Творческие работы по русскому языку (Астафурова) 1962 год

Скачать учебник времен СССР

Творческие работы по русскому языку (Астафурова) 1962 год 

 

Антонина Петровна Астафурова

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От автора 2 

Виды творческих работ: 3 

A. Творческое списывание 

Б. Творческий диктант 11 

B. Свободный диктант 23 

Г. Творческое изложение 27 

Д. Творческое сочинение 35 

Е. Сочинение по картине 45

      В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся. 

      Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина. 

      Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре. 

      А. Астафурова. 

Скачать учебник  СССР - Творческие работы по русскому языку 1962 года  

Скачать

Скачать...

 

См. Отрывок из учебника...

 Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

 

Лексические явления изучаются в течение очень короткого времени, поэтому возникает потребность в дальнейшей система­тической работе, направленной на повторение и закрепление пройденного в связи с изучением нелексических тем.

Выделяются следующие два направления в работе по лекси­ке при изучении словообразования и морфологии, а также в процессе формирования орфографических умений и навыков:

1) лексикологические задания по содержанию текстов упраж­нений и 2) лексические задания в связи с изучаемыми нелекси­ческими понятиями.

Для повторения лексики в связи с анализом языка текстов упражнений отобраны следующие понятия: «многозначность слова», «переносное значение слова», «синонимы», «антонимы». Работа над ними ведется в связи с выяснением их функций в тексте. Для этого в учебнике даны следующие типы дополни­тельных вопросов и заданий по лексике: 1) В каком лексиче­ском значении употреблено выделенное слово? В прямом или в переносном значении употреблено в тексте выделенное слово?

2) Для какой цели использованы синонимы в тексте? К какому слову в тексте являются синонимами такие-то слова? 3) Объяс­ните лексическое значение выделенного слова. 4) Объясните, почему в тексте использованы данные слова, а не другие.

5) В каком из значений выделенное слово является антонимом данному слову?

Для повторения лексики при изучении нелексических тем отобраны следующие понятия: «лексическое значение слова», «синоним». Лексическое значение слова оказывает влияние на образование новых слов и форм слов, на сочетание слов в пред­ложении. Употребление синонимов тесно связано с построением текста. В учебнике сформулированы следующие виды повтори­тельных заданий. В разделе «Слоцообразование»: 1) Какой значимой частью слова вы воспользуетесь, чтобы объяснить лек­сическое значение такого-то слова? 2) Почему к словам стол, стул и подобным не прибавляется суффикс -тель, а к словам учить, исследовать прибавляется? 3) С помощью чего в таком-то слове выражено уменьшительно-ласкательное значение?

В разделе «Морфология»: 1) Почему во множественном чис­ле от слова лист образуется две формы — листы и листья? 2) Почему слова типа Ваня (Петров) не имеют множественного числа? 3) Почему от слова березовый нельзя образовать крат­кую форму? 4) От какого глагола (в упражнении) нельзя обра­зовать форму 1-го лица ед. числа?

Дополнительные задания выполняются после основного. Желательно сопровождать работу над ними краткими коммен­тариями учителя о взаимосвязях между изучаемыми языковыми явлениями.

Знания и умения учащихся проверяются на всех этапах ра­боты по лексике: в процессе изучения лексических понятий, при обобщении и систематизации изученного по лексике, в процес­се контроля за усвоением нелексического материала.

При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, тре­бующие воспроизведения изученного, например: что такое лекси­ческое значение слова? Какие слова называются синонимами? При систематизации и обобщении изученного в конце темы це­лесообразны вопросы, направленные на выяснение различаю­щих и сходных черт между известными учащимся лексическими явлениями, например: в чем сходство и в чем различие между многозначным словом и омонимами? Что общего имеют и чем различаются синонимы и антонимы?

Для проверки 'уровня лексических умений целесообразно предлагать следующие задания:

1) при ознакомлении с лексическим явлением: подчеркнуть многозначные слова (слова с переносным значением и т. д.); выписать антонимы (омонимы и т. д.) в составе словосочетаний, раскрывающих их значение;

2) при обобщении изученного: подобрать синонимы (антони­мы, омонимы) к данному слову; сгруппировать многозначные слова (слова с переносным значением);

3) при написании контрольных диктантов по орфографии

(сочинений, изложений): подчеркнуть синонимы (антонимы

и т. д.).

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Словообразование как раздел науки о языке изучает слово со стороны, его строения и образования. Изучение словообразо­вания в школе имеет огромное значение для познания особен­ностей структуры русского слова и способов его образования, осознания словообразовательного значения одноструктурных слов, а также структурно-семантических связей однокоренных слов. Знакомство со словообразованием создает важнейшие предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся, ов­ладения речевыми и орфографическими умениями и навыками (см. об этом в соответствующих главах).

Словообразование изучается в IV—VI классах. На долю IV класса приходится изучение структуры слова, т. е. учащиеся узнают, как оно устроено и какие могут быть изменения в зву­ковом облике морфемы. Соответственно этому в содержание работы по словообразованию включаются словообразовательные понятия, связанные со структурой слова: «часть слова», «состав слова», «основа», «окончание», «корень», «приставка», «суффикс», «чередование звуков», «однокоренные слова». Кроме то­го, учащиеся знакомятся со словообразовательными значениями нескольких суффиксов и приставок и со способами действий над словообразовательными явлениями.

В содержание работы по словообразованию входят также умения отделять окончание от основы, членить основу на части, подбирать однокоренные слова и слова с одинаковыми при­ставками и суффиксами, производить полный разбор слова (с ясной структурой) на составляющие его части.

В работе по словообразованию в IV классе выделяются че­тыре этапа: повторительный (в начале учебного года), специ­альный, закрепительный (при изучении несловообразовательных тем) и обобщающий (в конце года). На повторительном этапе воспроизводятся знания о составе слова, полученные в началь­ных классах; на специальном этапе изучаются новые понятия и новые сведения об известных понятиях, а также формируются новые и закрепляются имеющиеся у учащихся словообразова­тельные умения; на закрепительном этапе совершенствуются словообразовательные умения и упрочиваются знания о составе слова; на обобщающем этапе систематизируются полученные знания о составе слова.

ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИИ О СОСТАВЕ СЛОВА, ПОЛУЧЕННЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В I—III классах учащиеся усваивали следующие понятия: «окончание», «приставка», «корень», «суффикс», «однокоренные слова». Эти понятия были им необходимы в первую очередь для овладения навыком правописания безударных гласных в корне слова. Помимо воспроизведения того, что известно учащимся, целесообразно сообщать им, что состав слова — это его струк­тура, строение, что слова могут совпадать и различаться по структуре (строению).

Приводим примерный конспект урока повторения сведений о составе слова. На нем, кроме того, повторяются отдельные сведения о предложении, его членах и частях речи. Эти сведе­ния необходимы для того, чтобы показать взаимосвязи языко­вых явлений друг с другом.

Урок можно начать с вопроса по материалу предыдущего занятия: для чего служит язык? Далее учитель переходит к те­ме урока «Состав слова»:

— Теперь вы знаете, какую роль в жизни людей выполняет язык: он является важнейшим средством общения людей. С по­мощью языка мы храним и передаем наши знания, выражаем чувства. Чтобы правильно пользоваться языком, необходимо знать, как он устроен и как действует. Сегодня мы вспомним, из каких частей может состоять слово. Какие вы помните части слова?

Затем преподаватель добавляет, что состав слова — это его строение, структура. По строению (составу) слова могут совпа­дать, например: стол-ик и чай-ник (у этих слов есть корень и суффикс); могут различаться, например: сер-еньк-ий и сер-оват- еньк-ий (в одном из этих слов только один суффикс, а в дру­гом два суффикса).

Учитель напоминает, как следует обозначать части слова при разборе на письме:

— Посмотрите в учебнике на полях страниц 6 и 7, каким знаком обозначается окончание, корень, суффикс, приставка.

После этого вспоминается правило отделения в слове окон­чания: существительные и прилагательные надо изменить по па­дежам, а глагол — по лицам. Для закрепления умения выполня­ется упражнение 4 — учащиеся составляют предложения с дан­ными сочетаниями слов; обозначают окончания в словах. Необ­ходимо при этом сказать учащимся о том, что окончания слова меняются.

На следующем этапе урока повторяются два понятия — «ко­рень» и «однокоренные слова». Учащиеся отвечают на вопросы: что называется корнем? Какие слова являются однокоренными? (Свой ответ учащиеся сверяют с учебником, с. 6.) Как выделя­ется корень в слове? (Путем подбора однокоренных слов.)

Закрепляются умения выделять корень и подбирать одноко­ренные слова при выполнении упражнений 5, 6 и 9. В упражне­ниях 6 и 9 однокоренные слова (рыбачил, рыба, рыбку; три­дцать, три) целесообразно записать и обозначить в них корни. В упражнении 6 дополнительно требуется назвать глаголы. Желательно в них назвать корни (удивился—див-; испугал­ся—пуг-; рыбачил—рыб-; слыхивал — слых-; говорила — го­вор-; сказал — сказ-). В упражнении 9 в третьей части только первые два слова являются однокоренными.

В этих упражнениях имеется три текста. Каждый из них можно использовать для небольших воспитательных бесед или замечаний учителя. Так, упражнение 6 позволяет сказать о чело­веческой доброте; упражнение 9 — о любви к Родине, заботе о благе людей, о больших пионерских делах.

Переходя к повторению суффиксов и приставок, учитель за­дает вопросы: чем отличаются суффиксы и приставки друг от друга? (Местом положения по отношению к корню.) Как отде­лить в слове суффикс и приставку? (Подобрать однокоренные слова без приставок и суффиксов, например: осинка — осина; приехать — ехать.)

Умение выделять суффикс и приставку в слове закрепляет­ся при выполнении упражнений 7 и 8.

Завершается урок полным разбором слова по составу (по строению, по структуре). Учитель ставит перед учащимися еле? дующие вопросы: из каких частей может состоять слово? Как по-другому называется состав слова? (Строение, структура.)

Учащиеся выполняют упражнение 10 (первая строка). Раз­бирая первое слово, вспоминают правила выделения окончания, корня, а также приставок и суффиксов.

При наличии времени учащиеся пишут диктант с подготов­кой (вторая часть упр. 9).

На дом можно предложить задание: выучить определение однокоренных слов (с. 6) и выполнить упражнение 10 (вторая строка).

В дальнейшем, до специальной темы «Словообразование», перечисленные словообразовательные понятия и умения повто­ряются при изучении синтаксиса и пунктуации, фонетики и лек­сики. Особенно они нужны в работе по орфографии.

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ

Знакомясь с новыми словообразовательными понятиями и по­лучая новые знания об известных понятиях, учащиеся овладе­вают умением осмысленно членить слово по составу. В связи с работой над приставками и суффиксами учащиеся узнают не­которые словообразовательные значения (т. е. значения отдель­ных приставок и суффиксов).

Работа над новыми понятиями. В IV классе ими являются понятия: «форма слова» (противопоставляемое понятию «однокоренные слова»), «основа», «нулевое окончание» и «чередование звуков».

Противопоставление понятий «формы слова» и «однокорен­ные слова» имеет как образовательное, так и практическое зна­чение. В познавательном отношении различение этих понятий обеспечивает усвоение специфики словообразования и формооб­разования; в практическом отношении осознание различий меж­ду формами слова и однокоренными словами создает условия для формирования умения подбирать однокоренные слова. Кос­венно различение понятий «формы слова» и «однокоренные сло­ва» влияет на обогащение словарного запаса учащихся. Поэто­му необходимо не только добиться усвоения различий между этими понятиями, но и сформировать умение различать формы слов и однокоренные слова. Они легко различаются по следую­щим двум критериям: по составу и по семантике (лексическому значению). У однокоренных слов разный состав и разное лек­сическое значение, у форм одного и того же слова один и тот же состав и одно и то же лексическое значение. Указанные осо­бенности должны войти в алгоритм рассуждения. Его целесооб­разно ввести при выполнении упражнения 328,

 

 

Расширения для Joomla

Учебник - РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ

Еще учебники "Русский язык"

Весь РУССКИЙ ЯЗЫК СПИСКОМ и другие разделы Библиотеки

Яндекс.Метрика