Дидактика и методика на уроках рисования (Карлсон) 1959 год

Скачать Советский учебник

 Дидактика и методика на уроках рисования (Карлсон) 1959

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РИСОВАНИЯ

©  УЧПЕДГИЗ РСФСР ЛЕНИНГРАД 1959

Авторство: Аделина Викторовна Карлсон

Формат: DjVu, Размер файла: 3.18 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 

 Введение 5 

 Основные требования в обучении рисованию 18 

 Значение слова 20 

 Наглядность и наблюдательность 22 

 Наглядные учебные пособия 29 

 Развитие внимания 37 

 Развитие глазомера 40 

 Координация движений 41 

 Конструкция предмета — 

 Понимание и сознательность 42 

 Анализ предмета 47 

 Запоминание и сохранение образа в памяти 51 

 Творчество в тематическом рисовании 52 

 Последовательность и систематичность 54 

 Закрепление знаний 58 

 Учет знаний и оценка знаний 60 

 Организация работы учащихся 62 

{spoiler=См. оглавление полностью...}

 

 Проведение уроков рисования в связи с основными требованиями методики в школе 

 Организация урока 

 Методика проведения уроков рисования 70 

 Конспект урока в 1-м классе «Рисование с натуры двух морских сигнальных флагов» 

 Рисование в 1-м классе на тему «Сад осенью» 71 

 Конспект урока во 2-м классе «Рисование с натуры теннисной ракетки» 72 

 Конспект урока в 3-м классе «Рисование с натуры цветочного горшка с небольшим растением» 73 

 Рисование в 3-м классе на тему «Весна на окне» 75 

 Работа в 4-м классе над темой «Составление плаката ко дню птиц» 

 Рисование с натуры скворечника 78 

 Уроки на декоративные темы в 1 — 3-м классах 80 

 Составление узора в 1-м классе 81 

 Составление узора во 2-м классе 82 

 Составление узора в 3-м классе 

 Беседы по картинам

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Дидактика и методика на уроках рисования (Карлсон) 1959 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 Вопрос об использовании дидактических принципов в обучении рисованию является еще совершенно новым, в значительной степени не затронутым ни в педагогических руководствах, ни в специальной литературе по рисованию. 

      Между тем основные дидактические и методические требования приобретают все большее значение в школе и на уроках рисования. 

      В настоящей книге автор излагает основные дидактические и методические положения, ставя перед собой задачу показать важное воспитательное и образовательное значение преподавания рисования в школе, начиная с первых классов. Это должно помочь в воспитании навыков и организованности в труде, сыграть большую роль в политехническом обучении учащихся. 

      Книга состоит из двух частей. В вводной части раскрывается значение дидактики в обучении рисованию. Небольшая историческая справка об основных направлениях в развитии методики рисования за последние 60 — 70 лет ставит своей задачей показать пути развития дидактических принципов. Рассматривая цели и задачи в обучении рисованию за последнее десятилетие, автор показывает, какое огромное влияние оказывает марксистско-ленинская теория в педагогике на перестройку всей программы по рисованию и на методику преподавания. 

      В 1-й и основной части книги излагаются положения в дидактике обучения рисованию и теоретическое их обоснование данными современной педагогики и психологии. 

      Базируясь на учебной программе, автор показывает, что вся изобразительная деятельность учеников должна основываться на понимании и изучении окружающей действительности, и таким образом постепенно формируется их материалистическое мировоззрение. 

      В данной работе используется учение академика И. П. Павлова, дидактические высказывания К. Д- Ушинского, опыт лучших учителей рисования, а также личный опыт А. В. Карлсон за 45 лет педагогической деятельности. 

      Во 2-й части книги приводится описание ряда уроков по всем видам изобразительной деятельности в начальной школе с целью показать, как проводятся в жизнь па уроках рисования такие дидактические принципы, как на- 

      глядность, сознательность и прочность усвоения материала, активность, систематичность, доступность даваемых учащимся знаний. 

      Автор приводит наиболее типичные способы планирования уроков по рисованию с натуры, декоративному и тематическому рисованию, а также по беседам о произведениях изобразительного искусства. 

      Лучшему пониманию изложенного материала, безусловно, помогут помещенные в тексте ряд иллюстраций и фотографии. 

      Книга рассчитана преимущественно на учителей рисования начальной школы и учащихся педагогических училищ. Отдельные положения вполне применимы и в обучении рисованию в средних классах школы. 

      Дидактические принципы в обучении рисованию были темой доклада автора на «Педагогических чтениях» при Академии педагогических наук в Москве в 1954 году, доклад получил высокую оценку. Поэтому книга, посвященная раскрытию этого вопроса, несомненно, принесет пользу в деле улучшения преподавания рисования и в подготовке учителей рисования. 

      Л. Т. Вяхи-Ильвес 

      

      ВВЕДЕНИЕ 

      Вопросы дидактики на уроках рисования в специальной литературе еще мало разработаны. В методиках рисования, правда, перечисляются некоторые принципы, но нигде не вскрывается их сущность. А между тем, подробное их изложение и теоретическое обоснование в большой мере способствовало бы улучшению качества преподавания и созданию систематического курса методики рисования, в котором так нуждается учитель рисования. Кроме того, подобное изложение дидактических принципов шире и глубже раскрыло бы значение рисования как общеобразовательного предмета, не только обучающего, как это принято считать, но и воспитывающего подрастающее поколение. 

      Сущность уроков рисования, педагогическое их значение недостаточно еще раскрыто в педагогике и до сих пор не изжиты взгляды на этот предмет как на чисто художественный, требующий от учащихся особой одаренности, или как технический, преследующий преимущественно производственные цели. 

      Даже в учебниках педагогики уделяется сравнительно мало внимания рисованию, в особенности в разделе дидактики, где этот предмет молчаливо обходится. Перечисляя те или другие дидактические принципы, авторы учебников приводят примеры из разных дисциплин и лаконически прибавляют: «и уроки пения и рисования». Такое отношение свидетельствует о том, что рисование как общеобразовательный предмет не нашел еще в педагогическом процессе должного признания. Кроме того, сама дидактика рисования еще мало разработана, так как внимание методистов направлено было преимущественно на решение практических вопросов и разработку отдельных разделов методики рисования. Так, например, во всех методиках последних лет, а также в вводной части программы рисования только упоминаются некоторые дидактические принципы, такие как «последовательность», «систематичность», «учет возрастных особенностей», но нигде не вскрывается, что же следует понимать под этими понятиями, и не поясняется, как они претворяются в практике преподавания рисования. 

      А между тем дидактика является одной из важнейших частей педагогики, раскрывающей закономерности обучения в школе, содержание, формы и методы его работы. Являясь одной из основ частной методики, дидактика в свою очередь обогащается их конкретными данными. 

      Общеизвестны дидактические принципы, изложенные великим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским еще в 1657 году в его знаменитой книге «Великая дидактика», впоследствии разработанные Генрихом Песталоцци и великим русским педагогом К- Д. Ушинским. В советских учебниках педагогики эти принципы в основном перечисляются в таком порядке: наглядность, сознательность, активность, прочность усвоения, систематичность, доступность и посильность для учащихся. 

      Дидактика раскрывает учебный процесс в целом, его сущность, пути и средства, необходимые для успешного обучения. По существу дидактика является теорией образования и обучения или теорией умственного воспитания. Поэтому вся методика рисования должна основываться на дидактических принципах. 

      Подробному изложению и отражению ее в практической работе учителя рисования посвящена настоящая книга. 

      Из этого, однако, нельзя делать заключение, что мы считаем дидактические требования в обучении рисованию самостоятельным разделом, вне зависимости от прочей учебной работы. 

      Рассматривая, например, принцип наглядности, основной в преподавании рисования, мы должны отметить два фактора, от него совершенно неотделимых: объект наблюдения — модель — и действующее при этом лицо, в данном случае ученика, которого мы должны каким-то способом подготовить и направить на объект наблюдения. Мы имеем, следовательно, дело с рациональным использованием наглядных учебных пособий — моделями для рисования, с подбором в определенной системе и подачей их определенным способом. Вторым фактором является сам учащийся, который должен воспринимать определенным способом модель. Здесь мы подходим вплотную к вопросу о подготовке и воспитании произвольного внимания учащегося различными приемами и способами. Для того чтобы внимание было действительно целенаправленным, эффективным, учителю надо подумать о применении разнообразных методов преподавания рисования — об анализе их различным способом, в зависимости от самого объекта наблюдений. В одном случае целесообразно применять индуктивный, в другом дедуктивный способ с применением метода сравнения и сопоставления, с сопровождением показа приемов изображения на классной доске или с применением предварительных упражнений И т. д. 

      Из всего этого видно, что дидактические принципы в обучении рисованию тесно переплетаются с методикой преподавания и организацией всей учебной и воспитательной работы. 

      В свою очередь дидактика и методика преподавания рисования стоят в прямой зависимости от целей и задач, поставленных перед школой в данное время. Следует отметить, что на протяжении всего времени существования рисования в общеобразовательной школе взгляды на цели и задачи неоднократно изменялись, в зависимости от экономических, политических и идеологических направлений, господствовавших в ту или иную эпоху. 

      Рассматривая критически методическую литературу за последние 60 — 70 лет с точки зрения современной марксистско-ленинской теории и советской науки — педагогики и психологии, мы должны признать, что, несмотря на многие заблуждения, дидактика и методика развивались, и многое ценное из опыта прошлых лет было перенесено в современную советскую общеобразовательную школу. 

      Не вдаваясь в подробное изложение истории развития методов обучения рисованию, все же полезно будет остановиться, хотя бы вкратце, на основных этапах ее развития. 

      В основу геометрического метода, введенного с 1888 года в общеобразовательных и профессиональных школах, положены были чисто практические задачи — подготовить квалифицированные кадры для растущей капиталистической промышленности и крупного сельского хозяйства. Для этой цели необходимо было развить на уроках рисования такие качества, как ловкость руки, точность глазомера, аккуратность. 

      В то время считалось, что только метод, основанный на геометрии как точной науке, может развить все качества, требующиеся хорошему ремесленнику. Геометрический метод состоял в зарисовке геометрического орнамента, геометрических фигур и тел, моделей из проволоки, типовых орнаментов, архитектурных деталей, балясин, капителей, в старших классах — античных голов. В основу обучения были положены следующие соображения: все предметы окружающей действительности могут быть подведены в некотором смысле к геометрическим фигурам и телам. Кроме того, геометрическая наука, точная и математическая, в большей мере способствует правильности и точности в рисунке, который можно проверить измерениями. 

      Этот метод, более пригодный для ремесленников и профессиональных учебных заведений, совершенно не годился для общеобразовательных школ, для детей начиная с 8 — 9 лет, так как не учитывал ни возрастных особенностей детей, ни их развития, пи их интересов. 

      Абстрактные геометрические формы не соответствовали потребности детей передавать графическим способом свои впечатления об окружающем мире. 

      Несмотря на многие недостатки геометрического метода, он принес при переходе к новому натуральному методу много полезного. Многие годы работы по геометрическому методу способствовали выработке ряда денных дидактических принципов. Таблицы для срисовывания плоских орнаментов, подбор геометрических тел и типовых орнаментов были разработаны в строгой последовательности. Основательно изучался курс перспективы. А. В. Сапожников издал ряд оригинальных наглядных учебных пособий по перспективному рисованию, которыми пользуются и в настоящее время. Гипсовые и плоские орнаменты были безупречны с точки зрения вкуса и чистоты стиля. 

      При переходе обучения рисованию от геометрического метода к новому натуральному методу и перестройке программ решающее значение имели два фактора. 

      1. Конец XIX века — это век крупных мировых технических изобретений и роста капиталистической промышленности, которой нужны были не только квалифицированные рабочие, но и ведущие кадры мастеров, техников, инженеров с повышенным уровнем развития графической грамотности. Школа должна была научить учащихся рисовать, чертить, развить в них наблюдательность, память, художественный вкус и творческое воображение. 

      2. Знаменателен был для этого времени повышенный интерес научных и педагогических кадров к вопросам наглядности и конкретности обучения, к вопросам психологии, к изучению ребенка в частности. Руководящей теорией в это время является биогенетика, под влиянием которой интерес к детскому рисунку вырастает некоторым образом в культ детского творчества. 

      Передовые учителя рисования с увлечением изучают новые и оригинальные мысли западно-европейской науки в области психологии детского творчества, но не всегда критически используют их в своей работе. 

      В начале XX века появляется обширная литература по методике рисования, в первое время иностранного происхождения в русском переводе: книги Ф. Кульмана, Луи Пранга, Эльснера, Баумгарта, Аугсбурга, Брауншвига, Л. Тэдда и др. Позднее, в 1908 г., появляются руководства по рисованию русских авторов: Е. В. Разыграева, В. И. Бейера, К. И. Лепилова. 

      В основу нового метода было положено изучение предметов и явлений окружающего ребенка мира и умение их реалистически отобразить в своем рисунке на уроках рисования, с натуры, в декоративных и творческих работах. Изучение природы должно служить главной основой обучения. Путем рисования с натуры приобретаются п укрепляются новые представления, развивается острота зрения и наблюдательность. Проводилась мысль, что общеобразовательная школа не готовит ни художников, пи ремесленников, по вооружает учащихся средствами для выражения мысли как цепного подспорья в разных областях 

      приложения человеческого труда и знаний, внушая учащимся уважение к искусству. 

      Разнообразный зрительный материал, подлежащий изучению, авторы нового метода пытались привести в определенную систему, опираясь на логическую последовательность при выборе моделей и учебного материала, на целесообразные приемы обучения, привлекая интерес детей содержательностью и жизненностью преподносимого материала. Для оживления уроков рисования и внесения разнообразия в способы преподавания широко практикуются упражнения красками и кистью. Для развития ловкости руки, внимания и чувства формы вводятся работы кистью без предварительного контура. Исходя из принципа сознательного усвоения окружающих предметов, рекомендуется проводить беседы о целесообразности конструкции предметов. Наблюдения в процессе рисования с натуры связываются с развитием эстетического чувства. 

      Некоторые авторы руководств большое значение придавали развитию руки и глаза. Ими рекомендовались для этой цели специальные упражнения в набрасывании линий, кругов, эллипсов, пальметок легкими штрихами, иногда двумя руками, доводя их до автоматизации движений (Л. Тэдд). Во всех новых руководствах учителя рисования находили много интересного, оригинального, но нередко противоречивого характера. 

      Одни авторы требовали строгой последовательности в изучении материала (Баумгарт, Брауншвейг), другие исходили из принципов занимательности (Ф. Кульман) и отказывались от строгой системы. 

      В переходный период от геометрического метода к новому методу отсутствовала единая программа по рисованию, было обилие новых видов работы, упражнений. Разнообразие рекомендуемых моделей затрудняло учителей рисования привести и строгую систему весь новый материал. Противники нового метода вправе были обвинить новое направление в беспорядочности и бессистемности. Остро сознавалась необходимость систематизировать новый учебный материал, распределить его по возрастам и по классам, найти теоретическое обоснование новому методу преподавания с точки зрения психологии и педагогики того времени. 

      Не ожидая новых программ от Министерства просвещения, группы прогрессивных учителей после 1905 года явочным порядком изменяли программы, сообразно с новыми задачами школы. Так появился в 1908 году «Опыт иллюстрированной программы рисования, черчения, лепки» с поурочным распределением занятий по каждому классу, составленной учителями рисования, группировавшимися вокруг журнала «Вестник учителей рисования»1. Авторы использовали все лучшее из существовавших в то время методик, а также опыт лучших учителей рисования.

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика