Математика

Лабораторные занятия по математике в восьмилетней школе (Ерошкина) 1963 год

Скачать Советский учебник

 Лабораторные занятия по математике в восьмилетней школе (Ерошкина) 1963

Назначение: Методическое пособие для учителей

© Издание Смоленского областного института усовершенствования учителей
и Смоленского государственного педагогического института имени Карла Маркса Смоленск 1963

Авторство: Ерошкина Лидия Никоноровна

Формат: PDF Размер файла: 4.04 MB,Формат: DjVu Размер файла: 1.92 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение 3

1. Лабораторные работы по арифметике.  4

а) V класс

б) VI класс  15

2. Лабораторные работы по алгебре.  18

а) VI класс

б) VH класс 20

в) VIII класс  24

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

3. Лабораторные работы по геометрии.  35

а) VI класс  35

б) VII класс 47

в) VIII класс.  56

Скачать бесплатный учебник СССР - Лабораторные занятия по математике в восьмилетней школе (Ерошкина) 1963 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач преподавания математики в восьмилетней школе является воспитание у учащихся умений и навыков, необходимых для практической деятельности как в период обучения (работа в мастерских и общественно-полезный труд), так и по окончании школы. Привитие умений и навыков может проводиться не только путем выполнения упражнений, дающих некоторую подготовку к решению практических задач, но и путем выполнения практических работ, где находят применение математические знания учащихся. В связи с этим в преподавании математики одно из важных мест должны занимать лабораторно-практические работы, способствующие развитию у учащихся сообразительности, творческих способностей, умений и навыков производить измерения, построения и вычисления.

Настоящая работа имеет целью познакомить молодых учителей с опытом работы учителей математики школ города Смоленска и области, а также моим личным по проведению лабораторно-практических работ по математике в восьмилетней школе.

Лабораторные работы по каждому классу должны быть спланированы учителем заранее, для того чтобы он мог своевременно подготовить раздаточный материал (модели различных геометрических фигур, карточки, на которых сделаны чертежи и поставлены к ним вопросы) для каждой лабораторной работы.

В зависимости от объема задания на проведение лабораторных работ на уроке следует отводить от 15 до 40 минут. Практика показывает, что в V—VI классах целесообразнее проводить кратковременные лабораторные работы, в VII — VIII классах лабораторные работы могут быть рассчитаны на целый урок. На проведение кратковременных лабораторных работ лучше отводить время в конце урока, так как, если некоторые из учащихся не смогут закончить задание на уроке, то нужно предложить закончить начатую работу дома.

Многие лабораторные работы в VII—VIII классах помогут установить связь между геометрией, черчением и работой учащихся в учебных мастерских. На уроках геометрии учащиеся изучают форму и свойства геометрических тел, определяют их размеры. На уроках черчения строят чертежи этих фигур в системе прямоугольных проекций. На занятиях в учебных мастерских по построенным чертежам учащиеся изготовляют модели этих тел. Такая связь между вышеуказанными школьными дисциплинами способствует более сознательному и прочному усвоению учащимися программного материала по каждой из этих дисциплин, повышает интерес к их изучению и помогает отойти от голого практицизма на занятиях в учебных мастерских.

Перед проведением лабораторной работы с учащимися класса проводится подготовительная беседа, в ходе которой ученикам сообщается тема и содержание работы. В связи с конкретным содержанием работы повторяется ранее изученный материал, знание которого необходимо для ее проведения, кратко поясняется порядок ее выполнения и оформления. Оформление работ желательно производить в отдельных тетрадях лабораторных работ. Работы по алгебре, связанные с построением графиков, следует выполнять на миллиметровой бумаге, так как при этом результат получается точнее, чем при оформлении в обычных тетрадях-

Ниже приводятся примерные работы для V—VIII классов по предметам и темам.

  • 1. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО АРИФМЕТИКЕ

V КЛАСС.

Тема: «Натуральные числа».

Работа № 1.

Римская нумерация чисел от 1 до 100.

Оборудование: плакат, на котором написаны числа арабскими и римскими цифрами, индивидуальные карточки с написанными на них римскими цифрами I, II, III, V, X, L, С (по несколько экземпляров каждой карточки).

Примерное содержание заданий.

1.  С помощью индивидуальных карточек составить следующие числа: 53, 35, 51|, 49, 95, 99.

2. Записать условия и результат в римской нумерации:

37 + 63 =

6X9=

100—14 =

Подготовка к работе.

Повторение ранее изученного материала по вопросам:

1. Какова формула для вычисления объема правильной призмы?

2. Какие измерения необходимо сделать на модели, чтобы вычислить объем правильной призмы?

Содержание работы.

1. Построить эскиз модели. Ввести обозначения.

2. Записать формулу для вычисления объема правильной призмы.

3. Сделать необходимые измерения для вычисления объема правильной призмы. Записать результаты измерений:

а= , h —

4. Вычислить площадь основания.

5. Вычислить объем, данной модели.

Работа № 21.

Построение развертки правильной треугольной пирамиды (по модели) и вычисление площади ее полной поверхности.

Оборудование: штангенциркуль, линейка, чертежный треугольник, циркуль, модели правильных треугольных пирамид.

Подготовка к работе.

Повторение ранее изученного материала по вопросам:

1. Из каких фигур состоит развертка пирамиды?

2. Какие измерения необходимо сделать, чтобы построить развертку данной модели правильной треугольной пирамиды и вычислить ее полную поверхность?

Содержание работы.

1. Построить эскиз пирамиды. Ввести обозначения.

2. Сделать необходимые измерения. Результаты измерений записать в тетради:

а= , 1=

3. Построить развертку правильной треугольной пирамиды.

4. Вычислить площадь треугольника, лежащего в основании пирамиды.

5. Вычислить боковую поверхность пирамиды.

6. Определить площадь полной поверхности модели, имеющей форму правильной треугольной пирамиды.

Работа № 22.

Вычисление объема модели, имеющей форму правильной треугольной или четырехугольной пирамиды.

Оборудование: штангенциркуль, линейка, чертежный треугольник, счетная линейка, модели правильных треугольных и четырехугольных пирамид.

Подготовка к работе.

Повторение ранее изученного материала по вопросам:

1. Как вычислить объем пирамиды?

2. Какие измерения необходимо сделать на модели, чтобы вычислить объем правильных треугольной и четырехугольной пирамид?

3. Как вычислить высоту пирамиды?

Содержание работы.

1. Построить эскиз модели. Ввести обозначения.

2. Записать формулу для вычисления объема правильной пирамиды.

3. Сделать необходимые измерения для вычисления объема.

4. Вычислить высоту пирамиды.

5. Вычислить объем модели.

6. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу по следующей схеме:

Работа № 23.

Вычисление площади полной поверхности и объема детали, имеющей форму конуса.

Оборудование: штангенциркуль (или измерительный циркуль и масштабная линейка), модели конуса.

Подготовка к работе.

Повторение ранее изученного материала по вопросам:

1. Как вычислить площадь полной поверхности конуса?

2. Какие надо сделать измерения на модели конуса, чтобы вычислить полную поверхность конуса?

3. Какие надо сделать измерения, чтобы вычислить объем конуса?

Содержание работы.

1.  Построить эскиз детали. Ввести обозначения.

2. Записать формулы для вычисления площади полной поверхности и объема конуса.

3. Сделать необходимые измерения на модели конуса.

4. Вычислить площадь полной поверхности и объем конуса.

5. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу по следующей схеме:

Боковая поверхность конуса в кв. см

Полная поверхность конуса в кв. см

Объем конуса в куб. см

Работа № 24.

Вычисление полной поверхности и объема предмета, имеющего форму полушара.

О б о р у до в а н и е: штангенциркуль (или измерительный циркуль и масштабная линейка), циркуль, счетная линейка, модели тел, имеющих форму полушара.

Подготовка к работе.

Повторение ранее изученного материала по вопросам:

1.  Какие надо сделать измерения на модели полушара, чтобы вычислить полную поверхность и объем полушара?

2. Как измерить радиус полушара штангенциркулем, масштабной линейкой?

Содержание работы.

1. Построить эскиз предмета, имеющего форму полушара. Ввести обозначения.

2. Записать формулы для вычисления площади полной поверхности и объема полушара.

3. Измерить радиус и результат измерения записать в тетрадь.

4. Вычислить полную поверхность и объем предмета, имеющего форму полушара.

 

МОЖНО НАЙТИ ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТКАМ

👇

Учебник - ПРАКТИКА - ЛАБОРАТОРНАЯ - ЭКСПЕРИМЕНТ, Учебник - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ-ОБУЧЕНИЯ-УЧИТЕЛЬ, Автор - Ерошкина Л.Н.

Еще учебники "Математика"

ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Математика СПИСКОМ и другие разделы Библиотеки

Яндекс.Метрика