Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография - Пособие для учителей (Моисеев) 1975 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителей.
Цель настоящего пособия — дать учителю систематическое изложение основ русской фонетики, морфологии и орфографии применительно к задачам преподавания русского языка в школе. Школьная программа предусматривает изучение широкого круга явлений фонетики современного русского литературного языка.
В книге изложены теоретические основы русской фонетики, морфологии графин. Цель пособия — углубить профессиональные знания учителя русского и орфоязыка.
© "Просвещение" Москва 1975
Авторство: АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОИСЕЕВ
Формат:DjVuРазмер файла: 48.9 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . .... 3
Фонетика 4
Введение в фонетику —*
Часть I. Звуки речи (фонемы) 8
Глава 1. Аспекты изучения звуков речи —
Глава 2. Фонемы и варианты фонем (общие положения) 23
Глава 8. Гласные фонемы современного русского языка 32
1. Гласные в абсолютно сильной позиции (основные варианты гласных фонем) —
2. Гласные в произносительно слабых позициях (произносительно слабые варианты гласных фонем) 37
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
3. Гласные в функционально слабых (неударных) позициях
(слабые варианты гласных фонем) 41
Глава 4. Согласные фономы современного русского языка .... 48
1. Согласные в абсолютно сильной позиции (основные варианты согласных фоном) —
2. Согласные в слабых позициях (слабые варианты согласных фонем) 59
Часть II. Прочие фонетические явления 70
Глава 5. Слог. Слоговая структура слов. Слогоделение —
Глава в. Ударение в современном русском литературном языке .
(акцентология) 78
Глава 7. Интонация (просодия) 87
Глава 8. Орфоэпия 90
Морфология 96
(. Введение в морфологию —
Глава 1, Система частей речи в современном русском языке . . . 102
Глаза 2. Сопоставительное определение частей речи 107
Глава 8. Лексико-грамматические разряды слов по частям речи . 125
1. Лексико-грамматические разряды имен существительных 126
{ 2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных,
числительных, наречий и категории состояния .... 136
239
3. Лексико-грамматические разряды местоимений .... 145
4. Лексико-грамматические разряды глаголов 149
5. Лексико-грамматические разряды служебных слов и междометий 156
Глава 4. Грамматические категории частей речи 166
1. Грамматические категории имен существительных ... —
2. Грамматические категории имен прилагательных, числительных, наречий, категории состояния и местоимений 179
3. Грамматические категории глаголов 190
Орфография 215
Глава 1. Основные факторы современного русского письма ... —
Глава 2. Современная русская орфография 220
Приложение. Фонетическая транскрипция, но принципы, состав ее знаков и правила их применения ...... 233
Рекомендуемая литература . . , , 237
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография - Пособие для учителей (Моисеев) 1975 года
СКАЧАТЬ DjVu
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
В учебнике для IV класса даются основные сведения по следующим вопросам: фонетика как особый раздел науки о языке, звуки речи и их словоразличительная роль, органы речи, активные и пассивные, их работа, голос и шум, образование звуков речи, гласные и согласные, их различие по образованию и звучанию, количественное соотношение гласных и согласных в речи, согласные твердые и мягкие, парные и непарные, их различительная роль, согласные звонкие и глухие, парные и непарные, их словоразличительная роль, сходство и различие между гласными и звонкими согласными, позиционное оглушение звонких и озвончение глухих согласных, слог, ударение, ударные и безударные гласные, звук и буква, фонетическая транскрипция. Все это излагается, конечно, с учетом возрастных особенностей учеников IV класса — в элементарной форме, во многих случаях без строгих формулировок и определений, с некоторыми моментами занимательности, а также с вынужденной неполнотой (из безударных гласных, например, рассмотрены только гласные в первом предударном слоге, почти ничего нс говорится о месте и способе образования согласных и т. п.).
Материал, таким образом, действительно очень широкий и разнообразный, а характер его отбора и способ изложения (фрагментарность, некоторые упрощения и т. п.) не только не облегчают, а, напротив, усложняют задачи учителя.
Все это требует от учителя глубоких знаний, понимания существа явлений и связей между ними, свободного владения всем материалом. Поэтому в фонетической части данной книги излагаются не только те вопросы, которые предусмотрены школьной программой и отражены в учебнике, но и те, с которыми они связаны.
Морфология — более устоявшаяся и систематически излагаемая часть школьного курса русского языка. Обычно она состоит из последовательного описания частей речи. В данной книге принят другой план: части речи описываются не монографически, одна за другой, а концентрически: определение частей речи, лексико-грамматические разряды слов по частям речи, грамматические категории частей речи. Такой порядок изложения морфологии надо рассматривать не как замену традиционного се описания, а как дополнение к нему.
Орфография представлена кратко, только в общей, теоретической ее части.
ФОНЕТИКА
ВВЕДЕНИЕ В ФОНЕТИКУ
§ 1. Определение фонетики
^Термин «фонетика» происходит от греческого слова phonf ‘звук1 или phonetikos ‘звуковой’ и буквально значит ‘наука о звуках (речи)’. Фонетику так иногда и определяют: «Фонетика — это наука о звуках речи» Но такое определение надо признать неполным и недостаточным Г так как фонетика изучает не только звуки речи, но также, например, слог, ударение. Поэтому общее определение фонетики должно быть более широким: это лингвистическая дисциплина, изучающая звуковую сторону языка в целом, звуковые средства язык|$ (более детально об объекте фонетики см. в§3). ^
§ 2. Фонетика и другие лингвистические дисциплины
^Фонетику иногда считают частью грамматики: «Первою частью грамматики является фонетика» ^ «Фонетика — это часть грамматики, изучающая звуковой строй языка» 3.^Для такого понимания фонеГики есть некоторые основания, но в целом оно неверно^
[Основанием для сближения фонетики и грамматики является то, что обе дисциплины изучают такие стороны языка, которые обладают высокой системностью и складываются из сравнительно небольшого количества единиц (звуки речи, или фонемы, и значимые части слов — морфемы), не имеющих самостоятельного значения или самостоятельного употребления и функционирующих лишь в сочетании друг с другом. Этим фонетика и грамматика отличаются от лексикологии, изучающей словарный состав, который обладает менее ярко выраженной системностью и складывается из практически неисчислимых единиц — отдельных слов, обладающих отчетливой самостоятельностью и конкретностью. Поэтому иногда говорят, что грамматика и фонетика изучают строй или структуру языка, а лексикология — его состав, его словарный инвентарь.
*Но между фонетикой и грамматикой есть и важные различия: основные единицы грамматики — морфемы, а также грамматические типы слов, грамматические формы и категории слов — имеют смысловое значение, являются носителями определенного мыслительного содержания, а единицы фонетики — звуки речи и фонемы (о фонеме см. далее) сами по себе никакого смыслового значения не имеют, они не выражают и не передают значений; это незначимые элементы языка. В этом легко убедиться, сопоставив слова, имеющие одну и ту же морфему, и слова, имеющие в своем составе один и тот же звук, например слова с суффиксом -луи слова со звуком Ц]1: чита-jг, писа-л, учи-л, чшпа-л-а, учи-л-ся и'т. п. и стол, кол, мел, бел, стекло, болото и т. п.ДСлова первого ряда, при весьма значительном лексическом, а также и грамматическом разнообразии, имеют в своем значении и нечто общее — все они являются формой прошедшего времени глаголов, и эта их общность связана с наличием общей морфологической части — суффикса -л-;слова второго ряда, напротив, несмотря на присутствие в их составе звука [л], не иг^еют в значении ничего общего) Ср. также слова с приставкой с-(с-мыть, с-резать, с-броситьнг.п.) и слова с начальным звуком [с]: снег, сон, сыр, сам, судак и т. п.
ПГ этом отношении морфемы ближе к словам, а не к звукам. Морфемы, как и слова, двумерны: у них есть внешняя и внутренняя сторона, форма и значение; звуки речи — одномерные единицы: у них нет смыслового значения, есть только звучание. Грамматика, в частности морфология, ближе к лексикологии, а не к фонетике, так как грамматика и лексикология изучают содержательные стороны языка, а фонетика — его внешнюю, чисто формальную сторону. В соответствии с этим фонетика должна быть признана отдельным, самостоятельным разделом науки о языке: у нее есть свой объект изучения, отличный от объектов лексикологии и грамматики \2.
8 б. иоъект фонетики. Основной объект фонетики
Тобщим объектом фонетики являются звуковые средства языка. К ним относятся звуки речи, слоги, ударение, интонация. Главное место среди них занимают звуки речи: это основное средство оформления языка, его материализации. Поэтому звуки речи составляют основной объект фонетики, а изучение звуков речи соответственно составляет основную часть фонетики^
Здесь и далее используются некоторые знаки фонетической транскрипции, систематический очерк которой дай в приложении.
2 Подробнее об этом см.: Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. Изд-во МГУ, 1956, с. 13 и след.
§ 4. Части фонетика
фонетике выделяются несколько относительно самостоятельных частей:
1) собственно фонетика, изучающая общие вопросы звуковой стороны языка, в частности звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также вопросы фонетической членимости речи в целом;
2) фонология (греч. phone ‘звук’ и logos ‘учение’) — наука о функциональной стороне звуков речи, о фонемах и их системе
3) акцентология (лат. accentum ‘ударение’) — наука об ударении;
4) просодия (греч. prosodia ‘припев’) — наука об интонации;
5) силлабика (греч. syllabg ‘слог’) — наука о слоге и слогоделении;
6) орфоэпия (греч. orthos ‘правильный’ и epos ‘речь’) — наука о правилах литературного произношения; это как бы практическая и прикладная фонетика — фонетика, обращенная к культуре речи.!
§ 5. Фонетическое членение речи
Речь — использование, применение языка в конкретных актах языкового общения людей. Беседа (диалог), выступление с лекцией, с докладом и т. п,— все это устная речь; статья в газете, рассказ, повесть и т.п.— речь в письменной форме.
Конкретные речевые произведения (доклад, лекция, вопрос, ответ, статья, книга и т. п.) называются текстом.
Речь вообще и ее конкретное произведение — текст — в фонетическом отношении представляют собой звуковой поток.
Звуковой поток речи иногда считают «непрерывным» и даже «сплошным»: речь — непрерывный, сплошной поток звучаний. Для этого есть некоторые основания: именно так воспринимается, особенно на первых порах, речь на незнакомом языке. Но в целом это неверно: речевой поток не является сплошным, он делится, членится на определенные элементы; человеческая речь членораздельна.
Но членение речи может быть разное, так как речь — явление многоплановое. Известно, например, членение речи на предложения, далее — на словосочетания, слова и морфемы, основанное на значении и грамматическом оформлении составных частей и элементов речи. Это семантико-грамматическое членение речи. В фонетике же рассматривается произносительное ее членение.
Различие произносительного и семантико-грамматического членения речи можно показать на соотношении слога и морфемы.
(Слог —единица произносительного членения речи, морфема — единица грамматического "членения ее. Слоги можно выделить в потоке речи, не зная языка, исключительно на основе произношения, так
как у них есть определенные произносительные признаки; морфемы так выделить нельзя, так как у них нет никаких произносительных примет. И напротив: морфемы можно выделить только на основе знания значений самих морфем, а слоги нельзя, так как у них нет значений Как правило, резко различны и результаты этих членений: пе-ре-е-ха-ли (слоги; они не имеют значения: пе-, ре- и т. д. ничего не означают), пере-ех-а-л-и (морфемы; каждая морфема имеет свое значение: приставка пере- указывает на характер действия — переехать через что-либо или с места на место; корень -ех- указывает на само действие; суффикс -л- указывает на прошедшее время ит. п.).
(В настоящее время при фонетическом членении речи выделяются следующие единицы: 1) текст, 2) фраза, 3) синтагма, 4) фонетическое слово, 5) слог, 6) звук речи.|
§ 6. Общая характеристика основных фонетических единиц *
Т е к с т — это «исходная величина» фонетического членения речи. Сам по себе текст имеет не фонетический, а коммуникативный характер (коммуникация — сообщение); он возникает не по законам произношения, а в силу коммуникативного «задания»: надо что-то рассказать, о чем-то спросить, надо прочитать лекцию и т. п.
2. Фразы выделяются из текста главным образом интонационно — интонацией законченности (хотя и разной: интонацией вопроса, повествования и т. п.), а также логическими ударениями и паузами, что, впрочем, можно считать составными элементами интонации. Пример: ЦНа берегу пустынных волн стоял он, дум великах полн, и вдаль глядел.ЦПред ним широко река неслася.//(Т1у ш к и н)в
3. С и н т а г м ы во фразах выделяются также интонационно, но в отличие от интонации законченности на границах фраз здесь используется интонация незаконченности: определенный темп, специфический ритм, тембр и т. п.; используются здесь и паузы, но менее продолжительные, нежели между фразами (обозначаем их одной чертой)\ЦНа берегу пустынных волн!стоял он/дум великих полн/и вдаль гляделЦ . . .
4. Ф о и е т и ч е с к и е слова выделяются (и характеризуются) ударением: фонетическое слово — это комплекс звучаний, объединяемый единым словесным ударением. Пауз между словами может и не быть, но (и это очень важно) они здесь всегда возможны. В нашем примере://На берегу пустынных воли/ . . .
5. Слоги в словах вычленяются толчками речевого выдоха: на каждый слог приходится отдельный и только один толчок выдоха: на-бе-ре-гу . . . Здесь следует, однако, отметить, что имеются и другие теории слога (см. далее раздел о слоге).
{/spoilers}