Биология, Зоология

Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека (Анисимова, Бруновт, Реброва) 1987 год

Скачать Советский учебник

 Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека (Анисимова, Бруновт, Реброва) 1987

Назначение: Пособие представляет собой дидактический материал, который учитель сможет использовать на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека. Оно содержит вопросы и задания для учащихся с использованием схем, рисунков, таблиц, раздаточного материала, микропрепаратов. Ряд заданий предлагает учащимся на основе наблюдений, сравнения, анализа или синтеза сделать выводы, обобщения.

© "Просвещение" Москва 1987 

Авторство: Анисимова В.С., Бруновт Е.П, Реброва Л.В.

Формат: PDF Размер файла: 17.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

Методические рекомендации к проведению самостоятельных работ.

Введение. Общий обзор организма человека.

Опорно-двигательная система.

Кровь и кровообращение.

Дыхание.

Пищеварение.

Обмен веществ и энергии. Выделение.

Кожа.

Железы внутренней секреции..

Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность.

Размножение и развитие.

Приложение.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека (Анисимова, Бруновт, Реброва) 1987 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Предисловие

Пособие представляет собой систему заданий для разного вида самостоятельных работ, выполняемых учащимися при изучении в IX классе раздела «Человек и его здоровье» школьного курса биологии.

Работы преследуют разные дидактические цели и соответственно выполняются учащимися при объяснении нового материала, при его закреплении и проверке знаний. Какую бы цель ни преследовали самостоятельные работы, все они направлены на лучшую реализацию учебно-воспитательных задач курса, на развитие мыслительной деятельности и самостоятельности учащихся. Поэтому ведущим принципом организации любой самостоятельной работы учащихся является развитие умений наблюдать существенные физиологические и гигиенические закономерности, сравнивать и обнаруживать самые основные и специфические взаимосвязи формы и строения, строения и функции.

Задания для самостоятельных работ, собранные в дайном пособии, составлены с учетом программы курса «Человек и его здоровье» 1986 года и могут быть использованы применительно к учебникам, реализующим в основном эту программу. Учитель имеет возможность выбирать из предлагаемых в пособии наиболее подходящие работы менять последовательность их выполнения соответственна учебнику, с которым он работает.

Самостоятельные работы могут проводиться с использованием раздаточного материала (муляжи, модели, микропрепараты), рисунков данного пособия, текста и иллюстраций учебника и настенных таблиц, имеющихся в распоряжении учителя. Часть работ направлена на организм цию самонаблюдений или наблюдений за домашними животными, другая часть — на умение учащихся делать самостоятельные выводы из опытов, демонстрируемых учителем. Большой резерв для самостоятельных работ представляет собой демонстрация учебных кинофильмов и диафильмов.

Задания для работ содержат схемы и таблицы, требующие для ответа умозаключений учащихся, синтезирования и обобщения знаний.

Разделение работ на классные и внеклассные несколько условно, поскольку результаты всех работ, выполняемых во внеурочное время, необходимо обязательно использовать на уроках.

Самостоятельные работы учащиеся выполняют под руководством и контролем учителя. Именно учитель определяет источник знаний и дидактическую цель работы, намечает необходимое время для выполнения работы. Все работы должны оцениваться учителем.

Основная часть заданий требует письменных ответов, но по желанию учителя некоторые работы могут сопровождаться устными ответами школьников.

Задания составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения ученику, группе учащихся или всему классу. В пособии имеются задания разной степени сложности. Все это облегчает учителю организацию самостоятельных работ на уроке.

Содержание заданий и полученных результатов необходимо доводить до сведения учащихся всего класса, особенно при выполнении заданий по самонаблюдениям.

В комплексе разнообразных самостоятельных работ имеются задания на приобретение новых знаний, на закрепление умений и навыков, на конкретизацию знаний. Значительное число заданий направлено на развитие умения работать с текстом и рисунками учебника.

В пособии имеются задания для проверки знаний учащихся, усвоения ими материала отдельных тем. Часть этих заданий носит характер программированного диктанта. Они рассчитаны на короткие ответы и не занимают много времени.

Данное пособие предназначено для долговременного пользования. Поэтому задания для отдельных учащихся или для звеньев из нескольких учеников желательно оформить в виде карточек: сфотографировать, скопировать задания и наклеить их на картон; разрезать постранично данное пособие, поместив эти страницы с описанием работ и рисунками в прозрачные пакетики. В таком виде эти карточки можно использовать многократно, рекомендуя учащимся выполнять работы, расположенные на лицевой и обратной их стороне. Некоторые задания, рекомендуемые для работы учащихся всего класса, можно оформить в виде больших настенных таблиц либо написать текст на кодопленке и проецировать его на экран.

При выполнении работ учащиеся руководствуются инструкцией, содержащейся в задании. Результаты самонаблюдений они записывают в тетрадь, а ответы на вопросы заданий — в тетрадь или на отдельный лист. Учитель проверяет записи и ответы и оценивает их. Перерисовывать рисунки, помещенные в заданиях, не следует.

Данное пособие имеет следующую структуру. Вначале приведены методические рекомендации для учителя, в которых авторы раскрывают дидактические цели самостоятельных работ и методику применения ряда учебных приемов — анализа, синтеза, сравнения. Затем следуют сгруппированные по темам самостоятельные работы. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Первая тема носит вводный характер. Учащиеся получают самые общие представления о строении и функциях систем органов и более основательные о клетке и тканях как структурно-функциональной основе организма. Центральным понятием в теме является понятие целостности организма. Для начала его формирования учитель сообщает сведения о нервной и гуморальной регуляции, при помощи которых создается единство организма. Наибольшее внимание уделяется нервной ткани и рефлексу как основе нервной деятельности.

Учащиеся впервые знакомятся с железами внутренней секреции. Уровень раскрытия содержания понятия «клетка» более высок, чем в ботанике, но менее сложен, чем в общей биологии.

Работа 1 дается всем учащимся при закреплении материала о системах органов. Учащиеся отвечают на вопросы устно.

Работа 2 предлагается всем учащимся при объяснении материала о строении и жизнедеятельности клетки.

Работа 3 дается в двух вариантах отдельным учащимся при закреплении материала. Ответы учащихся обсуждаются и оцениваются.

Работа 4 по рассматриванию микропрепаратов тканей проводится по усмотрению учителя или при объяснении нового материала, или при его закреплении. Первый, второй и четвертый пункты задания выполняют все учащиеся, а письменные ответы — по вариантам.

Работа 5 дается при изучении тканей в связи с понятием внутренней среды. Эта же работа может выполняться в теме «Кровь».

Работы 6, 7 и 8 проводятся при объяснении нового материала и для его закрепления после изучения нервной ткани. 

Работа 9 выполняется всеми учащимися в тетради с целью повторения материала о тканях. По первому варианту учащиеся чертят в тетради таблицу и заполняют ее, а по второму — записывают ответы при помощи условного кода.

Работа 10 проводится при изучении материала о рефлексе и служит для его закрепления. Учащиеся отвечают устно или письменно, по усмотрению учителя.

Работа 11 приурочивается к заключительному, обобщающему уроку по теме. Она посвящена закреплению по тексту учебника важнейших понятий: единства организм нервной и гуморальной регуляции, саморегуляции. Выборочные ответы учащихся оцениваются.

Работа 12 может быть предложена как домашняя после вводного или заключительного урока. Ответы учащихся обсуждаются и оцениваются

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Из курса зоологии учащиеся знакомы со строением скелета млекопитающих. Теперь необходимо закрепи эти знания и продолжить их углубление на примере скелета человека. При этом важно выделить черты сходства опорно-двигательной системы человека и животных как результат животного происхождения человека и различий в ней, обусловленных биосоциальной природой человека.

При знакомстве с мышечной системой устанавливается ее связь со скелетом и нервной системой. Весь учебный материал следует рассматривать с позиций взаимосвязи строения и функций органов, тканей, клеток.

В обосновании гигиенических правил должны быть хорошо выявлены необходимость подвижного образа жизнк и закономерности развития опорно-двигательной системы.

На протяжении изучения темы обращается внимание на значение физического воспитания и знания элементов физиологии труда.

Работы 13 и 14 проводятся в порядке самостоятельного изучения материала по учебнику, раздаточному материалу, с демонстрацией скелета человека и животного или таблицы с их изображением. Дополнительным наглядным материалом являются рисунки настоящего пособия. Ответы на вопросы даются в тетради или на отдельных листках.

Работы 15 и 16 выполняются при изучении нового материала о строении и составе костей с использованием раздаточного материала из натуральных костей животных и рисунков учебника и пособия.

Работа 17 может быть использована для создания проблемной ситуации в начале урока на тему «Строение костей» или служить для закрепления знаний на этом же уроке.

Работа 18 проводится для закрепления знаний. Вариант IV наиболее сложен и его следует предлагать более успевающим учащимся.

Работа 19 служит для проверки знаний.

Работа 20 проводится в виде лабораторного занятия.

Работы 21 и 25 содержат задания для самонаблюдений дома. Учитель время от времени проверяет выполнение работы 25.

Работа 22 является заданием для проверки знаний, выполняется на листке или в тетради.

Работа 23 применяется для изучения или закрепления нового материала, она проводится с использованием настенных таблиц, текста и рисунков учебника и пособия. В работе присутствуют элементы самонаблюдений. Задание желательно распечатать на карточках или учитель диктует текст задания, а учащиеся записывают свой вариант.

Работы 24 и 26 используются при индивидуальной проверке знаний.

Работа 27 выполняется в классе одним учеником под непосредственным руководством учителя (вариант I). Учащиеся наблюдают, записывают полученные данные, производят подсчеты в тетрадях и делают выводы. Вариант II учащиеся выполняют дома и докладывают о результатах опыта на уроках.

Работа 28 является обязательным домашним заданием.

Работа 29 выполняется устно всеми учащимися на уроке на тему «Работа мышц» и обсуждается в классе.

Работы 30, 31, 32, 33 выполняются по выбору учителя на заключительном уроке по теме с целью закрепления и проверки гигиенических знаний. Варианты I, И, III работы 30 могут выполняться на листочках индивидуально.

Работа 34 служит для повторения материала всей темы. Учащиеся отвечают на один вопрос письменно, а на остальные вопросы своего варианта устно.

КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ

В теме «Кровь и кровообращение» формируется много новых и сложных для усвоения учащимися понятий: состав крови и функции ее составных частей, внутренняя среда организма и ее значение, иммунитет, воспаление, строение сосудов и движение крови по ним, работа сердца.

В теме содержится важный гигиенический материал об инфекционных заболеваниях и гигиеническом режиме во гремя болезни, о доврачебной помощи при кровотечении. Существенно, чтобы учащиеся научились определять у себя пульс, понимали бы, что это такое и применяли для оценки своего состояния при нагрузке.

Работа 35 дается как обязательное домашнее задание перед первым уроком по теме. Учащиеся записывают полученные данные в тетради и сдают их на проверку учителю.

Работы 36, 38 проводятся по выбору учителя при закреплении материала о внутренней среде.

Работу 37 рекомендуется проводить со всеми учащимися при изучении нового материала о свертывании крови.

Работа 39 может быть использована на первом уроке по теме при объяснении материала о внутренней среде.

Работа 40 выполняется всеми учащимися как лабораторное занятие с микропрепаратами крови человека и лягушки. Задание пишется на доске. Эта работа может также выполняться по практикуму в учебнике.

Работа 41 проводится при закреплении материала о составе крови.

Работа 42 предлагается только желающим учащимся па дом.

Работа 43 проводится по учебнику или после просмотра диафильма «Строение и функции крови».

Работа 44 проводится учащимися при закреплении знаний на уроке, посвященном теме «Иммунитет».

Работа 45 служит для закрепления или проверки знаний. Учитель диктует правила поведения во время болезни, учащиеся их обосновывают устно.

Работа 46 предназначена для проверки знаний о крови. Пока одни учащиеся отвечают на вопросы вариантов I и II, другие заполняют таблицу 11 (вариант III).

Работа 47 посвящена изучению строения сердца по муляжам (если они имеются) или по рисункам учебника.

Работа 48 проводится при закреплении материала о работе сердца в классе всеми учащимися.

Работа 49 может быть использована для самостоятельного изучения материала по тексту и рисункам учебника (варианты I, II и IV). Вариант III и работу 50 лучше применять при индивидуальной проверке знаний.

Работа 51 может проводиться в классе как лабораторное занятие (при этом следует изменить пункты второй и четвертый на более подходящую в классе нагрузку), а может быть предложена для самонаблюдений дома, так же как и работа 52.

Работы 53 и 55 даются при индивидуальной письменной проверке знаний во время уплотненного опроса.

Работа 54 проводится как лабораторная (вариант I), при закреплении знаний по первой доврачебной помощи при кровотечении (вариант III), при проверке знаний (вариант II).

Работа 56 дается как задание перед просмотром кинофильма «Кровообращение и лимфообращение».

Работа 57 несет контрольную функцию, выполняется всеми учащимися на листках бумаги.

ДЫХАНИЕ

В процессе изучения темы «Дыхание» учителю необходимо обратить особое внимание на дальнейшее формирование понятий взаимосвязи строения и функции, гомеостаза, целостности организма, влияния физических упражнений на организм, значения соблюдения гигиенических правил для здоровья.

Работа 58 проводится всеми учащимися в классе при закреплении знаний о строении органов дыхания. Вариант II может быть использован при проверке’ знаний на следующем уроке. Основа таблицы 14 чертится па доске.

Работу 59 можно использовать с привлечением учебника при объяснении нового материала о гортани.

Работа 60 служит для введения в материал о газообмене.

Работа 61 используется для сравнительно быстрого закрепления знаний о газообмене в легких и тканях.

Работы 62, 65, 72 учащиеся выполняют дома как обязательные. Результаты измерений учащиеся записывают в тетради и затем их обсуждают в классе. Особенно важна для понимания процесса регуляции дыхательных движений работа 65.

Работа 63 выполняется в классе всеми учащимися при объяснении нового материала о вдохе и выдохе.

Работа 64 может быть использована на этом же уроке или вместо работы 65, или в конце урока при закреплении знаний.

Работа 66 служит заданием по проверке усвоения материала кинофильма «Регуляция дыхательных движений». После демонстрации фильма учащиеся, по усмотрению учителя, отвечают устно или письменно на вопросы задания.

Работа 67 выполняется по ходу объяснения нового материала о жизненной емкости легких.

Работа 68 проводится для важного в практическом отношении закрепления нового материала о первой доврачебной помощи при клинической смерти. Учитель выборочно проверяет ответы на вопросы задания.

Работа 69 проводится как обобщающая при изучении материала по учебнику и проверяется в процессе фронтальной беседы в классе.

Работа 70 выполняется по предложению учителя желающими учащимися дома. Учащимся рекомендуется специальная литература.

Работа 71 проводится как контрольная для проверки усвоения важного в практическом отношении материала по гигиене дыхания. По усмотрению учителя, она может быть выполнена дома, но должна быть проверена и оценена учителем.

ПИЩЕВАРЕНИЕ

Содержание учебного материала темы дает возможность сформировать у учащихся понятие «питание», важное для усвоения общего понятия «обмен веществ», продолжить раскрытие и конкретизацию понятия взаимосвязи строения и функций на примерах пищеварительных органов. В теме уделяется большое внимание гигиеническим условиям нормального пищеварения, что существенно для формирования у учащихся понятия рационального питания, которое раскрывается при обобщении знаний о гигиене пищеварения, при изучении пластического и энергетического обмена в теме «Обмен веществ и энергии». Названия пищеварительных ферментов учащимся запоминать не надо. Действие слюны на крахмал изучается при демонстрации опыта учителем.

Работа 73 проводится на первом уроке темы при объяснении нового материала. На вопросы задания учащиеся отвечают письменно или устно.

Работа 74 служит для закрепления нового материала о строении органов пищеварения.

Работа 75 проводится при наличии раздаточного материала в виде наборов зубов по рисункам учебника или

Расширения для Joomla

Еще учебники "Биология-Зоология"

Биология, Зоология СПИСКОМ и другие разделы Библиотеки

Яндекс.Метрика