Рассказы о старой и новой алгебре (Депман) 1967 год
Старые учебники СССР
Назначение: ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Авторство: Иван Яковлевич Депман
Формат: PDF, Размер файла: 3.6 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. СТАРАЯ АЛГЕБРА
Что такое алгебра и для чего она? 5
Как возник школьный учебник алгебры 8
Новая алгебра 12
Термин «алгебра» 16
Буквенные обозначения 20
Уравнения с буквенными коэффициентами 26
Алгебра вавилонян 29
Алгебра египтян 32
Алгебра греков 35
Некоторые основные понятия геометрической алгебры 37
ДИОФАНТ 42
Диофантовы уравнения 44
Задачи Диофанта 45
Диофантово уравнение на уроке ленинградской школы 46
Задача Диофанта № 80 49
Решите следующие уравнения Диофанта 50
{spoiler=Смотреть оглавление полностью......}
МАТЕМАТИКА У НАРОДОВ ВОСТОКА 51
Математика у армян 51
Алгебра у индийцев 54
Задача о лотосе 56
Гениальные юноши Абель И Галуа 97
Книги, в которых рассказывается об истории алгебры 102
II. НОВАЯ АЛГЕБРА
Заключение второй части книги 137
Книги для чтения по алгебре логики 139
Последнее слово к читателю 140
{/spoilers}
Скачать учебник СССР - Рассказы о старой и новой алгебре 1967 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника........}
Все науки возникли из практики. Знания, которые лежат в основе разных наук, человек приобретал в борьбе с опасными для него явлениями природы, и конечная цель наук — создание условий, наиболее благоприятных для существования человека.
Вы не раз читали о том, как человек приобретал различные научные знания.
На уроках истории вы знакомитесь с поэмами «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции — Гомера. Он подробно описывает жизнь своего народа в период около 1200 лет до начала нашего летоисчисления. В этих поэмах слово «железо» не встречается. Из металлов упоминается только бронза — сплав меди и олова. Медь и олово попадались человеку на земной поверхности, добывать и обрабатывать их было легче, чем найденное позднее железо. И хотя железо, конечно, гораздо более пригодно для создания орудий, чем бронза, оно вытеснило бронзу только к 2000—1500 годам до нашего летоисчисления. Знаменитые египетские пирамиды, сложенные из десятков и сотен тысяч аккуратно обтесанных каменных глыб, возведены в третьем и втором тысячелетиях до начала нашего летоисчисления без использования железных рубил.
В Ленинграде, на набережной Невы, стоят два египетских сфинкса, изображения которых вы, наверное, видели. Гранит, из которого они высечены, сохранился в неповрежденном виде, хотя в течение четырех тысяч лет вынес адскую жару Египта и морозы невских берегов. На гранитном постаменте можно видеть картинки египетского письма, вырезанные в камне аккуратно, как в мягкой глине. Картинки эти выполнены в то время, когда железные орудия не были еще известны. Крупнейший советский инженер-математик академик Алексей Николаевич Крылов (1863—1945) выражает величайшее удивление совершенству техники египтян, которая дала возможность выполнить подобную задачу.
В Америке несколько десятилетий назад была объявлена большая премия автору, который напишет книгу
«Как человек без математики жил?»
Премия осталась не выданной. По-видимому, ни один автор не сумел изобразить жизнь человека без всяких математических знаний.
Простейшим математическим понятием является число. Возникновение числа и счета происходило в течение очень долгого времени, о продолжительности которого наука почти ничего определенного не может сказать. Ученые шутливо говорят, что превращение обезьяны в современного человека, способного заниматься наукою, потребовало миллиона лет. Миллион лет называют «периодом образования из обезьяны доктора философии».
С какой медленностью происходит освоение человеком числа, в частности числового ряда 1, 2, 3, 4..видно из следующего факта.
На берегах реки Амазонки, в Южной Америке, в прошлом веке было обнаружено индейское племя, которое знало из чисел только 1, 2 и 3, причем число 3 называется
поэттаррароринкоароак.
На этом слове можно сломать даже язык, привыкший ко всяким сочетаниям звуков.
Путешественник отмечает: «К счастью для этого народа, их арифметика редко доходит до этого числа».
Другие народы при более благоприятных условиях развивались быстрее и достигали уже в далеком прошлом больших успехов в усвоении числа, счета и арифметики.
Греческий математик Архимед (287—212 гг. до начала нашего летоисчисления) доказывает, что числовой ряд
1, 2, 3, 4...
можно продолжить как угодно далеко, что он бесконечен. Иными словами, это значит, что для «сосчитания» любого количества предметов «цыфирю хватит», как говорит героиня одной из комедий А. Н. Островского.
{/spoilers}