Методическое руководство к арифметическим задачникам «Жизнь и знание в числах» 1923 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Методическое руководство к арифметическим задачникам - 1923 год

Назначение:   Рабочая книга по математике  для 2-го, 3-го и 4-го отделений школы 1-й ступени (для преподователей)

Книгоиздательство:  Государственное Издательство Москва - Петроград 1923   Издание второе 

Авторство: С. В. Зенченко, В. Л. Эменов

Формат: DjVu

Размер файла: 1.25 MB

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ Секцией Государственного Ученого Совета допущено как пособие для препадователей

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Метрическая система мер.

Потребности жизни издавна заставляли людей измерять длину и вес предметов. У разных народов эти измерения велись и ведутся по-своему; даже в одной стране, но в разных ее местах существовали свои различные способы измерения, свои меры длины и веса. С течением времени эти меры менялись, портились, так как не было образца, с которым можно было бы их сравнить и поправить. Такое разнообразие и произвольность мер часто приводили к путанице, к недоразумениям и стали затруднять торговые и промышленные сношения между людьми.

Сто с лишком лет тому назад (в 1790 г. ) во Франции во время Великой революции было постановлено найти одну общую меру, которая не зависела бы ни от людей, ни от времени. Такую неизменную меру было решено взять из природы. Для этого французские учёные измерили земного меридиана и взяли от нее 1/1000.000 часть, которую и назвали метром (слово метр значит мера). Метр был признан основной единицей для всяких измерений. Для удобства вычислений он был разделен на 100 частей.

{spoiler=См. Содержание полностью...}

Тогда же ученые из частей метра составили основную единицу для измерения веса. Именно, за единицу веса был принят вес куба воды, сторона которого составляет 1/1000 куб. метра; этот вес был назван килограммом (килограмм). 

Итак, со времени Великой французской революции измерения длины и веса можно производить одной общей, точной мерой, которую всегда можно проверить. Эта мера — метр. Отсюда все меры, произведенные от метра, получили название метрических. А соединение всех метрических мер в одно стройное целое носит название метрической системы мер 1). 

1) Системой называется соединение частей какого-нибудь знания (напр., знания длины и веса предметов) в одно целое. Чтобы произвести такое соединение, необходимо найти в этом знании какое-нибудь одно общее основание (в знании об измерении—метр).

В метрической системе отношение основной меры к однородным высшим и низшим мерам выражается одним и тем же числам 10. Всякая высшая мера в десять раз больше предыдущей низшей; всякая низшая — в десять раз меньше предыдущей высшей. Так, основной мерой длины является метр. Следующая высшая мера— 10 метров декаметр, следующая низшая — 1/10 (0,1) метра, (дециметр), за ними в том же порядке вверх и вниз пойдут — 100, 1000 метров, 1/100 (0, 01), 1/1000 (0, 001) метра и т. д. 1). Благодаря такому простому отношению перевод высших мер в низшие и обратно очень легок.

Другое удобство метрической системы состоит в том, что в ней тесно и просто связаны между собою моры длины и веса, так как в основе тех и других лежит метр. Так, литр, основная мера жидких и сыпучих веществ, есть объем куб. дециметра; грамм — основная единица веса есть вес куб. сантиметра воды.

Удобство и простота метрической системы вызвали то, что она в течение прошлого XIX-го столетия была введена во всех государствах Зап. Европы (кроме Англии) и в Ю. Америке. У нас в России метрическая система начала понемногу распространяться сама собою в разных производствах и ремеслах еще при старом порядке.

Советская власть, введя новый стиль декретом от 14-го сентября 1918 года, предписала ввести метрическую систему мер с 1-го января 1922 года. Но, в виду сложности дела, проведение этой необходимой меры отстрочено до 1-го января 1924 года.

Основные метрические меры:

мера длины .. метр

„ поверхностен земельных площадей... аp

„ поверхности других кв. метр

„ объемов (емкости):

а) песка, камня, зданий куб. метр

б) жидких и сыпучих веществ.... литр

„. веса грамм.

Чтобы получить название меры больше основной в 10 раз, к ней надо прибавить слово дека; для меры больше основной в 100 раз — гекто, для меры больше основной в 1000 раз — слово кило.

Чтобы получить название меры меньше основной в 10 раз, надо к ней прибавить слово деци; для меры меньше основной в 100 раз — санти, для меры меньше основной в 1000 раз — слово милли

1) Поэтому метрическая система мер иначе называется десятичной.

{/spoilers}

 

Скачать учебник  СССР - Методическое руководство к арифметическим задачникам «Жизнь и знание в числах» 1923 года  

Скачать

Скачать...

 

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 Фрагмент учебника

Приложение 3.

Мензула и палетка.

1 Для получения чертежа полос (нив) можно с успехом пользоваться мензулой, которую для школы легко сделает всякий столяр и даже сам учащий. От выстроганной доски отпиливается квадрат (8 в. X 8 в.), па который накладывается белая бумага; края ее загибаются по ребрам доски и здесь прикалываются кнопками. Этот квадрат (еще до прикрепления на нем бумаги) посредине прибивается гвоздем к горизонтально срезанному колу, который должен быть как можно точнее перпендикулярен к плоскости квадрата. Затем из очень тонкой доски (фанеры), шириною до одного вершка, делается линейка, длиною от 6 до 8 верш. (еще лучше пользоваться покупными грушевыми линейками с делениями на сантиметры); вдоль средины ее, отступя от обоих концов на 1/4 вершка, делается прорез, ширина которого была бы достаточна для свободного движения острея карандаша. По концам этого прореза, на равном расстоянии от концов линейки, втыкаются перпендикулярно (правильно) две высокие булавки (напр., энтомологические). Мензула готова.

схемаПоложим, нам надо снять план полосы А1). Начинаем с того, что в углах 1, 2, 3 и 4 ставим по колу. Затем из угла 1 кол вынимаем и на его место вставляем мензулу перпендикулярно к поверхности земли, что узнается при помощи отвеса (нитки с грузом на конце); нитка отвеса должна быть параллельна колу. Мензула установлена.

На квадрат бумаги, ближе к левому краю, кладем линейку; от угла 1 смотрим, чтобы обе булавки мензулы и кол угла 2 были на одной прямой линии; затем, придерживая линейку рукой, про

 

1) Для удобства необходимо выбирать предметом обмера клинья земли.

водим вдоль прореза линейки карандашом линию произвольной длины. После этого по земле между колом мензулы и колом в угле

2 измеряем расстояние веревкой, разделенной узлами на сажени. Измеренное таким образом расстояние откладываем по масштабу (напр., 10 саж. в 1 сантиметре) на линии, проведенной по бумаге. Получена одна сторона фигуры. Затем вынимаем кол из угла 2 и на его место вставляем перпендикулярно мензулу; в освободившуюся лупку угла 1 опять помещаем вынутый перед этим кол. Накладываем линейку так, чтобы прорез ее пришелся на линии 1 — 2, и смотрим из угла 2, чтобы обе булавки и кол 1, были на одной прямой линии; после этого накладываем линейку по направлению от угла 2 к углу 3 так, чтобы прорез ее пришёлся на точку 2, и чтобы (смотря от угла 2) обе булавки ее и кол в углу

3 были на одной прямой линии. По прорезу линейки проводим карандашом линию произвольной длины от точки 2 в направлении угла 3. Затем измеряем веревкой расстояние между мензулой и колом в углу 3; по прежнему масштабу откладываем измеренное расстояние на проведенной линии от точки 2. Получаем вторую сторону фигуры. То же самое делаем и для получения остальных двух сторон обмериваемой площади. В случае, если линия фигуры не замкнется, этот недостаток можно исправить от руки. Таким образом мы получили чертеж земельного участка в известном масштабе.

Чтобы вычислить его плошадь, можно прибегнуть к очень простому приспособлению — палетке. Палетка делается следующим образом. На прозрачной (промасленной) бумаге1) чертится фигура, изображающая 4 десятины, каждая 40 с. X 60 с. по масштабу 10 саж. в 1 сантиметре (обязателен тот же масштаб, что и для мензулы).

Каждую сторону этого прямоугольника мы делим соответственно на 8 и 12 частей и точки деления противоположных сторон соединяем прямыми линиями. Эти линии делят весь прямоугольник на 96 квадратов, каждый из которых составляет 1/24 десятины, или 100 кв. саж. Этими квадратами мы и будем измерять площадь полученной нами фигуры земельного участка. Для измерения же частей площади, меньшей 1/24 дес., мы образуем более мелкие части, разделив каждый квадрат еще на пять равных частей, так что

1) Для снабжения учащихся палетками учитель может купить миллиметровой бумаги, на которой учащиеся начертят палетку; затем бумага промасливается.

каждый маленький квадрат будет равняться 4 кв. саж. Палетка готова. Накладываем ее на полученный нами план полосы и смотрим, сколько полных десятин и полпых квадратов умещается на нем.

 

Палетка, Площадь 4 десятины.

 

Палетка, Площадь 4 десятины.

Остальные, неполные части мы измеряем уже долями квадратов, т. - е. квадр. саженями, при чем 2 неполных квадратика приравниваем к целому. 1)

{/spoilers}

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ И КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

Яндекс.Метрика