Занятия по развитию речи во втором и третьем классах (Зволинская, Сыроечковская, Шейнина) 1959 год

Скачать Советский учебник

 Занятия по развитию речи во втором и третьем классах (Зволинская, Сыроечковская, Шейнина) 1959

Назначение: Цель настоящей книги помочь учителю привить детям навык излагать мысли последовательно, точно, грамотно в устной и письменной речи. Весь материал книги дан в развёрнутых уроках и распределён по четвертям.

© "Учпедгиз" Москва 1959 

Авторство: Зволинская Ю.И., Сыроечковская Е.А., Шейнина М.С. 

Формат: PDF Размер файла: 8.44 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие   3

II класс   12

Первая четверть 14

Вторая четверть 54

Третья четверть 79

Четвёртая четверть 110

III класс 119

Первая четверть 121

Вторая четверть 143

Третья четверть 156

Четвёртая четверть 171

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занятия по развитию речи во втором и третьем классах (Зволинская, Сыроечковская, Шейнина) 1959 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящей книги помочь учителю привить детям навык излагать мысли последовательно, точно, грамотно в устной и письменной речи. Весь материа.п книги дан в развёрнутых уроках и распределён по четвертям.

Одни из указанных работ должны быть проведены на уроках чтения, например предметные уроки и уроки, связанные с экскурсиями; другие — на уроках грамматики, например изложения, имеющие своей целью не только развитие письменной речи, но и за-крепление навыков правописания.

Для II класса даны разработки уроков чтения с целью показать, какое место в работе по чтению занимает развитие речи.

Основой распределения материала по четвертям являются сезонность, знаменательные даты, связь с тематикой книги по чтению и с работой по грамматике.

Материал, прочитанный детьми, находит большое отражение в детских письменных работах по развитию речи. Многие работы по развитию речи имеют целью закрепить те представления и понятия, которые получают учащиеся на уроках чтения. Во II и III классах много работ проводится в связи с чтением по темам: «Воспоминание о лете», «Осень», «Зима», «Весна».

Материал для работы подобран в последовательном переходе от лёгкого к более трудному как по форме, так и по содержанию. Методические приёмы также постепенно усложняются.

Вся работа школы должна быть построена так, чтобы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности детей. Работа по развитию речи на уроках чтения выражается в составлении учащимися полных и

правильно построенных ответов на вопросы учителя по прочитанному, в составлении планов к статьям и рассказам, в устном пересказе и систематической словарной работе по тексту произведения. На уроках грамматики дети должны постоянно упражняться в составлении предложений устно и письменно по изучаемому грамматическому материалу, писать небольшие изложения текстов, содержащих определённые орфограммы, писать сочинение по опорным словам, подобранным на определённую грамматическую тему. На уроках арифметики также проводится значительная работа по развитию речи. От учащихся требуется умение правильно передать условие задачи, точно и чётко сформулировать вопрос к арифметическому действию.

Однако в общей системе работы по русскому языку необходимы и специальные уроки по развитию речи, на которых следует учить детей писать изложения, сочинения по картине, сочинения на основе наблюдений и переживаний, а также систематически проводить словарную работу. Во всех классах виды работы по раз-витию речи одинаковы:

1. Работа над словарём.

2. Работа над предложением.

3. Работа над связной речью.

Остановимся на каждом из этих видов в отдельности.

I. Словарь

Работа над словарём детей—это основа, фундамент всей работы по развитию речи.

Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сумеет построить предложения, не сумеет выразить свою мысль.

Работа над словарём должна состоять:

В уточнении словаря.

В обогащении и активизации словаря.

Во II классе проводятся следующие виды словарной работы:

1. Логические упражнения: классификация предметов, подведение видовых понятий под родовые, названия отдельных частей предметов.

2. Тематические словари: летние работы на лугу и в поле; машины и орудия труда в колхозе; го

род и средства передвижения; словарь сезонных явлений природы.

В III классе:

1. Тематические словари: словари времён года, словарь летних работ в колхозе, словари для описания дней красного календаря.

2. Работа над образными словами и выражениями (эпитеты, сравнения, синонимы, метафоры) при чтении художественных произведений. Термины эти детям не даются.

II. Работа над предложением

Наша речь состоит из предложений. Предложения, правильно, логично сформулированные, ярче выражают высказываемую мысль. Речь, состоящая из правильно сформулированных предложений, всегда ясна и легко понимается.

Во всех классах, на всех уроках учитель должен учить детей правильно строить предложения.

Работа над предложением — это грамматическая тема, но изучение грамматики тесно связано с развитием речи. Для развития речи необходимо провести ряд специальных упражнений по привитию навыка правильно строить предложения.

Во II классе над предложением проводятся следующие виды работ:

1. Распространение предложений по вопросам учителя.

2. Составление предложений в связи с наблюдениями и переживаниями детей.

3. Составление предложений по данным словам.

4. Составление предложений из разрозненных слов.

5. Составление письменных ответов на вопросы к прочитанному рассказу.

В III классе даны те же виды работы над предложением, что и во II, но на более сложном материале. Кроме того, работа над предложением в III классе проводится на основе знаний, полученных при изучении предложения на уроках грамматики.

III. Работа над связной речью

Школа должна научить детей толково, последовательно и грамотно выражать свои и передавать чужие мысли в устной и письменной форме. Умение выражать свои мысли достигается последовательной работой над сочинениями, а умение передавать чужие мысли — ра-ботой над устными и письменными пересказами. Занятия по изложению и сочинению должны быть обучающего характера и проводиться в строгой последовательности от лёгкого к более трудному. Нельзя давать ребёнку ни одного вида работы, не научив его выполнять её.

Виды работ над связной речью по классам одинаковы, но материал для работы даётся в зависимости от общего уровня развития детей и постепенно увеличивается по объёму, усложняется по содержанию, по словарю и по конструкции речи.

Помощь учителя в работе детей постепенно уменьшается, а степень самостоятельности детей всё более повышается.

Остановимся на методике работы над связной речью.

1. Сочинение по картине

Одним из сложных и основных видов творческой работы является сочинение по одной или нескольким картинам.

К. Д. Ушинский о работе с картиной говорит: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинами двадцать таких слов — и ребёнок усвоит их на лету».

«...если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное — заговорит свободно, непринуждённо»

Учитель должен научить ребёнка «читать картину», т. е. уметь рассмотреть и понять её содержание. Рассматривать картину первое время ребёнок должен под руководством учителя: дети не могут самостоятельно

1 К. Д. Ушинский, Избранные педагогические сочинения, Учпедгиз, 1939, стр. 157.

разобрать картину всесторонне, заметить все подробности, установить их значение. Разбор картины важен также для обогащения лексики детей. Новые для детей слова и слова, трудные для правописания, учитель записывает на доске. Дети их списывают в свои тетради.

На основе материала картины дети могут представить себе предшествующий момент и последующее течение событий. Самый метод рассматривания картины развивает в ребёнке сознательную наблюдательность. Работа по картине состоит из следующих этапов: а) предварительная беседа, помогающая детям понять содержание картины; б) молчаливое рассматривание картины детьми; в) разбор содержания картины под руководством учителя (чтение картины); г) коллективное составление рассказа по картине (с планом или без плана); д) коллективное или самостоятельное письмо сочинения детьми.

2. Сочинения на основе детских переживаний и детских наблюдений

Если даётся тема, общая для всего класса (о революционных праздниках, об экскурсии, описание природных явлений и др.), то вся работа ведётся под руководством учителя. Учитель обсуждает с детьми возможное содержание рассказа, затем работает с учащимися над словарём и даёт план. Во II классе дети пишут сочинения в большинстве случаев коллективно. В III классе учащиеся пишут сочинения самостоятельно после предварительной устной подготовки. Письмо сочинения в III классе в некоторых случаях может быть дано и на дом.

В тех случаях, когда сочинение даётся на тему, самостоятельно выбранную детьми, подготовкой к сочинению служит небольшая беседа. Надо разъяснить, детям, что приступать к письму сочинения можно только после того, как обдумаешь, о чём будешь писать, изложишь про себя мысленно все то, что ты хочешь написать. Учитель напоминает, что в сочинении надо указать, когда и где происходит действие, подробно оп сать самое событие и указать, чем всё кончилось (вступление, содержание, заключение).

3. Работа над изложением

Рассказы и статьи, которые даются учащимся II и III классов для изложения, должны быть написаны хорошим, литературным языком. Обязательным требованием является доступность словаря, простая конструкция предложений, ясная последовательность в раз-вертывании событий. По содержанию они должны вполне соответствовать развитию учащихся. Особенно ценными следует считать рассказы, имеющие образовательное и воспитательное значение.

Многие тексты, взятые для изложений, а также темы для сочинений имеют целью укрепить знания учащихся, полученные в процессе обучения, и воспитать в них моральные качества советского школьника. Таковы темы для сочинений во II классе, работа по иллюстрации в книге «Весенний сев в колхозе», рассказы из детской жизни, воспитывающие в детях любовь к природе и желание принять посильное участие в труде взрослых.

В III классе в сочинении по картине «Таня-трактористка» учащиеся описывают радостный и плодотворный труд в колхозе, сопоставляют его с тяжелым трудом крестьянина в дореволюционное время. Темы для изложений «8 Марта», «Одна беседа» и другие вы-зывают в детях стремление быть настоящими пионерами.

Подготовительная работа к письму изложения содержит ряд последовательных этапов.

1. Предварительная беседа. Предварительная беседа проводится не всегда, но по большей части она бывает нужна для выяснения знаний и опыта учащихся по тому вопросу, о котором идёт речь в излагаемом тексте. Так, например, перед чтением текста «Девочка и грибы» Л. Н. Толстого, намеченного для изложения, необходимо побеседовать с детьми о том, что они знают о железной дороге, что такое насыпь, полотно железной дороги, рельсы, кондуктор и т. д.

В другом случае, для того чтобы учащиеся получили ясное представление о тех предметах, о которых идёт речь, важно использовать или самые предметы, или картины. Например, говоря об ауле, сакле, надо показать соответствующие картины.

В связи с предварительной беседой надо объяснить учащимся новые и непонятные для них слова.

2. Чтение учителем текста проводится чётко и выразительно.

3. Анализ содержания рассказа. Анализ прочитанного рассказа является самым ответственным и трудным этапом всей подготовительной работы к письму изложения.

Учитель должен повести работу так, чтобы учащиеся осознали главную мысль и идейное содержание рассказа, ясно себе представили последовательность событий, причинно-следственные связи.

Если содержание рассказа можно связать с личным опытом детей, следует это сделать. Тогда пересказ будет ярче и эмоциональней.

4. Построение рассказа. В III классе можно показать и построение прочитанного рассказа.

Беседа о построении рассказа в начальной школе должна проводиться в самой элементарной форме.

Надо отметить, есть ли вступление, нужно ли оно.

Обсудить, из каких основных моментов состоит содержание рассказа и какой из этих моментов самый важный.

Отметить, есть ли заключение.

5. Составление плана.

Работа над планом является логическим упражнением. План должен помочь учащимся последовательно изложить содержание рассказа и осознать связь между отдельными частями рассказа.

Во II и III классах план составляется учащимися коллективно под руководством учителя. Во II классе план часто даётся самим учителем. Коллективное составление плана учащимися под руководством учителя проводится различными приёмами.

Первый приём: составление картинного плана. Очень полезно в начальных классах школы составлять картинный план. Картинный план помогает детям подробнее и ярче изложить содержание рассказа.

Второй приём составления плана по вопросам. Учитель подводит детей к составлению плана

вопросами: «О чём вы будете писать сначала? О чём говорится дальше?» и т. д.

Третий приём составления плана — деление текста на логически законченные части. Содержание каждой части разбирается, выделяется главная мысль, даётся заглавие каждой части. Эти заголовки служат планом для рассказа.

Не следует непременно выдерживать весь план в форме однотипных заголовков. Озаглавливание каждой части может быть: 1) в форме повествовательных предложений, 2) в форме вопросительных предложений и 3) в форме назывных предложений.

6. Анализ языка произведения.

При анализе языка рассказа необходимо обращать внимание детей на точность, выразительность, красочность некоторых слов и выражений.

Указать детям и те художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры), которыми пользуется автор.

Полезно некоторые более яркие слова и выражения записать в тетради, чтобы учащиеся могли их использовать при изложении.

Изложение контрольного характера

Контрольные изложения проводятся начиная с III класса. В первом полугодии учащиеся III класса пишут одно изложение в четверть. Во втором полугодии можно писать по два контрольных изложения в четверть.

Методика проведения контрольного изложения следующая: учитель читает текст рассказа, объясняет непонятные для детей слова, трудные по написанию слова выписывает на доску и читает рассказ повторно. После этого учащиеся обдумывают про себя план изложения и выполняют работу самостоятельно.

Исправление письменных работ

При исправлении письменных изложений и сочинений учитель должен обращать внимание на содержа

ние, на структуру предложений, на язык, на орфографию и пунктуацию.

Учитель должен всеми мерами предупреждать ошибки. Слова, трудные для правописания, а также те, в написании которых учащиеся могут допустить ошибки, должны быть выписаны на доске и объяснены учителем.

Поправляя работы, учитель сам исправляет все допущенные ошибки. При исправлении работ учитель подчёркивает стилистические ошибки волнистой чертой, орфографические — двумя чертами, пунктуационные — одной чертой. На полях каждая орфографическая ошибка отмечается вертикальной чертой (1), пунктуационная галочкой (V). Ученик, получив тетрадь, сразу ви-дит характер своих ошибок.

Приступая к анализу детских работ в классе, учитель отмечает, правильно ли понята тема, последовательно ли изложены все события, правильно ли раскрыта основная мысль рассказа. Для более детального анализа работы читается одна из лучших работ и отмечаются все её достоинства. Затем обсуждается работа посредственная. При этом разбирается каждое предложение со стороны построения, со стороны языка, отмечаются образные слова и выражения.

Особенно важно, чтобы учащиеся сами заметили и указали имеющиеся в работе достоинства и недочёты. Недочёты в работе дети коллективно выправляют под руководством учителя.

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика