Творческие работы по русскому языку (Астафурова) 1962 год

Скачать учебник времен СССР

Творческие работы по русскому языку (Астафурова) 1962 год 

 

Антонина Петровна Астафурова

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От автора 2 

Виды творческих работ: 3 

A. Творческое списывание 

Б. Творческий диктант 11 

B. Свободный диктант 23 

Г. Творческое изложение 27 

Д. Творческое сочинение 35 

Е. Сочинение по картине 45

      В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся. 

      Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина. 

      Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре. 

      А. Астафурова. 

Скачать учебник  СССР - Творческие работы по русскому языку 1962 года  

Скачать

Скачать...

 

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 

 Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

 

Лексические явления изучаются в течение очень короткого времени, поэтому возникает потребность в дальнейшей систематической работе, направленной на повторение и закрепление пройденного в связи с изучением нелексических тем.

Выделяются следующие два направления в работе по лексике при изучении словообразования и морфологии, а также в процессе формирования орфографических умений и навыков:

1) лексикологические задания по содержанию текстов упражнений и 2) лексические задания в связи с изучаемыми нелексическими понятиями.

Для повторения лексики в связи с анализом языка текстов упражнений отобраны следующие понятия: «многозначность слова», «переносное значение слова», «синонимы», «антонимы». Работа над ними ведется в связи с выяснением их функций в тексте. Для этого в учебнике даны следующие типы дополнительных вопросов и заданий по лексике: 1) В каком лексическом значении употреблено выделенное слово? В прямом или в переносном значении употреблено в тексте выделенное слово?

2) Для какой цели использованы синонимы в тексте? К какому слову в тексте являются синонимами такие-то слова? 3) Объясните лексическое значение выделенного слова. 4) Объясните, почему в тексте использованы данные слова, а не другие.

5) В каком из значений выделенное слово является антонимом данному слову?

Для повторения лексики при изучении нелексических тем отобраны следующие понятия: «лексическое значение слова», «синоним». Лексическое значение слова оказывает влияние на образование новых слов и форм слов, на сочетание слов в предложении. Употребление синонимов тесно связано с построением текста. В учебнике сформулированы следующие виды повторительных заданий. В разделе «Слоцообразование»: 1) Какой значимой частью слова вы воспользуетесь, чтобы объяснить лексическое значение такого-то слова? 2) Почему к словам стол, стул и подобным не прибавляется суффикс -тель, а к словам учить, исследовать прибавляется? 3) С помощью чего в таком-то слове выражено уменьшительно-ласкательное значение?

В разделе «Морфология»: 1) Почему во множественном числе от слова лист образуется две формы — листы и листья? 2) Почему слова типа Ваня (Петров) не имеют множественного числа? 3) Почему от слова березовый нельзя образовать краткую форму? 4) От какого глагола (в упражнении) нельзя образовать форму 1-го лица ед. числа?

Дополнительные задания выполняются после основного. Желательно сопровождать работу над ними краткими комментариями учителя о взаимосвязях между изучаемыми языковыми явлениями.

Знания и умения учащихся проверяются на всех этапах работы по лексике: в процессе изучения лексических понятий, при обобщении и систематизации изученного по лексике, в процессе контроля за усвоением нелексического материала.

При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, требующие воспроизведения изученного, например: что такое лексическое значение слова? Какие слова называются синонимами? При систематизации и обобщении изученного в конце темы целесообразны вопросы, направленные на выяснение различающих и сходных черт между известными учащимся лексическими явлениями, например: в чем сходство и в чем различие между многозначным словом и омонимами? Что общего имеют и чем различаются синонимы и антонимы?

Для проверки 'уровня лексических умений целесообразно предлагать следующие задания:

1) при ознакомлении с лексическим явлением: подчеркнуть многозначные слова (слова с переносным значением и т. д.); выписать антонимы (омонимы и т. д.) в составе словосочетаний, раскрывающих их значение;

2) при обобщении изученного: подобрать синонимы (антонимы, омонимы) к данному слову; сгруппировать многозначные слова (слова с переносным значением);

3) при написании контрольных диктантов по орфографии

(сочинений, изложений): подчеркнуть синонимы (антонимы

и т. д.).

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Словообразование как раздел науки о языке изучает слово со стороны, его строения и образования. Изучение словообразования в школе имеет огромное значение для познания особенностей структуры русского слова и способов его образования, осознания словообразовательного значения одноструктурных слов, а также структурно-семантических связей однокоренных слов. Знакомство со словообразованием создает важнейшие предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся, овладения речевыми и орфографическими умениями и навыками (см. об этом в соответствующих главах).

Словообразование изучается в IV—VI классах. На долю IV класса приходится изучение структуры слова, т. е. учащиеся узнают, как оно устроено и какие могут быть изменения в звуковом облике морфемы. Соответственно этому в содержание работы по словообразованию включаются словообразовательные понятия, связанные со структурой слова: «часть слова», «состав слова», «основа», «окончание», «корень», «приставка», «суффикс», «чередование звуков», «однокоренные слова». Кроме того, учащиеся знакомятся со словообразовательными значениями нескольких суффиксов и приставок и со способами действий над словообразовательными явлениями.

В содержание работы по словообразованию входят также умения отделять окончание от основы, членить основу на части, подбирать однокоренные слова и слова с одинаковыми приставками и суффиксами, производить полный разбор слова (с ясной структурой) на составляющие его части.

В работе по словообразованию в IV классе выделяются четыре этапа: повторительный (в начале учебного года), специальный, закрепительный (при изучении несловообразовательных тем) и обобщающий (в конце года). На повторительном этапе воспроизводятся знания о составе слова, полученные в начальных классах; на специальном этапе изучаются новые понятия и новые сведения об известных понятиях, а также формируются новые и закрепляются имеющиеся у учащихся словообразовательные умения; на закрепительном этапе совершенствуются словообразовательные умения и упрочиваются знания о составе слова; на обобщающем этапе систематизируются полученные знания о составе слова.

ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИИ О СОСТАВЕ СЛОВА, ПОЛУЧЕННЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В I—III классах учащиеся усваивали следующие понятия: «окончание», «приставка», «корень», «суффикс», «однокоренные слова». Эти понятия были им необходимы в первую очередь для овладения навыком правописания безударных гласных в корне слова. Помимо воспроизведения того, что известно учащимся, целесообразно сообщать им, что состав слова — это его структура, строение, что слова могут совпадать и различаться по структуре (строению).

Приводим примерный конспект урока повторения сведений о составе слова. На нем, кроме того, повторяются отдельные сведения о предложении, его членах и частях речи. Эти сведения необходимы для того, чтобы показать взаимосвязи языковых явлений друг с другом.

Урок можно начать с вопроса по материалу предыдущего занятия: для чего служит язык? Далее учитель переходит к теме урока «Состав слова»:

— Теперь вы знаете, какую роль в жизни людей выполняет язык: он является важнейшим средством общения людей. С помощью языка мы храним и передаем наши знания, выражаем чувства. Чтобы правильно пользоваться языком, необходимо знать, как он устроен и как действует. Сегодня мы вспомним, из каких частей может состоять слово. Какие вы помните части слова?

Затем преподаватель добавляет, что состав слова — это его строение, структура. По строению (составу) слова могут совпадать, например: стол-ик и чай-ник (у этих слов есть корень и суффикс); могут различаться, например: сер-еньк-ий и сер-оват- еньк-ий (в одном из этих слов только один суффикс, а в другом два суффикса).

Учитель напоминает, как следует обозначать части слова при разборе на письме:

— Посмотрите в учебнике на полях страниц 6 и 7, каким знаком обозначается окончание, корень, суффикс, приставка.

После этого вспоминается правило отделения в слове окончания: существительные и прилагательные надо изменить по падежам, а глагол — по лицам. Для закрепления умения выполняется упражнение 4 — учащиеся составляют предложения с данными сочетаниями слов; обозначают окончания в словах. Необходимо при этом сказать учащимся о том, что окончания слова меняются.

На следующем этапе урока повторяются два понятия — «корень» и «однокоренные слова». Учащиеся отвечают на вопросы: что называется корнем? Какие слова являются однокоренными? (Свой ответ учащиеся сверяют с учебником, с. 6.) Как выделяется корень в слове? (Путем подбора однокоренных слов.)

Закрепляются умения выделять корень и подбирать однокоренные слова при выполнении упражнений 5, 6 и 9. В упражнениях 6 и 9 однокоренные слова (рыбачил, рыба, рыбку; тридцать, три) целесообразно записать и обозначить в них корни. В упражнении 6 дополнительно требуется назвать глаголы. Желательно в них назвать корни (удивился—див-; испугался—пуг-; рыбачил—рыб-; слыхивал — слых-; говорила — говор-; сказал — сказ-). В упражнении 9 в третьей части только первые два слова являются однокоренными.

В этих упражнениях имеется три текста. Каждый из них можно использовать для небольших воспитательных бесед или замечаний учителя. Так, упражнение 6 позволяет сказать о человеческой доброте; упражнение 9 — о любви к Родине, заботе о благе людей, о больших пионерских делах.

Переходя к повторению суффиксов и приставок, учитель задает вопросы: чем отличаются суффиксы и приставки друг от друга? (Местом положения по отношению к корню.) Как отделить в слове суффикс и приставку? (Подобрать однокоренные слова без приставок и суффиксов, например: осинка — осина; приехать — ехать.)

Умение выделять суффикс и приставку в слове закрепляется при выполнении упражнений 7 и 8.

Завершается урок полным разбором слова по составу (по строению, по структуре). Учитель ставит перед учащимися еле? дующие вопросы: из каких частей может состоять слово? Как по-другому называется состав слова? (Строение, структура.)

Учащиеся выполняют упражнение 10 (первая строка). Разбирая первое слово, вспоминают правила выделения окончания, корня, а также приставок и суффиксов.

При наличии времени учащиеся пишут диктант с подготовкой (вторая часть упр. 9).

На дом можно предложить задание: выучить определение однокоренных слов (с. 6) и выполнить упражнение 10 (вторая строка).

В дальнейшем, до специальной темы «Словообразование», перечисленные словообразовательные понятия и умения повторяются при изучении синтаксиса и пунктуации, фонетики и лексики. Особенно они нужны в работе по орфографии.

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ

Знакомясь с новыми словообразовательными понятиями и получая новые знания об известных понятиях, учащиеся овладевают умением осмысленно членить слово по составу. В связи с работой над приставками и суффиксами учащиеся узнают некоторые словообразовательные значения (т. е. значения отдельных приставок и суффиксов).

Работа над новыми понятиями. В IV классе ими являются понятия: «форма слова» (противопоставляемое понятию «однокоренные слова»), «основа», «нулевое окончание» и «чередование звуков».

Противопоставление понятий «формы слова» и «однокоренные слова» имеет как образовательное, так и практическое значение. В познавательном отношении различение этих понятий обеспечивает усвоение специфики словообразования и формообразования; в практическом отношении осознание различий между формами слова и однокоренными словами создает условия для формирования умения подбирать однокоренные слова. Косвенно различение понятий «формы слова» и «однокоренные слова» влияет на обогащение словарного запаса учащихся. Поэтому необходимо не только добиться усвоения различий между этими понятиями, но и сформировать умение различать формы слов и однокоренные слова. Они легко различаются по следующим двум критериям: по составу и по семантике (лексическому значению). У однокоренных слов разный состав и разное лексическое значение, у форм одного и того же слова один и тот же состав и одно и то же лексическое значение. Указанные особенности должны войти в алгоритм рассуждения. Его целесообразно ввести при выполнении упражнения 328,

 {/spoilers}

 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика