Дошкольное музыкальное воспитание (Арисменди) 1989 год

Скачать Советский учебник

Дошкольное музыкальное воспитание (Арисменди) 1989 

Назначение: В новой своей книге автор в доступной, популярной форме рассказывает о месте дошкольного музыкального воспитания в общем развитии ребенка, раскрывает связь музыкальных способностей с другими задатками ребенка.

В книге приводятся песни народов Латинской Америки.

© " Прогресс" Москва 1989

Авторство: Альсира Легаспи де Арисменди — известный уругвайский педагог

Формат: PDF Размер файла: 2.93 MB

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Альсира Легаспи де Арисменди — ученый и педагог. Вступительная статья   5

Предисловие автора к уругвайскому изданию  11

Часть первая Теория и практика

музыкального воспитания дошкольников

Глава /. Музыкальное образование и развитие дошкольников в свете современных психологических и педагогических теорий

1. Воспитание дошкольников в современном обществе. Социальные и педагогические требования . . 23

2. О некоторых теориях психического развития ре

бенка. Дискуссии о целях дошкольного воспитания  24

3. Необходимость научного подхода к проблемам

дошкольной педагогики 28

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

4. Дошкольная педагогика и современная концепция непрерывного образования 30

5. Воспитание и развитие музыкальности. Общие

цели и специфические задачи 32

6. Программа музыкального воспитания. Взаимодействие индивидуальных особенностей ребенка

и социальной среды 35

7. Ребенок как объект и субъект воспитания. Принцип деятельностного подхода в современной дидактике  38

8. Ведущая роль пения в развитии аудитивного

(слухового) музыкального восприятия .... 41

9. Как дошкольник воспринимает, усваивает и использует выработанные человечеством звуковые системы 42

11. Познание и работа мозга. Сопоставительный

анализ некоторых концепций 49

12. Этапы развития детского мышления в теориях

Валлона, Выготского и Пиаже 51

13. Конкретное мышление, перцептивная деятельность и усвоение ребенком родного языка ... 59

14. Роль действия и слова на элементарных сенсорных уровнях 61

15. Сохранение значения перцептивной деятельности ребенка на разных уровнях познания. В чем единодушны известные психологи 64

16. Пение как вид деятельности и формирование

способности восприятия музыкальных звуков. Психофизиологические основы дидактики музыкального воспитания 68

Глава II. О программах музыкального воспитания.

Дидактические приемы обучения пению и другим видам ритмико-мелодической деятельности

1. Различные виды музыкальной деятельности . . 74

2. Взаимосвязь перцептивной деятельности и речи  75

3. Прослушивание и пение. Пение педагога: подсказка и стимул 76

4. Диапазон вокальных возможностей детей от трех

до пяти лет 80

5. Произношение и восприятие звуковой системы

родного языка. Фонетические упражнения . 83

6. Интонирование и звучание 86

7. Отбор песен с учетом их музыкальных и поэтических достоинств 87

8. Заучивать ли наизусть стихи и песни? Значение игровой деятельности в развитии музыкальности

и памяти 92

9. Развитие восприятия ритма. Использование простейших ударных инструментов 97

10. Мои первые практические шаги и первые обобщения  100

11. Проверенные на практике дидактические методы и приемы 102

12. Развитие сотрудничества при коллективной деятельности  107

13. Дидактические рекомендации надо использовать

творчески 108

Часть вторая

33 латиноамериканские песни

1. Матушка-волчица , . . . 113

2. Юла  .... 114

3. Колыбельная  116

4. Кукла 117

5. Маньянита 118

6. Ква-ква 119

7. Антон Пирулеро 121

8. Котята 123

9. Мария-бантик 124

10. Юбка 125

11. Встал я утром на заре 126

12. Дочка моя потерялась 127

13. Добрый птицелов 128

14. Хоровод 130

15. Теколоте 132

16. Красавица Луна  134

17. Сомбрерито 135

18. Чучело  136

19. Ох, соседушка-соседка 138

20. Крошки энанос 140

21. Гвира  142

22. Мячик 143

23. Арру-ру, мой мальчик 144

24. Дорогая мама 146

25. Весна  147

26. Черепашка 148

27. Мотылек ^9

28. Дай-ка мне руку 149

29. Не дадим и половинки 152

30. Певунья-птичка 153

31. Мельник   .154

32. Песнь Марти 156

33. Праздник 157

Музыкальный мир дошкольника. Послесловие 159

 

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Дошкольное музыкальное воспитание (Арисменди) 1989 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Альсира Легаспи де Арисменди — ученый и педагог

Вступительная статья

Имя автора этой книги известно далеко за пределами Уругвая. И в Латинской Америке, и в Европе, и в Азии — повсюду найдутся люди, которым памятны встречи, беседы или совместная работа с Альсирой Легаспи де Арисменди. Одни знают ее как видного общественного деятеля, члена Центрального Комитета героической Компартии Уругвая, другие — как специалиста по обучению взрослых (Альсира Арисменди руководит обучением партийных кадров), третьи — как профессионального музыковеда, глубокого знатока народной музыки, четвертые — как воспитателя-практика, много лет проработавшего в детском саду, для пятых она учительница, обучавшая их в старших классах школы испанскому языку, а для шестых — журналист, член редколлегии теоретического органа уругвайской компартии — журнала «Эстудиос»...

Таков диапазон профессиональных и общественных интересов Альсиры Легаспи де Арисменди. Многообразие ее поисков как творческой, ищущей натуры, превратности ее судьбы как политического деятеля — вынужденная эмиграция, годы работы вдали от родины — помогают понять, почему у нее так много знакомых во всех уголках света. А личные качества Альсиры Легаспи де Арисменди — ее внимание к людям, скромность, ее неизменная доброжелательность и постоянная готовность разделить чужое горе и чужую радость — объясняют, почему большинство знакомых и коллег считают

себя ее друзьями. Особенно много друзей у Альси- ры Легаспи де Арисменди в Москве, где она прожила более 10 лет.

Но еще больше у Альсиры Легаспи читателей. Потому что во многих странах мира — в самом Уругвае, на Кубе, в Испании, в Болгарии и у нас в Советском Союзе — выходили и выходят ее книги, отражающие и обобщающие различные аспекты ее деятельности.

Перу Альсиры Легаспи де Арисменди принадлежит большое количество работ по проблемам воспитания, возрастной педагогики и психологии, в том числе получившая широкую международную известность монография «Педагогика и марксизм», вышедшая в 1963 г. первым изданием в Монтевидео, в 1965 г.— в русском переводе — в Москве и почти одновременно на Кубе. Второе, существенно дополненное уругвайское издание этой книги, появившееся в 1967 г. в Монтевидео, во многом было навеяно беседами с выдающимся советским педагогом Василием Александровичем Сухомлин- ским.

«Педагогика и марксизм» содержит теоретическое обоснование фундаментальных проблем науки о воспитании и наряду с этим конкретный анализ огромного практического опыта, накопленного советской педагогикой. Оценивая научную значимость и актуальность книги, профессор С.Шабалов писал во вступительной статье к русскому изданию: «Довольно часто произведения основоположников

1 А 1 с i г a Legaspi de Arismendi. Pedagogia у Marxismo. Montevideo: Ediciones Pueblos Unidos, 1963.

2 Альсира Легаспи де Арисменди. Педагогика и марксизм. М.: Прогресс, 1965.

марксизма используются нашими авторами для решения узких конкретных вопросов воспитания. Направление работ Альсиры де Арисменди другое. Будет верно определить его как распространение положений диалектического и исторического материализма на анализ и решение основных проблем теории воспитания»1.

Сочетание теоретического исследования общих проблем процесса воспитания с осмыслением опыта и выработкой конкретных рекомендаций отражает, по-видимому, не только методологический принцип, но и творческое кредо Альсиры Легаспи де Арисменди. Кстати, одна из ее первых научных работ по педагогике, опубликованная еще в 1959 г., содержит специальный раздел, который так и называется: «О необходимости соединения теории с практикой»2. Эта работа, отмеченная интенсивным экспериментированием, дала ценнейший материал для научных обобщений, касающихся особенностей развития мышления и речи, а также эстетического воспитания дошкольников.

Вообще проблемы эстетического воспитания, и, в частности, развития музыкальности, постоянно привлекают внимание Альсиры Легаспи де Арисменди и рассматриваются ею в разных аспектах. Среди работ этой тематики надо упомянуть в первую очередь книгу «Некоторые проблемы музыкального воспитания дошкольников»3, изданную в Мон

1 С. Ш а б а л о в. Вступительная статья к кн.: Альсира Легаспи де Арисменди. Педагогика и марксизм. Мм 1965, с. 6.

2 Alcira Legaspi de Arismendi. Dos obras de gran importancia para los maestros/Estudios.— № 12, 1959, p. 168— 174.

3 Alcira Legaspi de Arismendi. Algunos problemas de educacion musical de los preescolares. Montevideo: AULA, 1970.

телевидео в 1970 г. и переизданную в 1974 г.,— своеобразный пролог к этой книге,— а также книгу «Развитие речи и поэтического языка дошкольника», вышедшую в Монтевидео в 1974 г.1 «Развитие речи и поэтического языка дошкольника» завершается небольшой со вкусом отобранной поэтической антологией, которая заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее. Эта антология ориентирована на дошкольников и представляет поэзию не одной какой-нибудь латиноамериканской страны, но всей испаноязычной поэзии в целом. Здесь особенно интересны принципы составления антологии. Дело в том, что, согласно сложившейся традиции, детская литература латиноамериканских стран основывается не столько на произведениях, написанных специально для детей, сколько на произведениях, которые первоначально предназначались взрослому читателю и лишь затем в полном виде или в отрывках были введены в круг детского чтения. Примерно так же обстоит дело и с песнями. Вот почему особую остроту приобретает подход к отбору для детей произведений «взрослой» литературы (в других случаях — произведений песенного жанра) — его идеологические, дидактические, эстетические принципы.

Весь этот круг вопросов подробно рассматривается в упомянутых работах Альсиры Легаспи де Арисменди, но в поэтической антологии, приложенной к «Развитию речи...», блестяще продемонстрировано их практическое решение: в книге, рассчитанной на работу с детьми трех-пятилетнего возраста (школьное обучение начинается в Уругвае

1 Alcira Legaspi de Arismendi. El preescolar: el desarollo del habla у el lenguage poetico. Montevideo: EPU, 1973.

с шести лет), представлены стихотворения таких авторов, как Лопе де Вега, Антонио Мачадо, Хуан Рамон Хименес, Федерико Гарсия Лорка, Рафаэль Альберти, Хосе Марти и Николас Гильен. Автору удалось доказать выполнимость защищаемого ею тезиса, согласно которому только истинная, «высокая» поэзия, одухотворенная глубокими человеческими чувствами, нашедшими адекватную поэтически совершенную форму выражения, может получить «путевку» в детскую литературу.

Принципы составления антологий для детей получили свое дальнейшее развитие — на песенном материале — в опубликованной в 1982 г. в Испании книге автора «Теория и практика музыкального воспитания дошкольников с приложением ста песен»1, в изданном в Советском Союзе в 1976 г. сборнике «Песни Латинской Америки»2 и его расширенном переиздании в 1981 г. Кстати, сборник «Песни Латинской Америки» был отмечен советской критикой, обратившей внимание на мастерство и вкус, проявленные составителем при отборе и адаптации литературного и фольклорного материала3.

Настоящую книгу — «Дошкольное музыкальное воспитание», как и другие работы автора, отличает одна особенность, которую я назвал бы научным оптимизмом, отражающим, бесспорно, оптимизм самой Альсиры Легаспи де Арисменди,

1 Alcira Legaspi de Arismendi. Teoria у practica de la educacion musical de los preescolares у cien canciones. Barcelona, 1982.

2 Canta America Latina. Cancionero para los ninos. Compila por Alcira Legaspi de Arismendi. Redaccion, comentarios у vocabu- lario de M. Winiarski. Moscu: Prosveschenie, 1976.

3 См.: «Детская литература», № 2, 1982, с. 65; «Учительская газета», 23 января 1982, с. 4; «Иностранная литература», № 10, 1982, с. 200.

глубинную черту ее личности. И собственный опыт многолетней практической работы с детьми, и анализ новейших исследований в области педагогики и психологии приводят автора к твердому убеждению в возможности активного воздействия на процесс формирования интеллектуальных и творческих способностей ребенка, особенно при условии раннего начала целенаправленной воспитательной работы.

Когда эта книга уже готовилась к печати, Аль- сира Легаспи де Арисменди в составе уругвайской партийной делегации приехала в Москву, чтобы принять участие в праздновании Первого мая (1988 год). Узнав о русском переводе «Дошкольного музыкального воспитания», она сказала: «Я очень рада, что эта книга выйдет в Советском Союзе, в стране, с которой меня связывают не только общие идеалы, но и прожитые здесь годы. И я вдвойне рада, что эта книга появится в такое знаменательное время, в эпоху перестройки. Я хочу надеяться, что она будет полезна и внесет скромный вклад в решение важнейшей социальной проблемы — воспитание подрастающего поколения. Пользуюсь случаем, чтобы передать мой привет и наилучшие пожелания советским читателям, и в первую очередь воспитательницам детских садов».

Кандидат филологических наук Ю. Ванников

Глава I

Музыкальное образование и развитие дошкольников в свете современных психологических и педагогических теорий

1. Воспитание дошкольников в современном обществе. Социальные и педагогические требования

В последние годы во всем мире значительно увеличилось количество ясель и детских садов. В некоторых странах из-за медленного роста государственных субсидий интенсивно развиваются частные дошкольные учреждения, количество которых едва ли можно точно установить. Вследствие этого воспитательная работа нередко выполняется людьми, не получившими соответствующего специального образования.

Для современного этапа мирового общественного развития характерен процесс все более широкого вовлечения женщин в сферу торговли, производства, управления, в научную, культурную и политическую жизнь. В результате женщины столкнулись с необходимостью по-новому подходить к решению вопросов о ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Одновременно на наших глазах развивается и другой процесс, такой же реальный и конкретный, как первый, но во многом противоречащий ему: растущая забота о воспитании детей с самого раннего возраста.

В сложившейся ситуации разумное решение

этого противоречия требует принятия мер как организационного, так и научного характера. Необходимо, в частности, увеличивать количество государственных детских садов, развивать дошкольную педагогику с учетом особенностей современного ребенка, повышать квалификацию воспитателей, их профессиональный уровень.

В 1974 г. на XIV конгрессе Всемирной организации дошкольного воспитания (ВОДВ) профессор Гастон Милане отметил, что эта организация вела энергичную борьбу во всех странах мира за признание права ребенка на получение дошкольного воспитания, за осознание правительствами принципиальной важности того возраста, который предшествует собственно школьному периоду. «В настоящее время,— сказал Гастон Милане,— никто уже не может взять под сомнение важность дошкольного воспитания, но наша работа еще не завершена, поскольку нам предстоит добиться, чтобы сама идея дошкольного воспитания использовалась целенаправленно, а для этого надо знать, куда мы идем»1.

Проблема целенаправленной подготовки детей к школьной жизни обсуждалась и на других конгрессах, посвященных вопросам воспитания.

2. О некоторых теориях психического развития ребенка.

Дискуссии о целях дошкольного воспитания

Рамки данной работы не позволяют нам сделать обзор, даже краткий, истории дошкольной педагогики. По этой же причине мы не можем

1 ’’О.М.Е.Р. Boletines del XIV Congreso”. Caracas, 1974.

провести детальный ретроспективный анализ различных течений в психологии и соответствующих им методологических принципов.

Однако некоторые из них все же нашли свое отражение при теоретическом осмыслении педагогической работы, проводимой в детских садах, хотя сама по себе эта работа методически не всегда достаточно четко организована. Самый большой недостаток деятельности детских садов заключается, по нашему мнению, в том, что до сих пор точно не сформулированы цели дошкольного воспитания. Эта оценка относится, разумеется, к теоретическим аспектам педагогической работы с дошкольниками и ни в коей мере не отрицает усилий и достижений многих воспитателей- практиков.

В последние десятилетия в некоторых странах получили хождение концепции, оказавшие отрицательное воздействие как на теоретические исследования в области дошкольной педагогики, так и на содержание воспитательно-образовательной работы с детьми младшего возраста. Суть этих концепций сводится к следующему.

Процесс психологического развития ребенка, а также формирование и совершенствование человеческой деятельности в целом рассматриваются как результат развертывания врожденных, унаследованных способностей, которые, по выражению одного психолога, «проистекают из эмбриона».

Само развитие трактуется односторонне — только как биологическое созревание специфических церебральных структур, при этом отвергается или недооценивается роль воспитания в онтогенетическом формировании умственных функций. Более того, одни сторонники такого подхода

подчеркивают необходимость оградить ребенка от организованного воспитания, якобы оказывающего отрицательное воздействие на спонтанную экспрессию, в которой и проявляется процесс психофизиологического формирования личности. Другие, в частности представители психосоциальной теории, делают упор на то, что для успешного развития ребенка необходимо обеспечить оптимальный подбор определенных условий жизни. В такой адаптации якобы заключается гарантия будущего умственного здоровья человека. При этом различные виды деятельности, включая игры, рассматриваются просто как средства для снятия эмоциональных напряжений и агрессивных импульсов, отрицательно влияющих на формирование личности (психоаналитическая концепция). Спонтанность и свобода, считают приверженцы этой теории, должны стимулировать развитие собственно психических процессов, что в дальнейшем обеспечит самоконтроль человека за своим поведением.

Некоторые авторы, разграничивая организованное воспитание и естественное развитие, низводят роль воспитателя до уровня ненавязчивого наблюдателя или «старшего» лидера детей (в возрасте от 2 до 5 лет), который в начале дня предлагает им на выбор различные виды деятельности. Это «стимулирование или помощь» со стороны воспитателя-лидера, по их мнению, «утверждает демократический климат» в воспитании дошкольников; если же «каждый шаг деятельности детей направляется учителем и подлежит обязательному исполнению всеми одновременно, то это порождает авторитарный климат»1. И как следствие такого

 

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО МУЗЫКЕ ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика