Методическое пособие по новейшей истории (Боголюбов, Израилович, Попов, Рахманова) 1978 год

Скачать Советский учебник

 Методическое пособие по новейшей истории (Боголюбов, Израилович, Попов, Рахманова) 1978

Назначение: БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ

© " Просвещение" Москва 1978 

Авторство: Леонид Наумович Боголюбов, Елена Абрамовна Израилович, Николай Владимирович Попов, Ирина Платоновна Рахманова

Формат: DjVu, Размер файла: 10.7 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Предисловие 3

Глава I. Образовательно-воспитательные задачи курса новейшей истории и его особенности 5

Глава II. Некоторые общие вопросы методики преподавания новейшей истории 17

Глава III. Подъем революционного движения в капиталистических странах и рост национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах после Великой Октябрьской социалистической революции Версальская система 32

Глава IV. Зарубежные страны в 1924 — 1939 гг. 63

Глава V. Вторая мировая война 127

Глава VI. Образование и развитие мировой системы социализма 167

Глава VII. Главные капиталистические страны после второй мировой войны 248

Глава VIII. Подъем национально-освободительной борьбы народов Азии и Африки. Распад и крушение колониальной системы империализма 308

Глава IX. Подъем антиимпериалистической борьбы народов Латинской Америки 352

Глава X. Международные отношения после второй мировой войны. Движение народов за мир 364

Глава XI. Международное коммунистическое и рабочее движение 382

Заключение 394

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методическое пособие по новейшей истории (Боголюбов, Израилович, Попов, Рахманова) 1978 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Предисловие

      В решении многообразных задач коммунистического воспитания школьников немалую роль играет курс новейшей истории. Практика показывает, что подготовка учителя к урокам по новейшей истории требует значительного времени и больших усилий. Это объясняется спецификой курса, его сложностью, актуальностью и политической значимостью. Авторы надеются, что настоящее пособие не только поможет учителю в подготовке к отдельным урокам по новейшей истории, но и повысит эффективность преподавания курса в целом.

      В первых двух главах настоящей книги раскрываются главные задачи и особенности курса, его место в системе школьного исторического образования, общие методические условия его успешного преподавания. С этими главами, дающими общее представление об основных проблемах курса и приемах обучения, воспитания и развития учащихся, целесообразно ознакомиться, приступая к преподаванию новейшей истории; й ним учитель может обращаться и в процессе преподавания, чтобы, опираясь на содержащиеся там рекомендации, планировать систему мировоззренческих идей и понятий, а также методических приемов и средств как в масштабе курса в целом, так и по отдельным темам.

      Все последующие главы (III — XI) соответствуют темам, предусмотренным программой курса. В каждой из них. учитель найдет раздел «Образовательно-воспитательные задачи темы», а затем материал к большинству уроков. Из современных требований к тематическому планированию вытекает необходимость определения общих задач обучения и воспитания для всех уроков каждой темы и на этой основе роли каждого отдельного урока в их реализации, его целевой установки. «Образовательно-воспитательные задачи темы» учитель прочитает перед началом преподавания данной темы, а затем от урока к уроку на этой основе будут раскрыты главные идеи и понятия.

      Часть уроков освещается подробно, однако в некоторых случаях авторы ограничились лишь краткими рекомендациями. Как правило, материал к урокам содержит рекомендации по проверке знаний, план изучения нового материала, различные варианты самостоятельной работы учащихся в процессе изучения нового материала, указания об использовании хрестоматии и художественной литературы, различных методических средств. Даются советы о путях раскрытия наиболее трудных положений и осуществления межкурсовых связей, в ряде случаев включается дополнительный материал, который призван помочь учителю осветить тему с необходимой глубиной и яркостью. Имеются многочисленные рекомендации о приемах работы с документом, об использовании средств наглядности. Книга завершается освещением различных вариантов проведения заключительных уроков по курсу новейшей истории.

      Ограниченный объем книги не позволил авторам использовать в полной мере богатый материал, накопленный в опыте преподавания новейшей истории. В ряде случаев они вынуждены адресовать учителя к изданной ранее литературе. Некоторые вопросы освещались с учетом их обстоятельного изло« жения в учебном пособии.

      Авторы рассматривают настоящее пособие как одну из рабочих книг учителя наряду с учебным пособием, хрестоматией, пособием по художественной литературе, очерками по новейшей истории. Оно не может заменить собой другую учебную и методическую литературу по курсу.

      Само собой разумеется, рекомендации, которые даются в пособии, не следует рассматривать как единственный вариант работы учителя, обязательный Во всех случаях; зачастую материал пособия рассчитан на различные варианты учебной работы и в совокупности не может быть заключен в рамки урока. Творчески работающий учитель сумеет, исходя из конкретных условий, отобрать все наиболее подходящее для урока и внести в его содержание свой опыт.

      В пособии отсутствует список литературы по курсу, так как подстрочные примечания дают возможность учителю, желающему более подробно изучить проблему, обратиться к соответствующей литературе.

      Во второе издание пособия внесены изменения, связанные, во-первых, с сокращением объема книги по сравнению с первым изданием) во-вторых, с реализацией предложений, высказанных учителями, а также в опубликованных рецензиях на пособие; в-третьих, с необходимостью учесть новые документы КПСС, историческую и политическую литературу, вышедшую после первого издания книги, а также отразить важнейшие события последних лет.

      В настоящем пособии главы II, III, VI, X, XI, а также урок «Коминтерн» в главе IV, уроки «Индонезия», «Подъем освободительной борьбы народов Центральной и Южной Африки», «Закономерность крушения колониализма» в главе VIII написано Л. Н. Боголюбовым. Главы VII и IX, урок «Экономичен ское развитие капиталистических стран в 1924 — 1939 гг.» и уроки по истории Испании, Китая, Индии в главе IV, урок «Распад колониальной системы» л уроки по истории Индии, Египта, Алжира, Сирии, Ирака в главе VIII написаны Н. В. Поповым. Глава V и уроки по истории Германии в главе IV нди-саны Е. А. Израилович. Уроки по истории СЦ1А, Англии, Франции и повто-рительно-обобщающий урок в главе IV, «Образовательно-воспитательные задачи» в главе VIII написаны И. П. Рахмановой. Глава I написана И. П. Рахмановой и Л. Н. Боголюбовым. «Образовательно-воспитательные задачи» в главе IV написаны Н. В. Поповым и И. П. Рахмановой. «Заключение» написано Л. Н: Боголюбовым и И. П. Рахмановой.

      Авторы выражают благодарность профессору, доктору исторических наук И. С. ,Галкину и учителю-методисту Г. П. Яркевичу за ценные советы и критические замечания, которые были учтены при подготовке второго издания пособия.

     

      Глава I

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

     

      Курс новейшей истории охватывает важнейшие события истории зарубежных стран в эпоху, открытую Великой Октябрьской социалистической революцией — первым победоносным актом мировой социалистической революции. Основное содержание этой эпохи составляет переход or капитализма к социализму и коммунизму.

      XXV съезд КПСС вновь подчеркнул, что дело коммунистического, воспитания, которому партия постоянно уделяет большое внимание, основывается на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории, которая дает «понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития на долгие годы вперед, правильно ориентироваться в международных событиях» Курс новейшей истории, вооружая молодежь конкретными знаниями о современной эпохе, способствует формированию у выпускников школы коммунистической сознательности и убежденности, беспредельной преданности социалистической Родине.

      Создание у молодежи научной системы взглядов на процесс общественного развития происходит постепенно, в ходе последовательного изучения исторических дисциплин. Успех дела в значительной мере зависит от рациональной организации учебной работы, от правильного понимания роли и места каждого отдельного курса, его специфики.

      Особенности курса новейшей истории определяются его содержанием и местом в системе школьного исторического образования. Он логически завершает изучение истории в школе. Рассматриваемые в нем явления более сложны и многогранны,

      1 Материалы XXV съезда КПСС. М.., 1976, с. 72.

      чем в предшествующие периоды истории. Это связано с расколом мира на две принципиально различные социальные системы, с бурным развитием научно-технической революции, с усложнением структуры общественного производства, международных экономических и политических связей, с активным включением в процесс исторического творчества огромных, социально неоднородных масс на всех континентах, с обострением классовых конфликтов, идеологической борьбы.

      Многие изучаемые в курсе новейшей истории явления и процессы остаются незавершенными. Они развиваются на наших глазах, непрерывно обрастают новыми фактами, нуждаются в новом осмыслении. Все основные проблемы курса политически актуальны.. Многие из них являются предметом острой идеологической борьбы.

      Значительная часть курса — живая современность. Он вызывает у старшеклассников большой интерес, создает благоприятные педагогические условия для обучения школьников умению ориентироваться в растущем потоке информации, самостоятельно анализировать и оценивать.с позиций марксизма-ленинизма важнейшие события мировой политики. Поскольку в познавательную деятельность учащихся включаются и накопленные ими знания, и их личный опыт, создаются благоприятные условия для превращения знаний в убеждения.

      Нельзя вместе с тем не обратить внимание учителя и на специфические трудности, связанные с преподаванием новейшей истории. Непрерывное обогащение курса новыми фактами и теоретическими выводами требует от учителя, чтобы он внимательно следил за литературой, в частности за периодической печатью. Это тем более необходимо, что представления старшеклассников о современных событиях формируются отнюдь не только на основе материала учебника и изложения учителя. Сильное воздействие на них оказывают также другие источники информации, подчас случайные. Учителю на уроке и во внеклассной работе с учащимися нередко приходится сталкиваться с неверными представлениями, с поверхностными, скороспелыми суждениями. Необходимость разъяснения сложных и противоречивых явлений требует непрестанного повышения идейно-теоретического уровня преподавания, совершенствования педагогического мастерства учителя. К сожалению, образовательно-воспитательные возможности курса новейшей истории используются не всегда полностью, особенно в свете современных требований к педагогическому процессу, которые исходят из необходимости решения в ходе обучения неразрывной триединой задачи — образования, воспитания и развития учащихся. Осуществление этой комплексной задачи требует внимания учителя к каждой из ее сторон.

      Остановимся на некоторых направлениях работы учителя по формированию коммунистического мировоззрения.

      Изучение новейшей истории углубляет понимание учащимися поступательного характера развития общества, его закономерностей, позволяет школьникам глубже#уяснить, что основой общественной жизни является способ производства и что смена одного социального строя другим, более прогрессивным происходит в результате классовой борьбы.

      С выводом о неизбежности крушения капитализма учащиеся впервые в теоретическом плане знакомятся в курсе новой истории. Изучая затем эпоху империализма, они узнают, как созревают материальные предпосылки социализма; на истории Великой Октябрьской революции учащиеся знакомятся с важнейшими закономерностями социалистической -революции. Изучение, новейшей истории углубляет понимание этих закономерностей, показывает их общезначимость и укрепляет у выпускников школы убеждение в неизбежности победы коммунизма во всем мире и необходимости для этого социалистической революции и диктатуры пролетариата *.

      Материал курса существенно расширяет знания учащихся о значении объективных и субъективных предпосылок для победы социалистической революции, о революционной ситуации, о возможности различных форм свершения революции, а также о разнообразии форм пролетарской диктатуры. В результате изучения курса учащиеся должны понять, что любая социалистическая революция развивается по общим объективным законам, которые в силу многообразия исторических условий проявляются неодинаково в различных странах и в разные периоды истории.

      История зарубежных капиталистических стран в новейшее время дает неопровержимый материал, подтверждающий действие закона классовой Борьбы в антагонистических формациях. Изучаемые события позволяют ярко раскрыть возрастание роли народных масс, особенно рост активности рабочего класса — главной революционной силы современности. С образованием первого социалистического государства, а затем мировой системы социализма — величайшего исторического завоевания международного пролетариата — рабочий класс проявил великую созидательную силу и на практике доказал свою способность успешно руководить обществом; он стоит во главе классовых битв современной эпохи, с его борьбой связан про-rpefcc человечества. Необходимо учитывать, что буржуазная и ревизионистская (в том числе и- леворевизионистская) пропаганда пытается извратить и умалить роль рабочего класса, выдвигая различные теории о «депролетаризации», «размывании» рабочего класса в условиях научно-технической революции, утрате им якобы своей революционности. Тем важнее на

      большом конкретном материале разоблачать несостоятельное подобных утверждений, показывать, что рабочий класс стоит в центре современной эпохи и определяет ее главноЕ содержание и направление революционного развития. Роль рабочего класса в борьбе за социально-экономический и общественно-политический прогресс выше, чем его удельный в?с в населении. Возрастание его влияния на общественную жизнь является характерной чертой современности. Рабочий класс капитали- стических стран — одна из основных сил в мировом революционном процессе.

      Изучение истории зарубежных стран в новейшее время, особенно при осуществлении межпредметных связей с обществоведением, значительно углубляет понимание учащимися материалистического положения об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и об активном обратном воздействии общественных идей, теорий. Это позволяет убедительнее раскрыть значение марксистско-ленинской. идеологии, неразрывно связанной с борьбой рабочего класса и отражающей объективный ход развития общества.

      В процессе изучения новейшей истории учащиеся на новом, более высоком уровне осмысливают значительное число мировоззренческих понятий, в той или иной мере знакомых им из прежних курсов. Одновременно ведется работа над раскрытием ряда новых понятий, которые учащиеся должны усвоить прочно и осознанно. К ним относятся такие, в которых выражается содержание важных явлений и процессов новейшего времени: «народно-демократическая революция», «мировая социалистическая система», «кризис, распад и крушение колониальной системы империализма», «международное коммунистическое движение», «единый рабочий фронт», «народный антифашистский фронт», «фашизм и неофашизм» и другие.

      Современная эпоха характеризуется тесной взаимосвязью происходящих процессов. Ни одно событие в мире не может быть ныне правильно понято и оценено вне связи с борьбой международного рабочего класса и развитием созданной им мировой социалистической системы, а также национально-освободительным движением. Крепнет союз основных революционных сил современности, борьба которых сливается в единый мировой революционный процесс, подрывающий капитализм.

      Эта мысль имеет большое значение для преподавания курса новейшей истории. Именно комплексное, взаимосвязанное рассмотрение различных событий позволяет убедительно раскрывать главное — закономерность движения всего человечества к коммунизму. Вместе с тем в многообразии явлений и фактов современности необходимо выделить основные линии развития, ведущие проблемы курса и показать их взаимосвязь. Все это требует особой целенаправленности в работе учителя.

      Ось мировой политики со времени Октября, как подчеркивал В. И. Ленин, составляет борьба двух лагерей — социалистического и капиталистического. Противоречие между социализмом и капитализмом — основное противоречие современной эпохи, которое выражает главную тенденцию общественного развития — переход от капитализма к социализму во всемирном масштабе. Поэтому через весь курс новейшей истории, образуя его главный стержень, должна четко пройти линия выявления коренных различий в развитии двух социальных систем, раскрытия прёвосходства социализма над капитализмом.

Расширения для Joomla
 
 
Яндекс.Метрика