Самостоятельные работы учащихся по биологии (Бруновт, Богоявленская, Бровкина, Калинова, Мягкова, Резникова, Реброва) 1984 год

Скачать Советский учебник

 Самостоятельные работы учащихся по биологии (Бруновт, Богоявленская, Бровкина, Калинова, Мягкова, Резникова, Реброва) 1984

Назначение: Пособие для учителя.  Книга содержит материал по общим теоретическим основам самостоятельной учебной деятельности учащихся и конкретные рекомендации проведения самостоятельной работы школьников на уроках ботаники, зоологии, анатомии и общей биологии, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Книга предназначена для учителей биологии, студентов педагогических институтов биологических факультетов. В этой книге освещаются теоретические основы самостоятельных работ, дается определение самостоятельных работ и познавательной самостоятельности учащихся, рассматриваются методические условия, способствующие повышению эффективности обучения, воспитания и развития учащихся.

В методическом, пособии раскрывается цель самостоятельных работ, приводятся задания различной степени сложности, направленные на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формулируются выводы. Имеются задания, которые могут использоваться при закреплении и проверке знаний учащихся. Читатель найдет в книге конкретные методические рекомендации по организации самостоятельных работ на уроках с различными источниками знаний (натуральными объектами, изобразительной наглядностью, экранными пособиями, учебной книгой), на лабораторных занятиях, экскурсиях.

© "Просвещение" Москва 1984 

Авторство: Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т., Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, Л.В. Реброва

Формат: PDF Размер файла: 7.03 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретические основы самостоятельной учебной деятельности учащихся при обучении биологии.

Самостоятельные работы учащихся по ботанике.

Самостоятельные работы учащихся по зоологии.

Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека.

Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Самостоятельные работы учащихся по биологии (Бруновт, Богоявленская, Бровкина, Калинова, Мягкова, Резникова, Реброва) 1984 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость её развития в школе. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний в овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ. В методических пособиях по биологии (Е. П. Бруновт, I. М Верзилин, И. Д. Зверев, В. М. Корсунская, М. И. Мельников. Б. Д. Комиссаров, А. Н. Мягкова. Н. В. Падалко, Е.А. Соколова, В. Н. Федорова, В. Ф. Шалаев) уделялось внимание организации и содержанию самостоятельных работ учащихся. Учителя биологии располагали и специальными пособиями, в которых рас* врывалась система самостоятельных работ по биологии а целом или по какому-либо курсу. Проводились и специальные научные исследования (А. Е. Богоявленская, Л. С. Короткова, М. М. Левина. В. К. Лукашкина, К. Т. Макарова, Г. М. Муртазин, С. 11. Обасов, Н В. Падалко, Е. А. Соколова, Д. И. Трайтак, Е. Я. Цал), где научно обосновывалось к доказывалось безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления н воспитания положительных сторон психики учащихся.

Практическая польза всех пособий и научных трудов несомненна. Однако среди авторов нет полного единомыслия в ряде теоретических установок, вопросы по определению понятия и классификации работ являются дискуссионными. Одни методисты относили самостоятельную работу к методам обучения, другие - к приемам, а третьи - к форме организации учебной деятельности учащихся. Так, авторы книги "Самостоятельные работы учащихся по биологии"? рассматривали самостоятельную работу как форму организации процесса обучения, если она была рассчитана на весь урок, и как методический прием, если она на уроке занимала немного времени.

Авторскому коллективу настоящего пособия представляется наиболее правильным дать следующее определение этого понятия. Самостоятельная работа -это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями. К такому определению авторы пособия пришли ил анализа применения самостоятельных работ в педагогической практике. При этом было обнаружено, что они выполняются разными методами и приемами, одним или несколькими, а, следовательно, их нельзя отождествлять с методами. Самое существенное для этой дидактической категории-дозированная самостоятельность учащихся, которая во многом определяется заданием.

Непременными условиями самостоятельных работ являются наличке цели, выполнение учителем и учащимися моторных действий и мыслительных операций, опосредованное руководство.

Общие положения о самостоятельных работах находит конкретное применение при обучении биологии по усовершенствованной программе.

Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные самостоятельные работы, в совокупности содействующие всем сторонам обучения, воспитания и развития.

В усовершенствованную программу по биологии включен учебный материал. Солее соответствующий возрастным особенностям школьников. Это требует и от учителя концентрации внимания на выделение более существенных для образования н воспитании понятий, их систематическое и постепенное развитие. Этому требованию программы н должны отвечать самостоятельные работы как важная сторона обучения.

Великую роль самостоятельных работ в реализации содержания важных, новых разделов усовершенствованной программы - основных требований к знаниям и умениям и меж предметных связей.

По мнению И Я. Лернера, "умение - способ действия, который создал из упорядоченного ряда операций, имеющая общую цель, и усвоен до степени готовности применять его в вариативных ситуациях**. Соотнося усвоение знаний н способов Деятельности, он подчеркивает, что без знаний не может быть умений: прежде чем что-то сознательно сделать, надо знать, что, как и для чего делать. Тем самым применение знаний становится новым уровнем их усвоении.

Понятие "умение" тесно связано с понятием "учебный прием", овладению которым уделяется большое внимание в современной психологической, дидактической н методической литературе По определению Е. Н. Кабановой-Меллер: "Прием учебной работы - система действий, которые служат для решения учебных задач.

Авторский коллектив разделяет икание тех ученых, которые полагают, что хорошо усвоенные учащимися учебные приемы переходят в умения, которые, в свою очередь, могут быть практическими и умственными.

К практическим умениям относятся следующие: приготовление простейших препаратов н рассматривание их под микроскопом, фонологические наблюдения, определение растений по, уход за комнатными растениями, постановка опытов по изучению процессов жизнедеятельности растений и человека, а также намерение температуры тела, подсчет пульса, оказание первой помощи при кровотечении, ожогах, ушибах, вывихах, переломах, потере сознания, пользование спирометром .

Формирование этих умений предполагает вначале показ их учителем, с раскрытием составляющих приемы действий; затем воспроизведение их учащимися по образцу. Когда приемы путем упражнения становятся умениями, то желательно их творческое применение учащимися в самостоятельных работах.

По такой же схеме проходит формирование умственных, или интеллектуальных, умений, тоже предусмотренных усовершенствованной программой. В несколько обобщенном виде к ним нужно отнести анализ строения органов в организмов, сравнение, установление связи между строением и функциями клеток, тканей, органов, связи между организмом и средой, установление причинно-следственных связей в природных явлениях, выделение черт приспособленности растений, животных к обитанию в сообществах, выводы об историческом развитии живой природы и объяснение причин эволюции я несостоятельности религиозных взглядов о неизменности живой природы, доказательства материальности и диалектическою характера биологических процессов.

Об умениях работать с учебником более удобно сказать ниже, при характеристике видов самостоятельных работ.

Самостоятельная учебная деятельность при обучении биологии должна занять определенное место в процессе усвоения ведущих биологических понятий и умений. В настоящее время не требуется доказывать, что эта деятельность вызывает интерес, активизирует учащихся н развивает мыслительные способности. Перед теперь стоит не менее важная задача-определить методические условия, которые способствуют эффективному проведению самостоятельных работ в учебном процессе без перегрузки учащихся, бел уменьшения руководящей роли учителя, с использованием доступных источников знаний и учетом реального учебного времени Каковы же эти условия, которые следует учитывать при организации самостоятельных работ? 

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС (2)

Еще из раздела - БИОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика