Внеклассная историческая и краеведческая работа в школе (Родин, Хмелёв) 1958 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ
Авторство: Под редакцией А. Ф. Родина и А. Н. Хмелёва
Формат: DjVu, Размер файла: 1.86 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Б. А. Королев — Организация внеклассной работы по истории с учащимися V — VII классов
Л. И. Мызникова — Виды работ исторического кружка
В. В. Марьясов — Краеведческий материал в кружковой работе
Я. В. Иванов — Книга и экскурсия в краеведческой работе
И. К. Черданцев — Трудности в краеведно-исторической работе и их преодоление
3. Н. Макарова — Изучение истории комбината, шефствующего над школой
П. А. Сaпyхин — Изучение местной топонимики
И. Е. Тугутов — Краеведческая работа в Загустайской школе
П. М. Запорин и С. И. Борисов — Школьный краеведческий музей
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Л. И. Белов — Использование краеведческого материала на уроках истории СССР
Ф. Ф. Слуцкий — Краеведение в школе Приамурья
Печатается по решению Ученого совета Научно-исследовательского института методов обучения АПН РСФСР
В сборнике помещены доклады учителей, прочитанные на «Педагогических чтениях» ® Академии педагогических наук РСФСР.
Сборник предназначается в помощь преподавателям истории в средней школе.
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Внеклассная историческая и краеведческая работа в школе (Родин, Хмелёв) 1958 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
ВВЕДЕНИЕ
Доклады по вопросам внеклассной работы, представленные на «Педагогические чтения» Академии педагогических наук РСФСР, свидетельствуют о живой творческой работе передовых учителей школ.
За последние годы изданы сборники статей, описывающие внеклассную работу московских и ленинградских учителей, которые находятся в особо благоприятных условиях. У них имеется все для работы — музеи, библиотеки, архивы. Учителям же периферийных школ работать труднее. Настоящий сборник показывает полную возможность внеклассной работы по истории и по изучению местного края даже в отдаленной от центра сельской школе. Пусть опыт работы учителя-энтузиаста на селе не всегда ярок, но он послужит для рядового учителя ценным примером, что можно сделать при желании даже в самых трудных условиях. Некоторые статьи настоящего сборника показывают опыт больших мастеров внеклассной работы, не уступающий опыту учителей столичных школ по своему размаху и результатам.
Учителя истории рассматривают внеклассную работу как неотъемлемую часть своей учебно-воспитательной работы.
Внеклассная работа по истории является важным средством, содействующим коммунистическому воспитанию учащихся, она поднимает их интерес к знаниям, расширяет общеобразовательный и идейно-политический кругозор, способствует углублению, конкретизации и расширению знаний, полученных на уроках, воспитывает вкус и интерес к истории своей родины и других стран, знакомит с политическими событиями. Через многообразные формы внеклассной работы по истории учащиеся развивают навыки самостоятельной и творческой работы.
На XIII съезде BЛKCM Н. С. Хрущев обратил внимание на необходимость усиления воспитания активных и сознательных строителей коммунистического общества. Одним из средств этого является внеклассная работа и в частности краеведческая. Представленные учителями истории доклады на «Педагогические чтения» подтверждают это.
Внеклассная работа по истории воспитывает чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Кружковцы Загустайской средней школы в Бурят-Монгольской АССР (кружок преподавателя И. Е. Тугутова) знакомились с историческими корнями дружественных отношений между бурятами и русскими, в частности с тем, как декабристы оказывали братскую помощь бурятам в устройстве быта.
Учителя П. М. Запорин и С. И. Борисов привлекают для воспитания советского патриотизма местный материал. Экспонаты краеведческого музея, созданного учащимися, говорят о доблестной защите Родины, о революционных традициях нашего народа, его богатой культуре.
Многие учителя в процессе внеклассной работы направляют внимание учеников-кружковцев на окружающую их жизнь, на трудовые подвиги советских людей. Ученики знакомятся с тем, как работают колхозники, как организована соседняя МТС, как трудящиеся их района уверенно идут по пути неуклонного подъема народного хозяйства.
В. В. Марьясов умело руководит учащимися при изучении ими первой русской революции 1905 — 1907 гг. в Красноярске. В ходе работы кружковцы узнали много интересного, они на ярком конкретном материале убедились в том, что родной город переживал те же революционные события, что и вся страна, что красноярцы вместе со всеми своими соотечественниками совершали революционные подвиги.
Учащиеся увидели, что те же закономерности общественного развития, которые привели всю страну к первой революции и определили характер ее событий, имели место и в их родном крае, они познакомились также с особенностями революционных событий 1905 — 1907 гг. в Красноярске.
Опыт В. В. Марьясова предупреждает учителей от ошибки, которую они часто делают, изучая историю городского района в отрыве от истории города в целом, а историю города — в отрыве от истории всей страны.
Из докладов Л. И. Мызниковой и И. К. Черданцева видно, как у учащихся в результате внеклассной работы развивается чувство коллективизма, как они, участвуя в туристических походах, в археологических раскопках, привыкают действовать и работать организованно. Здесь возникает чувство крепкого товарищества и общей ответственности за дело и личной ответственности за ту часть его, которая поручена каждому школьнику.
Все доклады убедительно показывают, как много новых знаний получают школьники в процессе внеклассной работы, как эти знания расширяются, конкретизируются. Учащиеся черпают знания не только из учебника и из рассказа учителя, но и из самой жизни.
Участники внеклассной работы имеют перед собой богатую литературу, посвященную определенной теме. Так, преподаватель Н. В. Иванов дал учащимся для изучения прошлого г. Пскова 13 книг. Эти книги надо было прочесть, выбрать нужный материал, изложить его. Большая, серьезная работа над книгой, несомненно, дает прекрасные навыки, которые пригодятся учащимся по выходе из школы.
Неоценимое значение имеет то, что участники внеклассной работы соприкасаются непосредственно с вещами, с историческими памятниками, со следами жизни в давние времена. Мы имеем в виду участие в археологических раскопках (статья Л. И. Мызниковой), экскурсии по городу (статьи Н. В. Иванова, Л. И. Белова и др.)» на комбинат, шефствующий над школой (статья 3. П. Макаровой), в МТС и т.
Учащиеся встречаются с людьми — живыми свидетелями и участниками событий, от которых они узнают то, чего не узнали бы по книгам.
Необходимо отметить, что школьники, участвующие во внеклассной работе, приобретают ряд необходимых навыков, которые им нужны будут в жизни. Очень важно, что они учатся работать над докладами и их анализом. В статье В. В. Марьясова показано, как он учит детей составлять доклады, обсуждать их и делать дополнения и поправки. Только при таком подходе доклады будут по-настоящему продуманы, составлены самостоятельно, а не выписаны из книг, как это часто бывает.
Ведь далеко не все руководители кружков отдают должное внимание самодеятельности учащихся — часто учителя делают ошибку, проверяя и корректируя доклады учащихся перед обсуждением их, и тем самым лишают кружковцев возможности обсудить доклад своего товарища.
Очень разнообразны методические приемы, которые используют учителя-руководители внеклассной работы, чтобы заинтересовать ребят, дать им навыки самостоятельной работы, включить в окружающую жизнь. В этом разнообразии методов, как правильно отмечают учителя, залог успеха внеклассной работы.
Попытаемся представить себе совокупность тех методических средств, которые используют во внеклассной работе учителя-историки и краеведы.
Учительница Л. И. Мызникова начинает в V классе с того, что читает детям отрывки из доступных для их возраста книг, относящихся к курсу истории, как, например, С. В. Покровский «Охотники на мамонтов», М. Ильин и Е. А. Сегал. «Как человек стал великаном», чтобы учащиеся нагляднее представили себе прошлое человечества, а затем ведет их в музей краеведения. После этого можно уже перейти к самостоятельной работе детей над книгой. Учительница дает им темы для докладов по истории Древнего Востока и Древней Греции.
Научить школьников работать над докладом очень важно. Надо, чтобы учащийся продумал его самостоятельно, умел собрать материал, научился анализировать доклад товарища, оценивать его. Навыки составления докладов очень пригодятся впоследствии учащимся, им понадобится и умение публично выступать с докладом перед аудиторией — в кружке, на вечере, конференции. Мы уже говорили, как эту проблему разрешает В. В. Марьясов.
Важно научить учащихся оформлять свою работу аккуратно, со вкусом, снабжать доклад иллюстрациями, составлять альбомы с текстами и зарисовками. О подобной работе с учащимися рассказывается в статье Н. В. Иванова.
В процессе внеклассной работы учащиеся приобретают и другие важные навыки. Они не только рисуют, но и лепят из глины, вышивают рисунки, изображающие исторические эпизоды, делают макеты, ремонтируют пособия по истории, имеющиеся в школе (статьи Б. А. Королева и Л. И. Мызни-ковой). Подобная разнообразная работа способствует воспитанию трудовых навыков, развивает активность ребят, заинтересовывает их историей, помогает смелее браться за новое для них дело. Но ведь мало только вылепить фигуру или сделать макет здания, надо еще и объяснить его, а для этого взять книги и связать книжный материал с наглядным, и тогда данный прием будет особенно полезен и даст навыки в изучении истории.
Всю эту многообразную работу завершает обычно выставка, показывающая результаты работы учащихся. Выставка часто готовится к итоговому вечеру и привлекает внимание детей не только своей школы, но и других, а также родителей школьников. Это делает работу по организации выставки особенно ответственной.
Наряду с выставкой тематическая историческая конференция или исторический вечер также подводят итоги длительной, часто годичной работе кружка. Организация вечера — нелегкое дело. Своим опытом организации исторических вечеров делится В. В. Марьясов.
Разнообразны методы кружковой работы Б. А. Королева. Он начал с экскурсий археологических и по Лермонтовским местам и лишь потом приступил к организации кружка. Участники его были разделены на 6 групп: археологическую, драматическую, скульптурную, нумизматическую, фото и литературно-художественную. Б. А. Королев рассказывает, какие навыки получили учащиеся в результате своей работы в кружке.
Обзор внеклассной работы, проводимой лучшими учителя-ми-энтузиастами, доказывает ее большое значение в деле правильной постановки воспитания и обучения нашего молодого поколения. Многие учителя умеют добиться того, что в этой работе принимают участие почти все их ученики, а это способствует повышению их знаний по истории.
Большая часть сказанного о внеклассной работе по истории относится также и к собственно краеведческой работе. Среди докладов, представленных учителями истории на «Педагогические чтения», преобладают доклады на краеведческие темы. Это объясняется, по-видимому, тем, что изучение местного края дает большие возможности для активной, творческой работы учащихся, что оно тесно связано с экскурсиями, с собиранием материала, общением с людьми, со всем, что так увлекает детей. Вообще вся внеклассная краеведческая работа строится на активности и самодеятельности учащихся.
Пусть юный краевед открывает давно уже открытое, исследует как бы заново давно исследованное, но, пожалуй, ни одна тема в — курсе истории не может быть так изучена самостоятельно, творчески, как краеведческая. В этом заключается одна из главных причин повышенного интереса учащихся к краеведению.
Прошлое и настоящее своего города, села, района изучается путем опроса свидетелей и участников исторических событий, по документам, по музейным экспонатам, путем непосредственных наблюдений при посещении исторических мест, колхозов, совхозов, МТС и промышленных предприятий.
В повседневном, примелькавшемся, в том, что никогда не привлекало к себе особого внимания (отдельные дома, стены зданий, улица, памятники), учащиеся в результате изучения открывают нечто необычайное. Предметы, вещи, дома, улица, город, село как бы начинают рассказывать, раскрывают жизнь, труд, борьбу, горести, радости людей, их коллективов.
В содержание краеведческой работы входит и изучение современности. Особенно необходимо подчеркнуть, что внеклассная краеведческая работа вводит учащихся в те проблемы, которые в свете решений XX съезда Коммунистической партии встанут перед ними, когда они окончат школу и будут активными участниками в деле осуществления величественных планов построения коммунизма.
Изучение местного материала требует большой подготовки учителя, энергии и настойчивости учеников.
Статья Л. И. Белова интересна тем, что в, ней подробно описываются методы овладения учителями краеведческим материалом. В систему подготовки учителя входит не только изучение литературы, газетного материала, но и работа в фондах музеев, архивов, собирание данных о прошлом путем беседы со старожилами, иногда переписка с участниками и свидетелями исторических событий, при этом учителя отмечают, что собирание материала, как оно порой ни сложно, представляет большой интерес.
Очень серьезную, носящую научный характер, работу провел над изучением местного материала кружок старших классов в Сумской области, о котором рассказывает П. А. Сапухин.
На основании литературных источников, архивных документов, филологического анализа названий, данных топографии ученики под руководством учителя устанавливают происхождение названий городов, населенных пунктов, рек, улиц. Увлекательная работа над топонимикой дает богатый материал для установления истории края и имеет, несомненно, большое образовательное и воспитательное значение.
Большое место в деятельности краеведческих кружков занимают экскурсии и походы. Не было ни одного краеведческого доклада учителя, в котором не описывались бы проводимые экскурсии, дающие возможность всесторонне узнать свой край. Их организация и проведение сложны. Об этом говорят статьи Н. В. Иванова, И. К. Черданцева.
Особенно интересный материал представил Н. В. Иванов, Правильно отмечающий, что учащимся разных классов может быть дан один и тот же зрительный материал, но «в зависимости от возраста и общего развития детей меняется характер проведения экскурсии — формы объяснений, время, отводимое на нее». Н. В. Иванов всегда определяет цель проводимой экскурсии. Так во время экскурсии к крепостной Гдов-ской стене он ставит следующую цель: «конкретизировать представления учащихся о постройке крепостей в средние века и вместе с тем показать мужество и героизм наших предков в их борьбе за честь и независимость Родины». Рассматривая с учащимися крепостную стену, учитель задает им вопросы: «Что это за сооружение, для чего оно было построено?» и, выслушав их ответы, указывает, что при осмотре крепости мы узнаем, как наши предки здесь защищали Родину.
Н. В. Иванов организовал экскурсию в областной центр. К сожалению, автор в своей статье ничего не говорит о том, как восприняли дети впервые увиденный ими большой город; при подготовке к посещению Пскова учащиеся ограничились изучением лишь прошлого города, оставив без внимания его современность. Это ошибка автора.
Известную трудность для историка составит содержание его рассказа при проведении экскурсии на производство.
Так, например, в статье Н. В. Иванова описывается экскурсия в МТС, которая по своему содержанию носит комплексный характер. Между тем и на этой экскурсии умело оттеняется историческая сторона ее содержания. Учитель показывает на примере местной МТС не только то, как возникла станция, но и как изменялись ее функции, значение.
Во время экскурсий учащиеся встречаются с такими явлениями, как социалистическое соревнование, новаторство и т. д. Между тем часто в описании экскурсий мы встречаем общие фразы, вроде: «Учащиеся встретились с передовиками колхоза, вырастившими столько-то телят и награжденными за это». Воспитательный эффект получится только тогда, когда школьники увидят, сколько забот, стараний, любви, порой выдумки, изобретательности вкладывает передовая колхозница в свою работу, чтобы достигнуть лучших хозяйственных результатов.
От дальних экскурсий следует отличать походы, которые также являются длительным путешествием, но в них от участников требуются пешее передвижение на большие расстояния, проведение жизни в лагерях, преодоление трудностей, проявление выносливости.
Здесь больше внимания следует уделить подготовке походов: разработке маршрута, знакомству с литературой, распределению функций между участниками и т. п. Поход отличается от экскурсии еще и тем, что последняя имеет характер тематический, а многодневный поход носит, как правило, комплексный характер: учащиеся знакомятся на пути с колхозами, промышленными предприятиями, с историческими местами. Позднее, зимой на занятиях кружка и на уроках используются сведения, которые получены во время похода. Велико и его воспитательное значение: дети получают навыки коллективной жизни, совместного дружного труда.
Учитель И. К. Черданцев (Свердловская область) в своей статье правильно обращает внимание на то, что во время похода необходимо сообразоваться с возрастными особенностями детей, не засушивать поход требованиями, чтобы учащиеся постоянно что-то изучали. Надо дать им возможность играть, бегать, резвиться.
Изученный и собранный учащимися во время экскурсий и походов материал самого различного характера — археологические находки, монеты, предметы быта, рассказы старожилов, фольклор и пр. — может быть широко использован школой на уроках истории для насыщения их попутно с прохождением программного материала конкретными местными иллюстрациями.
{/spoilers}