Стенография (Демачева, Заранко) 1986 год

Скачать Советский учебник

 Стенография (Демачева, Заранко) 1986

Назначение: Для учащихся средних профессионально-технических училищ, может быть также использовано при профессиональном обучении учебно-курсовых комбинатах. 

Пособие написано по новой методике изучения стенографии и овладения навыками скоростного письма.

Излагается теория стенографии, приведены упражнения для чтения и зашифровки, справочный словарь.

© "ВЫСШАЯ ШКОЛА" МОСКВА 1986

Авторство: Демачева Ю.С., Заранко К.М.

Формат: PDF Размер файла: 43.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. .......... , . . 4

Глава 1. Алфавит* Слитные знаки

g I, Характеристика знаков алфавита ... ..... . 7

§ 2. Алфавит . , . , 9

§ 3..Соединение знаков согласных,.    . 12

§ 4. Слитные знаки. 15

§ 5. Использование знаков алфавита слитых знаков дд* сокращенной записи слов, а также частей слова . . . . , , 18

§ 6. Гласные в конце слов   . , . 21

g 7. Гласные в начале слов. ....... .  23

Глава 2. Обозначение гласных в середине слова  55

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

§ 8. Прием подчеркивания  35

§ 9. Использование пропуска  "... 38

§ 10. Сокращение слов началом   43

§11 Гласные Е-Е-Э в середине слова , .  48

§ 12. Правило строчности .  55

§ 13 Гласные И-Ы в середине слова ................... 57

§ 14*Гласные О- У- Ю в середине слова . . . * 67

§ 15. Обозначение двух рядом ставших гласных. .   81

§ 16. Различные принципы сокращения слов  $7

§ 17. Понятие о фразеограммах   98

Глава 3.Сокращение многосложных слов, конечные сочетания слов. Числительные  105

§18. Общий принцип сокращения многосложных слов  105

§ 19. Конечные сочетания слов  108

§ 20. Сокращённая запись слов с использованием ЗНАКИ для ко"

вечных сочетания   128

§ 21. Написание различных частей речи, образованных от числительных     138

§ 22. Понятие о различных способах написания фразеограмм.

Фразеограммы с отрывом и перечеркиванием 152

Глава 4. Начальные сочетания слов  . 158

§ 23; Знаки для приставок и начальных сочетаний.   158

§ 24, Пропуск второй приставки слова.   180

§ 25. Написание фразеограмм с дополнительным сокращением слоя  "  ...... 202

Глав*. 5. Корин слов. Сложные слова  207

§ 26. Знаки для корней 207

§ 27. Написание сложных слоя.  245

Глава 6. Фразеограммы 294

§  § 28. Фразеограммы с дополнительным сокращением слов 297

§ 29. Слияние одинаковых: и однородных знаков во фразеограммах  327

§ 20. Фразеограммы с отрывом и перечеркиванием.  329

§ 31. Пропуск слов во фразеограммах 342

§ 32. Идеограммы  353

Глава 7. Упражнения для чтения и зашифровки ............. 362

Справочный словарь 412

Заключение 515

Список рекомендуемой литературы 5 lg

Скачать бесплатный учебник  СССР - Стенография (Демачева, Заранко) 1986 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Настоящее учебное пособие подготовлено на основе действующей программы предмета "Стенография”. Оно предназначено для подготовки в средних профтехучилищах секретарей-стенографисток.

Данное пособие написано в соответствии с усовершенствованным вариантом Государственной единой системы стенографии. Этот вариант отличается большей простотой и доступностью. Параллельно с изучением теоретического материала учащиеся овладевают различными сократительными приемами, выполняя специально подобранные упражнения, они могут быстрее перейти к скоростному письму. Стенография развивает зрительную и механическую память, мышление, способствует лучшему знанию русского языка, исправляет плохой почерк. Широкое внедрение стенографии в практику управленческого аппарата высвобождает у квалифицированных работников до 30% времени.

Авторы с признательностью примут все критические замечания по содержанию учебного пособия.

Авторы

В результате реформы общеобразовательной и профессиональной школы значительно расширится подготовка рабочих по новым профессиям, рождаемым научно-техническим прогрессом, В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии отмечалось, что хозяйственное управление нуждается в постоянном совершенствования, В связи с совершенствованием аппарата управления народным хозяйством возрастает потребность в кадрах, владеющих стенографией, машинописью н основами делопроизводства. Необходимость обучения стенографии в средних профтехучилищах обусловлена широким применением ее в различных отраслях современного производства.

Одной из основных задач экономического и социального развития СССР является всемерное ускорение научно-технического прогресса, повсеместное применение его результатов в производстве и управлении, сфере обслуживания и в быту.

Принципы научной организации труда требуют от работников управленческого аппарата — секретарей, референтов, делопроизводителей — обязательного знания стенографии.

Стенография — это скоростное письмо особыми знаками, настолько краткими, что ими можно записать живую речь.

Письмо возникло за несколько тысяч лет до нашей эры в результате упорного стремления людей к взаимному общению. На первой ступени своего развития письмо было предметным. Люди пытались передавать свои мысли с помощью предметов. Позднее на смену предметному письму появилось начертательное, которое прошло три стадии развития: живописное (картинное), иероглифическое и, наконец, алфавитное, т.е. буквенное, существующее и в наши дни.

Стенографическое письмо родилось из обычного письма на ранней стадии развития человеческой культуры в связи с возник-

шей у разных народов потребностью в краткой и быстрой записи и точном запечатлении устной речи.

Еще в Древнем Египте заметили огромную разницу в скорости между произнесением слова и его письменным изображением и попытались приблизить скорость письма к быстроте устной речи. Результатом было появление особого вида письма скорописи или стенографии. Наибольший расцвет стенография получила в Древней Греции и Риме. Автором древнеримской стенографии считается Тирон. Латинская стенография в честь ее автора называлась тироновыми нотами (нота — по-латыни "знак”).

Конечно, стенография древности, с нашей точки зрения, весьма несовершенна: в противоположность буквенному характеру современного скоростного письма древняя стенография была словной, т.е. каждое слово выражалось особым знаком. Приходилось заучивать начертание каждого Слова в отдельности. Тироновых нот насчитывалось несколько тысяч: запомнить их все было очень трудно.

В России в XV—XVI вв. в Новгороде и Пскове стенографически записывались выступления на городских вече. Скоростное письмо применялось при Иване Грозном, при первых царях дома Романовых (в XVII в.), услугами группы стенографов, известной под названием ’’компании писак”, пользовался Петр I.

В 1820 г. в Петербурге вышла в свет одна из первых книг по стенографии на русском языке 'Трахеотомия, или искусство скорописи” автора М.А. Корфа, товарища Пушкина по лицею. В конце книги был приложен список лиц, подписавшихся на ее издание. Среди них A.G. Грибоедов, А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер и другие замечательные люди того времени.

Через 40 лет, 19 марта I860 г., в Петербурге состоялся диспут между академиком М.П. Погодиным и профессором Н.И. Костомаровым на тему о происхождении Руси. На этом диспуте впервые в России велась публичная стенографическая запись.

Факт применения стенографии Л.Н. Толстым в начале XX в. показался современникам такой диковиной, что об этом писали в газетах. Знаменитая книга отца русской авиации Н.Е. Жуковского ’Теоретические основы воздухоплавания” создавалась тоже с помощью стенографии.

Обычным письмом можно записать в среднем 15—20 слов в минуту, а если писать сокращенно и не все выписывать, скорость можно довести до 30—40 слов. Приблизительно с такой же быстротой пишет на пишущей машинке машинистка.

Но для того чтобы записать речь, нужна большая скорость, которая может быть получена только с помощью стенографического письма. Слово в секунду (60 слов в минуту) пишут обычно

после нескольких месяцев занятий по стенографии. С такой скоростью можно свободно записывать свои мысли, пользоваться стенографией, так сказать, для себя. Для записи медленной диктовки нужна скорость 75 слов в минуту. Это темп медленной речи.

Секретарю для ведения протоколов нужно иметь скорость 90 слов в минуту. В этом темпе — 1,5 слова в секунду - передают по радио лекции и доклады. Информацию дикторы читают с большой скоростью: 100—120 слов в минуту. Такой скоростью нужно обладать стенографу для записи живой речи, добиться подобной быстроты письма можно только длительной тренировкой и усердной работой.

Знать стенографию — это не значит добиваться рекордных скоростей письма. Но 60 слов в минуту (слово в секунду?) должен уметь писать каждый. Это будет по крайней мере в три раза быстрее обычного письма. Как много даст вам такое ускорение письменного труда!

К тому же письменное изучение стенографии очень помогает н общему развитию. Стенографируя, приходится записывать большое количество разнообразных текстов, а это обогащает ваш словарный запас.

Замена стенографией письма обычного, где это только возможно, не только облегчает труд, но и приносит государству большую пользу и экономию.

 

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика