Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах (Ушаков) 1967 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителей
В книге дается описание уроков занимательной грамматики по всем темам программы для начальной школы. По каждой теме есть и дополнительный материал, которые учитель может включать в другие уроки, использовать при повторении в конце четверти или учебного года. Интересные игры и занимательные задания иллюстрированные большим количеством рисунков, схем, таблиц, диаграмм
© "Просвещение" Москва 1967
Авторство: Ушаков Н.Н.
Формат: PDF Размер файла: 8.14 MB
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОГ, I КЛАСС
Дети прочитают название темы, если расставят матрешек по росту,
От автора
Первый класс
Звуки и буквы
Гласные и согласные
Слог
Перенос слов
Буквы ё,ю, я
Буква 6 на конце и в середине слова
Сочетания жи- ши-, ча- ща-, чу- щу-
Большая буква
Трудные слова (Слова с непроверяемыми безударными гласными.)
Второй класс
Звуки и буквы Слог Алфавит Большая буква Предлог
Родственные слова
Звонкие и глухие согласные в конце слова Звонкие и глухие согласные в середине слови Ударение
Проверяемые безударные гласные Непроверяемые безударные гласные
Третий класс
Алфавит
Корень слова Предлоги Сложные слова
Большая буква
Род и число имен существительных Падежи имен существительных Склонение имен существительных Непроверяемые безударные гласные
Четвертый класс
Грамматические признаки имен прилагательных
Склонение имен прилагательных
Идиоматические признаки глагола
Спряжения глагола
Глаголы с частицей -ся
Скачать бесплатный учебник СССР - Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах (Ушаков) 1967 года
СКАЧАТЬ PDF
ОТ АВТОРА
В последнее время в связи с поисками наиболее эффективных приемов обучения учителя все смелее стали вводить в урок элементы игры, занимательности.
Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму (рассказ-шутку, сказку, загадку, ребус, чайнворд и т. I].). Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью, а подчас и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.
В процессе игры, связанной, например, с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлении, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, о большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.
Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.
Чем моложе ученики, тем чаще в урок включаются элементы игры, занимательности. "Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть,, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего
в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка" ,- писал А. М. Горький.
На необходимость использования игры в работе с младшими школьниками в свое время неоднократно указывала Н. К, Крупская. "Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая подход к деятельности методами взрослого человека. ...Переход от игр к серьезным занятиям слишком резок, между игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут переходные формы" ,- писала она в 1923 году.
А когда в 1931 rojjy при школах были созданы подготовительные классы': (нулббки), куда поступали семилетние дети, весьма важным в работе с ними Н. К. Крупская считали "сочетание учебы с игрой"., "Как-то мы очень по-серьезному к ребятам подходим,- писала Надежда Константиновна,- и забываем, что игра - это тоже учеба" .
Закономерно поэтому стремление учителей начальных классов шире привлечь на уроке игру, найти новые виды игр и занимательных упражнений, сделать более действенным их использование. Появляются статьи и книги с описанием игровых и занимательных упражнений, которые становятся не только частью урока, но и служат основой для проведения "часов занимательной грамматики" .
Завершая изучение того или иного, раздела программы, такие занятия позволяют учителю избежать дублирования вопросов и заданий, обычно возникающих при повторении темы, дают возможность по-новому преподнести знакомый детям материал. От обычных уроков они отличаются только формой проведения: уже само название - "часы занимательной Грамматики" - предполагает разнообразное применение на них дидактических игр и занимательных упражнений.
Однако учителя начальных классов встречают еще немалые трудности в подборе материала для таких уроков.
В книге М. Я. Морозовой и Е. Н. Петровой описано много игр,/ рассчитанных на ограниченное количество участников (4-8), что удобно на уроке в малокомплектной школе или на дополнительных занятиях, но не подходит для работы с классом в 40 человек. На интересных занимательных заданиях, предлагаемых в брошюре Г. А. Панова, к сожалению, нельзя построить целый урок. Нередко вызывает затруднение и методика проведения игровых занятий.
В настоящей книге учитель найдет новые грамматические игры и занимательные упражнения по основным разделам программы: дидактические игры ("Лото", "Цепочка", "Четвертый лишний" и т. п.), где нужно решить орфографическую или грамматическую задачу на предложенных учителем примерах, игры на внимание ("Кто больше", "Молчанка", "Игра с карточками", "Подбери слова" и др.), требующие от участников одновременного выполнения задания, основанного на знании, сообразительности и внимании, или организуемые как соревнование между рядами "игры на победителя" ("Эстафета", "Кто быстрее", "У каждого свое" и др.), где необходимо отобрать нужный словарь, привести примеры, соответствующие тем или иным условиям, в строго определенное время и т. п.
В книге помещено также большое количество стихов, загадок, сказок, пословиц, поговорок, считалок, на материале которых предлагаются различные занимательные задания.
В каждом разделе автор дает не просто набор игрового материала, а систему упражнений, на основе которой может быть построен целый урок.
Материал для такого урока содержит от четырех до восьми игровых упражнений (они пронумерованы), необходимых для повторения той или иной темы. Обычно вначале идут упражнения (вопросы-шутки, считалки, стихотворения, насыщенные нужными языковыми фактами, и т. п.), способствующие воспроизведению знаний и повторению правил. Затем следуют занимательные задания (чаще всего это "игры на победителя"), требующие подбора примеров по теме урока. Далее приводятся занимательные упражнения (дидактические игры, загадки, ребусы, метаграммы и другие языковые задачи), которые помогают закрепить, а в некоторых случаях и углубить изученное.
Например, в теме "Перенос слов" (I класс) упражнение № 1 (игра "Молчанка") является подготовительным: ученики вспоминают деление слова на слоги и определяют, сколько слогов в названных учителем словах; упражнение № 2 ("Ошибка Володи") связывает темы "Слог" и "Перенос слов": проверяя правильность выполненного мальчиком задания (разделить слова черточками, для переноса), ученики находят ошибки в делений слова на слоги; упражнения № 3-4 ("Что ответил Коля?" и "В лесной школе") дают возможность закрепить одно из правил переноса слов, изученное к тому времени: нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку одну букву.
Другой пример. Все упражнения темы "Ударение" (И класс) можно разбить на три группы. Упражнения 1-4 ("Расставьте ударение", "Три слога", "Какое слово задумано?", "У каждого свое") позволяют проверить и закрепить умения детей определять ударный слог в слове и подбирать слово в соответствии с его ритмическим рисунком; упражнения № 5-6 ("Превращение", "Три слова") показывают смыслоразличительную роль ударения, а при выполнении упражнения № 7 ("Ребусы") ученики встречаются со словами гусеница, ракушка, которые могут вызвать орфоэпические ошибки.
Заключительным упражнением является задание на дом, где ученикам необходимо, например, подобрать картинки, связанные с темой урока, и подписать их, или найти в текстах "Родной речи" нужные слова, загадки, пословицы, поговорки или написать небольшое сочинение, или освоить какую-то игру, и т. п.
Автор не ставит цели дать подробные разработки каждого занятия, а ограничивается описанием игр и занимательных упражнений, расположенных в той последовательности, в какой они должны. идти на уроке. Планируя урок занимательной- грамматики с учетом особенностей своего класса, каждый учитель продумает вступление, наметит переходы от одного упражнения к другому, предусмотрит моменты, когда будет проходить проверка письменного задания и когда необходимо сообщить детям о результатах соревнования и определить ряд-победитель, решит Жак будет подведен итог работы.
При подготовке к уроку учитель может усложнить или облегчить характер заданий к отдельным упражнениям, вправе заменить, если сочтет это нужным, одну игру другой или включить в урок новые упражнения, воспользовавшись для этого дополнительным материалом, который дается в каждой теме . (Этот материал по усмотрению учителя может быть использован и на других занятиях: при изучении того или иного раздела, при его повторении в конце четверти, учебного года или в следующем классе.) Разумеется, допустима замена упражнений, предлагаемых для домашнего задания.
В пособии учитель найдет материалы для уроков по отдельным темам программы ("Звуки и буквы", "Слог", "Большая буква", "Предлоги", "Алфавит", "Непроверяемые безударные гласные"), повторяются в смежных классах . Это позволяет учителю закрепить знания детей на ином, более сложном материале, дает возможность углубить полученные знания, способствует выработке у школьников более прочных умений и навыков.
Так, на уроке по теме "Звуки и буквы" в I классе дети подбирают слова с заданным звуком, на элементарных примерах определяют соответствие букв и звуков в словах, а также практически знакомятся с понятием опорного звука (фонемы). По той же теме во II классе, кроме подобных упражнений, где используется более сложный материал, в урок включаются и новые, при выполнении которых делается попытка показать на доступных примерах (стихотворениях И. Токмаковой "Мыши" и В. Орлова "Ворона") роль звукописи (повторения одинаковых звуков в стихотворении для усиления выразительности художественной речи).
Если, например, на уроке в I классе по теме "Большая буква" идет закрепление правописания имен людей и кличек животных с включением занимательных упражнений на различение омофонов типа Роза - роза, Шарик- шарик и т. п., а во II классе, кроме того, дается игровой материал на изученные там правила правописания географических названий, то в III классе при изучении имен собственных в теме "Имя существительное" учитель формирует у детей понятие о необходимости писать с большой буквы любое слово, ставшее именем или названием.
Укажем на некоторую специфику уроков занимательной грамматики.
Вместо обычного вступления учителя - сообщения темы урока - детям может быть предложено иное начало: разгадать (расшифровать) название темы. Вот некоторые из возможных зашифровок.