В помощь маленьким художникам - Сборник заданий по рисованию Часть 1 (Лабунская) 1938 год

Скачать Советский учебник

 В помощь маленьким художникам - Сборник заданий по рисованию Часть 1 (Лабунская) 1938

Назначение: Для детей от 8 до 10 лет

© "Искусство" Ленинград 1938 

Авторство: Лабунская Галина Викторовна

Формат: PDF Размер файла: 16.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Замечательный учебник по рисованию от мастера советской педагогики. Многие ребята очень любят рисовать, раскрашивать, лепить. Но часто они не знают, как за это приняться.

Вот эта книга и написана для того, чтобы помочь в этом деле. Она расскажет тебе, какие бывают краски, как с ними работать. В ней ты найдешь много веселых, интересных и полезных заданий. Она научит тебя также различным новым способам работы; с их помощью ты сможешь сделать себе забавные игрушки из старых газет и оберточной бумаги, а из обычной картошки устроить себе печатку и печатать красивые, яркие узоры.

А главное, если ты аккуратно будешь выполнять задания по этой книжке, она научит тебя лучше рисовать и передавать в рисунке все то, что ты видишь вокруг себя, О чем ты читаешь или слышишь. А вокруг так много замечательного и в школе, и в книжках, и в природе‚ и все это так интересно рисовать.

Начинай рисовать осенью, после того как хорошенько отдохнешь летом. Рисуй непременно по порядку, как указано в книге, выполняя одно задание за другим, не пропуская.

Скачать бесплатный учебник  СССР - В помощь маленьким художникам - Сборник заданий по рисованию Часть 1 (Лабунская) 1938 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Девятнадцатое задание

Наклей из кусочков цветной бумаги картинку на тему „Лес зимой". Подумай, каких цветов бумагу надо взять, чтобы сделать такую картинку? На какую бумагу ты се будешь наклеивать—на белую, серую или на синюю? Что можно сделать из зеленой бумаги, из коричневой, серой, белой? Какие зверьки живут в лесу зимой? Какого цвета ты будешь делать зайца, белку, лисицу?

Порядок работы ты уже знаешь. Картинку ты можешь делать не один, а вдвоем. Распредели, кто что будет вырезать. Когда будешь резать елочку, можно, чтобы она вышла лучше, кусочек бумаги перегнуть пополам, посредине; тогда можно вы¬резать сразу обе стороны, и они получатся одинаковыми. Елочка вверху всегда бывает уже, книзу расширяется, так и надо ее вырезать. Чтобы сделать другие деревья, надо вырезать ствол и ветви, торчащие в разные стороны. Кроме того, надо вырезать сугробы снега, голые кустики, лесных зверюшек, все наклеить— получится лес зимой.

Зима.

Картина художницы Е. Поленовой.

Когда ты картинку не рисуешь, а наклеиваешь ее из вы¬резанных кусочков цветной бумаги, то такая работа называется аппликацией. Может так случиться, что у тебя не будет цветной бумаги для аппликации. Как тогда быть? Очень просто. Надо цветную бумагу сделать самому. Это совсем нетрудно. Возьми бумагу потоньше, можешь взять даже простую газету, только выбери такое место, где нет очень крупных надписей, заголовков, а то их будет трудно закрасить. Аккуратно нарежь куски,.

возьми куски побольше, чтобы цветной бумаги хватило. Сообрази, какие цвета тебе нужны будут для твоей работы. Приготовь краски.

Лучше всего для этого взять плотные, клеевые краски, которыми ты раскрашивал игрушки из глины. Если же таких красок не будет, то можно взять и обычные акварельные краски, которыми ты всегда работаешь. Правда, эти краски прозрачные, не плотные, и потому буквы газеты, как ты знаешь, будут немного просвечивать, но в общем это будет незаметно.

Только, если будешь красить акварельной краской, не набирай прямо кисточкой с краски, а разведи ее побольше на блюдечке. Налей на блюдце немного воды, набирай краску на кисть и распускай се в воде, пока краска не получится достаточной густоты.

Теперь приготовь листик, разложи его на столе или на парте и приколи кнопками или булавками по уголкам. Возьми кисть потолще, набери побольше разведенной краски и гони ее сверху вниз, тогда она ляжет ровно. Не откалывай бумагу, пока она не подсохнет, а то она обязательно покоробится. Та¬ким образом окрась все куски в нужные тебе цвета,—получится прекрасная цветная бумага для аппликации.

Двадцатое задание

В жарких странах зимы никогда не бывает. Там всегда знойное лето. В лесах громадные деревья, на таких деревьях и плоды очень крупные; там растут пальмы, кокосовые орехи, бананы. Деревья покрыты там листьями круглый год. В лесах птицы, змеи и разные дикие звери: львы, тигры, слоны, обезьяны. Слон—самое большое животное, и все-таки человек приручил его. Ручной слон —хороший помощник человека: он 38

перевозит большие тяжести, своим громадным хоботом слон вырывает деревья, поднимает тяжелые бревна.

Однажды слониха убегала со своим слоненком от охотников. Они пригнали слониху к глубокой реке. Слониха обхватила слоненка хоботом, спустилась в воду и поплыла. Слоне¬нок боялся воды и не умел плавать. Слониха все время держала его хоботом над водой. Увидали охотники, как слониха жалеет своего детеныша, и не стали больше ее преследовать.

Видел ли ты живого слона в зоологическом саду или в цирке? Опиши его: какой он из себя, какого размера, цвета? Что в нем самое характерное? Чем он отличается от всех остальных животных?

Давай хорошенько рассмотрим картинку, на которой изображен слон. Как у него устроен хобот? Как слон ест? Как он работает? Какие у него ноги, уши? Какого он размера?

Теперь посмотрим кар¬тинку, изображающую лес и реку в тех странах, где живет слон. Чем этот лес отличается от нашего леса? Такие ли там деревья и цветы, как в нашем лесу?

Нарисуй о слоне, что хочешь, из того, что чи¬тал, и раскрась. Каким цветом ты будешь раскрашивать слона? Есть ли среди твоих красок этот цвет? Какие еще животные бывают серого цвета? Назови. Можно ли серый цвет получить из черного?

Двадцать первое задание

Слон и Моська

По улицам слона водили, Как видно, напоказ.

Известно, что слоны в диковинку у нас, — Так за слоном толпы зевак ходили.

Откуда ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться, Ну так и лезет в драку с ним.

„Соседка, перестань срамиться, —

Ей Шавка говорит. — Тебе ль с слоном возиться. Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед И лая твоего совсем не примечает".— „Эх, эх, — ей Моська отвечает,— Вот то-то мне и духу придает, Что я совсем без драки Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

„Ай Моська! Знать, она сильна, * Что лает на слона".

И. А. Крылов.

Кого тебе надо нарисовать, чтобы изобразить эту басню?' Кто это такая Моська? Как ты себе ее представляешь? Что она смешная или страшная? Намного ли больше слон Моськи? Много ли он больше человека? Что больше — слон или дом?’ Где водили слона? Кто такие эти „зеваки", которые ходили за слоном? Что, кроме слона и Моськи, будешь ты рисовать, чтобы представить все то, о чем рассказывается в этой

басне? Где ты поместишь слона, Моську, дома, людей и «yj- тую собаку—Шавку? Нарисуй так, чтобы сразу можно было понять, где у тебя на рисунке задира-Моська и где благоразумная Шавка.

Нарисуй то, о чем рассказывается в басне „Слон и Моська". Затем раскрась.

Двадцать второе задание

Каких домашних птиц ты хорошо помнишь? Каких ты •будешь лепить? Кто больше —гусь или утка? Похожи ли они друг на друга? Чем гусь отличается от утки? Какой формы у них туловище? Какие лапки, нос? Какого они бывают цвета? Чем курица отличается от утки? Какой 'у курицы клюв, лапки? Каких домашних птиц ты еще помнишь? Видел ли ты маленьких, кругленьких, похожих на желтые и черные пушинки цыпляток?

Рассмотри хорошенько еще раз на рисунке утку, гуся, курицу, индюка и де-ли их так, как помнишь. Можно вылепить утку с утя¬тами или курицу с цыплятами.

Возьми кусок глины (ку¬сок должен быть не очень маленьким, немного меньше твоего кулака) и постарайся вылепить из него птицу цели¬ком. Осторожно вытяни из куска глины шею с головой, хвост (придай ему ту форму, какая у него должна быть), наметь лапки, клюв. Чтобы птица стояла крепче, сделай ее на подставочке. Когда главное готово, проверь, пра¬вильно ли у тебя вышло, обе ли стороны у птицы одина¬ковы, не скривилась ли шея у нее и хвост. Для этого по¬чаще поворачивай ее перед собою в разные стороны, чтобы видеть ее то сбоку, то сзади, то спереди. Сравнивай обе стороны, чтобы она не вышла с одной сто¬роны слишком толстой, а с другой — худой.

Теперь можно более подробно отделать голову, хвост, вы¬делить крылья. Мелкую отделку легче делать не просто пальца¬ми, а палочкой. Такую палочку ты можешь легко сделать сам, например, из старой ручки. Для этого ее надо заострить с од¬ного конца, а с другого обточить в форме плоской лопаточки. Такая палочка называется стэком. Когда все вылепленные вещи просохнут, можно их окрасить.

Лепить надо целиком из одного куска: вылепленные от¬дельно части плохо будут подходить одна к другой, одна окажется слишком велика, а другая малой; вещь будет непрочной и легко развалится. Надо лепить так, чтобы можно было сразу узнать, что ты вылепил, с какой бы стороны ни посмотреть.

Двадцать третье задание

Если ярко раскрасить вылепленных птиц, то получатся

веселые, нарядные игрушки. Игрушки бывают разные. Делаются они из тряпок, набитых опилками, из резины (это для самых маленьких), а чаще из дерева или из папье-маше. Что такое __ _ папье-маше? Это бумага, приготовленная особым способом. Игрушка, сделанная из нее,—креп¬кая, а вместе с тем лег¬кая и внутри пустая. Такая игрушка гораздо лучше глиняной — она легкая и не бьется, и сде¬лать ее нетрудно. Де¬лается она почти так же,

как ты делал посуду из

бумаги. Дома ты можешь се¬бе наделать много забавных игрушек и показать другим ребятам, как это делается.

Вылепи из глины или из пластилина для начала какую-нибудь простую птичку; лепи ее покрупнее, без мелких под¬робностей. Пока глина еще не высохла, возьми бумагу, газет¬ную или оберточную. Кроме

Обклей-ка формы бумагой, того, необходимо приготовить

мучной клейстер. Оторви маленький кусочек газеты, смажь

его не очень густо и положи на глиняную фигурку, причем намазанную клейстером сторону надо класть не к глине, а кверху, наружу. Смотри, не ошибись (см. семнадцатое зада¬ние). Если положишь бумажку намазанной стороной на глину, бумага приклеится к глине, и у тебя из работы ничего не выйдет. После того как положишь кусочек бумаги, хорошенько пригладь его так, чтобы он плотно лежал на глине, нигде не

отставал и не морщился. Не бери слишком крупных кусков: обязательно получатся морщины. Таким образом, клади кусочек за кусочком так, чтобы один кусочек немного заходил за дру¬гой, до тех пор пока вся твоя птичка не окажется покрытой слоем бумаги так, что глины не будет видно.

Вслед за первым слоем надо класть второй, точно таким же способом. Чтобы не ошибиться, везде ли положен второй слой, полезно первый слой класть из газетной бумаги, а второй из оберточной (серой бумаги, в которую заворачивают в ма¬газинах покупки),—тогда уж наверняка не собьешься. Третий слой можно опять класть из газетной бумаги. Три слоя достаточно. Еще раз пригладь везде кусочки бумаги, чтобы они плот¬но прилегали к глине, и дай бумаге просохнуть. Обычно такая

вещица высыхает на другой день. Не надо только ставить ее в жаркое место, а то глина сильно затвердеет, а это будет плохо. Когда бумага с клейстером просохнет, возьми острый нож и разрежь пополам (вдоль) глиняную птичку вместе с бумагой. Вынь по кусочкам глину из бумажной формы. У тебя получатся две пустые крепкие половинки; склей их вместе при помощи маленьких кусочков бумаги, намазанной клейстером (на этот раз надо класть клейстером к бумаге). Игрушки готовы. Раскрась их клеевыми красками.

Двадцать четвертое задание

Везде—и в деревнях и в городах — раскинулись колхозные рынки. Шумно на рынке, бойко идет торговля. Чего, чего здесь

Разрезание’ игрушки.

только нет! Колхозники везут сюда целые возы овощей: ка¬пусты, моркови, картошки, свек¬лы, репы, луку. Все это рас¬кладывается в палатках, расстав-ляется в мешках и ящиках под навесами. Рядом с палатками, где торгуют овощами, идет про¬дажа молока, которое привозит¬ся в городов больших бидонах, сметаны, масла, творога. Немного дальше торгуют сухими грибами, которые висят, нанизанные на нитки, как длинные цепочки.

Нарисуй колхозный рынок, палатки, товар, продавцов, по¬купателей, взрослых и детей, грузовик, подвозящий товар. По-

Глина вынимается из бумажной Половинки игрушки составляются формы. и склеиваются.

думай, что ты поставишь впереди, что сзади. Припомни, как устроена' палатка на рынке, как лежит товар. Наметь, где у тебя на рисунке будет земля и где небо? Проведи линию, где они сойдутся,—линию горизонта. Расставь палатки так, чтобы одни были ближе, а другие дальше и чтобы все они стояли на земле.

Если палатки будут нарисованы прямо перед тобой, то как будет стоять покупатель, рассматривающий товар? Будут ли задние палатки видны целиком, так же как и передние? Какие будут казаться меньше, какие больше? Какие из них ты будешь рисовать на листе ниже, какие выше? Не делай па¬латку слишком маленькой по сравнению с человеком. Какими должны быть дети, чтобы их можно было отличить среди взрослых? В какой цвет ты раскрасишь палатки, небо, землю? Не забудь раскрасить небо до самой земли.

Нарисуй отдельно бидон для молока и кружку. Перед тем как рисовать, рассмотри их хорошенько,—наверное, у тебя дома есть бидон и кружка. Какой формы бидон? Из каких частей он

Какой рисунок сделан правильно и какой неправильно?

•ее так же внимательно, как и

состоит? Как он больше в вышину или в ширину? Какое у него дно, как устроена ручка? Где она прикреплена? Какой фор¬мы кружка ? Вся ли она оди-наковая или книзу уже?

Когда все хорошенько разберешь, нарисуй этот бидон, старайся его изо-бразить так, чтобы он был похож, а рядом с бидоном нарисуй кружку. Рассмотри бидон. Обрати внимание,

насколько она меньше бидона. Подумай, как расположить 'бидон на листе бумаги, чтобы он вышел покрупнее и чтобы

рядом с ним уместилась и кружка.

Посмотри на приложенные рисунки. Какой из них, по- твоему, нарисован правильнее и почему?

Двадцать пятое задание

* Чайник, чашка — эти две вещи ты хорошо знаешь и легко сможешь их нарисовать. Поставь их перед собой и посмотри хорошенько, какой формы чайник—совсем прямой или закруг¬ленной? Из каких частей он состоит? Чем он отличается от чашки и от молочника? Что, чайник больше в высоту или в ширину? Как у него устроен носик, где он начинается, по¬средине чайника, выше или ниже? Какая у него ручка? Намного ли чайник больше чашки?

{/spoilers} 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика