Давайте сочинять музыку! 3-4 класс (Подвала) 1989 год

Скачать Советский учебник

 Давайте сочинять музыку! 3-4 класс (Подвала) 1989

Назначение: Упражнения по развитию творческих навыков для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных студий и школ искусств

© "Музычна Украина" Киев 1989

Авторство: Подвала Валерий Давыдович

Формат: PDF Размер файла: 25.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ДОРОГИЕ РЕБЯТА! 3

I. Свободное сомнение по рисункам 6

1Г. Досочинение мелодии 13

Ш, Мелодическая секвенция 16

IV. Сочинение и импровизация мелодии на

данную гармонию 26

V. Сочинение второго голоса 31

VI. Имитация 47

VII. Подбор гармонии 52

VIII. Модуляция (досочнкеняе мелодии с модуляцией Во втором предложении) 64

IX. Гармоническая секвенция 70

X. Выбор фактуры при сочинении 76

XI. Формообразование 81

XII. Свободное сочинение на тексты 107

Приложение Г. СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ 119 Приложение II. К ПЕДАГОГАМ 124

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Скачать бесплатный учебник  СССР - Давайте сочинять музыку! 3-4 класс (Подвала) 1989 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

ДОРОГИЕ РЕБЯТА I

Если вам понравился первый сборник упражнений «Давайте сочинять музыку! * я вы его тщательно проработали, то надеюсь, что и второй вас заинтересует. Он будет полезен всем, кто решил учиться не только понимать язык музыки, но и говорить на этом языке, выражать с его помощью свои мысли и чувства.

В этой книжке вы найдете ряд новых интересных, но более сложных заданий. Их выполнение, думается, доставит вам удовольствие и позволят лучше разобраться в образном содержании произведений, которые вы изучаете на уроках по специальности. Правда, здесь довольно много правил, но вы сами понимаете, что без определенных знаний нельзя грамотно построить мысль. Вот почему каждый раздел в сборнике начинается с изложения теоретических сведений по той или иной теме.

Конечно, в одиночку, без чьей-либо поддержки вам, порой, трудно будет воплощать на практике свои композиторские задумки. Поэтому не стесняйтесь в случае необходимости обращаться к педагогу за разъяснением, подсказкой, советом по всем возникающим у вас вопросам. Сочиняя музыку, смелее давайте волю своей фантазии. Оформляя собственные произведения в нотной записи, пользуйтесь кратким словарем музыкальных терминов, помещенным в конце издания.

Желаю вам познать радость творчества!

 

 К ПЕДАГОГАМ

Предлагаемый сборник служит продолжением первого выпуска "Давайте сочинять музыку!" и построен на тех же методических принципах.

Материал, представленный здесь, более сложен. В процессе творческой работы с ним ученик сможет не только закрепить знания, приобретенные им на уроках сольфеджио, специальности, но и получить некоторые сведения по элементарной гармонии, полифонии, которых, к сожалению, нет в учебных планах детских музыкальных школ.

В повседневной жизни ребенок слышит музыку, играет на каком-либо инструменте сам, не осмысливая логических закономерностей функционально-ладового, полифонического мышления. В творчестве же такие явления, как. скажем, секвенции, кадансовые обороты, отклонения, модуляции, сопоставления, имитации, подголосочность, контрастная полифония и т. п,, имеют практический смысл. Их усвоение даст новый толчок для развития творческих способностей юного музыканта. А в ходе импровизированная, сочинения эти, довольно сложные для малыша, категории будут постигаться им легко и с интересом.

Конечно, если занятия творческими упражнениями начинать сразу со второго выпуска сборника, минуя первый, то у некоторых ребят могут возникнуть затруднения. Поэтому с учащимися 3-4 классов желательно сначала хотя бы обзорно пройти содержимое предыдущего издания, выполняя из каждого его раздела выборочно по два-три задания, и лишь затем приступить к знакомству с дайной книжкой.

Нельзя также забывать, что преподаватель может научить ученика только тому, чем владеет сам. И мы очень рекомендуем каждому педагогу предварительно проделать все упражнения из этого сборника, а потом только предлагать нх учащимся.

Чтобы у ребенка не пропала тяга к творчеству,.необходимо давать ему посильные задания и не давить на него авторитетом. Следует помнить, что в художественном отношении неординарное решение иногда бывает ярче и интереснее обычного, а понятия "правильно" и "неправильно* в творчестве довольно относительны, Педагог должен, в меру возможного, полагаться на вкус учащегося, его мышление. Чаще задавайте юному композитору вопрос, почему он сделал так, а не иначе. Нужно терпеливо, тактично, не навязывая воспитаннику своих представлений, вести его по дороге познания искусства.

В предлагаемом издании вы увидите своеобразный рисунок - "градусник тональностей". Остановимся на нем особо. Традиционные "квинтовая спираль* или "квинтовый круг", помещаемые во все учебники теории музыки, на наш взгляд, дают менее наглядное представление о соотношении разных тональностей, чем этот "градусник*. (Объяснение его структуры и практического применения см. в разделах VII-IX, XI сборника.) Пользование им значительно облегчит ребенку усвоение системы тональностей, их индивидуальных особенностей и функциональных взаимосвязей, поможет при составлении тональных планов будущих произведений, а также при анализе изучаемой музыки и т. д.

Работая над темой "Гармонизация мелодии", следует, прежде всего, приучать начинающего композитора к свободной ориентации в тональностях. Для этого, выбрав какую-

либо тонику по "градуснику*, добивайтесь от ученика беглой игры на фортепиано любой ступени в виде трезвучия, секстаккорда или кзартсекотдккорда, как левой, так и правой рукой. Необходимо побуждать ребенка мыслить трезвучиями. Он должен не выстраивать звуки поочередно по терциям, а представлять ах себе в комплексе. Это касается и септаккордов II и V ступеней. Когда ваша цель будет достигнута, приступайте к выполнению упражнений.

Нестандартным, в сравнении с существующими образцами, является словарь музыкальных терминов, данный в качестве приложения к работе. Подобные словари, как правило, рассчитаны на исполнителей и поэтому излагаются в итальяно-русском варианте. При сочинении же музыки ребенку, не владеющему в достаточной степени итальянской терминологией, бывает довольно трудно правильно обозначить темп и характер своего произведения. Учитывая это, автор сборника счел целесообразным дать русско- итальянский словарь. Пользуясь км, ученик не только сможет быстро найти нужный иностранный термин, но н легко запомнит его.

Все упражнения, помещенные з издание, предполагают многовариантность выполнения. Полезно иногда воз вращаться к пройденному при изучении новой темы. Так, осваивая "Подбор гармонии*, можно гармонизовать примеры из разделов "Досочинениё мелодии* и "Мелодическая секвенция*.

Педагог, исходя нз технических возможностей ученика и специфики инструмента, на котором он играет, может сам сочинять задания. Важно, чтобы учащийся умел импровизировать и писать музыку для своего инструмента. Но вместе с тем ребята, специализирующиеся на инструментах мелодического плана (таких как скрипка, флейта, труба и т, п.), должны делать также упражнения для фортепиано.

Занятия творчеством помогут ученикам научиться слушать и лучше понимать музыку. Такие уроки разовьют способности, раскрепостят мышление ребенка, сделают его смелее. И если даже он не изберет музыку своей профессией, после окончания музыкальной школы в нем навсегда сохранится любовь к музицированию, к постоянному общению с любимым искусством. 

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО МУЗЫКЕ ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика