Основы художественного ремесла. Часть 1 - ткани (Барадулин В. А.) 1986 год

Скачать Советский учебник

 Основы художественного ремесла. Часть 1 (ткани). (Барадулин В. А.) 1986

Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

© Издательство  Просвещение Москва 1986

Авторство: Пособие написано авторским коллективом в составе: В. А. Барадулин, Н. Т. Климова, Л. А. Кожевникова, Н, П. Соболева (Канунникова), О. В. Танкус. Под редакцией В. А. Барадулина

Формат: PDF, Размер файла: 20.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. В. А. Барадулин 3 

      Вышивка. Я. Т. Климова 8 

      Народная вышивка русского Севера 9 

      Народная вышивка юга и центральных районов России 17 

      Инструменты и приспособления для вышивки 28 

      Подготовка к вышивке 30 

      Описание швов 33 

      Кружево. Я. Т. Климова 60 

      Искусство русского кружевоплетения 

      Инструменты и приспособления, материалы для кружева 67 

      Плетение кружева 69 

      Простые кружева парной техники плетения 74 

      Простые кружева сцепной техники плетения 83 

      Художественное ткачество. Л. А. Кожевникова 87 

      Традиции русского узорного ткачества 

      Обучение художественному ткачеству 102 

      Виды ткачества 115 

      Тканье и плетение узорных поясов, тесьмы, галстуков 145 

     {spoiler=См. оглавление полностью...}

 

Ручное ковроделие. Я. П. Соболева (Канунникова) 159 

      Искусство ручного ковроделия — 

      Изготовление технического рисунка и шаблона для ткачества ковра 167 

      Подготовка к ткачеству, инструменты, материалы 171 

      Ткачество безворсовых ковров 178 

      Ткачество ворсовых ковров 181 

      Изготовление махровых ковров 183 

      Изготовление войлочных ковров 185 

      Художественная роспись тканей. О. В. Танкус 190 

      Искусство росписи тканей — 

      Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи 200 

      Основные способы росписи тканей 208 

      Композиция и колорирование текстильных художественных изделий. О. В. Танкус 220 

      Композиция — 

      Колорирование 228 

      Список учебных заведений, готовящих мастеров и художников для народных художественных промыслов 237 

{/spoilers}

Скачать бесплатный учебник  СССР - Основы художественного ремесла. Часть 1 (ткани). (Барадулин В. А.) 1986 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=См. Отрывок из учебника...}

 ПРЕДИСЛОВИЕ 

      

      Декоративно-прикладное искусство народов Российской Федерации богато и разнообразно. Заслуженной славой пользуются произведения художников Хохломы и Городца, живописцев Палеха, Мстеры, Холуя, Федоскина и Жостова, ювелиров Великого Устюга и златокузнецов Кубачей, холмогорских и тобольских костерезов, богородских и хотьковских резчиков по дереву, мастеров глиняной игрушки Каргополя и Дымки, кружевниц Вологды, Ельца, Михайлова и Советска, ткачих и вышивальщиц южных, центральных и северных областей, ковровщиц Курска, Тюмени, Дагестана и Башкирии, а также мастеров многих других центров художественного ремесла. Привлекательны результаты их труда, но мало известно о процессах создания этих совершенных по пластике и орнаменту произведений. Немногие знают, что современных художников вдохновляют работы мастеров традиционных народных промыслов, поражающие выразительностью форм и соразмерностью узора. Эти зачастую безымянные мастера народных промыслов воплотили в вещественных формах стремление самых широких масс преобразить свое непосредственное окружение по законам гармонии и красоты. Традиционное жилище и костюм, орудия труда и утварь — бесчисленные тому примеры. 

      В последние годы заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Увлекателен и первоначальный период освоения приемов художественного ремесла, и тем более последующее постижение «тайн мастерства». 

      Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, в народном искусстве тесно связан с творчеством, что очень важно для эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. В опубликованном еще в декабре 1974 года постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» подчеркивалась важность воспитательной функции народного искусства, предлагалось шире использовать его наследие на уроках труда и изобразительного искусства в общеобразовательных и детских художественных школах, а в районах распространения народных художественных промыслов рекомендовалось изучать характерные для них приемы художественной обработки материалов. Введение в районных учебно-производственных комбинатах и на уроках труда в общеобразовательных школах изучения основ художественного ремесла, характерного для местных народных промыслов, способствует профессиональной ориентации учащихся и пополнению современных промыслов кадрами молодых мастеров. Существенные результаты в деле приобщения к народному творчеству дает знакомство с высокими достижениями художников современных промыслов. 

      Проводимая в нашей стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы, способствующая дальнейшему улучшению воспитания и формирования гармонически развитой личности, основывается на тесной взаимосвязи «изучения основ наук с непосредственным участием школьников в систематическом, организованном, посильном общественно полезном, производительном труде»1. Во многих школах учащиеся младших классов овладевают элементарными приемами ручной обработки материалов, в V — VII классах школьники получают представление о местных народных промыслах, с VIII класса приобретают профессиональную подготовку. 

      Пособие «Основы художественного ремесла» призвано помочь в учебно-воспитательной работе учителям изобразительного искусства, преподавателям уроков труда в общеобразовательной средней школе, в учебно-производственных комбинатах, детских художественных школах, руководителям кружков в школах и Домах пионеров. В том числе и работающим по утвержденным Министерством просвещения РСФСР специальным программам 2. В нем рассказано о художественных особенностях и технических приемах различных видов народного творчества, причем большое внимание уделяется практическим рекомендациям по изготовлению и декорированию изделий. 

      Пособие разделено на две книги. В первой рассказано о так называемых мягких материалах — художественном ткачестве, художественной росписи тканей, ковроделии, кружевоплетения-нии, ручной вышивке. Отдельная глава посвящена общим принципам композиции и колорирования текстильных изделий. Вторая книга дает основные понятия о художественной обработке твердых материалов — дерева, металла, кости и рога, а также о русских лаках и керамической игрушке. Здесь же помещены главы, раскрывающие методику работы со школьниками, в том числе рассказывающие об опыте практической работы преподавателей школ в местах художественных промыслов, а также об особенностях подготовки и проведения школьных походов по изучению народного искусства. 

      Данное пособие не может осветить все разнообразие художественных ремесел. Авторы ограничились краткими сведениями об истории их развития и дают элементарные понятия о художественных и технических приемах, что и определило форму подачи материала. Каждому виду творчества посвящена отдельная глава, рассказывающая об опыте работы разных центров народного ремесла. Главы в свою очередь состоят как бы из двух частей: вначале даются краткие исторические сведения о рассматриваемых художественных промыслах и ремеслах, рассказывается о художественных особенностях их искусства, а затем следует описание основных художественно технических приемов. Излагаемый в главах материал диктовал нужные акценты. Когда речь идет о таком сложном и многоплановом искусстве, как лаковая миниатюрная живопись, подробнее раскрываются ее художественно-стилевые особенности. А в главе о ткачестве или обработке металла, где большое значение имеют ремесленные основы мастерства, основное внимание уделяется техническим приемам исполнения, своеобразной технологии ручного художественного производства. 

      Освоение приемов художественного ремесла по краткому описанию, безусловно, сложно, поэтому авторы старались рассказать о них как можно доступнее. 

      Многие технические и художественные приемы народных ремесел довольно просты, их освоение не требует больших усилий, но и здесь нужны внимание, усердие и трудолюбие. В освоении буквально всех приемов ремесла надо добиваться почти полного автоматизма движений и чистоты исполнения. 

      Для облегчения проведения практических занятий советуем максимально использовать педагогические методы и приемы, принятые при обучении в художественных промыслах, они достаточно актуальны для уроков изобразительного искусства и труда в общеобразовательной школе, в учебно-производственных комбинатах, детских художественных школах и кружках. Ребята с самого начала должны проникнуться важностью своей работы, даже если это самые простые подготовительные операции. Надо своевременно внушить ученикам, что в процессе выполнения того или иного вида работ нет ненужных или второстепенных операций, все они, начиная с самой Первой и кончая заключительной, связаны неразрывной цепочкой. Желательно, чтобы уже с первых уроков изучение приемов художественного ремесла проходило на том материале, в котором работают мастера промысла. В этом случае с самого начала вырабатывается специфическая постановка руки, закрепляются правильные приемы держания инструмента, прививается чувство материала, так необходимое настоящему мастеру. 

      Еще до того, как у ребят выработаются твердые навыки в исполнении отдельных операций и характерных для промысла простейших элементов орнамента, нужно познакомить их со своеобразными закономерностями построения объемных и орнаментальных форм с традиционной ритмикой, на которой основаны гармония и красота изделия. Знание всех этих тонкостей поможет полноценному постижению основ ремесла и проникновению в неповторимый мир волшебных превращений простых повсеместно встречающихся материалов в чудесные произведения искусства. 

      В процессе освоения приемов традиционных художественных ремесел не все сразу получится. Не столь ровными выйдут края первого метра вытканной ткани, не симметричным окажется узор ковра, погрешности могут быть и при плетении кружева, выполнении вышивки. Не очень пластичной окажется форма первой вырезанной ложки, не безупречно чистым резной орнамент, недостаточно точным мазок традиционной росписи. Это естественно на первых этапах обучения. С приобретением опыта и уверенности в себе все обязательно получится. А чтобы эта уверенность появилась быстрее, рекомендуем еще раз вернуться к теоретическим основам ремесла, проанализировать с их позиции свою работу, установить причину ошибки и на следующем занятии постараться избежать ее. 

      В народном ремесле нет мелочей. Поэтому нужно обращать серьезное внимание на выбор и подготовку материала. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд обычность используемых материалов, у каждого народа в каждом промысле есть тонкости подготовки нитей к ткачеству, древесины к резьбе и росписи, своя излюбленная цветовая гамма, свои способы отделки. Все это в комплексе и дает неповторимый декоративный эффект. 

      Процесс создания художественных изделий немыслим без умения обращаться со специальными инструментами и оборудованием, без знания и соблюдения технологических режимов. Этому нужно тоже уделять должное внимание. 

      Эстетические чувства, художественная культура учащихся активнее развиваются в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими общественно полезных вещей. Поэтому надо особенно тщательно подбирать предметы, над которыми будут работать ребята. Народное искусство всегда было преимущественно бытовым, и изучать его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру следует, непременно создавая нужные для современников изделия. Теоретические знания приемов необходимо сразу закреплять, выполняя в материа- 

      ле собственные варианты традиционных изделий и украшая их творчески переработанными типовыми композициями, т. е. заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном интерьере, станут частью или дополнением современного костюма. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми. Оно является наглядным примером того, как можно и надо трудиться по законам красоты, и становится, таким образом, важным компонентом духовного и нравственного воспитания. 

      Обучая основам художественного ремесла, необходимо в процессе занятий стараться раскрыть учащимся замечательный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии. Поэтому важно умело сочетать наглядный показ приемов художественного ремесла с интересным, содержательным рассказом об искусстве, демонстрацией высших достижений народных мастеров. Определенную помощь в этом окажет приведенный в пособии иллюстративный материал, а также широко выпускаемые в последние годы альбомы, книги, комплекты художественных открыток, диафильмы и наборы диапозитивов по различным видам народного искусства. 

      Для расширения круга информации в области народного декоративного искусства в конце каждой главы пособия помещены списки работ о каждом названном виде народного искусства и народных художественных промыслах в целом. Список учебных заведений, где готовят мастеров и художников (дан в первой части), и список предприятий художественных промыслов (завершает вторую часть пособия) покажут конкретные пути продолжения художественного образования и место работы для тех, кто найдет свое призвание в этой области. 

      Коллектив авторов будет считать свою задачу выполненной, если пособие поможет педагогам пробудить у школьников интерес к традициям национальной культуры, к работе, дающей радость творчества, привить им первоначальные навыки художественного ремесла, которые, бесспорно, пригодятся им в любой области деятельности. 

      

      Вышивка 

      

      Вышивка — один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. 

      Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. В курганах IX — XII вв. археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором. 

      В XIV — XVII вв. вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотые вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Цветными шелками и золотыми нитями украшались и тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца и ширинки (небольшие платки). 

      В XVIII — XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье как близ городов, так и в далеких глухих селениях. 

      В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах и плести кружева. К 13 — 15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе — жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах — крестному, попу, дьякону и т. д. 

      В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее. Вот почему по цвету, орнаменту и фактуре вышивки всегда можно определить, где она была выполнена и когда применялась. 

      

      НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКОГО СЕВЕРА 

      Для народной вышивки русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и Карельская АССР, характерно ярко выраженное стилевое единство. К северным районам примыкают также Псковская, Новгородская и частично Калининская области. Общим для вышивки всех названных районов являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани: счетная гладь, косая стежка, роспись, набор и др. 

      Технические приемы вышивки, в основе которых лежит отсчет нитей ткани, в значительной мере ограничивают свободу работы вышивальщиц, заставляя их придерживаться трех направлений — вертикального, горизонтального и диагонального, отчего все формы орнаментальных мотивов неизбежно приобретают четкие, суховатые, прямолинейные очертания. 

      Наибольшее распространение имели роспись (или полукрест) и белая строчка. Старинный двусторонний шов роспись, состоящий из мелких красных стежков, создавал на белом холсте тонкий графический узор. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора (рис. 1). Нежные голубые, зеленые и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность. 

      Белая строчка относится к сквозным счетным швам, которые выполняются по разреженной ткани. Плотный белый узор размещается на сетке из квадратных или прямоугольных ячеек. Красота строчевых вышивок достигается четким выделением белоснежного узора на легком прозрачном фоне. Круг мотивов вышивок, выполненных швами роспись и белая строчка, очень близок. Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Основным же являлся гладкий ступенчатый или гребенчатый ромб (рис. 2).

{/spoilers}

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика