Построение и перспектива рисунка (Шешко) 1981 год

Скачать Советский учебник

Построение и перспектива рисунка (Шешко) 1981 

Назначение: Книга окажет несомненную помощь также учащимся педучилищ и особенно учителям начальных классов. 

Автор последовательно и доходчиво знакомит читателя с построением рисунка: от описания рабочего места и материалов для рисунка переходит к основам перспективного рисования, построению цилиндрических и конических предметов, построению теней, подвижной натуры и , наконец. дает начальные сведения по линейной перспективе. Пособие богато иллюстрировано. Для самопроверки даются контрольные вопросы.

© "Вышэйшая школа" Минск 1981

Авторство: Шешко И.Б.

Формат: PDF Размер файла: 10.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА  з

ВВЕДЕНИЕ  5

ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА  7

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСУНКА 10

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РИСОВАНИЮ 15

Восприятие натуры и рисунка 15

Виды и категории рисунка и его изобразительные

средства 20

Положение корпуса и руки при рисовании ... 29

Начальные упражнения по рисованию .... 30

Визирование 39

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

Рисование плоских предметов, не требующих перспективного сокращения 40

ОСНОВЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ .... 42

Наблюдательная перспектива 42

Перспективное построение прямоугольных предметов

во фронтальном положении 50

Построение рисунков прямоугольных предметов в

угловом положении 52

Построение цилиндрических и конических предметов 57 Передача объема светотенью 61

НАТЮРМОРТ 70

ИНТЕРЬЕР 76

УПРОЩЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

В ПРОСТРАНСТВЕ 81

ПОСТРОЕНИЕ ТЕНЕЙ 85

РИСОВАНИЕ ПЕЙЗАЖА 90

РИСОВАНИЕ ПОДВИЖНОЙ НАТУРЫ 97

Рисование птиц и животных 97

Рисование фигуры человека 102

УПРАЖНЕНИЯ ПО НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 

Общие положения

Построение в перспективе горизонтальных линий, расположенных перпендикулярно, параллельно и под

углом 45° к картинной плоскости

Построение в перспективе горизонтальных прямых линий, расположенных под случайным углом к картинной плоскости 

Построение объемных предметов с учетом линейной перспективы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ . .

ЛИТЕРАТУРА

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Построение и перспектива рисунка (Шешко) 1981 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Подготовка учителей начальной школы по рисованию имеет свои характерные особенности и трудности. Если в художественные училища и на художественно графические факультеты педагогических институтов принимаются люди, успешно сдавшие наряду с другими вступительные экзамены по рисунку, и в течение всего периода обучения в учебном заведении рисование является ведущим предметом, то при поступлении на факультеты педагогики и методики начального обучения педагогических институтов знание этого предмета не учитывается. Отсюда получается, что более 90 % вновь поступивших не обладают простейшими навыками по рисованию. А за период обучения в институте при незначительном количестве лекционных и практических часов такие студенты должны получить достаточно основательные знания по этому предмету.

Данное пособие предназначено в первую очередь для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения педагогических институтов. Оно может быть также успешно использовано учителями начальных классов. Учитывая, что студенты факультета педагогики и методики начального обучения не проходят начертательной геометрии, на основе которой строится перспектива, в пособие включены примеры

перспективного построения отдельных предметов и интерьеров.

Раздел "Начальные сведения по линейной перспективе" рекомендуется для более глубокого усвоения материала студентам, которые успешно овладели наблюдательной перспективой, а также учителям.

Автор признателен всем, кто высказал свои замечания по второму изданию пособия. Третье издание несколько расширено и дополнено.

Отзывы, критические замечания и пожелания автор просит направлять по адресу: 220048. Минск, проспект Машерова, 11, издательство "Вышэйшая школа".

Эмоционально и наглядно выразить свою мысль, сделать объяснение более доступным учителю помогает рисунок. Прибегать к рисунку приходится не только на уроках рисования, но и на уроках арифметики, труда, географии и т. д. Ведь сказанное учителем и подтвержденное на доске рисунком лучше усваивается учениками.

Ошибочно считать, что рисование - дело отдельных, наиболее одаренных людей. Оно, как и математика, имеет свои законы и правила, свой язык выражения, которые необходимо изучать упорно и настойчиво, закрепляя многочисленными практическими упражнениями.

Конечно, овладеть талантом Репина не всякому дано, но каждый человек в силах усвоить основы реалистического рисунка, так часто необходимые в повседневной практической деятельности.

Умение видеть, точность глазомера и моторики руки, понимание красоты окружающего мира - вот качества, развиваемые рисунком. Летчик трижды Герой Советского Союза И. Кожедуб говорил, что умение рисовать помогло ему вести воздушные бои. А замечательный хирург, профессор Рихтер подчеркивал, что каждый хирург должен уметь рисовать. Он сам никогда не расставался с карандашом. Даже читая лекции, сопровождал их быстрыми рисунками. Многие качества, развиваемые рисованием, нужны также агроному, садоводу, конструктору, инженеру, людям многих других профессий.

Основой обучения реалистическому рисунку является рисование с натуры. Это - изображение

предметов действительности на плоскости бумаги в таком положении, в каком их видит рисующий.

Занятия по рисунку рекомендуется проводить систематически. Для этого необходимо всегда иметь при себе небольшой альбом и карандаш, чтобы в свободное время делать зарисовки хотя бы самых простых предметов. Если сначала рисунки будут получаться несовершенными, не огорчайтесь: важно увидеть главное в изображаемом предмете.

Первые рисунки в своих походных альбомах старайтесь делать обобщенными, т. е. без детальной обработки, передавая только основные характерные особенности изображаемого предмета, его движение, форму. Это научит вас видеть предметы цельно и пространственно.

Изображение предметов на плоскости листа бумаги - одна из труднейших задач, с которой приходится сталкиваться начинающим. Бумага имеет только два измерения: высоту и ширину, а большинство окружающих нас предметов имеют и третью единицу - толщину. Умение на двухмерной плоскости передавать трехмерные предметы - суть изобразительной грамоты. Особенно важно видеть предметы в пространстве трехмерно, а бумагу как изобразительную поверхность следует рассматривать не только как плоскость, но и как начало прозрачной границы пространства.

Изучение явлений действительности должно исходить из ленинского учения о познании мира. Путь познания, говорил В. И. Ленин, идет "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике". Внимательно присматриваясь к каплям дождя на стеклах окон, прислушиваясь к ударам их о лужу, мы получаем первое впечатление о красоте и своеобразии природы, о ее неисчерпаемом богатстве. Все это рисующий должен сперва логически осмыслить, сделать абстрагированные выводы и только после этого прибегать к изображению на бумаге.

Объектом наблюдения может быть любой предмет. Вечным источником наблюдений является природа. Своими таинственными лесами и безграничными полями, вершинами гор, упирающимися в облака, безбрежными океанами и морями она всегда волнует человека, оставляет глубокий след в его душе. "Только надо вглядеться в нее как следует. Для начала возьмите цветок или паутинку, или узор мороза на стекле. Определите словами, что вам нравится в данном предмете. Это заставит внимание сильнее вникнуть в наблюдаемый объект, глубже вникнуть в его сущность",- говорил К. Станиславский.

Идя на работу или занятия, всматривайтесь в отдельные предметы и явления действительности, старайтесь их описать хотя бы устно, и, если почувствуете, что еще не все уловили, наблюдения следует повторить.

Устные описания и зарисовки увиденного помогут развить наблюдательность. А это - основа творческой работы художника на всех этапах его деятельности, это, как говорил Ф. Васильев, "90 % успеха в искусстве". 10 % остается для усовершенствования техники исполнения. Но не следует думать, что процесс обучения рисунку протекает по частям. Эти три звена (теория, наблюдение и техника работы) должны быть неразрывно связаны и служить опорой для изучающего основы изобразительной грамоты.

ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Успешная работа над рисунком во многом зависит от правильной организации рабочего места и удачного подбора материалов. "Ни в каком ремесле вы не найдете хорошего мастера с плохими инструментами,- говорит педагог, скульптор А. Голубкина,- и стоит только взглянуть на приспособления работающего, чтобы определить, чего он стоит сам как работник". В домашних условиях не всегда, конечно, можно оборудовать комнату по принципу мастерской, но желательно иметь хотя бы минимум удобств для занятий.

С успехом в таком случае можно пользоваться планшетом (рис. 1). Его приблизительные размеры: 40X60; 35X50; 30X40 см.

Планшет состоит из деревянного каркаса, к которому прибивается фанера. На фанеру кнопками прикрепляется бумага или же ее натягивают, используя столярный клей. При наклеивании размеры бумаги берут больше на 2-4 см с каждой стороны. С помощью ваты или мягкой тряпки ее обильно увлажняют водой и дают полежать 3-5 минут. Когда бумага немного

 

Каркас

Планшет.

 

Фанера расширится от сырости, нужно наложить на нее планшет, вырезать уголки и свободные края намазать густым столярным клеем. Затем бумагу равномерно натягивают от середины сторон к углам. Если после высыхания остаются вздутия, их следует слегка смочить и дать просохнуть. Планшет в готовом виде с натянутой бумагой часто применяется и при работе акварельными красками над длительными заданиями.

Удобнее планшета с тира т о р (рис. 2). Однако изготовление его требует большой точности. Работают с ним, как и в предыдущем случае: кладут бумагу на

планшет, загибают ее края, смачивают и вставляют планшет с бумагой в рамку. После работы бумагу легко заменить другой.

Желательно также иметь мольберт (рис. 3), на котором можно крепить планшет или стиратор, придавая им нужный наклон. На рис. 3, а показаны некоторые виды мольбертов для работы сидя, а на рис. 3,6 - для работы стоя. При отсутствии мольберта планшет во время работы ставят на стул или держат на коленях, положив верхний край на стол (рис. 4).

На первых практических занятиях рекомендуется пользоваться видоискателем. Изготовить его очень просто. На стандартном (или пропорциональном ему) листе бумаги пропорционально его сторонам вырезается видоискательное окно. Для этого проводят диагонали, от средней линии откладывают по 1-2,5 см и бумага

 

{/spoilers}

 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика