Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием (Миллер, Розентретер) 1976

Скачать учебник времен СССР

Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием (Миллер,  Розентретер) 1976 

 

Назначение:   ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Книгоиздательство:  ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1976

Авторство: Цецилия Григорьевна Миллер, Елена Александровна Розентретер

Формат: DjVu, Размер файла:  6.15 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Предисловие 3 

 

Простое предложение 

Случай с Котовским. По В. Шмерлингу 7 

Подтверждение легенды. Г. Комраков 8 

Мастерство Чкалова. М. Водопьянов 9 

Игорь Графов. К. Горбачевнч, Е. Хабло — 

Советский герб. По М. Ляшенко 10 

Фили. С. Алексеев 11 

Казнь петрашевцев. По Л. Гроссману 13 

Пушкин и книги. По А. Гессену 14 

Молодой Чехов в театре. По А. Роскину 15 

Александрийский маяк. По А. Нейхардт и И. Шишовой 16 

Мшары. По К. Паустовскому 17 

Листья падают с кленов. По В. Пескову 18 

 

{spoiler=См. оглавление полностью...}

Однородные члены предложения 

Туда и обратно. С. Алексеев 

Наташа Коваленко из красноармейского отряда. И. Вергасов 

Присяга. Ю. Гагарин 

Возмездие. По И. Золотарю 

Ингус говорит по телефону. По Е. Рябчикову 

Пушкин в лицее. По Б. Шатилову 

К. Д. Ушинский. По В. Гакиной 

Начало дружбы. По А. Исбаху 

В пещере Полифема 

Обыкновенная земля. К. Паустовский 

Братишка. В. Вересаев 

Легенда о Медведь-горе (Крымская легенда) 

Тайны леса. Дм. Зуев 

 

Обособленные определения 

Мечта. По А. Исбаху 34 

Мать. По М. Горькому 36 

Студентка. По А. Исбаху . 38 

Первые советские люди у Войнич. По Е. Таратута 40 

Петер Фишер-младший. По Н. Соколовой 41 

 

Причастный оборот 

Важное поручение 42 

Котелок. Е. Драбкина 43 

Подвиг юного командира корабля. По И. Амурскому 44 

Зимний дуб. По Ю. Нагибину 45 

Камышовая кошка. По Е. Спангенбергу 48 

Первый снег. Д. Бедный 49 

 

Деепричастный оборот 

Эжен Потье — автор «Интернационала». По А. Тверскому 51 

За «языком». По Б. Полевому 52 

Поединок. По Н. Тихонову 5.3 

Это тоже подвиг. По Е. Цыбульскому 

Человек с Луны 55 

Дружба познается в беде. По А. Никольскому 56 

Сокровище. А. Лесс 57 

Чем пахнет земля. В. Тендряков 58 

Западня. По Н. Логутину : 59 

Воздушная схватка. По О. Чистовскому 

Одноглазый медвежонок. По А. Исбаху 50 

 

Обособление уточняющих членов предложения 

Город на Свияге. По В. Остроумову и В. Чумакову 62 

Последний лист. А. Бек 63 

Клыкастые великаны. По Я. Гримайло 64 

Ниагара. По Л. Успенскому 66 

Глиняные копилки. По Г. Латышевой 67 

По канату через водопад. По А. Куприну — 

Я помню чудное мгновенье. По К. Басиной 68 

1

Слова, грамматически не связанные с предложением 

Не растерялась. По И. Золотарю 69 

Прощай, детство По Ю. Гаецкому 70 

В особняке. По Вл. Лидину 72 

Как работал Гайдар. По К. Паустовскому 71 

Московские воробьи. По Дм. Зуеву 

 

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение 

Не оставляй товарища в беде. По Б. Лукьянову 76 

Подвиг 77 

Муций Сцевола. Из книги «Древний Рим» 78 

Путешествие Христофора Колумба. По К. Берковой 79 

Рафаэль скрипичного мастерства. Л. Кафанова 81 

Лунная соната 82 

Карагез. По М. Лермонтову 83 

 

Сложноподчиненное предложение 

Самое главное. По А. Кононову 81 

Солдатский хлеб. По В. Бонч-Бруевичу 85 

Дорога в космос. Ю. Гагарин 86 

Встреча на Финляндском вокзале. По В. Виноградову 37 

Освобождение из плена. По М. Шолохову 8.8 

Руки. По Н. Тихонову 90 

Библиотека имени В. И. Ленина. По А. Дорохову 91 

Рисунок с Ленина. По К. Федину 93 

В годы моей юности. А. Маресьев 93 

Неотправленная радиограмма. По Л. Соболеву 91 

Страшное оружие. Л. Соболев 95 

Настоящие товарищи. По М. Савельеву 97 

Друзья. По Ю. Олеше 98 

Великий флорентиец 199 

В лавке отца. По Ал. Чехову 191 

Как работал Чехов. По А. Роскипу 

Ахиллесова пята 191 

Дедал и Икар. По Н. Куну 191 

Подвиг Геракла. Ф. Кузьмин 

Бешеная акула. По К. Золотовскому 

Чайка. А. Яшин 

В безводной пустыне. По П. Кудинову 198 

Блондель. По А. Куприну 

С любовью и сочувствием. По А. Жуковой 

Непослушные синицы. По Э. Сетону-Томпсону 112 

Схватка с моржами. А. Старков 

Горе-рыболов. По К. Паустовскому 

«Приточная трава» По К. Паустовскому 

Около дома. По В. Пескову 

Рука человека. В. Песков 

 

Бессоюзное сложное предложение 

Чапаев не отступает По М. Слепневу 

Со щитом или на щите 

Мужество побеждает. По М. Королеву 120 

В волнах океана. По В. Л псковскому 121 

Пастух Виэру. По Г. Гулиа 123 

В пургу. По Н. Устнновнч 124 

Зимней ночыо. По Н. Устниович 

На рыбалке. По А. Яшину 

О трех золотых куклах. Индийская сказка 122 

Мальчик и тигр. По Прем Чандру 139 

Назойливая птица. По Г. Сиангенбергу 121 

Загадочный зверь. По И. Устниович 

Ночной переполох. По Дм Зуеву 123 

Кто сведает чехлы от биноклей? В. Песков 124 

Случай с художником. В. Бианки 135 

Старый гриб. По М. Пришвину 

Две лягушки. Л. Пантелеев 137 

 

Прямая речь 

Дерзкий план. По И. Золотарю 

Сила воли. По М. Шолохову 140 

Серебряные трубы. По В. Грусланову и М Лободину 141 

6X9. Л. Борисов 142 

Артист. По В. Малашенко 144 

На шоссе. По Л. Ленчу 147 

Картошка с салом. По Ю. Герману 149 

Воспитание любви к матери. В. Сухомлиаский 

Руки переплетчика. По Вл. Лидину 150 

Бинокль. А. Приставкин 151 

уХкрнпка дьявола. По А. Романову 152 

Гоголь-моголь. По А. Куприну 154 

Шутка. По Л. Борисову 155 

Шутка Россини. Из журнала «Наука и жизнь» 159 

Антон и Харитон. Л. Воронкова 

Чьи руки краше? Индийская сказка 160 

Осетр на цепи. По Б. Емельянову 

Волчонок. По Н. Устинович 161 

Мужик и царь. По русской народной сказке 164 

Пень. В. Катаев 165 

 

Обобщающие тексты на все правила 

Смольный в великую ночь. По А. Луначарскому 166 

О Гайдаре. По К. Паустовскому 167 

Первый полет Юрня Гагарина. По Ю. Гагарину 

Маяковский в РОСТА. По Л. Кассилю 169 

«Гвоздильный завод». С. Алексеев 170 

Горький в колонии Макаренко. По Н. Феро 171 

В мешке. По В. Еременко 173 

Шапка-невидимка (Сказ). М. Кочнев 174 

В суде есть Рылеев. По В. Мур а тепу 170 

Александровская трагедия. По А. Белову 177 

«Таинственный остров». По Вл. Лидину 179 

Арест А. С. Грибоедова. По М. Марич 182 

Манилов. По Н. Гоголю 184 

Золотая роза. По К. Паустовскому 185 

Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому 187 

Людвиг ван Бетховен. Из книги «Круглый год» 189 

Могила Пржевальского. По В. Пескову 191 

Первый рассказ. По И. Груздеву 

Троянский копь 192 

Сережа. По В. Пановой 194 

Почему люди бывают недовольны собой. По И. Русому 195 

Сколько стоит луковица? По Б. Александрову 196 

Почему светятся светляки? Из журнала «Юный натуралист» 198 1

Бродячие корабли. По Д. Давидову 

Ловушка. По Г. Федосееву 199 

Красавица пустыни. По Н. Верзилину 201 

Рябинка. По Н. Соколовой 203 

О кактусах. По Н. Верзилину 204

{/spoilers}

 Скачать учебник  СССР -  Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием 1976 года  

Скачать

 Скачать...

 

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 

 Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

 

ТИПЫ (РАЗНОВИДНОСТИ) ТЕКСТОВ Описание

Описывая предмет, явление, лицо, мы указываем их признаки. В IV классе мы знакомим учащихся с описанием (предметов, животных) в научном, художественном и разговорном стилях. В научном описании указываются все существенные признаки данного рода предметов, явлений, животных. В художественном описании могут быть раскрыты не все признаки описываемого, а те, которые представляются автору самыми яркими и важными. Задача художественного описания — «нарисовать» словами описываемый предмет так, чтобы читатель смог увидеть его таким, каким видит его автор — чаще всего художник слова. С этой целью в художественном описании используются образно-выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора и т. д.). Задача описания, которое строится в разговорном стиле,— поделиться своими впечатлениями в непринужденной обстановке о каком-либо предмете. Поэтому в описании в разговорном стиле большое место занимают эмоционально-экспрессивные языковые средства.

 

В IV классе проводятся различные по источнику виды описаний: описания по памяти, по наблюдениям, по воображению. В частности, в связи с описанием предмета ученики знакомятся с натюрмортами и описывают картины И. И. Машкова («Клубника и белый кувшин»), П. П. Кончаловского («Сирень»), а в связи с работой над описанием животного составляют рассказ по картине «Наводнение» художника-анималиста А. Н. Комарова. Необходимо учитывать и то общее, что имеется в отдельных видах описаний, и их специфику. Так, несомненно, имеется общее в описании живого животного и животного, изображенного на картине, в описании хорошо известных автору «бытовых» предметов и в описании этих же предметов, изображенных художником. Однако описание картины потребует знаний искусствоведческого характера, внимания к использованным художником средствам живописи. Задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся, каким видит предмет художник и как он это передает.

Этапы работы Описание предмета

 
1. Выделение элементов описания в повествовательном тексте. Анализ текстов типа описания, их стилевых и композиционных особенностей (см. тексты упр. 222, 232, 236, 242, 255, 261, 271, 272; карточки No 194, 197).
 
2*. Понятие об описании. Научное описание и описание разговорного стиля (см. материал для наблюдений на с. 99; карточки No 196, 197).
 
3*. Устное описание предмета в разговорном стиле (упр. 237).
 
4. Роль описания в художественном повествовании. Изложение повествовательного текста с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка» — упр. 242; карточка No 199).
 
5. Редактирование текста (сочинения-описания ученика) (упр. 250).
 
6. Письменное описание предмета (или повествование с элементами описания) (упр. 264; карточки No 195, 198, 201, 202).
 
7. Устное описание изображенного на картине (И. И. Машков. «Клубника и белый кувшин»). Знакомство с натюрмортом (упр. 280).
 
8. Анализ текстов описательного характера, см. описание снега (в текстах упр. 285,297,303), зимнего леса (упр. 297, 300), зимнего дня (упр. 334, 355), цветов (упр. 335, 371, 397).
 
9. Редактирование сочинения ученика (упр. 317. Карточка No 200).
 
10. Устное или письменное описание изображенного на картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь» — упр. 319).
 
11*. Роль деталей в художественном описании. Изложение повествовательного текста с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Первый снег» — упр. 327; или: В. Песков. «Последний лист» — упр. 366).
 
12. Устное или письменное описание изображенного на картине П. П. Кончаловского «Сирень» (упр. 414).
 
Описание животного
 
1. Художественное описание животного. Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания (А. И. Куприн. «Ю-ю» — упр. 533).
 
2. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине А. Н. Комарова (упр. 545). Сочинение по диафильму «Материалы для работы над описанием и рассказом. (К урокам развития речи в IV классе)», М., 1973.
 
Сочинение по кинофильму «История маленького рысенка», Школфильм, 1975.
 
3. Научное описание животного (см. текст упр. 546).
 
4. Описание в повествовании о животном. Составление рассказа по данному плану (упр. 547; карточки No 413, 417).
 
5. Описание животного по наблюдениям (упр. 551; карточка No 418).
Рассуждение
 
В IV классе дети знакомятся с элементарными рассуждениями. В таких рассуждениях вначале излагается положение (тезис), которое будет утверждаться, затем приводятся аргументы в его пользу. Когда, допустим, ученик объясняет написание -е в существительном на площадке, он, по существу, уже пользуется формой этого рассуждения: надо писать -е (тезис), так как это существительное 1-го склонения, стоит в предложном падеже, в единственном числе, а у этих существительных пишется по правилу е (доказательство).
 
На этапе IV класса предлагаются темы, в формулировке которых содержится два вопроса, например: «Чем я люблю заниматься в свободное время и почему?» Отвечая на первый вопрос, ученики выдвинут тезис, т. е. положение, которое будет разъясняться: «Больше всего я люблю шить (рисовать, ловить рыбу и т. п.)»; отвечая на второй вопрос, приведут различные аргументы. В тезисе, таким образом, формулируется основная мысль рассуждения. В третьей части делается вывод или еще раз, но, как правило, в иной форме подчеркивается высказанный ранее тезис. Эта часть может отсутствовать в сочинении, если по существу в ней не содержится ничего нового.
 
Работа над сочинением-рассуждением имеет большое значение для развития логического мышления, умения объяснять, рассуждать и убеждать, для обогащения речи детей различными способами выражения причинно-следственных отношений, для подготовки учащихся к таким сложным формам речевых произведений, как отзыв (о книге), статья в газету и т. д.
 

Этапы работы

 
1. Понятие о рассуждении (см. упр. 430, 469, 470; карточки No 367, 368).
 
2. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение «Субботний вечер в семье Ульяновых» (упр. 447).
 
3. Элементы рассуждения в описании. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (упр. 513).
 
4. Рассуждение самостоятельного характера (упр. 695; карточки 'No 372—376).
Рассказ

 

В соответствии с программой ученики IV класса знакомятся с рассказом о случае из своей жизни (так называемые невыдуманные рассказы).

 

Рассказ — один из видов повествования. В его основе лежит эпизод, случай, происшествие. Главное в рассказе — развертывающееся в определенной последовательности действие, которому подчиняется описание героев, описание места, времени действия и т. п.

 

Источником ученических рассказов может быть собственный опыт, воображение (рассказы на основе сюжетной схемы, жанровой картины и т. п.). В IV классе основное внимание уделяется рассказам, в основе которых лежит пережитое самим автором. Сюжетные рисунки используются для того, чтобы ознакомить учащихся с композицией рассказов. Рассказ на основе картины («Не взяли на рыбалку» К. Г. Успенской-Кологриво-вой) закладывает начало работы над рассказами по воображению.

Этапы работы

 
1. Начало и концовка рассказа. Устное продолжение начатого рассказа (упр. 595, 596; карточки No 476, 477).
 
2. Композиция рассказа. Устные рассказы по сюжетным рисункам (упр. 609). Рассказы по диафильмам «Две забавные истории» (М., 1972); «Как я однажды...» (М., 1973).
 
3. Рассказ на основе жизненного опыта на тему «Как я однажды...» (упр. 610; карточки No 478, 479).
 
4. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. Рассказы по данному началу (упр. 647, 648; карточки No 466, 467).
 
5. Рассказ на основе изображенного. Сочинение по картине К. Г. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» (упр. 658).
 

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ИЛИ ИХ ФРАГМЕНТОВ

ПОНЯТИЕ О ТЕМЕ ТЕКСТА (СОЧИНЕНИЯ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ)

 
Задача урока — возбудить внимание учащихся к содержательной стороне сочинения, показать, как в сочинении должна раскрываться его тема.
 
I. Постановка задачи урока. Анализ текста упражнения 68.

 

— Откройте учебники, найдите упр. 68 (с. 26). Впервые в учебнике мы встретились с ученическим сочинением. Прочитаем его. Понравилось ли вам это сочинение? Как вы думаете, зачем его включили в учебник?

 

— Да, мы постараемся разобраться с вами, в чем его недостатки, попробуем исправить их, переработать, отредактировать сочинение. Но прежде всего ответьте на вопрос: о чем говорится в сочинении? (О том, как ребята в воскресенье ездили в лес; о воскресной прогулке в лес.)

 

— Значит, предметом высказывания является воскресная прогулка ребят в лес. Это и есть тема текста. Довольно часто тема текста обозначается в его заголовке, в его названии. Как можно озаглавить это сочинение?

 

Учитель выслушивает и анализирует ответы учащихся. Например, заголовок «Интересный поход» не годится, так как ни о чем интересном, что могло быть в походе, в сочинении не говорится, да и не в походе ребята были, а на прогулке (об этом сказано в первом предложении сочинения). 

  {/spoilers} 

 

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика