О повторении на уроках истории СССР в 7-10 классах (Лейбенгруб П. С.) 1987 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителя
Авторство: Павел Соломонович Лейбенгруб
Формат: DjVu, Размер файла: 4.05 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Глава I. Задачи повторения в обучении истории
Глава II. Повторение в связи с изучаемым материалом 22
Глава III. Обобщающее повторение по отдельным темам и раз делам школьного курса истории СССР
Глава IV. Итоговое повторение
Глава V. Повторение к выпускным экзаменам
Глава VI. Роль ученических тетрадей по истории в организации повторения 115
Глава VII. Планирование повторения 134
Скачать бесплатный учебник СССР - О повторении на уроках истории СССР в 7-10 классах (Лейбенгруб П. С.) 1987 года
Скачать...
{spoiler=СМ. ОТРЫВОК ИЗ УЧЕБНИКА...}
ПРЕДИСЛОВИЕ
Осуществляемая ныне реформа школы требует повысить качество обучения и воспитания, обеспечить более высокий уровень преподавания каждого предмета, совершенствовать формы и методы обучения, активнее приобщать учащихся к работе с учебной книгой и другими источниками знаний, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления, проявлять творческую активность.
В реализации этих задач важная роль принадлежит предметам общественно-гуманитарного цикла, в том числе истории.
Данные психологической науки, дидактики и методики обучения истории свидетельствуют о том, что одним из необходимых условий прочных и глубоких знаний, развития мышления учащихся является систематическое повторение ранее изученного учебного материала, установление внутрипредметиых и межпредметных связей, включение вновь изучаемых фактов и понятий в имеющуюся у школьников систему знаний. Велика роль повторения и при формировании у учащихся научного, марксистско-ленинского мировоззрения, поскольку только на основе обобщения фактов и явлений можно убедительно раскрыть основные закономерности общественного развития. Правильно организованное повторение учит школьников применять получаемые теоретические знания для более глубокого анализа и оценки событий и явлений прошлого и современности, помогает ориентироваться в потоке научной и политической информации.
В то же время изучение состояния преподавания и знаний учащихся показывает, что значительная часть учителей истории слабо владеет методикой реализации внутрипредметиых и межпредметных связей, повторения и обобщения формируемых знаний и умений. Это является одной из причин недостатков в усвоении учащимися школьного курса истории и развитии их исторического мышления.
Пособие написано на основе изучения и обобщения опыта учителей, имеющихся методических публикаций и многолетней личной педагогической практики автора. Его цель — помочь учителю лучше овладеть методикой повторения и обобщения на уроках истории.
В пособии характеризуются задачи и роль повторения в обучении истории. Основное внимание уделяется раскрытию методики повторения в связи с изучаемым на уроке материалом, характеристике повторительно-обобщающих уроков по отдельным темам и разделам курса и уроков итогового повторения по отечественной истории в VII — X классах. Далее рассматриваются вопросы повторения к выпускным экзаменам по истории и роль ученической тетради в организации повторения. В заключение даются рекомендации о планировании повторения и формулируются общие методические условия эффективности повторения в обучении истории.
Методические рекомендации ориентированы на усовершенствованную школьную программу и новые учебники по истории СССР в VII — X классах. Каждый учитель использует данные рекомендации с учетом собственного опыта и уровня подготовки своих учащихся.
Глава I
ЗАДАЧИ ПОВТОРЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Необходимым условием успешного формирования глубоких и прочных знаний учащихся по истории является систематическое повторение в процессе обучения исторических фактов и понятий, характеристик исторических деятелей, научной периодизации исторических процессов, основных хронологических дат. Важным условием эффективного повторения является систематическая реализация внутрипредметиых и межпредметных связей в обучении истории.
Правильно организованное повторение помогает не только закреплению в памяти учащихся изучаемого материала, но и формированию у них научного понимания закономерностей исторического процесса, развитию мышления, умений и навыков самостоятельной работы.
В лекции «О государстве» В. И. Ленин подчеркивал, что в краткой беседе, за один раз достигнуть полного понимания важного и сложного вопроса о государстве невозможно. Следует «возвращаться к нему опять и опять, обдумывать вопрос с разных сторон, чтобы добиться ясного и твердого понимания»1 И далее он указывал, что необходимо «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»2.
Приведенные высказывания В. И. Ленина позволяют сделать вывод не только о необходимости повторения, но и о методике повторения в обучении истории. Эти выводы заключаются прежде всего в следующем: глубокое усвоение важных и сложных вопросов требует, чтобы к их разъяснению и разбору возвращались несколько раз, чтобы это «возвращение», т. е. повторение, являлось не простым воспроизведением изученного ранее, а позволяло рассмотреть его с разных сторон; повторение должно раскрывать явления в их основных, существен-
1 Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. — Т. 39. — С. 65.
2 Там же. — С. 67.
ных связях и обусловленности, показывая историческое развитие того или иного явления, углубляя знания учащихся, поднимая эти знания на новую, более высокую ступень; повторение должно учить школьников самостоятельно разбирать, обобщать и оценивать явления общественной жизни, применять полученные знания для анализа событий и явлений прошлого и современности, формировать у учащихся марксистско-ленинское мировоззрение.
Ряд важных и ценных указаний о необходимости повторения находим мы в трудах К. Д. Ушинского. Придавая огромное значение повторению в достижении глубоких и прочных знаний, К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель, понимающий
природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж. Понимая, что всякий след памяти есть не только след протекшего ощущения, но в то же время и сила для приобретения нового, воспитатель будет беспрестанно заботиться о сохранении этих сил, так как в них лежит залог для приобретения новых сведений. Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего»1. Из положений К. Д. Ушннского о повторении вытекает, что повторять надо в течение всего процесса обучения, а не в конце учебного года, когда изученное в известной мере забывается, что систематическое повторение должно предупреждать забывание и является необходимым условием хорошего усвоения нового материала и всего курса в целом, залогом оперативности знаний (умения учащихся привлекать полученные знания для их самостоятельного пополнения и применения).
Запоминание может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).
{/spoilers}