Уроки письма и чистописания в 1 классе (Мухлынина) 1953 год

Скачать Советский учебник

 Уроки письма и чистописания в 1 классе (Мухлынина) 1953

Назначение: Для 1 класса средней школы

Примерная разработка уроков письма : Добукварный и букварный период

© Изд-во Академии педагогических наук РСФСР,  Москва 1953 

Авторство: Мухлынина Любовь Александровна

Формат: PDF Размер файла: 7.35 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Публикуемая работа Л. А. Мухлыниной представляет собой освещение многолетнего практического опыта автора как преподавателя и методиста Молотовского городского института усовершенствования учителей.

Материал по письму и чистописанию изложенный в строгой системе и последовательности, представляет собой интерес в том отношении, что автор не отделяет задач обучения грамотному письму от задач выработки каллиграфического четкого письма.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Уроки письма и чистописания в 1 классе (Мухлынина) 1953 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык — основной предмет обучения в начальной школе.

Навыки сознательного и правильного чтения и письма учитель начинает вырабатывать у учащихся с букварного периода.

В объяснительной записке к программе начальной шкалы говорится: «Обучение письму проводится одновременно и параллельно с обучением чтению, хотя и на отдельных уроках, такая система работы ускоряет процесс овладения грамотой».

Учащиеся должны, как требует программа, научиться еще в букварный период правильно писать, т. е. уметь правильно списать с доски. с книги и писать под диктовку.

«Начиная с букварного периода.—говорится в программе.— должен практиковаться звуковой диктант» (письмо по слуху, стр. 20 программы).

Для более успешной работы по выработке навыков письма программа связывает в первое полугодие уроки чистописания с работой по письму.

На уроки чистописания в первом полугодии (до окончания прохождения алфавита) отводится четыре раза в неделю по пол-урока (стр. 158).

Цель работы по чистописанию — научить детей писать новую букву (ее элементы к букву в целом).

Цель работы по письму — упражнение в выработке умения и навыка писать различные слова с новой бук? вой и с ранее пройденными. Таким образом, каждая косая буква дает учащемуся возможность писать все новые и новые слова.

Используя разнообразные методические приемы по письму новых слов, учитель с первых шагов обучения грамоте прививает учащемуся навыки правильного q сознательного письма.

В прошлые годы работа ли письму в I классе в букварный период имела ряд существенных недостатков, что отражалось на успеваемости учащихся. Так» например, некоторые преподаватели не разграничивали работу по письму и чистописанию, другие заставляли учащихся писать одно и то же слово целыми строчками (так же как и элементы букв), т. е. дети механически писали слова.

В добукварный период учащиеся уже при обретают некоторый навык в письме элементов, так как в это время, наряду с упражнениями для развития пальцев и кисти руки, проводится и предварительная работа к письму букв.

Так учащиеся за это время научатся писать все нужные элементы букв;

/Л,'! Л,/,/,О

поэтому пол-урока чистописания важно использовать для обучения детей письму новой буквы, с которой они познакомились на уроке чтения. Необходимо в это время учить учащихся выполнять требования учителей к точному письму букв, правильному оформлению всех ее элементов

Добукварный период имеет громадное значение в смысле подготовки к работе по обучению детей грамоте.

Цель работы в добукварный период — научить учащихся улавливать по слуху различные звуки в словах и научить хорошо страницу тетради, т. е. ученик должен знать строчки, верхнюю, среднюю и нижнюю линеечки в строчке, уголки (верхний, нижний и средний), уметь отсчитать нужное количество линий. Все это служит необходимой подготовкой к урокам письма в букварный период.

И главное — в добукварный период надо приучить детей точно выполнять все указания учителя; например, если требуется написать три палочки, то дети и должны написать именно три; по окончании выполнения задания карандаши должны быть положены на парту, и 'брать их можно только по слову учителя.

\ Обладание такими навыками поможет детям выполнять работу По письму в букварный период, а учитель не будет отыскаться от непосредственной работы класса.

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Первый день занятий в I классе имеет очень важное значение для всей дальнейшей работы учителя с детьми.

Необходимо показать детям, что они пришли в школу учиться, выполнять нужную работу. Поэтому в первый день занятий полезно провести определенную работу. особенно по письму.

После первого, организационного. часа занятий, который учитель посвящает беседе о том. для чего дети пришли в школу, какая предстоит нм работа и как нужно к ней готовиться, нужно сказать детям, что уже на следующем уроке очи начнут заниматься — будут учиться писать.

Занятия по письму в добукварный период, поскольку они имеют целью, во-первых. развить мелкие мускулы руки и. во-вторых, подготовить детей к письму букв (в букварный период), должны проводиться так. как указано в программе, т. е. включать в урок письма и чистое писание (лол«урока четыре раза в неделю).

Работа по письму в добукварный период может быть проведена примерно следующим образом:

Урок 1-й. Письмо

Цель работы: I) выяснить умение детей держать карандаш; 2) дать первый навык коллективной работы.

Детям раздаются карандаши. Проводится небольшая беседа, которая сопровождается показом, как правильно сидеть при письме, как держать карандаш и т. д. Затем учитель проводит упражнения в движении пальцев и кисти руки. После упражнения дети кладут карандаши на место и проводят физкультминутку.

Учитель раздает детям листочки бумаги (без линеек, формат —лист тетради) и проводит небольшую беседу о бумаге (для чего нужна бумага, что делают для школьников из бумаги, какую бумагу в тетрадках дети видели

В

(с линейками, с клеточками я т. д.), какую бумагу получили дети (без линеек).

Учитель поясняет, что на этих листочках дети будут писать карандашом различные линеечки, чтобы рука привыкла двигаться так, как нужно. Он показывает, как нужно положить листочек, как правильно сесть; предлагает взять карандаши и проверяет правильность их держания. Дети в воздухе проводят линии сверху вниз, слева направо. Затем учитель предлагает поставить кончик карандаша на бумагу (на предполагаемую строчку) и поставить точку, затем, отступив немного, вторую, третью. (Показывает на доске.) Поставив еще три точки, проверяет вместе с детьми количество к правильность их расстановки. Потом дети ставят точки до конца листка. Он предлагает приложить указательный палец левой руки к написанным точкам так. чтобы они были над пальцем. Под пальцем поставить точку, начав с того места, где была поставлена первая точка. Затем, убрав палеи, отступя немного, поставить еще три точки. После этого дети ставят ещё три точки под счет учителя, а затем самостоятельно ставят точки до конца листочка. (На доске учитель тоже ставит ряд точек.) Работа детей принимает такой вид:

Далее учитель показывает, как нужно соединить точки (проводит прямую линию от точки до точки в первом ряду точек). Учащиеся делают эту работу на своих листочках. Точки второго ряда по предложению учителя дети сами соединяют линией, после чего работа принимает такой ВИД:

Учитель спрашивает, что получилось. (Две линеечки.) Вызванный к доске ученик показывает первую, верхнюю, линеечку, следующий — вторую. Учитель спрашивает, кто 6

может показать на доске середину между линеечками. (Вызванный ученик показывает.) Он просит учащихся найти середину в своих линейках и поставить на середину карандаш, а затем предлагает написать по середине между строчками кружки:

Урок 2-й. Чистописание ~ письмо

Цель работы по чистописанию — развитие руки, по письму — навык коллективной работы.

Чистописание. Проводятся упражнения в движение и пальцев и кисти руки. Учащиеся берут карандаши, учитель проверяет правильность держания карандаша Предлагает положить руку с карандашом (как для письма) на парту и проводить сначала упражнения пальцев руки под счет, затем движения руки слева направо. Пс окончании упражнений карандаши должны быть положены на парту.

Учитель раздает детям листочки с разлиновкой в одну линию и листочки с работой первого дня. Спрашивает. какая разница между листочком бумаги, на котором дети писали вчера, и листочком, который они получили сегодня. (Вчера бумага была без линеек, а сегодня — с линейками.)

На каком листочке лучше будет писать? (На листочке с линейками.) Почему?

Предлагает приготовиться к письму: положить листочек правильно, взять карандаш и сесть правильно. После этого дети проводят линию по первой линеечке от начала листочка и до конца: затем — по второй линеечке.

Учитель спрашивает, похожа ли сегодняшняя работа на вчерашнюю, чего похватает. (Кружочков в середине.) Предлагает сделать кружочки (сопровождая свои указания показом на доске). Физкультминутка.

Письмо. Учитель предлагает на свободной (третьей) линеечке поставить точку и эту линеечку ничем не занимать.

Поставить карандаш на следующей линеечке и про* вести линию по линеечке до конца строчки.

Поставить карандаш на следующую строчку и про* вести по линеечке линию до конца строчки. (Показ на доске.) Затем предлагает поставить карандаш на первую проведенную линию и провести линеечку до второй строчки (сверху вниз), отступя немного — еще одну. (Показ на доске.)

Учитель говорит: «Будем такие линеечки называть прямые палочки*. Дети пишут под счет учителя несколько палочек. Написанное проверяется, и дети дописывают строчку. Физкультминутка

Вызванный к доске ученик показывает, где будет середина у первой и второй палочек. (Ставит мелом точки.)

Такую же работу делают ученики на своих листочках и ставят точки на каждой палочке до конца строчки Затем учитель предлагает точки соединить линией.

Работа будет иметь такой вид:

Учитель спрашивает: «Сколько линеечек получилось на строчке?» (Три — верхняя. средняя и нижняя.)

Урок 3-Й. Чистописание — письмо

Чистописание. Проведя упражнения с карандашом в движении пальцев и кисти руки (без бумаги), учитель выдает детям тетради (разлиновка—три линии с косыми) и в беседе знакомит с тетрадкой. Он обращает внимание учащихся на разлиновку (какие линии — уча-щиеся уже знают, что нового в разлиновке тетрадок по сравнению с разлиновкой листочка предыдущей работы; сколько прямых линий 8 каждой строчке, есть ли линеечка. на которой нельзя писать.— между строчками,— говорит, как называются линии» которые идут вкось, для чего они).

В

Учитель вызывает учащихся к доске показать на разлиновке доски верхнюю линеечку строчки (вызванный ученик ставит точку на верхней линии), затем — нижнюю. (Ученик ставит точку на нижней линии.)

Учитель предлагает всему классу поставить в своих тетрадках на первой строчке две точки (как на доске). На доске учитель ставит еще точки вверху и внизу, пропуская две косых линии. Обращает внимание учащихся на то. что он сделал, и предлагает мм самостоятельно сделать то же самое. Под счет учителя учащиеся пропускают две линии к снова ставят точки. (Так до половины строки.) Затем учитель предлагает соединить верхние точки с нижними по косым линеечкам. Спрашивает, что они написали. (Прямые палочки.) Как легче писать палочки — по косым линеечкам или без линеечек? (По линеечкам.) Считают, сколько свободных линеечек между палочками. (Две.)

Предлагается дописать строчку прямыми палочками, пропуская между ними по две свободных линеечки, не ставя точек. Показывает мл доске. (Физкультминутка.)

Письмо. Учитель предлагает найти вторую строчку письма и поставить на верхней линии (на косой) карандаш.

Под счет раз учащиеся ведут карандаш по косой до нижней линии (учитель должен прежде показать этот процесс на доске). Так же пишут под счет прямую палочку на следующей косой линии, затем на третьей.

Пропустив две косых, пишут снова три палочки (некоторые под счет) и так до конца строки.

Работа принимает такой вид:

Урок 4-й. Письмо

Учащиеся по знаку учителя открывают тетради и кладут их правильно, повторяют то. что знают о разлиновке по предыдущей работе (какие линии, сколько прямых линий в строчке, какие еще есть линии, какие палочки писали вчера, как их писать, т. е. где начать, по какой линеечке вести, где кончить). Учитель предлагает показать на доске уголочки — верхние. нижние, в середине.

После этого. взяв 8 руки карандаши, учащиеся под руководством учителя проводят несколько упражнений пальцев и кисти рук (без письма). Потом кладут карандаши и рассматривают написанный учителем на доске образец (должно быть написано три прямых через одну косую) прямой палочки, считают, сколько пропускается косых линеечек между полочками. Берут карандаши (проверяется правильность посадки и держания карандаша) и по предложению учителя пишут такие же палочки (с пропуском в одну линию) до конца строчки. Кладут карандаши. (Физкультминутка.)

Затем учитель сообщает, что сегодня дети будут учиться писать новые палочки. Пишет на доске прямую с закруглением, предлагая учащимся внимательно следить за тем. где начинается новая палочка, куда ведется и где кончается, где линеечка толще. где потоньше. (Учащиеся рассказывают.) Учитель пишет ещё одну палочку. Учащиеся берут карандаши, пишут новую палочку сна* чала в воздухе, подняв руки, затем положа руки на парту, не задевая бумаги. Рассмотрев в тетради образец учителя, пишут три палочки. После проверки учителя

Ю

пишут до конца строчки (некоторые лодочки под счет учителя). Учитель сообщает, что новые палочки называются прямые с закруглением внизу. Находят новую строчку. По заданию учителя пишут несколько (например, по три палочки) прямых и прямых с закруглением книзу, пропуская между палочками косую. Затем учитель предлагает выбрать самую красивую прямую палочку и написать две таких палочки, так же н в отношении прямых с закруглением. Написать неполную строчку.

Урок 5-й. Чистописание — письмо

Чистописание. Цель работы: развитие руки к повторение пройденного.

Учащиеся открывают тетради. Учитель сообщает, что сначала будет чистописание (т. е. учащиеся должны научиться чисто и правильно писать). Обращает внимание на то. что написано на первой строчке. Учитель должен дать такие образцы: на первой строчке поста-вить точки в нижнем уголке первой линеечки, в среднем уголке второй и в верхнем уголке третьей линеечки: на второй — длинную прямую палочку. Он предлагает со* единить линией поставленные точки, начав с нижней и через среднюю точку довести до верхней точки. По косой линеечке написать прямую палочку. Затем от конца прямой палочки провести тоненькую линеечку через средний уголок в верхний и снова написать прямую палочку. И так до середины строчки. Затем повторить прямые палочки с закруглением внизу, предложив закруглить внизу прямую палочку и вести через средний уголок в верхний тоненькую линеечку. И так до конца строчки. (Физкультминутка),

Письмо. Учитель сообщает, что сейчас будет письмо, будут учиться писать новые палочки, которые будут нужны для письма букв. Спрашивает, какие палочки дети уже знают. (Прямая палочка, прямая с закруглением внизу.) Предлагает посмотреть на новую, начатую учителем на второй строчке, н сказать, как ее можно назвать. (Длинная прямая палочка.) 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика