Лепка в начальной школе (Потехин) 1962 год

Скачать Советский учебник

 Лепка в начальной школе (Потехин) 1962

Назначение: Предназначена в помощь учетелям и пионервожатым

©  УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1962

Авторство: Иван Николаевич Потехин

Формат: DjVu, Размер файла: 1.86 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 

Общие сведения о лепке 

Уроки лепки в I — III классах 

Занятия лепкой в кружке «Умелые руки» 


Скачать бесплатный учебник  СССР - Лепка в начальной школе (Потехин) 1962 года

СКАЧАТЬ DjVu

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 ОТ АВТОРА 

      В связи с широким внедрением политехнизации в обучение в программе по труду значительное место отводится работам с пластическими материалами: глиной, пластилином, гипсом, папье-маше и др. 

      Главное внимание в ней уделяется методике проведения уроков лепки, так как этот вопрос недостаточно освещён в педагогической литературе. Кроме того, даются практические советы, как провести некоторые занятия, в частности по изготовлению макетов из природных материалов. Особое место уделяется привитию детям навыков коллективного труда, что в наше время имеет очень большое значение. 

      Рисование и лепку в начальной школе нельзя рассматривать как предметы только художественно-эстетического воспитания, отделять их от других предметов, проходимых в школе, и явлений, встречающихся в жизни. Овладение основами реалистического изображения в рисовании и лепке — главная и основная цель обучения. При этом дети знакомятся со свойствами различных пластических материалов природного и искусственного происхождения. И вполне естественно, что в процессе трудовой практической деятельности у них возникает целый ряд вопросов, непосредственно связанных с промышленностью нашей страны. Ввиду этого я считал необходимым хотя бы в краткой форме дать описание природных материалов и их использование в различных производствах (керамическом, гончарном и др.). 

      В первой части брошюры содержатся краткие сведения о произведениях скульптуры и их названиях, о гончарном и керамическом производствах и бумажной промышленности. 

      Отдельная глава отведена скульптуре из снега так как этот вопрос почти не освещен в литературе. Здесь в сжатой форме я изложил опыт нескольких лет своей работы. Надо сказать, что в школах Углича уже вошло в традицию украшать скульптурами из снега площади города, катки, детские площадки. 

      План размещения учебного материала, данный в брошюре, не является обязательным. Проведение уроков может быть изменено в зависимости от конкретных условий той или иной школы и подготовки учащихся. 

      Хочется обратить внимание и на то, что занятия лепкой не требуют большого количества оборудования. В хорошую погоду эти занятия можно проводить под открытым небом. Для этого потребуются лишь простейшие рабочие столики (мы, например, делали их сами). В качестве модели для лепки использовали овощи и фрукты с пришкольного участка. Из школьного птичника и крольчатника брали живую натуру и лепили по наблюдению. Кроликов, птиц при этом держали в клетках с тонкой проволокой, чтобы удобнее было наблюдать. 

      Лучшие изделия отбирались для школьных выставок, а некоторые из них обжигали б гончарной печи. 

      В качестве пособия по лепке в начальной школе рекомендую использовать книгу И. М. Майкова «Лепка и формовка скульптуры», (выпущена издательством «Искусство» в 1959 году). 

      

      ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛЕПКЕ 

      На уроках лепки и рисования дети знакомятся с материалами, из которых делают те или иные предметы, приобретают элементы трудовых навыков, воспитывают художественный вкус. 

      Занятия лепкой развивают наблюдательность, зрительный анализ, пространственное воображение учащихся. 

      Обучение детей лепке «необходимо связывать с жизнью, с обстановкой, которую они видят и которая им хорошо знакома. При этом должен осуществляться переход от воспроизведения простых форм предметов к более сложным, от живого наблюдения предмета в натуре — к его изображению сначала в общей, схематической форме, а потом и в более точной, реальной форме. 

      В процессе обучения учащиеся знакомятся со свойствами и технологией материалов, элементами промышленного производства, например: гончарным, керамическим, фарфоровым. Они получают знания и навыки в обращении с пластическими материалами: гипсом, цементом, алебастром, глиной, известью и т. д. Им понятнее становятся некоторые свойства геометрических тел, например устойчивость прямолинейных форм: куба, параллелепипеда; подвижность круглых тел: шара, цилиндра, конуса. Дети получают представление об основных архитектурных формах: корпусе дома, крыше, башне, воротах и т. д. 

      

      Лепка из глины и пластилина 

      

      Основным и наиболее доступным материалом для лепки является глина. Добыть ее не представляет больших трудностей: она встречается везде. Глина имеет различные цвета и оттенки: серый, зеленый, черный, голубой, желтый, белый, краоновато-бурый. Все эти разновидности объединяет одно свойство — пластичность. 

      В центральных областях РСФСР, на Украине имеются высококачественные глины — каолины. Так называют более чистые глины. Они состоят из минерала каолинита и обладают довольно ясным кристаллическим строением. Их цвет бывает очень светлым. 

      Глина бывает тощая и жирная. Тощая не подходит для лепки, так как содержит в себе много песка и не обладает пластичностью. Жирная при соединении с водой образует липкую тестообразную массу, хорошо пригодную для лепки. 

      Поиски глины не представляют больших затруднений. Можно организовать экскурсию с учениками к речке или ручью, выбрать крутую осыпь берега, зачистить ее лопатой и тщательно осмотреть наслоения почвы. Глинистый пласт легко отличить от других слоев почвы по внешнему виду: по цвету, плотности и вязкости. Если глина находится в верхних слоях, то внешними признаками ее присутствия будет большая влажность почвы. Очень часто лужи на поверхности земли свидетельствуют о наличии глинистого пласта, который плохо пропускает воду. 

      

      Приготовление глины для лепки 

      

      Глину для лепки лучше всего заготовлять летом, перед началом занятий. Обычно ее подсушивают на воздухе под навесом. Когда она высохнет, разбивают на мелкие куски и просеивают через сито. Оставшиеся крупные куски снова размельчают и еще раз просеивают. При этом из глины надо удалять посторонние примеси: камни, песок, корни и другие предметы. Просеянную глину высыпают в ящик или деревянное ведро, заливают водой и размешивают деревянной лопатой до степени густого теста. После этого ящик или ведро надо закрыть крышкой и оставить в помещении на два-три дня. Затем глину еще раз перемешивают и накрывают мокрой тряпкой, чтобы она не высыхала. Тряпку надо время от времени смачивать водой. В таком виде глина будет всегда пригодна для лепки. 

      Перед занятием кусок глины кладут в сырую тряпку и скатывают в толстый жгут. Предварительно перед этим глину проминают так, чтобы она не приставала к рукам. Жгут разрезают на части (по количеству учеников в классе) и раздают учащимся. 

      

      Инструменты и инвентарь для занятий лепкой 

      

      Лепят, как известно, руками. Пальцами можно придать глине любую форму. В том случае, когда необходимо вылепить мелкую деталь, применяют стеки — палочки разной формы. Их могут сделать сами ученики из березы, дуба и других твердых пород дерева. На рисунке 1 изображены стеки разной формы, поднос для раздачи комков глины, подкладная доска, ведро для хранения глины и крышка. 

      Кроме деревянных, применяются и металлические стеки. На рисунке 1 {3,4) показана так называемая рабочая часть стеки. Тонкой проволочкой ее прикрепляют к деревянной ручке. Рабочую часть стеки расплющивают молотком, а плоскости с той и другой стороны зачищают мелким напильником. На ее выгнутой кромке трехгранным напильником напиливают мелкие зубчики. Такая стека очень удобна для первичной обработки скульптуры. (Длина деревянной стеки может быть от 12 до 15 см, а металлической — от 15 до 18 см.) 

      Поднос для раздачи комков глины делают из дерева. 

      К нему прикрепляют металлические или деревянные ручки. Размеры подноса — 50x30 см, подкладной доски для лепки — 25x35 см. 

      

      Краткие сведения о скульптуре 

      

      Скульптура — это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму. Скульптуру вытекают из камня, лепят из глины и других пластических масс, вырезают из дерева, кости и отливают из гипса и металла. 

      Лепка из глины и пластилина — один из видов скульптуры. 

      Скульптура подразделяется на круглую и рельеф. К первой относятся произведения, обработанные со всех сторон, а к последнему — изображения, связанные с плоскостью фона. 

      Рельеф подразделяется на два вида: барельеф и горельеф. На барельефе выпуклость бывает незначительна, на горельефе скульптурное изображение выступает более чем на половину от фона-плоскости, на котором оно находится. 

      Круглая скульптура, изображающая фигуру человека или животного, называется статуей. Скульптура, состоящая из нескольких фигур, носит название статуарной группы. 

      Многие города нашей страны, площади, сады и парки, внутренние части некоторых зданий украшены скульптурами. Различные виды скульптуры можно встретить в Московском метрополитене имени В. И. Ленина. 

      

      Знакомство с керамическим производством 

      

      Глина как наиболее доступный материал для изготовления посуды и других керамических изделий была известна в глубокой древности. Применение керамики началось за несколько тысяч лет до нашей эры. Ассирийцы и египтяне уже были знакомы с обжигом глиняных изделий и приготовлением цветной глазури, о чем свидетельствуют украшения их храмов. В древней Греции и Риме также было широко развито керамическое производство. 

      Археологические находки в разных областях и районах СССР показали, что глина как строительный материал и сырье для изготовления посуды и других керамических изделий применялась в самых широких масштабах. Сохранившиеся до нашего времени керамические украшения старинных построек являются замечательными образцами русского керамического производства, свидетельством высокого мастерства наших далеких предков-умельцев. 

      Начиная с XII века, в связи с развитием русского каменного зодчества, создаются большие мастерские для производства изразцов. Их приготовляют из простой кирпичной глины и покрывают глухой глазурью разных цветов. Всемирно известные архитектурные памятники русского зодчества XVI века — церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой и храм Василия Блаженного в Москве — особенно богаты цветными изразцами. 

      Новый этап в развитии керамического производства в Европе начался с того времени, когда был открыт секрет производства фарфора. Родина фарфора — Китай. 

      По некоторым данным, фарфор там был изобретен за 300 лет до нашей эры, но секрет его изготовления долгое время был неизвестен. Китайские фарфоровые изделия: вазы, блюда, чашки, чайники — отличались прозрачностью и белизной стенок, блеском глазури и высокохудожественной отделкой. В конце XV века венецианцы привезли китайский фарфор в Европу. С этого времени возникло массовое производство фарфора во многих странах, В начале XVIII века в России стала развиваться фарфорово-фаянсовая промышленность. По указу Петра I в 1723 году в Петербурге было организовано производство фарфоровой посуды. В середине XVIII века в результате упорной и напряженной работы выдающегося исследователя и технолога Д. И. Виноградова, близкого друга и соратника Михаила Васильевича Ломоносова, был создан русский фарфор, по качеству не уступающий лучшим образцам китайского фарфора. Первые же изделия из отечественного фарфора, появившиеся на рынке в 1759 году, завоевали широкую известность. 

      В настоящее время Государственный фарфоровый завод в Ленинграде, названный именем великого русского ученого Ломоносова, выпускает отличные фарфоровые изделия в самом широком ассортименте. 

      

      Гончарное производство 

      

      До появления гончарного круга посуду делали вручную. Изобретение гончарного круга позволило значительно упростить процесс производства и резко повысить качество глиняных изделий. Намного возросла производительность труда. 

      В настоящее время гончарные станки приводятся в движение электричеством, что еще более облегчает труд человека. 

      После заготовки партии посуды ее высушивают в теплом помещении или в специальных сушилках. Потом посуду ставят в камеры гончарной печи для обжигания. Температура при обжиге должна быть 700 — 900 градусов. Обжиг длится несколько часов. Чтобы изделию придать большую прочность и водонепроницаемость, глиняные заготовки перед обжигом покрывают раствором глазури. 

      

      Краткие сведения из истории производства бумаги 

      

      Бумага является основным и главным материалом, на котором люди пишут, печатают книги, журналы, газеты. Из бумаги и картона делается много различных предметов. 

      Изобретение бумаги относится к первым векам нашей эры. Впервые она появилась в Китае, о чем свидетельствуют китайские летописи. 

      До изобретения бумаги люди писали на разнообразных материалах: например, в древней Греции на глиняных дощечках деревянными или костяными палочками; в Египте применялся папирус — растение, произрастающее по берегам Пила. Из стебля папируса приготовляли листы, на которых писали. 

      Позднее появился пергамент — обработанная кожа молодых животных. У нас в России с появлением письменности стали вырабатывать свой пергамент, но он был очень дорог. Поэтому письма и деловые записки стали писать на более дешевом и доступном материале — на коре березы (бересте). Такие берестяные письма были найдены при раскопках в Новгороде, они относятся к XII — ХIII векам. 

      Бумажное производство в России появилось в XVI веке.Первое время бумагу делали вручную. Сырьем для нее служили льняные и хлопчатобумажные ткани (тряпки), солома, древесина. 

      Процесс изготовления бумаги заключался в следующем. Тряпье и солому клали в раствор гашеной извести размельчали при помощи жерновов, разбавляли водой Получалась волокнистая масса, которую наливали на мелкую сетку, натянутую на деревянную раму. Вода стекала, а на поверхности сетки образовывалась тонкая корка, которую снимали и прессовали между сукнами Так получался лист бумаги. Со временем бумажное производство было механизировано. В настоящее время бумага изготовляется при помощи усовершенствованных машин. 

      

      

      УРОКИ ЛЕПКИ В I — III КЛАССАХ 

      

      1 класс 

      

      Работа с природным материалом. 

      Глина и песок как природные строительные материалы. 

      Практические работы. Участие в сборе местных материалов: глины, песка, веточек, шишек, мха, желудей, листьев — для работы с ними в классе. 

      Изготовление из глины и пластилина макетов предметов, хорошо знакомых детям, например овощей и фруктов. 

      Коллективное изготовление макетов на темы по выбору учителя. Например: «Осенние работы в поле и саду», «Труд людей зимой» или «Зимние детские игры», «Наша школа», «Весенние сельскохозяйственные работы в колхозе (совхозе)». Изготовление игрушек из местного природного материала. 

      

      1-й урок. Знакомство с глиной и ее свойствами. 

      

      Для этого учителю необходимо приготовить к уроку хорошо очищенную и промятую глину, чтобы она не приставала к рукам и не пачкала подкладные доски. Из нее надо заготовить небольшие комки, чтобы их хватило на каждого учащегося. 

      На урок желательно принести образцы сухой глины разного цвета: красной, серой, зеленой. Учитель показывает детям кусок глины и называет ее цвет: красная, серая и т. д. 

      Сухая глина не обладает пластичностью, ее надо размочить в воде, промять, и тогда она будет готова к лепке. Глина в сыром виде не пропускает воду. Высушенная и обожженная в огне она становится твердой как камень. В качестве примера надо показать детям кирпич, печной изразец, глиняную посуду: кринку, горшок, блюдо и другие гончарные изделия. 

      

      Практическая работа детей на уроке 

      Упражнение 1. Скатать мячик из куска глины. (Учитель показывает на примере, как надо держать комок глины и катать его между пальцами и ладонями.) 

      2. Сплющить скатанный мячик. 

      3. Скатать форму огурчика (овал). 

      4. Раскатать комок глины в палочку. 

      5. Согнуть ее в баранку. 

      6—7. Палочку, скатанную конусом, согнуть спиралью (раковина). 

      Все упражнения делаются одновременно всем классом. 

      Примечание. Особенно важно с первых уроков лепки приучать детей к чистоте: не разбрасывать глину по парте и на полу, оставшиеся кусочки глины собирать и класть в отдельную банку или мусорное ведро. Во время лепки из глины, а также из пластилина надо иметь каждому ученику тряпочку для вытирания рук, рабочий кое том или хотя бы фартук. 

      Уроки лепки из пластилина проводятся так же, как и уроки лепки из глины. Надо объяснить детям, что пластилин не природный материал, а искусственный, приготовленный специально для лепки. Он не обладает свойствами, которые имеет глина; например, высыхая, не твердеет как камень, его нельзя обжигать, так как при нагревании он плавится. 

      

      2-й урок. Песок и его свойства. 

      

      Практические работы с песком. 

      Для проведения этих работ надо иметь к уроку ящики с сырым и сухим песком, на каждой парте несколько песочниц разной формы. (Песочницы — это формы для прессования из сырого песка и глины. Они изготовляются из жести, пластмассы и других материалов.) Необходимы подкладные доски, на которые дети будут класть прессованные формы. На каждую парту надо поставить баночки с сырым и сухим песком, а также совочки для песка. 

      Перед началом занятий учитель объясняет свойства сухого и сырого песка, его значение как строительного материала. Песок, смешанный с глиной, известью, цементом, создает прочную твердую массу, которой смазывают кирпичи для их прочной спайки во время кладки каменных домов, фундаментов и т. д.

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика