Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография - Пособие для учителей (Моисеев) 1975 год

Скачать Советский учебник

 Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография - Пособие для учителей (Моисеев) 1975

Назначение: Пособие для учителей. 

Цель настоящего пособия — дать учителю систематическое изложение основ русской фонетики, морфологии и орфографии применительно к задачам преподавания русского языка в школе. Школьная программа предусматривает изучение широкого круга явлений фонетики современного русского литературного языка.

 В книге изложены теоретические основы русской фонетики, морфологии графин. Цель пособия — углубить профессиональные знания учителя русского и орфоязыка.

© "Просвещение" Москва 1975 

Авторство: АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОИСЕЕВ

Формат:DjVuРазмер файла: 48.9 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . . . ....   3

Фонетика   4

Введение в фонетику   —*

Часть I. Звуки речи (фонемы)  8

Глава 1. Аспекты изучения звуков речи  —

Глава 2. Фонемы и варианты фонем (общие положения)  23

Глава 8. Гласные фонемы современного русского языка  32

1. Гласные в абсолютно сильной позиции (основные варианты гласных фонем)  —

2. Гласные в произносительно слабых позициях (произносительно слабые варианты гласных фонем)  37

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

3. Гласные в функционально слабых (неударных) позициях

(слабые варианты гласных фонем)  41

Глава 4. Согласные фономы современного русского языка .... 48

1. Согласные в абсолютно сильной позиции (основные варианты согласных фоном)  —

2. Согласные в слабых позициях (слабые варианты согласных фонем)  59

Часть II. Прочие фонетические явления  70

Глава 5. Слог. Слоговая структура слов. Слогоделение  —

Глава в. Ударение в современном русском литературном языке .

(акцентология)  78

Глава 7. Интонация (просодия)  87

Глава 8. Орфоэпия  90

Морфология  96

(. Введение в морфологию  —

Глава 1, Система частей речи в современном русском языке . . . 102

Глаза 2. Сопоставительное определение частей речи  107

Глава 8. Лексико-грамматические разряды слов по частям речи . 125

1. Лексико-грамматические разряды имен существительных 126

{ 2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных,

числительных, наречий и категории состояния .... 136

239

3. Лексико-грамматические разряды местоимений .... 145

4. Лексико-грамматические разряды глаголов  149

5. Лексико-грамматические разряды служебных слов и междометий   156

Глава 4. Грамматические категории частей речи  166

1. Грамматические категории имен существительных ...

2. Грамматические категории имен прилагательных, числительных, наречий, категории состояния и местоимений 179

3. Грамматические категории глаголов  190

Орфография   215

Глава 1. Основные факторы современного русского письма ...

Глава 2. Современная русская орфография    220

Приложение. Фонетическая транскрипция, но принципы, состав ее знаков и правила их применения ...... 233

Рекомендуемая литература   . . , , 237

 

 

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография - Пособие для учителей (Моисеев) 1975 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 В учебнике для IV класса даются основные сведения по следующим вопросам: фонетика как особый раздел науки о языке, звуки речи и их словоразличительная роль, органы речи, активные и пассивные, их работа, голос и шум, образование звуков речи, гласные и согласные, их различие по образованию и звучанию, количественное соотношение гласных и согласных в речи, согласные твердые и мягкие, парные и непарные, их различительная роль, согласные звонкие и глухие, парные и непарные, их словоразличительная роль, сходство и различие между гласными и звонкими согласными, позиционное оглушение звонких и озвончение глухих согласных, слог, ударение, ударные и безударные гласные, звук и буква, фонетическая транскрипция. Все это излагается, конечно, с учетом возрастных особенностей учеников IV класса — в элементарной форме, во многих случаях без строгих формулировок и определений, с некоторыми моментами занимательности, а также с вынужденной неполнотой (из безударных гласных, например, рассмотрены только гласные в первом предударном слоге, почти ничего нс говорится о месте и способе образования согласных и т. п.).

Материал, таким образом, действительно очень широкий и разнообразный, а характер его отбора и способ изложения (фрагментарность, некоторые упрощения и т. п.) не только не облегчают, а, напротив, усложняют задачи учителя.

Все это требует от учителя глубоких знаний, понимания существа явлений и связей между ними, свободного владения всем материалом. Поэтому в фонетической части данной книги излагаются не только те вопросы, которые предусмотрены школьной программой и отражены в учебнике, но и те, с которыми они связаны.

Морфология — более устоявшаяся и систематически излагаемая часть школьного курса русского языка. Обычно она состоит из последовательного описания частей речи. В данной книге принят другой план: части речи описываются не монографически, одна за другой, а концентрически: определение частей речи, лексико-грамматические разряды слов по частям речи, грамматические категории частей речи. Такой порядок изложения морфологии надо рассматривать не как замену традиционного се описания, а как дополнение к нему.

Орфография представлена кратко, только в общей, теоретической ее части.

ФОНЕТИКА

ВВЕДЕНИЕ В ФОНЕТИКУ

§ 1. Определение фонетики

^Термин «фонетика» происходит от греческого слова phonf ‘звук1 или phonetikos ‘звуковой’ и буквально значит ‘наука о звуках (речи)’. Фонетику так иногда и определяют: «Фонетика — это наука о звуках речи» Но такое определение надо признать неполным и недостаточным Г так как фонетика изучает не только звуки речи, но также, например, слог, ударение. Поэтому общее определение фонетики должно быть более широким: это лингвистическая дисциплина, изучающая звуковую сторону языка в целом, звуковые средства язык|$ (более детально об объекте фонетики см. в§3). ^

§ 2. Фонетика и другие лингвистические дисциплины

^Фонетику иногда считают частью грамматики: «Первою частью грамматики является фонетика» ^ «Фонетика — это часть грамматики, изучающая звуковой строй языка» 3.^Для такого понимания фонеГики есть некоторые основания, но в целом оно неверно^

[Основанием для сближения фонетики и грамматики является то, что обе дисциплины изучают такие стороны языка, которые обладают высокой системностью и складываются из сравнительно небольшого количества единиц (звуки речи, или фонемы, и значимые части слов — морфемы), не имеющих самостоятельного значения или самостоятельного употребления и функционирующих лишь в сочетании друг с другом. Этим фонетика и грамматика отличаются от лексикологии, изучающей словарный состав, который обладает менее ярко выраженной системностью и складывается из практически неисчислимых единиц — отдельных слов, обладающих отчетливой самостоятельностью и конкретностью. Поэтому иногда говорят, что грамматика и фонетика изучают строй или структуру языка, а лексикология — его состав, его словарный инвентарь.

*Но между фонетикой и грамматикой есть и важные различия: основные единицы грамматики — морфемы, а также грамматические типы слов, грамматические формы и категории слов — имеют смысловое значение, являются носителями определенного мыслительного содержания, а единицы фонетики — звуки речи и фонемы (о фонеме см. далее) сами по себе никакого смыслового значения не имеют, они не выражают и не передают значений; это незначимые элементы языка. В этом легко убедиться, сопоставив слова, имеющие одну и ту же морфему, и слова, имеющие в своем составе один и тот же звук, например слова с суффиксом -луи слова со звуком Ц]1: чита-jг, писа-л, учи-л, чшпа-л-а, учи-л-ся и'т. п. и стол, кол, мел, бел, стекло, болото и т. п.ДСлова первого ряда, при весьма значительном лексическом, а также и грамматическом разнообразии, имеют в своем значении и нечто общее — все они являются формой прошедшего времени глаголов, и эта их общность связана с наличием общей морфологической части — суффикса -л-;слова второго ряда, напротив, несмотря на присутствие в их составе звука [л], не иг^еют в значении ничего общего) Ср. также слова с приставкой с-(с-мыть, с-резать, с-броситьнг.п.) и слова с начальным звуком [с]: снег, сон, сыр, сам, судак и т. п.

ПГ этом отношении морфемы ближе к словам, а не к звукам. Морфемы, как и слова, двумерны: у них есть внешняя и внутренняя сторона, форма и значение; звуки речи — одномерные единицы: у них нет смыслового значения, есть только звучание. Грамматика, в частности морфология, ближе к лексикологии, а не к фонетике, так как грамматика и лексикология изучают содержательные стороны языка, а фонетика — его внешнюю, чисто формальную сторону. В соответствии с этим фонетика должна быть признана отдельным, самостоятельным разделом науки о языке: у нее есть свой объект изучения, отличный от объектов лексикологии и грамматики \2.

8 б. иоъект фонетики. Основной объект фонетики

Тобщим объектом фонетики являются звуковые средства языка. К ним относятся звуки речи, слоги, ударение, интонация. Главное место среди них занимают звуки речи: это основное средство оформления языка, его материализации. Поэтому звуки речи составляют основной объект фонетики, а изучение звуков речи соответственно составляет основную часть фонетики^

Здесь и далее используются некоторые знаки фонетической транскрипции, систематический очерк которой дай в приложении.

2 Подробнее об этом см.: Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. Изд-во МГУ, 1956, с. 13 и след.

§ 4. Части фонетика

фонетике выделяются несколько относительно самостоятельных частей:

1) собственно фонетика, изучающая общие вопросы звуковой стороны языка, в частности звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также вопросы фонетической членимости речи в целом;

2) фонология (греч. phone ‘звук’ и logos ‘учение’) — наука о функциональной стороне звуков речи, о фонемах и их системе

3) акцентология (лат. accentum ‘ударение’) — наука об ударении;

4) просодия (греч. prosodia ‘припев’) — наука об интонации;

5) силлабика (греч. syllabg ‘слог’) — наука о слоге и слогоделении;

6) орфоэпия (греч. orthos ‘правильный’ и epos ‘речь’) — наука о правилах литературного произношения; это как бы практическая и прикладная фонетика — фонетика, обращенная к культуре речи.!

§ 5. Фонетическое членение речи

Речь — использование, применение языка в конкретных актах языкового общения людей. Беседа (диалог), выступление с лекцией, с докладом и т. п,— все это устная речь; статья в газете, рассказ, повесть и т.п.— речь в письменной форме.

Конкретные речевые произведения (доклад, лекция, вопрос, ответ, статья, книга и т. п.) называются текстом.

Речь вообще и ее конкретное произведение — текст — в фонетическом отношении представляют собой звуковой поток.

Звуковой поток речи иногда считают «непрерывным» и даже «сплошным»: речь — непрерывный, сплошной поток звучаний. Для этого есть некоторые основания: именно так воспринимается, особенно на первых порах, речь на незнакомом языке. Но в целом это неверно: речевой поток не является сплошным, он делится, членится на определенные элементы; человеческая речь членораздельна.

Но членение речи может быть разное, так как речь — явление многоплановое. Известно, например, членение речи на предложения, далее — на словосочетания, слова и морфемы, основанное на значении и грамматическом оформлении составных частей и элементов речи. Это семантико-грамматическое членение речи. В фонетике же рассматривается произносительное ее членение.

Различие произносительного и семантико-грамматического членения речи можно показать на соотношении слога и морфемы.

(Слог —единица произносительного членения речи, морфема — единица грамматического "членения ее. Слоги можно выделить в потоке речи, не зная языка, исключительно на основе произношения, так

как у них есть определенные произносительные признаки; морфемы так выделить нельзя, так как у них нет никаких произносительных примет. И напротив: морфемы можно выделить только на основе знания значений самих морфем, а слоги нельзя, так как у них нет значений Как правило, резко различны и результаты этих членений: пе-ре-е-ха-ли (слоги; они не имеют значения: пе-, ре- и т. д. ничего не означают), пере-ех-а-л-и (морфемы; каждая морфема имеет свое значение: приставка пере- указывает на характер действия — переехать через что-либо или с места на место; корень -ех- указывает на само действие; суффикс -л- указывает на прошедшее время ит. п.).

(В настоящее время при фонетическом членении речи выделяются следующие единицы: 1) текст, 2) фраза, 3) синтагма, 4) фонетическое слово, 5) слог, 6) звук речи.|

§ 6. Общая характеристика основных фонетических единиц *

Т е к с т — это «исходная величина» фонетического членения речи. Сам по себе текст имеет не фонетический, а коммуникативный характер (коммуникация — сообщение); он возникает не по законам произношения, а в силу коммуникативного «задания»: надо что-то рассказать, о чем-то спросить, надо прочитать лекцию и т. п.

2. Фразы выделяются из текста главным образом интонационно — интонацией законченности (хотя и разной: интонацией вопроса, повествования и т. п.), а также логическими ударениями и паузами, что, впрочем, можно считать составными элементами интонации. Пример: ЦНа берегу пустынных волн стоял он, дум великах полн, и вдаль глядел.ЦПред ним широко река неслася.//(Т1у ш к и н)в

3. С и н т а г м ы во фразах выделяются также интонационно, но в отличие от интонации законченности на границах фраз здесь используется интонация незаконченности: определенный темп, специфический ритм, тембр и т. п.; используются здесь и паузы, но менее продолжительные, нежели между фразами (обозначаем их одной чертой)\ЦНа берегу пустынных волн!стоял он/дум великих полн/и вдаль гляделЦ . . .

4. Ф о и е т и ч е с к и е слова выделяются (и характеризуются) ударением: фонетическое слово — это комплекс звучаний, объединяемый единым словесным ударением. Пауз между словами может и не быть, но (и это очень важно) они здесь всегда возможны. В нашем примере://На берегу пустынных воли/ . . .

5. Слоги в словах вычленяются толчками речевого выдоха: на каждый слог приходится отдельный и только один толчок выдоха: на-бе-ре-гу . . . Здесь следует, однако, отметить, что имеются и другие теории слога (см. далее раздел о слоге).

 

Расширения для Joomla

УЧЕБНИКИ "РУССКИЙ ЯЗЫК" СПИСКОМ

Яндекс.Метрика