Факультативный курс по математике для 7-9 классов (Никольская) 1991 год

Скачать Советский учебник

 Факультативный курс по математике ДЛЯ 7-9 КЛАСОВ (Никольская) 1991

Назначение: Учебное пособие для 7—9 классов средней школы

Кинга содержит статьи по всем темам программы факультатива "За страницами учебников математики". Наряду с теоретическим материалом в пособие включены примеры решения задач и упражнения для самостоятельной работы учащихся.

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: Составитель И.Л. Никольская

Формат: PDF Размер файла: 11 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 Обращение к юным читателям 3

7 КЛАСС

Васильев Н. Б. Системы счисления .... . . 4

Нестеренко Ю. В. Простые и составные числа ... . 23

Савин А. П. Геометрические построения 66

Прасолов В. В., Шарыгин И. Ф. Замечательные точки в треугольнике . . 85

8 КЛАСС

Блох А. Я. Числовые множества .... 104

Сатьямов П Г. Метод координат .... . ... 135

Виленкин Н. Я. Никольская И. Л. Элементы математической логики . 172

Болтянский В. Г. Геометрические прсобразовипни плоскости . 20

9 КЛАСС

Мышкис А. Д., Сатьянов П. Г. Функции и графики . 248

Виленкин Н Я Уравнения, неравенства, их системы 295

Прасолов В. В., Шарыгин Н. Ф. Замечательные теоремы н факты геометрии 324

Яглом И. М„ Блох А. Я. Логическое строение геометрии 348

Послесловие для учителя. . 382

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Факультативный курс по математике для 7-9 классов (Никольская) 1991 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ОБРАЩЕНИЕ К ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ

Эта книга адресована тем, кто интересуется математикой и хочет узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике- или услышать на уроке. Возможно, она окажется полезной и тем, кто безразличен к математике и даже питает к ией неприязнь. Ведь, чтобы узнать вкус яблока, надо его попробовать. На уроках учитель разжевывает вам «математическое яблоко», а эта книга дает возможность, опираясь на первоначальные, «азбучные» знания, полученные на уроках, самостоятельно нлн с помощью учителя «вгрызться» в математику и ощутить вкус к ней.

Каждый ли зиает, к какой деятельности ои способен, какой заложен в нем талант, а может быть, гений? Известно, что путь Ломоносова к вершинам Науки начался со знакомства с «Арифметикой» Магницкого, и, кто знает, что было бы, не попади она ему в руки.

Предлагаемую вам книгу написали люди, любящие математику и избравшие ее своей профессией, с целью увлечь вас этой наукой, помочь почувствовать ее красоту, обнаружить в себе математические способности (а оии есть у многих!), наконец, пробудить интерес к математике у тех, кто его до снх пор не испытывал. Ведь владение математикой необходимо во всякой технической, инженерной профессии, в любой отрасли естественнонаучного знания, а без интереса к предмету по-иастоящему овладеть им невозможно.

Чтение этой книги ни в коем случае не должно быть пассивным, с ней надо работать. В каждой нз двенадцати статей, помещенных в книге, приведены задачи, которые необходимо решить, чтобы как следует понять и усвоить содержание статьи.

Содержание статей (одних в большей степени, других в меньшей) связано с содержанием основного курса математики, и оин соответственно распределены по классам. К каждой статье дается список литературы, обращаясь к которой вы сможете расширить знання.по интересующему вас вопросу. (При ссылке на рекомендуемую книгу номер ее в списке литературы пишется в квадратных скобках, например [2].) Хорошим помощником в факультативных занятиях по математике вам послужат и следующие книги:

Энциклопедический словарь юного математика.— М.: Педагогика, 1985.

Энциклопедия элементарной математики.— М.: Наука, 1966. Детская энциклопедия.— М., 1972.— Т. 2.

Математика в понятиях, определениях и терминах.— М.: Просвещение, 1978.— Ч. 1.

Математика в понятиях, определениях и терминах.— М.: Просвещение, 1982.— Ч. 2

Советуем также регулярно читать журнал «Кваит».

' Желаем успеха!

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

Язык математики — ее основные понятия и обозначения — вырабатывался на протяжении многих столетий. Остаются в употреблении, распространяются и постепенно становятся общепринятыми наиболее универсальные, лаконичные, удобные в обращении сред* ства этого языка. Это относится и и самому основному понятию, возникшему при зарождении математики,— понятию числа. Способы записи чисел называются системами счисления.

Конечно, прежде всего речь идет о записи натуральных, т. е. целых положительных чисел 1, 2, 3, 4, .... а затем — о записи рациональных (дробных) н других чисел.

Мы привыкли пользоваться десятичной системой счисления. Записывая число, скажем, 256, мы обычно не задумываемся, что означает каждая цифра: ясно, что последняя цифра 6 — это число единиц, 5 — число десятков, 2 — сотен, так что 256 — это короткая запись числа 2* 1004-5* 10+6. Десятичная система стала сейчас общепринятой повсюду в мире. Но в глубокой древности у многих народов складывались свои традиции записи чисел и действий с ними — оии возникали и развивались вместе с практическими потребностями, такими, как подсчет и нумерация предметов, измерение различных величии, торговля. И сейчас иаш мир вовсе не стал однообразно-десятичным. Многие предметы обихода — ложки, чашки, стулья — обычно считают не десятками, а шестерками или дюжинами. Традиция измерять время (а также углы и дуги) в минутах и секундах — делить целое не иа 10, а на 60 частей — восходит к древневавилонской шестидесятеричной системе.

Разнообразие систем счисления имеет не только исторический интерес. Хотя свойства чисел не зависят, конечно, от способа записи, но в некоторых задачах удобнее представлять числа не в десятичной, а в другой системе. Особенно многочисленны применения двоичной системы, использующей всего две цифры — 0 и 1. Главное из этих применений — современные электронные вычислительные машины (ЭВМ) н системы передачи информации, в которых используются миниатюрные элементы с двумя устойчивыми состояниями.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Книга содержит учебные материалы для факультативных занятий по математике в VII IX классах общеобразовательной школы, представленные статьями по всем темам программы факультатива «За страницами учебников математики» (см.: Мате-матика в школе: Сб. иормат. документов.— М.: Просвещение, 1988.—С. 176—179).

Статьи написаны разными авторами, видными математиками и педагогами, в присущем каждому из них стиле. Составитель счел нецелесообразным унифицировать, «причесывая под одну гребенку», стили изложения различных статей, так как это неизбежно обеднило бы книгу, лишив ее многоцветия красок, отражающих индивидуальности авторов.

Книга по своему характеру и назначению отличается от издававшихся ранее пособий такого рода, являясь своеобразной хрестоматией, в известной мере приобщающей школьника к чтению научной литературы и работе с ней

Согласно объяснительной записке к программе темы данного факультатива не зависят друг от друга и в принципе могут изучаться в любом порядке. Соответственно каждая статья в пособии представляет собой законченное самостоятельное целое и может рассматриваться вие связи с остальными.

Количество тем, содержание соответствующих статей и число задач к каждой статье несколько избыточны, что обеспечивает учителю известную свободу выбора материала, подлежащего изучению. Распределение тем по классам весьма условно и может быть изменено по усмотрению учителя.

Каждая статья сопровождается списком литературы, в которой учитель может почерпнуть необходимый дополнительный материал для проведения занятий, организуя их по своему усмотрению.

 

Расширения для Joomla

В помощь сайту!

С этой книгой читают

Еще учебники "Математика"

Яндекс.Метрика