Скачать учебник времен СССР
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1976
Авторство: Нина Семёновна Черноусова
Формат: DjVu, Размер файла: MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Методика работы над сочинением 5
Обучающие упражнения 20
Устные ответы на вопросы, объединенные темой
Устные ответы на вопросы по демонстрационным картинам 1
Устные ответы на вопросы по содержанию диафильмов 29
Составление предложений, объединенных темой, и запись их под руководством учителя 30
Составление предложений по сюжетным картинкам
Составление предложений по сюжетным картинкам, данным в «Родной речи» 39
Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок 40
Устные рассказы но аналогии с прочитанным 41
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Письменные сочинения по личным впечатлениям 47
Коллективное составление сочинений по данному плану и запись их с доски
Коллективное составление сочинений по данному плану и запись их под руководством учителя 48
Коллективное составление сочинений по коллективно составленному плану н запись их под руководством учителя 52
ВТОРОЙ КЛАСС
Методика работы над сочинениям 54
Устные рассказы по данному или коллективно составленному плану 73
Рассказы по аналогии с прочитанным
Устные рассказы по сюжетным картинкам 81
Устные рассказы по иллюстрациям, данным в книге «Родная речь» 84
Устные рассказы по демонстрационным картинам 92
Устные рассказы по диафильмам 97
Устные рассказы по кинофильмам 102
Письменные сочинения 105
Коллективное составление сочинений по данному плану и запись их под руководством учителя
Сочинения по личным впечатлениям
Сочинения по коллективно составленному плану и запись их под руководством учителя 106
Сочинения по личным впечатлениям
Сочинения по сюжетным картинкам 110
Сочинения по диафильмам 114
Коллективное составление сочинений по коллективно составленному плану и запись их самостоятельно 116
Сочинения по личным впечатлениям
ТРЕТИЙ КЛАСС
Методика работы над сочинением 118
Устные рассказы по плану, составленному коллективно или самостоятельно 136
Рассказы по личным впечатлениям и наблюдениям
Устные рассказы по сюжетным картинкам 143
Устные рассказы по диафильмам 145
Устные рассказы по демонстрационным картинам 149
Письменные сочинения 152
Коллективное составление сочинений по коллективно составленному плану и запись их под руководством учителя
Сочинения по личным впечатлениям и наблюдениям
Сочинения по сюжетным картинкам 154
Сочинения по диафильмам 156
Сочинения по демонстрационным картинам 159
Сочинения по кинофильмам 160
Коллективное составление сочинений и запись их самостоятельно 164
Сочинения по личным впечатлениям и наблюдениям
Сочинения по сюжетным картинкам 167
Сочинения по демонстрационным картинам 169
Самостоятельная работа над сочинениями
Сочинения по личным впечатлениям и наблюдениям
Сочинения по диафильмам 171
Сочинения по сюжетным картинкам
Сочинения по демонстрационным картинам 173
{/spoilers}
Скачать учебник СССР - Сочинения в начальных классах 1976 года
{spoiler=Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год}
Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год
Затем учитель предлагает найти в сочинении три части и определить, какая из них должна быть самой главной — если тема сочинения «Воскресная прогулка в лес». (В сочинении три части: 1) По дороге в лес. 2) На лесной полянке. 3) Возвращение домой. Главная часть — вторая: в ней надо рассказать, чем ребята занимались в лесу.)
II. Коллективное редактирование. (Для этого текст записывается заблаговременно на доске.) Учитель руководит этой работой:
— О чем в сочинении можно было бы написать более кратко? (О том, как добирались до леса.)
Или:
— Важно ли, каким транспортом добирались ребята до леса и какие делали остановки и пересадки? (Не важно, главное,— рассказать о самой прогулке в лесу.)
Учитель показывает ребятам условный знак [ ], обозначающий лишнее (ту часть текста, которую можно сократить), ставит этот знак на полях в нужном месте и зачеркивает лишнее — второе и третье предложения.
— Можно ли обойтись без четвертого предложения? (Нельзя: без этого предложения непонятно, что ребята были именно в лесу. Но и оставлять его без изменений тоже нельзя. Мы же зачеркнули 2-е и 3-е предложения. Как же мы перейдем от 1-го предложения к 4-му? Можно опустить слово оттуда. Получится: Мы отправились к березовой роще. Еще вариант: В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке в березовой роще.)
Затем учитель переходит к анализу второй части сочинения:
— Какие недостатки вы заметили в этой части сочинения? (Ничего не говорится о природе, о погоде, красиво ли было в лесу; не описана поляна; кратко, сухо сказано о занятиях ребят: «Девочки занялись приготовлением пищи. Мальчики развели костер».)
Учитель знакомит ребят с условным знаком >, который ставится на полях против того места, которое следует расширить, дополнить.
После этого начинается устная работа по совершенствованию содержания второй части сочинения.
— Где можно рассказать о погоде и дать описание полянки? Как вы ее опишете? (Описание можно дать сразу после того предложения, в котором говорится, что ребята остановились на небольшой полянке. Они должны осмотреться и увидеть красоту полянки, например: «Был ясный солнечный день, и все радовало глаз»; «На полянке рос большой-большой дуб»; «На краю полянки был глубокий овраг, на дне его тихо журчал ручей».)
— О чем еще следовало бы рассказать подробнее в этой части сочинения? (Надо подробнее рассказать о том, что ребята делали в роще до того, как начали готовить обед; чем занимались ребята, которые не готовили обед.)
— Нужно ли изменять третью часть сочинения? (Можно оставить в таком же виде: расширять не обязательно; сокращать в ней нечего.)
III. Подведение итогов.
— Что нового вы узнали на этом уроке?
— Чему мы учились?
IV. Самостоятельная (письменная) работа по совершенствованию сочинения (в классе или дома). Приводим одну из таких работ: «В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке в березовой роще. Мы долго искали подходящую поляну. Наконец мы нашли ее. Вокруг поляны стояли стройные белоствольные березки. В высокой траве белели большие ромашки. А рядом, в нескольких шагах, протекал ручей, в нем можно было брать воду.
Сначала мы все любовались этой поляной. Слушали голоса птиц, валялись в траве, собирали хворост для костра. Потом распределили обязанности: «повара» готовят обед, остальные идут за грибами.
Я ушел в чащу леса. Там пахло осенними листьями и грибами. Все вернулись с полными корзинами подберезовиков.
Обед показался нам очень вкусным. Мы быстро с ним справились и принялись играть в разные игры, пели песни, собирали последние цветы и пестрые осенние листья. Домой возвратились поздно».
УРОК АНАЛИЗА СОЧИНЕНИИ (НА ТЕМУ «ОДИН ИЗ ДНЕЙ МОИХ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ»)
Задача: подготовить учащихся к работе по исправлению ошибок и недочетов в сочинении.
План урока
I. Общая оценка выполненной работы, отношения учащихся к делу.
II. Анализ сочинений.
III. Редактирование.
IV. Задание на дом.
Разработка урока (II и III этапы)
Так как данное сочинение является определенным итогом работы над понятием «тема высказывания», учитель обращает внимание прежде всего на то, как ученики озаглавили свои сочинения, насколько полно раскрыли они тему, на соответствие сочинения его теме.
— Хотя тема сочинения у всех была одна, общая, каждый
писал о своем, о том дне, который больше всего запомнился, и многим ребятам удалось найти удачное название сочинения, например: «В лес за ягодами», «Праздник Нептуна»,
«На ВДНХ», «Случай в лесу», «Колючий клубочек». Эти заголовки хорошо отражают содержание сочинений. Вот прочитала я заголовок «Праздник Нептуна», и мне сразу стало понятно, о каком именно дне хочет рассказать в сочинении Марина К-Этот заголовок помог мне (читателю) «настроиться» на мысль автора.
У многих ребят сочинения получились удачными. Почему? Потому что они сумели выбрать действительно интересный день летних каникул — день удачной рыбалки, поездки за город, день, когда удалось узнать что-то новое, интересное. Удачные сочинения — это такие, в которых авторам удалось хорошо рассказать об одном из дней летних каникул, удалось поделиться с нами своими мыслями и чувствами. Вот послушайте...
Учитель читает 1—2 сочинения. Если в классе не найдется ни одного сочинения, которое можно было бы прочитать как образцовое, то всегда найдутся отдельные удачные части сочинения. Очень важно прочитать эти части (возле них учитель при проверке поставит какой-нибудь поощрительный знак:-+ или !) самому учителю (два-три примера), а затем и учащимся, авторам сочинений, в которых есть поощрительные знаки.
В этих первых ученических сочинениях желательно отметить попытки описать предметы, например: «Окунь, сверкнув полосатым боком, сорвался и шлепнулся в воду»; «Облака казались белыми снеговыми горами», а также описать состояние, переживания героя (героев), например: «От неожиданной радости я всю ночь не спал, все мечтал о полете на АН-10».
— Однако в сочинениях есть и недочеты. Есть неудачные названия, например, «Летом на даче» — очень широкий заголовок, не соответствует теме. Ведь требовалось рассказать об одном дне летних каникул. По этой же причине неудачно название «В лагере». Авторы этих сочинений написали свои работы не на тему, т. е. написали не о том, что определялось темой сочинения. Эти сочинения нужно переработать, написать заново. Некоторые ребята увлеклись подробностями, написали о том, что прямого отношения к теме не имеет, а о главном рассказали мало, скупо. Лишнее отмечено на полях знаком [ ], а то, что следует расширить, знаком >.
Учитель предложит найти эти знаки, прочитать соответствующие места 2—3 учащимся и сказать, почему эти части сочинений можно отбросить, сократить или, наоборот, расширить.
— Эти сочинения тоже нужно доработать, учитывая мои замечания. Как это нужно сделать? Откроем тетради, напишем: Работа над ошибками. На доске у меня запись:
Первый день моего отдыха в деревне
Летом мы с братом отдыхали у бабушки в деревне.
Два дня мы ехали в поезде, смотрели в окошко. После того как вышли из вагона, мы ехали на автобусе.
Приехав на место, мы сразу подружились с одним мальчиком.
- Он позвал нас купаться...
— Прочитаем отрывок. Почему на полях поставлен этот знак? Что же лишнее в этом тексте? Как можно его исправить?
— А записывать в тетради надо так: вы ставите знак и записываете отрывок в исправленном виде. Вот так (запись на доске и в тетрадях):
[ ) Летом мы с братом отдыхали у бабушки в деревне. Особенно запомнился мне первый день моего отдыха. Дело в том, что мы сразу же подружились с одним мальчиком. Он позвал нас купаться.
Аналогичным образом провидится работа и над другими недочетами, взятыми из сочинений учеников.
В этот день я пошла в лес, собирала цветы, грибы, ягоды.
П Папа, мама и я пошли в лес. Мы перешли по мосту речки, прошли луг и подошли к лесу. Когда мы вошли в лес, то кругом стояла тишина.
(П — неоправданное повторение однокоренных слов.)
Для этого урока целесообразно также использовать «Дидактические материалы», карточки No 59—67.
ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ
Задача урока: дать понятие о тексте, о его признаках. План урока
I. Проверка домашнего задания (§ 14, пунктограмма No 1 на с. 41, упр. 105).
II. Сообщение нового.
1. Постановка задачи.
2. Анализ материала наблюдений (учебник, с. 41—42).
3. Анализ текста.
III. Закрепление. Упражнения 106, 108, 109.
IV. Подведение итогов.
V. Задание на дом: определение на с. 41, упр. 107, повторить § 14; провести работу над ошибками в тетради.
{/spoilers}