Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием (Миллер, Розентретер) 1976
Скачать учебник времен СССР
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1976
Авторство: Цецилия Григорьевна Миллер, Елена Александровна Розентретер
Формат: DjVu, Размер файла: 6.15 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Простое предложение
Случай с Котовским. По В. Шмерлингу 7
Подтверждение легенды. Г. Комраков 8
Мастерство Чкалова. М. Водопьянов 9
Игорь Графов. К. Горбачевнч, Е. Хабло —
Советский герб. По М. Ляшенко 10
Фили. С. Алексеев 11
Казнь петрашевцев. По Л. Гроссману 13
Пушкин и книги. По А. Гессену 14
Молодой Чехов в театре. По А. Роскину 15
Александрийский маяк. По А. Нейхардт и И. Шишовой 16
Мшары. По К. Паустовскому 17
Листья падают с кленов. По В. Пескову 18
{spoiler=См. оглавление полностью...}
Однородные члены предложения
Туда и обратно. С. Алексеев
Наташа Коваленко из красноармейского отряда. И. Вергасов
Присяга. Ю. Гагарин
Возмездие. По И. Золотарю
Ингус говорит по телефону. По Е. Рябчикову
Пушкин в лицее. По Б. Шатилову
К. Д. Ушинский. По В. Гакиной
Начало дружбы. По А. Исбаху
В пещере Полифема
Обыкновенная земля. К. Паустовский
Братишка. В. Вересаев
Легенда о Медведь-горе (Крымская легенда)
Тайны леса. Дм. Зуев
Обособленные определения
Мечта. По А. Исбаху 34
Мать. По М. Горькому 36
Студентка. По А. Исбаху . 38
Первые советские люди у Войнич. По Е. Таратута 40
Петер Фишер-младший. По Н. Соколовой 41
Причастный оборот
Важное поручение 42
Котелок. Е. Драбкина 43
Подвиг юного командира корабля. По И. Амурскому 44
Зимний дуб. По Ю. Нагибину 45
Камышовая кошка. По Е. Спангенбергу 48
Первый снег. Д. Бедный 49
Деепричастный оборот
Эжен Потье — автор «Интернационала». По А. Тверскому 51
За «языком». По Б. Полевому 52
Поединок. По Н. Тихонову 5.3
Это тоже подвиг. По Е. Цыбульскому
Человек с Луны 55
Дружба познается в беде. По А. Никольскому 56
Сокровище. А. Лесс 57
Чем пахнет земля. В. Тендряков 58
Западня. По Н. Логутину : 59
Воздушная схватка. По О. Чистовскому
Одноглазый медвежонок. По А. Исбаху 50
Обособление уточняющих членов предложения
Город на Свияге. По В. Остроумову и В. Чумакову 62
Последний лист. А. Бек 63
Клыкастые великаны. По Я. Гримайло 64
Ниагара. По Л. Успенскому 66
Глиняные копилки. По Г. Латышевой 67
По канату через водопад. По А. Куприну —
Я помню чудное мгновенье. По К. Басиной 68
1
Слова, грамматически не связанные с предложением
Не растерялась. По И. Золотарю 69
Прощай, детство По Ю. Гаецкому 70
В особняке. По Вл. Лидину 72
Как работал Гайдар. По К. Паустовскому 71
Московские воробьи. По Дм. Зуеву
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение
Не оставляй товарища в беде. По Б. Лукьянову 76
Подвиг 77
Муций Сцевола. Из книги «Древний Рим» 78
Путешествие Христофора Колумба. По К. Берковой 79
Рафаэль скрипичного мастерства. Л. Кафанова 81
Лунная соната 82
Карагез. По М. Лермонтову 83
Сложноподчиненное предложение
Самое главное. По А. Кононову 81
Солдатский хлеб. По В. Бонч-Бруевичу 85
Дорога в космос. Ю. Гагарин 86
Встреча на Финляндском вокзале. По В. Виноградову 37
Освобождение из плена. По М. Шолохову 8.8
Руки. По Н. Тихонову 90
Библиотека имени В. И. Ленина. По А. Дорохову 91
Рисунок с Ленина. По К. Федину 93
В годы моей юности. А. Маресьев 93
Неотправленная радиограмма. По Л. Соболеву 91
Страшное оружие. Л. Соболев 95
Настоящие товарищи. По М. Савельеву 97
Друзья. По Ю. Олеше 98
Великий флорентиец 199
В лавке отца. По Ал. Чехову 191
Как работал Чехов. По А. Роскипу
Ахиллесова пята 191
Дедал и Икар. По Н. Куну 191
Подвиг Геракла. Ф. Кузьмин
Бешеная акула. По К. Золотовскому
Чайка. А. Яшин
В безводной пустыне. По П. Кудинову 198
Блондель. По А. Куприну
С любовью и сочувствием. По А. Жуковой
Непослушные синицы. По Э. Сетону-Томпсону 112
Схватка с моржами. А. Старков
Горе-рыболов. По К. Паустовскому
«Приточная трава» По К. Паустовскому
Около дома. По В. Пескову
Рука человека. В. Песков
Бессоюзное сложное предложение
Чапаев не отступает По М. Слепневу
Со щитом или на щите
Мужество побеждает. По М. Королеву 120
В волнах океана. По В. Л псковскому 121
Пастух Виэру. По Г. Гулиа 123
В пургу. По Н. Устнновнч 124
Зимней ночыо. По Н. Устниович
На рыбалке. По А. Яшину
О трех золотых куклах. Индийская сказка 122
Мальчик и тигр. По Прем Чандру 139
Назойливая птица. По Г. Сиангенбергу 121
Загадочный зверь. По И. Устниович
Ночной переполох. По Дм Зуеву 123
Кто сведает чехлы от биноклей? В. Песков 124
Случай с художником. В. Бианки 135
Старый гриб. По М. Пришвину
Две лягушки. Л. Пантелеев 137
Прямая речь
Дерзкий план. По И. Золотарю
Сила воли. По М. Шолохову 140
Серебряные трубы. По В. Грусланову и М Лободину 141
6X9. Л. Борисов 142
Артист. По В. Малашенко 144
На шоссе. По Л. Ленчу 147
Картошка с салом. По Ю. Герману 149
Воспитание любви к матери. В. Сухомлиаский
Руки переплетчика. По Вл. Лидину 150
Бинокль. А. Приставкин 151
уХкрнпка дьявола. По А. Романову 152
Гоголь-моголь. По А. Куприну 154
Шутка. По Л. Борисову 155
Шутка Россини. Из журнала «Наука и жизнь» 159
Антон и Харитон. Л. Воронкова
Чьи руки краше? Индийская сказка 160
Осетр на цепи. По Б. Емельянову
Волчонок. По Н. Устинович 161
Мужик и царь. По русской народной сказке 164
Пень. В. Катаев 165
Обобщающие тексты на все правила
Смольный в великую ночь. По А. Луначарскому 166
О Гайдаре. По К. Паустовскому 167
Первый полет Юрня Гагарина. По Ю. Гагарину
Маяковский в РОСТА. По Л. Кассилю 169
«Гвоздильный завод». С. Алексеев 170
Горький в колонии Макаренко. По Н. Феро 171
В мешке. По В. Еременко 173
Шапка-невидимка (Сказ). М. Кочнев 174
В суде есть Рылеев. По В. Мур а тепу 170
Александровская трагедия. По А. Белову 177
«Таинственный остров». По Вл. Лидину 179
Арест А. С. Грибоедова. По М. Марич 182
Манилов. По Н. Гоголю 184
Золотая роза. По К. Паустовскому 185
Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому 187
Людвиг ван Бетховен. Из книги «Круглый год» 189
Могила Пржевальского. По В. Пескову 191
Первый рассказ. По И. Груздеву
Троянский копь 192
Сережа. По В. Пановой 194
Почему люди бывают недовольны собой. По И. Русому 195
Сколько стоит луковица? По Б. Александрову 196
Почему светятся светляки? Из журнала «Юный натуралист» 198 1
Бродячие корабли. По Д. Давидову
Ловушка. По Г. Федосееву 199
Красавица пустыни. По Н. Верзилину 201
Рябинка. По Н. Соколовой 203
О кактусах. По Н. Верзилину 204
{/spoilers}
Скачать учебник СССР - Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием 1976 года
Скачать...
{spoiler=См. Отрывок из учебника...}
Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год
ТИПЫ (РАЗНОВИДНОСТИ) ТЕКСТОВ Описание
Описывая предмет, явление, лицо, мы указываем их признаки. В IV классе мы знакомим учащихся с описанием (предметов, животных) в научном, художественном и разговорном стилях. В научном описании указываются все существенные признаки данного рода предметов, явлений, животных. В художественном описании могут быть раскрыты не все признаки описываемого, а те, которые представляются автору самыми яркими и важными. Задача художественного описания — «нарисовать» словами описываемый предмет так, чтобы читатель смог увидеть его таким, каким видит его автор — чаще всего художник слова. С этой целью в художественном описании используются образно-выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора и т. д.). Задача описания, которое строится в разговорном стиле,— поделиться своими впечатлениями в непринужденной обстановке о каком-либо предмете. Поэтому в описании в разговорном стиле большое место занимают эмоционально-экспрессивные языковые средства.
В IV классе проводятся различные по источнику виды описаний: описания по памяти, по наблюдениям, по воображению. В частности, в связи с описанием предмета ученики знакомятся с натюрмортами и описывают картины И. И. Машкова («Клубника и белый кувшин»), П. П. Кончаловского («Сирень»), а в связи с работой над описанием животного составляют рассказ по картине «Наводнение» художника-анималиста А. Н. Комарова. Необходимо учитывать и то общее, что имеется в отдельных видах описаний, и их специфику. Так, несомненно, имеется общее в описании живого животного и животного, изображенного на картине, в описании хорошо известных автору «бытовых» предметов и в описании этих же предметов, изображенных художником. Однако описание картины потребует знаний искусствоведческого характера, внимания к использованным художником средствам живописи. Задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся, каким видит предмет художник и как он это передает.
Этапы работы Описание предмета
Этапы работы
В соответствии с программой ученики IV класса знакомятся с рассказом о случае из своей жизни (так называемые невыдуманные рассказы).
Рассказ — один из видов повествования. В его основе лежит эпизод, случай, происшествие. Главное в рассказе — развертывающееся в определенной последовательности действие, которому подчиняется описание героев, описание места, времени действия и т. п.
Источником ученических рассказов может быть собственный опыт, воображение (рассказы на основе сюжетной схемы, жанровой картины и т. п.). В IV классе основное внимание уделяется рассказам, в основе которых лежит пережитое самим автором. Сюжетные рисунки используются для того, чтобы ознакомить учащихся с композицией рассказов. Рассказ на основе картины («Не взяли на рыбалку» К. Г. Успенской-Кологриво-вой) закладывает начало работы над рассказами по воображению.
Этапы работы
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ИЛИ ИХ ФРАГМЕНТОВ
ПОНЯТИЕ О ТЕМЕ ТЕКСТА (СОЧИНЕНИЯ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ)
— Откройте учебники, найдите упр. 68 (с. 26). Впервые в учебнике мы встретились с ученическим сочинением. Прочитаем его. Понравилось ли вам это сочинение? Как вы думаете, зачем его включили в учебник?
— Да, мы постараемся разобраться с вами, в чем его недостатки, попробуем исправить их, переработать, отредактировать сочинение. Но прежде всего ответьте на вопрос: о чем говорится в сочинении? (О том, как ребята в воскресенье ездили в лес; о воскресной прогулке в лес.)
— Значит, предметом высказывания является воскресная прогулка ребят в лес. Это и есть тема текста. Довольно часто тема текста обозначается в его заголовке, в его названии. Как можно озаглавить это сочинение?
Учитель выслушивает и анализирует ответы учащихся. Например, заголовок «Интересный поход» не годится, так как ни о чем интересном, что могло быть в походе, в сочинении не говорится, да и не в походе ребята были, а на прогулке (об этом сказано в первом предложении сочинения).
{/spoilers}