Занимательные задачи по военному делу (Вальдман) 1958 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Занимательные задачи по военному делу (Вальдман) 1958

Назначение: Предлагаемая книга является сборником занимательных задач по военной истории и технике сухопутных войск, а также ПВО. Она рассчитана на широкий круг юных читателей, интересующихся военным делом. Книга может служить вспомогательным пособием досаафовцам, изучающим военное дело. Материалы книги могут быть использованы руководителем занятий для внесения элементов занимательности и наглядности в учебный процесс.Решение задач, ответы на вопросы, помогут читателям проверить и углубить свои знания, воспитать в себе любовь к военному делу, развить находчивость и смекалку.

© Издательство ДОСААФ СССР Москва 1958 

Авторство: Эдгар Карлович Вальдман В редактировании сборника принимали участие полковник Ф. К. Гавриков (разделы «Знаете ли вы военную историю?», «Занимательная топография и разведка» и «Знаете ли вы "стрелковое оружие?»), полковник П: К: Мерзлое (раздел «Знаете ли вы артиллерию?»), инженер-полковник Н. Г. Рослое (раздел «Знаете ли вы автомобиль, мотоцикл, трактор и танк?»), подполковник И. П. Новиченко и подполковник И. П. Горбунов (раздел «Знаете ли вы ПВО?»).

Формат: DjVu, Размер файла: 4.04 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ВОЕННУЮ ИСТОРИЮ?

      1. ЗА РУССКУЮ ЗЕМЛЮ

      С чувством законной гордости вспоминаем мы историю нашей Родины, даты и места исторических сражений за русскую землю, подвиги замечательных русских героев-патриотов, имена выдающихся русских полководцев...

      О каких двух исторических победах русских воинов над иноземными захватчиками говорят вам эти две географические карты?

      2. ИСТОРИЧЕСКАЯ БИТВА

{spoiler=См. оглавление полностью...}

 

      Впишите в квадратики I старинное русское наименование вооруженных сил, а в. квадратики II — X названия изображенных здесь образцов древнерусского оружия.

      Затем, перенеся буквы с номерами из этих наименований в квадратики на знамени, имеющие те же номера, прочитайте имя выдающегося русского полководца и место исторического сражения.

      3. ПЕВЕЦ СЛАВЫ РУССКОГО ОРУЖИЯ

      1. О каких событиях русской военной истории говорят следующие строки из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»:

      «Как весело провел свою ты младость!

      Ты воевал под башнями Казани,

      Ты рать Литвы при Шуйском отражал...»

      2. Назовите произведение А. С. Пушкина, в котором дано описание исторического сражения, происходившего 27 июня 1709 г.

      4. ДОРОГА ПОБЕД

      Одним из основоположников русского военного искусства является выдающийся русский полководец XVIII века генералиссимус Александр Васильевич Суворов.

      Пользуясь ключом, помещенным в прямоугольнике, прочитайте на его полях наименования девяти мест победных исторических сражений, связанных с боевой деятельностью А. В. Суворова и возглавлявшихся им войск.

      Впишите в квадратики на ленточках фамилии шести выдающихся русских военных деятелей — героев Отечественной войны 1812 года. Вписывать можно только такие фамилии, которые состоят из тех букв русского алфавита, какие помещены на рисунке (на знамени и рукоятках шпаг).

      1. Назовите русского писателя, офицера-артиллериста, участника героической обороны Севастополя. Из какого произведения этого замечательного писателя взяты следующие строки:

      «Главное отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, й не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, — и эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитро сплетенных траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы ничего не поняли, но видели ее в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя. Тс, что они делают, делают они так просто, так малонапряженно и усиленно, что, вы убеждены, они еще могут сделать во сто раз больше ,. они все могут сделать.

      Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине.

      Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»

      Назовите также русского военного инженера-фортификатора, под руководством которого было сооружено все это «множество траверсов, брустверов, хитро сплетенных траншей, мин и орудий».

      2. О каком эпизоде из истории обороны Севастополя в 1854 — 1855 гг. напоминает памятник затопленным кораблям, возвышающийся в севастопольской бухте?

      3. Назовите двух выдающихся русских флотоводцев — героев Севастопольской обороны 1854 — 1855 гг., которым поставлены памятники в городе русской морской славы — Севастополе.

      4. Назовите русского живописца-баталиста, создателя знаменитой панорамы «Оборона Севастополя», помещенной в специально выстроенном для этого монументального произведения здании Севастополя.

      5. Назовите советского писателя и его произведение, в котором изображена героическая оборона Севастополя в Крымскую войну 1853 — 1856 гг., созданы образы замечательных русских патриотов: адмиралов П. С. Нахимова, В. А. Корнилова, великого хирурга

      Н. И. Пирогова, мужественных рядовых русских солдат и матросов.

     

      7. ОРУЖИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

      Знаете ли вы оружие, с которым революционный народ осуществил Октябрьский переворот в Петрограде? Знаете ли вы оружие, с которым Красная Армия била врагов на фронтах гражданской войны?

      1. Назовите корабль, который выстрелом из своих пушек возвестил начало новой эпохи в истории человечества. Когда вступил в строй этот корабль и каково было его вооружение? В каком крупном морском сражении участвовал этот корабль, отразив вместе с крейсером «Олег» атаки девяти вражеских крейсеров?

      2. Каким оружием был вооружен «человек с ружьем»? Назовите основное стрелковое оружие революционных солдат и матросов, красногвардейцев и красноармейцев периода революции и гражданской войны. Каков калибр этого оружия? Кто является его создателем? Кто разработал патрон для него?

      3. В поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» есть следующие строки:

      «Штыками

      тычется

      чирканье молний,

      матросы

      з бомбы-

      играют, как а мячики.

      От гуда

      дрожит

      взбудораженный Смольный.

      В патронных лентах

      внизу пулеметчики».

      Какого вида ручную гранату называли в период революции и гражданской войны «бомбой»? О пулеметчиках какого пулемета пишет здесь поэт?

      4. Что такое тачанка? Каково было ее вооружение? Какой советский живописец является автором двух известных картин «Тачанка»?

      5. Как называется прославленная полевая пушка, верно послужившая нашему народу и в дни Октябрьского переворота и в годы гражданской войны? Каков ее калибр? Какой выдающийся русский ученый-артиллерист принимал участие в ее конструировании?

      6. Когда и где были построены первые отечественные бронеавтомобили?

      7. Каков был железнодорожный маршрут героического пятисоткилометрового похода красных войск под командованием К. Е. Ворошилова 26 апреля — 2 июля 1918 г.?

      Впишите в квадратики следующие 12 наименований городов и населенных пунктов:

      1 и 2. Два города на северо-западе нашей Родины; в боях под ними 23 февраля 1918 г. части Красной Армии разгромипи немецких интервентов. Этот памятный день отмечается ежегодно как День Советской Армии и Военно-Морского Флота. 3. Город на Волге, прославившийся героической обороной от белоказачьих войск в июле 1918 г. — июне 1919 г. 4. Город на реке Белой; при взятии этого города 9 июня 1919 г. войсками Красной Армии под руководством М. В. Фрунзе был нанесен решающий удар по Колчаку. В этом бою особенно отличилась 25-я дивизия под командованием В. И. Чапаева.

      5. Героический город — колыбель Великой Октябрьской революции, на подступах к которому были последовательно разбиты войска Керенского (ноябрь 1917 г.), немецких интервентов (февраль 1918 г.) и генерала Юденича (май — ноябрь 1919 г.). 6. Губернский центр; его взятие 20 октября 1919 г. войсками Красной Армии на Южном фронте послужило началом разгрома белогвардейских полчищ Деникина, рвавшихся к Москве. 7. Город в низовьях Волги, героическая оборона которого от белогвардейцев и интервентов в феврале — ноябре 1919 г. была возглавлена С. М. Кировым. 8. Город на Украине; в районе этого города в июне 1920 г. был осуществлен прорыв фронта белополяков Первой Конной армией под руководством К. Е. Ворошилова и С. М. Буденного. 9. Плацдарм на левом берегу Днепра, занятый Красной Армией 7 августа 1920 г. и сыгравший большую роль в последующем разгроме Врангеля в Северной Таврии. 10. Укрепленный район на перешейке, соединяющем Крым с материком. Героический штурм этого района войсками Красной Армии под руководством М. В. Фрунзе 8 — 12 ноября 1920 г. привел к разгрому Врангеля и окончанию гражданской войны на европейской части территории нашей Родины. 11. Станция Амурской железной дороги, явившаяся главным опорным пунктом белых на подступах к Хабаровску. 12 февраля 1922 г. в тридцатипятиградусный мороз этот укрепленный район белогвардейцев был взят народно-революционной армией. 12. Город на подступах к Владивостоку. В ожесточенных боях советские войска разгромили здесь 9 октября 1922 г. контрреволюционные войска генерала Дитерихса.

      Правильно вписав эти названия, вы прочитаете по тем буквам из написанных вами слов, которые соединены между собой пунктирной линией, строку из популярной песни о гражданской войне.

      Начинать чтение нужно с буквы «Э».

     

      9. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЕТОПИСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ?

      Величественный подвиг совершил советский народ и его Вооруженные Силы в годы Великой Отечественной войны, отстояв под руководством Коммунистической партии в тяжелой и упорной борьбе свободу и независимость своей социалистической Родины. Знаете ли вы имена советских патриотов — героев Великой Отечественной войны? Знаете ли вы героическую летопись ее боев и побед?

      1. Назовите даты легендарной обороны Брестской крепости. Когда советские войска вновь овладели городом и крепостью Брест?

      2. Когда была образована советская гвардия?

      3. Одним из крупнейших сражений Великой Отечественной войны была историческая битва за Ленинград.

      Что такое «Дорога жизни» и где она проходила?

      4. Когда были учреждены ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского?

      5. Навсегда вошел в историю подвиг героических защитников Сталинграда. Где находился знаменитый «дом Павлова»? Кто и когда его оборонял?

      6. В каком году был впервые отмечен День артиллерии? Почему днем его празднования является 19 ноября?

      7. Знамя — символ воинской чести, доблести и славы. Когда был утвержден новый образец Знамени воинских частей Советской Армии?

      8. Кто сказал: «Я буду драться с врагами, пока мои руки держат автомат, пока бьется мое сердце...»?

      9. Что такое «Курская дуга»?

      10. Когда прогремел первый победный артиллерийский салют в Москве? В честь кого он был дан?

      11. Назовите членов Краснодонской подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», которым было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

      12. Здесь изображен один из «котлов», в который попали немецко-фашистские войска в результате наступательных действий Советской Армии. Где и когда было осуществлено нашими войсками это окружение?

      13. Какая столица восточноевропейского государства была первой освобождена от фашистского рабства? Когда это было?

      14. Какая операция Великой Отечественной войны началась ночью, при свете 200 прожекторов? Укажите дату этого события.

      15. Назовите Героев Советского Союза, водрузивших Знамя Победы над зданием рейхстага в Берлине. Когда это было?

      Замените звездочки и цифры, помещенные под рисунками, наименованиями стран, в столицах которых эти памятники находятся. Затем буквы, которыми вы заменили цифры, перенесите в клетки, помещенные внизу, и прочитайте надпись на ленте.

      II ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТОПОГРАФИЯ И РАЗВЕДКА

      11. КАКАЯ РАЗНИЦА . .

      ...между географической широтой и географической долготой? (1)

      ...между истинным и магнитным азимутом? (2)

      ...между численным и линейным масштабом карты? (3)

      ...между открытой и закрытой местностью? (4)

      ...между вершиной, подошвой, лощиной и седловиной? (5) ...между сектором и полосой наблюдения? (6)

      ...между наблюдением, поиском и засадой? (7)

      12. МАТЕМАТИКА НА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ

      1. Чему равен азимут 1000°?

      2. Где находится географическая точка, широта и долгота которой 0°?

      3. Чему на местности равно расстояние, выраженное на карте масштаба 1 : 1 000 000 отрезком в 1 мм?

      4. Номенклатура одного из листов карты N-36-105-Б-в. Каков масштаб этой карты?

      5. Угол карты с надписью о высоте сечения горизонталей оторван. Имеются две смежные отметки горизонталей: 40 и 50. Число заключенных между ними промежутков — два. Какова высота сечения горизонталей карты?

      6. Высота сечения 1 м, величина заложения 60 м. Какова крутизна ската? (Заложением называется расстояние между двумя смежными горизонталями на географической карте).

      7. Посредине между точками А и Б находится точка В. Будет ли из точки А видна точка Б, если высота точки В в два раза больше, чем высота точки Б, и на одну треть меньше высоты точки А?

      8. Положение точки А на карте 94280 и 13380. Что это обозначает?

      13. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮНОГО ТОПОГРАФА И РАЗВЕДЧИКА

      Специальность войскового разведчика — это специальность храбрых и смелых. Разведчик — это мужественный советский воин — сильный и смелый, ловкий и инициативный, не боящийся никаких опасностей й преодолевающий любые трудности на пути к поставленной цели. Он сильнее, умнее, хитрее врага. Он много знает. Он умеет ориентироваться на местности, измерять расстояния, пользоваться компасом и топографической картой...

      1. Здесь нарисованы образцы имеющегося на вооружении у топографа и разведчика «оружия». Назовите его.

      2. Определить страны света можно по находящейся на севере Полярной звезде. Покажите ее на этом рисунке.

      3. Как называется фотография, снятая таким образом?

      4. Что обозначает такой топографический знак?

      5. Какое дерево изображено на переднем плане?

      6. Из какого оружия стреляет этот воин?

      7. О каком элементе топографической карты можно получить наглядное представление, разрезая ножом картофелину?

      9. Чей это след?

      10. Кроме обычной военно-глазомерной съемки, в боевой обстановке используется и перспективная съемка, т. е. непосредственная зарисовка видимого участка местности. Как называется в перспективе точка, куда направлены все эти параллельные в натуре линии? Где расположена эта точка? В каком отношении находится она к наблюдателю?

      11. Длина верхней части палки 1 м. Какова глубина брода?

      12. На юг или на север движется этот лыжник-разведчик?

      13. Зимний маскировочный костюм сшит из белой ткани и хорошо маскирует наблюдателя на снежном поле. В каком случае костюм лучше маскирует бойца — в положении стоя или в положении лежа? Какой фон опасен для разведчика в белом костюме?

      14. Что обозначает штриховка, нанесенная на эту топографическую карту?

      15. В каком из этих двух случаев разведчик-наблюдатель расположился правильно?

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занимательные задачи по военному делу (Вальдман) 1958 года

Скачать

Скачать...


 

УЧЕБНИКИ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Еще из раздела - НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика