему достаточное время на уроках истории и ведя опрос не только по материалу очередного занятия, а и по пройденному материалу курса.

     

      Он играет определяющую роль в развитии речи и логического мышления учащихся, подводит их к пониманию закономерностей истории, способствует закреплению и пополнению знаний.

      Правильно организованный устный опрос вызывает у учащихся большой интерес к разбираемым проблемам. Он является и лучшим средством индивидуального изучения учителем своих учащихся. Любые иные формы учёта знаний могут только дополнять устный опрос, но не заменять его. Оценки за устные ответы являются основой для выведения четвертных и годовых оценок учащихся по истории.

      Некоторые учителя истории проводят индивидуальный опрос в письменной форме. Вовремя устного опроса они рассаживают на первых партах несколько учащихся и дают им письменные задания.

      Индивидуальные письменные ответы во время устного опроса, увеличивая число отвечающих учащихся, усиливают контроль за знаниями учащихся и побуждают их к аккуратному выполнению домашних заданий. У учащихся вырабатываются при этом полезные навыки.

      Вместе с тем так называемый «уплотнённый» опрос исключает пишущих учащихся из общей коллективной работы класса во время опроса.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика опроса по истории в VIII-X классах средней школы (Коровкин) 1953 года

СКАЧАТЬ DjVu

Расширения для Joomla

УЧЕБНИКИ "ИСТОРИЯ" СПИСКОМ

Яндекс.Метрика