Основы дарвинизма (Мельников, Шибанов, Корсунская) 1955 год

Скачать Советский учебник

 Основы дарвинизма (Мельников, Шибанов, Корсунская) 1955

Назначение: Учебное пособие для 9 класса средней школы

«Многие ученые утверждали, что существующие на земле растительные организмы не изменяются, что лучше природы ничего не создашь, а я утверждаю, что все многообразие растительных форм произошло в результате безостановочно совершающихся изменений в природе из очень ограниченного числа растений, и многими фактами доказано, что человек может и должен делать лучше природы». Мичурин И.В.

© "Просвещение" Москва 1955 

Авторство: Мельников М.И., Шибанов А.А., Корсунская В.М. 

Формат: PDF Размер файла: 7.29 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 4

Введение 5

Многообразие органического мира

Приспособленность в органическом мире 7

Единство органического мира 9

Дарвин — основоположник научной теории об историческом развитии органического мира

Советский творческий дарвинизм 10

Глава I. Борьба за эволюционные идеи в додарвиновский период . . 11

Представления о неизменности органической природы в додарвиновский период

Жан-Батист Ламарк 10

Эволюционные воззрения русских естествоиспытателей в додарвиновский период 16

К. Ф. Рулье 17

Вопросы и задание к главе / 18

{spoiler=ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...}

 

Глава II. Чарлз Дарвин и его учение . 19

Жизнь и научная деятельность Ч. Дарвина

Основные положения учения Дарвина о происхождении видов . . 22

Изменчивость и наследственность 23

Искусственный отбор 28

Естественный отбор и борьба за существование 38

Дарвин об образовании новых видов 44

Материалистическое объяснение приспособленности организмов к

условиям существования 47

Оценка дарвинизма основоположниками марксизма-ленинизма . . 59

Использование допущенных Дарвином ошибок лжеучёными капиталистических стран 52

Вопросы и задания к главе II 53

Глава III. Достижения русских учёных-дарвинистов 55

Роль русской науки в развитии палеонтологии 56

Роль русской науки в развитии физиологии 61

Роль русской науки в разрешении вопроса о происхождении жизни на Земле 79

Вопросы и задания к главе III 72

Глава IV. Мичуринское учение как высший этап в развитии биологической науки   73

Стр.

Биография И. В. Мичурина

Научная деятельность И. В. Мичурина 78

Основные положения мичуринского учения 79

Единство организма и необходимых для его жизни условий ...

Наследственность организма 82

Наследование приобретаемых признаков 84

Теория стадийного развития растений 86

Управление развитием и формообразованием у растений .... 96

Расшатывание наследственности путем гибридизации 99

Подбор пар для получения гибридных сеянцев

Управление развитием и формообразованием у животных . . . 108

Народнохозяйственное значение мичуринского учения 118

Вопросы и задания к главе IV 122

Примерные практические задания . .

Глава V. Происхождение человека 124

Данные современной науки о происхождении человека 126

Современные человекообразные обезьяны и человек 129

Труд создал человека 137

Древнейшие люди   140

Ведущая роль законов общественной жизни в развитии человеческих предков 144

Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма . . 145

Вопросы к главе V 147

Схема деления истории Земли на эры и периоды 148

 {/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Основы дарвинизма (Мельников, Шибанов, Корсунская) 1955 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 Учебное пособие «Основы дарвинизма» написано применительно к программе для IX класса средней школы научными сотрудниками Академии педагогических наук РСФСР М. И. Мельниковым, А. А. Шибановым и В. М. Корсунской.

Введение, I глава «Борьба за эволюционные идеи в додарви- новский период» и III глава «Достижения русских учёных-дарви- нистов» написаны В. М. Корсунской, II глава «Чарлз Дарвин и его учение», V глава «Происхождение человека» — М. И. Мельниковым, IV глава «Мичуринская биология как высший этап в развитии биологической науки» — А. А. Шибановым.

Общая редакция произведена М. И. Мельниковым.

Шестое издание учебного пособия «Основы дарвинизма» напечатано с сокращениями в соответствии с программой 1954 года.

Все отзывы и замечания просим направлять по адресу: Москва, Чистые пруды, 6, Учпедгиз, редакция естествознания. 

ВВЕДЕНИЕ

Многообразие

органического

мира

Исследованиями многих поколений учёных открыто множество живущих на Земле видов растений и животных. Так, зоологи насчитывают до 1,5 миллиона видов животных; более половины этого количества приходится на долю насекомых. Ботаники открыли и описали около 300 тысяч видов растений.

Из курсов ботаники и зоологии вам уже известно об огромном разнообразии видов живых существ, населяющих Землю. На каждой лужайке, на небольшом полевом или огородном участке можно найти растения многих видов. Любой водоём населён различными видами животных и растений: тут и лягушка, и водные насекомые, и ряска, и водоросли (рис. 1).

Виды растений отличаются между собой различными жизненными потребностями: в минеральном питании, углекислом газе, тепле, свете, влаге, кислороде. Наряду с зелёными растениями, усваивающими неорганические вещества из почвы и воздуха, существуют растения, питающиеся только готовыми органическими веществами. Наряду с огромным большинством растений, усваивающих азот из почвенных растворов, существуют бактерии, которые берут азот непосредственно из воздуха. Для большинства растений вреден повышенный раствор натриевой и глауберовой солей в почве, но в зоне полупустынь произрастают солянки, легко переносящие засолённость почвы. Известно, что организмы нуждаются в кислороде для дыхания, но есть бактерии, живущие только в бескислородной среде.

И среди животных наблюдается огромное разнообразие по их потребностям в необходимых условиях жизни (животные травоядные, плотоядные и всеядные), по типу обмена веществ и по его интенсивности. Если ужи, черепахи могут выносить длительное голодание (черепахи несколько месяцев), то птицы обладают таким интенсивным обменом веществ, что отсутствие пищи в течение суток вызывает гибель многих из них.

В связи с разнообразными условиями жизни виды различаются между собой по строению и размерам тела и по приспособленности

к условиям жизни. Например, кедровые сосны уссурийских лесов (рис. 2) своими стройными стволами образуют настоящую колоннаду, полярные сосны (рис. 3), ивы и берёзы стелются по земле, а многие тундровые растения образуют подушкообразные формы (рис. 4). Наряду с микроскопическими водорослями и бактериями встречаются растения-гиганты. Так, наши дальневосточные сосны достигают высоты десятиэтажного дома.

Чтобы представить себе, насколько велико разнообразие животного мира, сравним хотя бы таких млекопитающих, как летучая мышь, кит, крот, волк, шимпанзе, слон.

Ещё большее разнообразие животного мира мы увидим при сопоставлении представителей таких групп животных, как простейшие, насекомые, позвоночные и другие.

Приспособлен ность

в органическом мире

При изучении органического мира давно была подмечена удивительная приспособленность живых существ к условиям жизни.

Различные виды растений и животных чаще всего обитают совместно друг с другом — в определённых сочетаниях и в определённых условиях среды, образуя степные, луговые, болотные и другие сообщества.

В сообществах организмы отличаются приспособленностью не только к условиям неорганической среды, но и друг к другу. Например, в широколиственном лесу травяной покров весной состоит из светолюбивых растений (хохлатки, ветреницы, медуницы, чистяка), а летом — из теневыносливых (будры, зеленчука, ландыша). Раннецветущие растения опыляются главным образом пчёлами, шмелями и бабочками; опылителями летнецветущих растений являются по большей части мухи.

Многие ветроопыляемые деревья и кустарники зацветают до распускания листвы. Благодаря отсутствию последней пыльца наилучшим образом переносится ветром от растения к растению. Многочисленные насекомоядные птицы (иволга, поползень и др.) — обитатели широколиственного леса — находят здесь условия для гнездования и уничтожают вредителей леса.

Разнообразные млекопитающие (крот, летучая мышь, волк, кит и пр.), разные птицы (дятел, перепёлка, цапля, страус и пр.) обладают приспособлениями к тем условиям жизни, в которых они живут. То же мы видим у рыб, земноводных, пресмыкающихся и в любой другой группе животных (вспомните хотя бы паразитических червей или насекомых).

Приспособленность многих животных выражается и в так называемой защитной окраске, благодаря которой они могут оставаться незамеченными для врагов. Зелёного кузнечика, например, трудно найти среди растений луга; заяц беляк к зиме меняет рыжевато-серую шерсть на белую. Этим он хорошо приспособлен к жизни в лесу. В отличие от беляка заяц русак и зимой остаётся серым, светлеют у него только бока. Это соответствует окружающей обстановке его жизни на открытых местах, где снег сильно сдувается. Лев и верблюд по своей окраске незаметны среди песков пустынь.

В повадках, поведении животных также сказывается приспособленность их к окружающим условиям. Так, перепела и жаворонки, когда им грозит опасность от пернатых хищников, быстро опускаются на поверхность поля и сидят неподвижно. При наличии покровительственной окраски это спасает их от нападения врагов. Один из замечательных по поведению грызунов — бобр делает в берегах рек сложные жилые камеры с подводным входом. Во время засухи, когда падает уровень воды в реках и начинают обнажаться входы в норы, бобры совместными усилиями искусно сооружают плотины, благодаря чему уровень воды у нор повышается и выходы из них остаются скрытыми. Эти прирождённые сложные действия (инстинкты) бобров следует рассматривать как приспособление к условиям жизни возле рек.

Рабочие пчёлы обладают сложными инстинктами, которые позволяют им строить замечательные сооружения — соты, запасать пищу для всей пчелиной семьи, вести уход за личинками и т. д.

У животных с развитой корой полушарий головного мозга легко вырабатываются сложные условные рефлексы, позволяющие им «приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Не менее яркими приспособлениями обладают и растения. Так, ветроопыляемые цветки легко узнать по их невзрачным околоцветникам, длинным тычинкам и большому количеству мелкой сухой пыльцы. Напротив, яркий околоцветник, аромат, относительно меньшее количество пыльцы в цветке характеризуют растения, опыляемые насекомыми.

Приспособленность организмов к условиям жизни можно видеть в природе на каждом шагу.

Несмотря на многообразие растительных и живот-

Единство НЬ1Х организмов, изучение их открывает ряд общих органического »

мира жизненных свойств. Все организмы неотъемлемо

связаны постоянным обменом веществ и энергии с окружающей средой, что и отличает их от неживых тел природы. Все живые существа живут за счёт неживой природы. Зелёные растения, например, питаются минеральными солями, усваивают “Углерод "из воздуха, дышат кислородом. Животные тоже не могут жить без необходимых им веществ неживой природы. Все живые организмы обладают способностью изменяться в изменившихся условиях жизни, расти, развиваться, совершать движения, размножаться и т. д. И, наконец, все живые организмы состоят из клеток. В состав как растительной, так и животной клетки входят протоплазма и ядро. Каждый организм при половом размножении начинает своё развитие из клетки. Основные химические элементы, входящие в состав любого организма, одни и те же.

Итак, многие факты говорят о единстве органического мира, при всём его многообразии.

Дарвин — основоположник научной теории об историческом развитии органического мира

Долгое время наука не могла дать ответа на вопросы: 1) как объяснить разнообразие органических форм при наличии сходства, имеющегося между ними? 2) как объяснить удивительную приспособленность организмов к условиям жизни? В основном научно правильные ответы на эти вопросы дал в середине XIX в. английский учёный Чарлз Дарвин. Он создал теорию, которая материалистически объяснила причины многообразия и приспособленности живых существ к условиям жизни и единства органического мира. Дарвин доказал, что современный органический мир есть результат длительного исторического развития. Учение Дарвина было огромным завоеванием человечества, оно нанесло удар религиозным представлениям о сотворении мира богом и неизменности его.

Однако ни Дарвин, ни его последователи — дарвинисты — в условиях капиталистического общества не решили задачу до конца, так как не раскрыли подлинных причин и путей превращения одних видов в другие. Дарвиновская теория не дала научно обоснованных методов планового изменения природы растений и животных.

Советский

творческий

дарвинизм

Произведение Дарвина «Происхождение видов», в котором излагалось его учение, вышло в свет в 1859 г. С тех пор произошли огромные политические и социально-экономические изменения во всём мире. В результате Великой Октябрьской социалистической революции возник Советский Союз с мощной передовой промышленностью и самым передовым сельским хозяйством. Если в капиталистических странах эксплуататорские классы боятся распространения среди трудящихся передовых материалистических теорий о развитии органического мира, то у нас в стране социализма научные знания всемерно поддерживаются и распространяются. Вопрос о происхождении видов растений и животных получил у нас не только большое идейно-теоретическое, но и народнохозяйственное значение. Правильный ответ на этот вопрос открывает новые пути для направленного изменения природы растений и животных в интересах социалистического общества.

Основоположником науки, которая даёт решение всех этих задач, стал великий русский учёный И. В. Мичурин (1855— 1935). И. В. Мичурин на основе своей теории создал более 300 новых сортов плодовых и ягодных культур. Он доказал, что человек может изменять по своему усмотрению природу организмов.

В царской России Мичурин не был признан. Только при советской власти, благодаря руководству Коммунистической партии и лично В. И. Ленина и И. В. Сталина, учение И. В. Мичурина о преобразовании природы организмов стало достоянием науки и народа.

Мичуринское учение о путях и способах планового преобразования природы нашло развитие и продолжение в трудах акад. Т. Д. Лысенко и его последователей. Великая сила мичуринской науки в том, что она развивается в единстве с практикой социалистического сельского хозяйства.

В Советском Союзе создана новая наука — советский творческий дарвинизм. Эта наука восприняла всё лучшее, прогрессивное в учении Дарвина и развила его дальше, превратив из науки, преимущественно объясняющей явления органического мира, в науку, преобразующую этот мир. Советский творческий дарвинизм устанавливает пути и способы планомерного овладения живой природой и преобразования её в целях содействия скорейшему построению коммунизма. 

БОРЬБА ЗА ЭВОЛЮЦИОННЫЕ   ИДЕИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД

Издавна существовало два взгляда на природу: материалистический и идеалистический. Материалисты признают, что живая и неживая природа — материя — существует независимо от сознания человека. Материя первична, сознание же является продуктом мозга, т. е. материи на высшей ступени её развития. По утверждению идеалистов, первичным является дух, идея, сознание. Понятно, что материалисты и идеалисты всегда ^совершенно противоположно решали все научные проблемы. История развития науки есть борьба материализма с идеализмом, неизбежно приводящая к торжеству материализма и крушению идеализма во всех областях.

Во введении было указано, что основоположником материалистической теории об историческом развитии органического мира был Чарлз Дарвин. Но было бы ошибочным думать, что до Дарвина никто из учёных ничего не сделал для решения этого вопроса. Напротив, такие попытки были задолго до Дарвина. Кроме того, открытия многих учёных, даже и не бывших сторонниками теории изменяемости видов и происхождения одного вида от другого, послужили, независимо от их воли, развитию этого учения.

Представления о неизменности органической природы в додарвиновский период

С XV—XVI вв. развивающаяся капиталистическая промышленность вызвала потребность в изучении природных богатств, в их списании и классификации. Подробно изучались виды растений и животных, указывались их местные названия, места обитания и распространения, способы использования человеком. Но предметы и процессы природы изучались изолированно друг от друга, вне их связей между собой. В природе не видели изменения и развития. Земля представлялась существовавшей всегда 

такой, какой она является в настоящее время: извечны части света, горы, низменности, реки, виды растений и животных. Постоянны звёзды и планеты, а также пути их движения. Для учёных XVIII в. мир «... был чем-то окостенелым, неизменным, а для большинства чем-то созданным сразу» (Энгельс, Диалектика природы, 1949, стр. 7).

Известный шведский естествоиспытатель XVIII в. Карл Линней писал: «Существует столько видов, сколько их создало бесконечное существо». Учёные видели в природе осуществление плана, по которому якобы бог творил мир, и задачей естествоиспытателя считали познание этого плана. Они представляли себе природу созданной идеально и в приспособленности живых существ к условиям жизни видели проявление какого-то сверхъестественного, непознаваемого разума. Эти представления всецело поддерживались эксплуататорскими классами.

Идеи о неизменности всего существующего и об отсутствии связен между вещами и процессами природы и общества получили название метафизических (от греческого мета — по, над; физис — природа) и весь этот период в естествознании — метафизического.

Социальные изменения, какие произошли в XVIII и первой половине XIX в. в ряде стран Западной Европы, вызвали дальнейшее развитие естественных наук. Победа молодого в то время класса буржуазии над феодализмом, происшедшие в связи с этим промышленные перевороты усилили потребность в изучении природных богатств; открылись некоторые возможности для научных исследований.

Проникновение капитализма в сельское хозяйство привело к большим сдвигам в области растениеводства и животноводства. Так, в Англии стали вводить севообороты, применять искусственное удобрение и сельскохозяйственные машины. За небольшие сроки были выведены многие новые породы лошадей, свиней, рогатого скота, овец, кур и других животных.

В области растениеводства также были достигнуты большие успехи. Во Франции и в Англии были созданы многие сорта декоративных, а также ягодных и огородных растений.

Таким образом, социальные революции конца XVIII и первой половины XIX в., промышленные перевороты, научные открытия, а также практика сельского хозяйства, в частности выведение новых пород животных и сортов растений, — всё это вместе взятое подрывало метафизические представления о природе и обществе, подготовляло почву для восприятия идеи о всеобщем развитии.

Во второй половине XVIII в. появились первые мыслители, которые положили начало учению о происхождении современных организмов в результате длительного исторического развития органического мира.

{/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО БИОЛОГИИ - ЗООЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС (2)

Еще из раздела - БИОЛОГИЯ, ЗООЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО БИОЛОГИИ И ЗООЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика