Военно-спортивные игры школьников на местности (Лукашов) 1978 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Военно-спортивные игры школьников на местности (Лукашов) 1978

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

© Издательство  Просвещение Москва 1978 

Авторство: Павел Дмитриевич Лукашов

Формат: PDF, Размер файла: 12.8 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

      Введение

     

      Военно-спортивная игра на местности, ее роль и место в военно-патриотическом воспитании школьников

      1. Сущность военно-спортивной игры

      2. Воспитательные и образовательные возможности военно-спортивных игр как средства военно-патриотического воспитания школьников

      3. Место военно-спортивных игр на местности в системе военно-патриотического воспитания школьников 17

     

      Методика проведения военно-спортивных игр на местности 21

      1. Основные педагогические и гигиенические требования, предъявляемые к военно-спортивным играм 22

      2. Выбор игры 29

      3. Подготовка к игре 31

      4. Проведение игры и подведение итогов, разбор игры 45

     {spoiler=См. оглавление полностью...}

 

      Содержание и основные правила игр на местности

      1. Игры для учащихся I — III классов 50

      2. Игры для учащихся IV — VI классов 59

      3. Игры для учащихся VII — VIII классов

      4. Игры для учащихся IX — X классов 107

     

      Приложения 133

      1. Простейшие сигналы связи

      2. Азбука Морзе 134

      3. Ориентирование на местности, движение по азимуту 135

      4. Простейшие способы определения расстояний на местности 140

      5. Условные знаки для составления простейших схем местности 142

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Военно-спортивные игры школьников на местности (Лукашов) 1978 года

Скачать

Скачать...

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 ВВЕДЕНИЕ

      Подготовка советского народа к обороне страны — объективная необходимость, реально проявившаяся с первых дней существования Республики Советов. «Мы требуем серьезного отношения к обороноспособности и боевой подготовке страны»1, — указывал В. И. Ленин. КПСС на всех этапах коммунистического строительства рассматривала это ленинское указание как важнейшую общепартийную и общегосударственную задачу.

      Вопросы укрепления обороноспособности страны самым теснейшим образом связаны с военно-патриотическим воспитанием трудящихся, особенно молодежи. Военно-патриотическое воспитание подрастающих поколений является важной областью деятельности Коммунистической партии и Советского государства.

      Сложность и противоречивость международной обстановки, стремление реакционных империалистических кругов затормозить процесс разрядки напряженности и втянуть народы в новую мировую войну еще выше поднимают значение подготовки советского народа к обороне Отчизны.

      В подготовке молодежи к защите Родины важная роль отводится школе.

      Практика коммунистического становления подрастающего поколения в нашей стране убедительно свидетельствует, что одним из важных средств военно-патриотического воспитания подростков и юношей, формирования у них высоких нравственных и физических качеств является военно-спортивная игра.

      Романтика подвига на поле боя во имя защиты любимой Отчизны всегда волновала, волнует и будет волновать детские и юношеские сердца. Удовлетворить их тягу к военным знаниям, дать правильное представление о некоторых сторонах походно-боевой жизни, воспитать выносливость, солдатскую находчивость, решительность и смелость — таково назначение военно-спортивной игры.

      Однако вопросы педагогического руководства военно-спортивными играми, их роль и место в воспитании школьников относятся к числу наименее разработанных в методике воспитательной работы. Между тем выяснение этих вопросов представляет не только теоретический, но и практический интерес для более полного и правильного использования военно-спортивных ,игр в коммунистическом воспитании учащихся.

      На наш взгляд, предлагаемая читателю книга «Военно-спортивные игры школьников на местности» поможет широкому кругу учителей, военных руководителей, воспитателей, пионервожатых, ведущих оборонно-массовую работу среди учащейся молодежи, организовывать и проводить военно-спортивные игры. Материалы книги могут подсказать читателю пути решения различных конкретных вопросов по педагогическому руководству играми, навести на полезные размышления о собственном опыте.

     

      ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА НА МЕСТНОСТИ, ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

     

      1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ИГРЫ

      Игра — необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.

      Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых.

      Военно-спортивная игра на местности — это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.

      Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры советских ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активность действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует прежде всего отнести:

      — наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;

      — ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, передвижения отрядов в четком строю, метания, переползания, маскировка, ориентирование на местности

      по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели, и т. п.;

      — возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет, пулеметов, автоматов, пистолетов и др.), учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);

      — в военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение. Сильное влияние оказывает приказ как общеобязательное требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый участник игры;

      — важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрощенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, школьник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение;

      — разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.), являются по духу спортивными, проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.

      Таким образом, рассматривая вопрос о сущности детской военно-спортивной игры, следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде деятельности детей, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств физического, умственно-

      го и нравственного воспитания подрастающего поколения.

      В военно-спортивных играх в доступной для школьника форме отражаются социальные отношения советских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для военно-патриотического воспитания, и истоки интереса ребят к этим играм, серьезного и творческого отношения к ним.

     

      2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОЕННО СПОРТИВНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

     

      Игра социальна и тесно связана с трудом, учебой, — эти важнейшие положения научной теории детских игр дают нам возможность проанализировать вопрос о воспитательных возможностях военно-спортивной игры.

      В военно-спортивных играх школьников в какой-то мере отражается воинский труд взрослых.

      Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в военно-патриотическом воспитании школьников. А. С. Макаренко подчеркивал, что игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре, — писал А. С. Макаренко, — таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

      Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что школьники с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно. Исследования показали, что основными мотивами, порождающими у школьников интерес к военно-спортивной игре, являются следующие. Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы и возможности, проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться. Во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.

      Школьники на практике убеждаются, что в процессе военно-спортивных игр у них формируется много полезных качеств, необходимых для их будущей деятельности как активных участников строительства коммунистического общества. Это один из важных моментов, повышающих интерес ребят к играм.

      На отношение ребят к военно-спортивным играм в значительной мере оказывают влияние методика проведения игр, отношение к играм воспитателей, и прежде всего военных руководителей.

      Какие же качества формируются у ребят в процессе занятий военно-спортивными играми? Какова их роль в военно-патриотическом воспитании школьников?

      Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается прежде всего в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.

      Игровая деятельность всегда отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Игра всегда эмоционально захватывает детей, иначе она не будет игрой. Вне эмоций, как строго рассчитанное действие, игра немыслима.

      Насыщенность игровых действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность являются одним из важнейших условий положительного влияния игры на личность человека.

      Среди разнообразия чувств, переживаемых подростками в игре, особое значение приобретают чувства, побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желание участвовать в ответственных делах, совершать героические поступки.

      Здесь следует прежде всего выделить патриотические чувства, чувство любви к социалистической Родине.

      Опыт показывает, что действия в процессе военно-спортивных игр вызывают у школьников высоконравственный эмоциональный отклик, активизируют патриотические чувства: любовь к Родине, к Вооруженным Силам СССР, к героическим страницам прошлого нашей Отчизны; вызывают стремление с оружием в руках защищать Родину, добросовестно служить в Вооруженных Силах.

      Большую роль в жизни и деятельности советских людей играет чувство коллективизма. Общественная собственность на средства производства, единство идеологии, общность и значительность целей обусловливают взаимопомощь и товарищество советских людей, Особенно велико значение чувства коллективизма и тесно связанных с ним чувств дружбы, товарищества и взаимной выручки в боевой деятельности советских воинов.

      Воспитывать у подрастающего поколения чувство коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки — одна из важных воспитательных задач советской школы, призванной готовить активных строителей коммунизма, достойное пополнение для Советской Армии. Эта неотъемлемая черта характера советского воина воспитывается у молодежи в процессе всей ее деятельности, учебы. Эффективным, действенным средством воспитания у подростков чувства коллективизма, товарищества и взаимной выручки являются военно-спортивные игры.

      В играх школьники быстро осознают, что их личный успех и победа зависят от умелых действий их товарищей, от их помощи, они убеждаются в силе коллектива, в необходимости согласования своих действий с действиями товарищей.

      Весь ход игры, взаимоотношения подростков при выполнении поставленных задач, общая радость, подъем, а нередко и чувство досады, огорчения при неудачах сплачивают ребят, воспитывают у них чувство коллективизма, привязанность друг к другу, а это в свою очередь способствует улучшению учебы, укреплению дисциплины.

      Постоянно переживается школьниками в военно-спортивных играх чувство долга и ответственности. Каждый участник, выполняя в игре порученные задания, отвечает перед товарищами за то, как он будет их выполнять, его труд, действия постоянно оцениваются товарищами. В обстановке игры школьник лишается возможности перекладывать с себя ответственность на других или на обстоятельства. Подобные попытки, предпринятые кем-либо из участников игры, обычно сразу же замечаются коллективом и сурово осуждаются. Успешное же выполнение своих обязанностей в игре всегда вызывает одобрение товарищей и порождает у играющего чувство удовлетворения и радости. Все это стимулирует его к более ответственному выполнению своей роли, обязанностей в игре.

      Военно-спортивные игры способствуют развитию у школьников такого важного качества, как трудолюбие. Приучая ребят в играх проявлять настойчивость в достижении общей цели, преодолевать доступные им препятствия, упорно совершенствоваться в овладении игровыми приемами, проявлять сообразительность, мы способствуем воспитанию у школьников некоторых характерных черт коммунистического отношения к труду.

      Привлечение участников игры к созданию учебно-материальной базы, оборудованию военных кабинетов, строительству комплексных спортивных площадок, общевойсковых полос препятствий, стрелковых тиров, макетов оружия и т. д. имеет большое воспитательное значение. Школьники получают наглядное представление о качестве и количестве затрачиваемого труда, приучаются ценить все достигнутое в результате коллективной работы, бережно относиться к результатам труда, у них развиваются практические трудовые навыки.

      Военно-спортивные игры способствуют эстетическому воспитанию школьников. Эстетика военного быта всегда привлекала детей. «В военном быту, особенно в быту Красной Армии, — писал А. С. Макаренко, — есть много красивого, увлекающего людей, и в своей работе я все более и более убеждался в полезности этой эстетики» К Строй, подтянутость, военно-патриотическая песня, элементы военной формы, вручение оружия, получение приказа, почитание знамени отряда, работа штабов по проведению операции делают жизнь коллектива ребят — участников игры — более эмоциональной и способствуют формированию эстетических чувств школьников, приучают к порядку, дисциплинированности.

      В плане работы по эстетическому воспитанию школьников не должна игнорироваться природа, ее воздействие на эмоциональную сферу ребят. На основе восприятий прекрасного в природе в процессе игр на местности постоянно формируется любовь к природе, родному краю и другие нравственные, а также эстетические чувства.

      В процессе военно-спортивных игр у школьников воспитываются и закаливаются волевые качества. Значение военно-спортивных игр для формирования волевых качеств школьников определяется прежде всего тем, что игра является для детей интересным и серьезным видом практической деятельности, требующим от них предварительного продумывания задачи, составления плана действий, сознательного и самостоятельного подбора средств и, наконец, проверки всего этого на практике.

      В ходе игры создаются условия для многократного проявления участниками инициативы, т. е. способности проявить творчество и самостоятельность при выполнении поставленной задачи, найти средства и приемы выполнения приказа командира.

      В военно-спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания у школьников дисциплинированности. Ребята убеждаются на практике в том, что успех каждой игры во многом зависит от дисциплинированности ее участников.

      Дисциплина — основное условие всех военно-спортивных игр. Нарушение дисциплины в игре отдельными участниками снижает интерес у ребят к игре, а иногда приводит и к ее срыву. Это обстоятельство нередко заставляет самих играющих активно бороться за хорошую дисциплину в игре. Наблюдения за играми показывают, что ребята перед игрой предупреждают друг друга (особенно недисциплинированных) о необходимости строго соблюдать дисциплину в ходе игры и при разборе и подведении итогов проведенной игры очень резко осуждают нарушивших дисциплину. Это оказывает большое воздействие на недисциплинированных, помогает им исправлять свое поведение.

      В игре, принимая на себя определенную роль и обязанности, школьник вступает в известную систему необходимых связей, которая приобретает силу закона.

      Дисциплинирующее значение приобретают правила игры. Они обычно раскрывают и цель поведения во время игры, и средства достижения этой цели. Сознательное подчинение правилам и принятым сообща условиям игры приучает к самоконтролю, к ответственному отношению к принятым на себя в игре обязанностям и четкому соблюдению установленных правил, ограничению своих личных стремлений и подчинению их условиям игры пли взятым на себя обязательствам. Строгое, точное и многократное соблюдение правил воспитывает у школьников чувство долга и ответственность за совершаемые поступки, способствует формированию навыков и привычек дисциплинированного поведения.

      Большое значение имеет военно-спортивная игра в деле воспитания у школьников таких волевых качеств, как решительность и смелость. В играх педагогу, военному руководителю сравнительно легко создать ситуацию, требующую от ребят решительных и смелых действий. Основными моментами такой ситуации должны быть; во-первых, наличие обстановки, требующей выбора между двумя или несколькими действиями или способами их выполнения (при этом главная трудность обычно заключается во множественности или новизне условий или в противоречивости, во взаимоисключающем характере возможных действий или способов их выполнения); во-вторых, ограниченность времени на ориентировку, выбор, принятие решения и действие; в-третьих, наличие элементов опасности.

      Хорошо-зная содержание игр, умея организовать их, педагог, военный руководитель может предусмотреть указанные выше моменты для создания ситуации, в которой бы играющим приходилось проявить решительность и смелость.

      Военно-спортивные игры на местности дают возможность проявлять решительность, переживать возвышенное сознание победы над своими колебаниями в разнообразных случаях, начиная от самых простых до более сложных, требующих иногда очень больших волевых усилий. Получаемый таким образом опыт (проявить себя решительным) и содействует, воспитанию решительности как черты характера.

      Каждая игра на местности имеет цель, достижение которой, как правило, требует от учащихся больших усилий, настойчивости. Часто можно наблюдать, когда участники игры затрачивают немало труда, чтобы застать противника врасплох, удивить, поразить его неожиданностью, разгадать и разрушить его планы, добиться быстрой и решительной победы. Но противник тоже иг дремлет, и он отвечает тем же, создавая различные препятствия, для преодоления которых требуется снова, а подчас и неоднократно искать новых путей и средств для одержания победы. Все это способствует воспитанию у школьников такого качества, как настойчивость, которая проявляется в умении устранять и преодолевать препятствия на пути к сознательно поставленной цели, доводить до конца начатое дело.

      Военно-спортивные игры на местности требуют от ребят большой выносливости. Участникам игр приходится подчас совершать бег на скорость (зимой на лыжах) по пересеченной местности в сочетании с прыжками, метанием гранат, переползанием, преодолевать овраги, ручьи, «зараженные участки» в противогазах, пробираться через густые заросли кустарника и т. п. Многие из этих упражнений включены в комплекс ГТО I («Смелые и ловкие») и II («Спортивная смена») ступеней.

      Проведение военно-спортивных игр на местности в школах, пионерских лагерях на протяжении всего года дает возможность тренировать ребят в течение длительного времени в полевых условиях. При этом в обстановке игры школьник все трудности переносит с большим желанием, подчас не обращая на них внимания.

      Опыт показывает, что ребята, систематически играющие в игры на местности, сравнительно легко переносят длительные лыжные и пешие походы, успешно сдают упражнения и нормы ГТО.

      Военно-спортивные игры дают возможность целеустремленно и систематически накапливать опыт волевого поведения ребят. У школьников, систематически участвующих в военно-спортивных играх, волевые качества приобретают устойчивость, проявляются постоянно в действиях, становятся волевыми чертами характера.

      Военно-спортивные игры развивают у школьников тактическое мышление, воспитывают военную хитрость. В каждой игре перед ее участником ставится отдельно какая-то задача, которую он должен решить практически.

      Поставленная руководителем игры перед играющими задача выступает в качестве той цели, которая направляет и организует мыслительную активность подростков. Формулировка задач обычно отражает конечную цель ведения действий. Достижение ее предполагает ряд частных требований, которые в приказе руководителя игры не сформулированы. Играющим приходится самостоятельно решать вопросы организации наступления, обороны, охранения, марша, охраны и обороны объекта, распределения сил и средств, назначения командиров действующих групп, вопросы разведки местности, разведки местонахождения противника, организации связи между действующими группами, определения способов уничтожения противника, способов нападения на играющих из противостоящего отряда с целью вывести их из игры. Назначенным командирам приходится принимать решения, отдавать различные приказы, а рядовым — выполнять их, докладывать об исполнении.

      При решении поставленных задач в играх ребята преодолевают ряд трудностей: мышлению играющих одной стороны противодействует мышление играющих противной стороны, решение должно приниматься в ограниченное время, они сталкиваются с недостатками данных, необходимых для решения задач. Опасность (быть выведенным из игры, обнаруженным и т. п.), внезапность постоянно сопутствуют ребятам в ходе игр. Противодействие противника, стремящегося во что бы то ни стало обыграть противоборствующую сторону, вырвать победу, создает состязательные ситуации, требующие активной работы мысли, напряжения ума, воли.

{/spoilers}

 

УЧЕБНИКИ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика