Музыкальные картинки (Хереско) 1974 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано.
Цель данной книги заключается в том, чтобы помочь родителям, умеющим играть на фортепиано, в домашнем музыкальном воспитании детей-дошкольников. Ее автор, Лидия Петровна Хереско (1886-1964), всю свою жизнь посвятила музыкальному воспитанию детей. Плодом ее многолетней практики и явилась настоящая работа, проникнутая любовью к ребенку, пониманием его души.
Авторство: Лидия Петровна Хереско
Формат: PDF Размер файла: 14.2 MB
СОДЕРЖАНИЕ
1. Фортепиано. Стихи М. Пляцковского
2. Играй по слогам. Стихи М. Пляцковского. Море и небо
3. Октава
4. Пять маленьких братьев
5. Воробушек
6. Ледяная гора. Мелодия народной песни «Заплетися, плетень»
7. Кукушка. Н. Потоловский
8. Восьмое марта. Е. Тиличеева. Слова М. Долинова (в четыре руки)
9. Две тетери
10. Чикиг чикиг чикалочки. Мелодия из сборника «Гусельки», слова народные (в три руки)
{spoiler=ОТКРЫТЬ: оглавление полностью...}
11. Соловей. Русская народная песня
12. Ай-ай-ай! М. Раухвергер. Слова О. Высотской (в четыре руки)
13. На зорьке. Стихи М. Пляцковского
14. Счет. Г. Лобачев. Слова народные (в три руки)
15. Кот-лакомка
16. Кто у нас хороший! Ан. Александров. Слова народные (в четыре руки)
17. Про Машу. Из детской оперы «Гуси-лебеди». Ю. Вейсберг, слова С. Маршака
18. Воробей. Зара Левина. Слова С. Прокофьевой (в четыре руки)
19. Ивушка. Русская народная песня
20. Мишка. М Раухвергер. Слова А. Барто ( четыре руки)
21. Савка и Гришка. Белорусская народная песня
22. Фиалка. Ан. Александров. Слова С. Прокофьевой (в четыре руки)
23. Голубок. Из сборника М. Анцева (в четыре руки)
24. В городах и селах детвора растет. А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной (в четыре руки)
25- Паук и мухи. Мелодия и слова из сборника «Гусельки»
26. Новогодняя хороводная. А. Островский. Слова Ю. Леднева (в четыре руки)
27. На черных клавишах. А. Гедике
28. Автобус. М. Иорданский. Слова О. Высотской
29. Дуда. Ан. Александров. Слова народные
30. Со вьюном я хожу. Русская народная песня
31. Корова. В. Карасева. Слова Н. Френкель
32. Скерцо. Д. Кабалевский
33. Дед Мороз. В Витлин. Слова С Погореловского (в четыре руки)
34. Кукла. М. Старокадомский. Слова О. Высотской (в четыре руки)
35. Зайчик. Украинская народная песня. Перевод М. Клоковой (в три руки)
36. Трамвай. М. Иорданский. Слова О. Высотской (в три руки)
37. Пусть всегда будет солнце. А. Островский. Слова Л. Ошанина (в четыре руки)
38. Загадка. Эхо
39. Беседа. Стихи М. Пляцковского
40. Уезжаем!
41. Песенка. Д. Кабалевский
42. Друзья
43. Столовая. Ритмическая игра-говорилка
44. Две трубы
45. Зима. Татарская народная песня
46. Квартет
47. Лестница
48. Охотник. Н. Потоловский
49. Гули (Колыбельная песня)
50. Этюд. Г. Беренс (Мелодические упражнения, соч. 62 № 11)
51. Маленькая полька. Д. Кабалевский
52. Китайская мелодия. А. Гедике
53. В моем прекрасном замке. Испанская детская песня.
54. Чижики (диалог)
55. Украинская песня. Л. Бетховен
56. Две октавы
57. Заинька. А. Гедике
58. Дождик накрапывает. Ан. Александров
59. Волжская припевка. М. Черемухин
60. В поход. Т. Салютринская
61. Кукушка и перепел. А. Гедике
62. Весенняя. В. Моцарт (в четыре руки)
63. Маленький барабанщик. (Немецкая революционная песня). По обработке А. Давиденко. Русский текст М. Светлова (в четыре руки)
64. Песня о встречном. Д. Шостакович (в четыре руки)
65. Словацкая народная песня (в четыре руки)
66. Смело, товарищи, в ногу! Русская революционная песня (в четыре руки)
67. Слети к нам, тихий вечер (в четыре руки)
68. Четыре октавы
69. Этюд. Е. Гнесина
70. Все октавы
71. Радиосигнал
72. Невиданный скрипач. Стихи Л. Квитко. Перевод М. Светлова.
73. Петя. Из симфонической сказки «Петя и Волк». С. Прокофьев. Переложение в четыре руки С. Стемпневского.
74. Кошка. Из симфонической сказки «Петя и Волк». С. Прокофьев. Переложение в четыре руки С. Стемпневского.
75. Этюд. Е. Гнесина
76. Тамбурин. Ж. Рамо. Переложение М. Мейчика
77. Спи, мой хороший. Колыбельная (отрывок). Д. Шостакович (в четыре руки)
78. Iхав козак за Дунай. Украинская народная песня. В. Золотарев (в четыре руки)
79. У каждого свой музыкальный инструмент. Эстонская народная песня. Обработка X. Кырвитса. Перевод М. Ивенсен
80. Радуга. А. Гедике (Этюд, соч. 32 № 7). Стихи М. Пляцковского
81. В садике. С. Майкапар
82. Венгерская песня
83. Пьеса. Б. Барток
84. Этюд. Л. Шитте (соч. 160 № 17)
85. Пьеса. Б. Барток («Детям», № 3)
86. Как у наших у ворот. Русская народная песня. А. Живцов (в четыре руки)
87. Любопытная курочка. Л. Шитте (Этюд, соч. 160 № 4)
88. Марш. Дж. Кларк
89. Менуэт. X. Дьёпар
90. Ригодон Г. Телеман
91. Менуэт. И. С. Бах
92. Маленькая сказка. А. Гречанинов («Детский альбом»).
93. Марш. А. Гречанинов («Детский альбом»)
94. Мячик. Л. Шитте (Этюд, соч. 160 № 6)
95. Немецкий танец. Л. Бетховен
96. Этюд. И. Беркович
97. Клоуны. Д. Кабалевский
98. Птички. А. Караманов
99. Колыбельная. Е. Голубев
100. Осень к нам пришла. А. Гречанинов («В разлуке». Из «Детского альбома»), стихи М. Пляцковского
101. Гавот. Ф. Госсек. Переложение М. Мейчика
102. Волынка. И. С.Бах
103. Тирольская песня. Л. Кёлер
104. Славянский танец (отрывок). А. Дворжак (в четыре руки)
105. Седьмая симфония (отрывок). С. Прокофьев (в четыре руки)
106. Песенка. Ан. Александров
Методические замечания
{/spoilers}
Скачать бесплатный учебник СССР - Музыкальные картинки (Хереско) 1974 года
СКАЧАТЬ PDF
{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}
ОТ РЕДАКТОРА
Ребенок с раннего детства любит подходить к фортепиано н стучать по клавишам; он часто говорит взрослым, что «умеет играть». Еще задолго до того возрасте, когда детей принимают в музыкальную школу, его любопытство и интерес к музыке могут быть разбужены чутким отношением старших: покажите малышу какую-нибудь простую песню, и он с большим удовольствием будет играть ее. Можно постепенно начать с ним регулярно заниматься по нескольку минут в день. Вначале нужно, чтобы ребенок слушал побольше доступной ему музыки, при том следует рассказывать ему образно содержание, затевать под эту музыку различные игры, а затем время от времени подводить малыша к фортепиано и понемногу посвящать в тайны музыкального искусства.
Цепь данной книги и заключается а том, чтобы помочь родителям, умеющим играть на фортепиано, а домашнем музыкальном воспитании детей дошкольников.
Ее автору Лидия Петровна Хереско (1886—1964), всю свою жизнь посвятила музыкальному воспитанию детей. Плодом ее многолетней практики и явилась настоящая работа, проникнутая любовью к ребенку, пониманием его души.
При подготовке к изданию редактор внес ряд изменений с целью сделать работу более последовательной в методическом отношении и более близкой современным детям. Был значительно расширен раздел, посвященный самому начальному этапу обучения, — добавлены популярные детские песенки в нетрудных переложениях. Некоторые номера заманены другими — более современными пьесами и ансамблями. Кроме того, значительно расширен раздел «Методические замечании»— а него внесен ряд указаний, необходимых руководителям, не являющимся по своей профессии педагогами фортепиано.
При составлении предлагаемого пособия автор исходил из того,
что для малыша очень трудным является усвоение нотной грамоты.
Прежде чем начинать знакомство с ней, ребенок должен приобрести первоначальные слуховые навыки и навыки движения под музыку, научиться играть простенькие песенки и пьесы. Очень полезно играть песенки от разных нот. Это способствует развитию слуха и помогает лучше ориентироваться на клавиатуре.
Первому знакомству с музыкой и с игрой на инструменте посвящен большой раздел книги. Он в основном состоит из переложений детских песен, взятых из сборника Н. Мет лова. Все эти песенки следует разучивать «с рук», а когда ребенок уже начинает ориентироваться в направлении движения мелодии, — и опираясь на его слух. Регулярно, с самых первых уроков нужно давать ребенку задачи, связанные с развитием слуха: сперва это будут простые вопросы: какой из двух звуков выше (вначале ребенок слушает звуки, расположенные далеко друг от друга, затем—ближе и, наконец,—соседние), в каком направлении движется мелодия: затем постепенно знакомят ребенка с величиной интервала (конечно, он не должен знать сложные для него названия, но иногда при игре пальцевых упражнений можно и упомянуть слова «терция», «квинта»). Песенки, приведенные в первом разделе, расположены в порядке увеличения диапазона, и ребенок, особенно если он будет пытаться транспонировать выученные произведения, очень быстро уловит связь интервалов с определенным положением пальцев на клавиатуре. Когда ребенок играет песенки, надо все время обращать его внимание на выразительность исполнения. Но, само собой разумеется, с первых же шагов необходимо приучать ребенка и к работе над техникой. В методических замечаниях в конце книги даются упражнения ко многим пьесам. Конечно, вначале это будут самые простые упражнения, но ими не нужно пренебрегать, потому что каждое из них рассчитано на преодоление трудности, встречающейся в пьесе.
Упражнения и этюды следует играть немного, но регулярно, обязательно каждый день, причем необходимо время от времени повторять ранее пройденный материал. В методических замечаниях даются советы родителям, как подходить к разучиванию той или иной пьесы.
Отсюда ужо остается один шаг до нестоящем нотной записи, и, если малыш имеет навык такого «графического изображения» песен, она не представит для него никаких трудностей.
Точно так же с самого начала нужно обращать, внимание ребенка и на ритмическое строение песни (уже выученной). Если, играя песню, предложить ему равномерно хлопать в ладоши (например, по четвертям), то он очень скоро заметит, что существуют ноты, на которые делается по два и по четыре хлопка. Это подведет его к пониманию записи ритма. Но все-таки и в дальнейшем маленький пианист не сразу научится читать по нотам все ритмически трудные места. И причина не в том, что ребенок не способен уловить сложный ритм (ведь дети часто воспринимают на с пух очень сложные ритмы), а в неумении правильно прочитать его (в записи ритма очень много связано со счетом, с еще не знакомой детям областью арифметики — дробями). В данном пособии автор стремился во многих пьесах (в том числе сложных) помочь малышу, подтекстовывая музыку. Образное содержание этих незамысловатых стишков повысит интерес ребенка к разбираемой пьесе.
Разумеется, что когда ребенок выучит произведение, он должен его только играть, а не петь, но первоначально, когда взрослый сыграет ему пьеску и разучит с ним слова, ритм пьесы надолго запомнится ему, и разбор по нотам будет таким образом наполовину облегчен. Затем, когда пьеса уже усвоена, необходимо по нотам проанализировать ее ритм — это облегчит разбор тех пьес, в которых нет подтекстовки.
Как уже было сказано, уроки с малышами должны быть занимательными. Оживит урок и облегчит понимание к месту сказанная шутка или стишок. Такие шутки, стихотворные объяснения, игры и за гадки имеются и в нестоящей книге.
Хорошо подтолкнуть воображение ребенка, рассказать ему какую-нибудь историю (не противоречащую, конечно, характеру музыки). Необычайно полезна для детей и ансамблевая игра, которая широко рекомендуется здесь. Большинство песенок, помещенных в начале книги, переложено для совместной игры ученика и учителя. Это может быть игра в четыре руки, в три руки (ученик играет мелодию одной рукой) или в две руки (каждый участник играет по одному голосу). В дальнейшем даются уже настоящие четырехручные ансамбли («Петя» из сказки С. Прокофьева). Обращаем внимание на то, что при игре лесенок, помещенных в начале книги, ребенок должен сидеть нормально, посредине клавиатуры (а не как при ансамблевой игре — сбоку), а взрослый — слева.
Кроме пьес, которые ребенок должен разучивать сам, дается ряд более трудных произведений: ребенок будет их слушать в исполнении взрослых, определять характер, иногда устраивать игры под музыку.
Не следует утомлять ребенка — лучше заниматься несколько раз в день, но понемногу. Самое страшное — сухой педантичностью оттолкнуть его от занятий, внушить ему отвращение к музыке.
После прохождения и хорошего усвоения всего материала, помещенного в книге, можно будет приступить к изучению педагогического репертуаре детской музыкальной школы.
Н. Копчевский
{/spoilers}