Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: сборник статей из опыта работы (Капинос, Костяева) 1986 год

Скачать Советский учебник

 Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: сборник статей из опыта работы (Капинос, Костяева) 1986

Назначение: Пособие для учителя

Пособие поможет учителю овладеть "Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку", отражающими тенденции современной школьной программы.

© " Просвещение" Москва 1986

Авторство: Капинос В.И., Костяева Т.А. (сост.)

Формат: PDF Размер файла: 1.46 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От составителей  3

Проверка и оценка знаний по русскому языку

Купалова А. Ю. О проверке и оценке знаний учащихся по русскому

языку   9

Львова С. И. Текущий контроль как средство преодоления формализма

в обучении  27

Панов Б. Т. Оценка ответов учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе 37

Ладыженская Т. А. О культуре устного ответа  43

Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности

Баранов М. 7. Оценка орфографической грамотности письменных

работ учащихся  53

Блинов Л И. К характеристике пунктуационных ошибок  62

Григорян Л. Т. О зависимости качества речевого оформления сочинений от уровня пунктуационной грамотности учащихся  68

Проверка и оценка содержания и речевого оформления сочинений и изложений

Капинос В. И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых  78

Сулименко Н. Е. О критериях однотипности речевых недочетов. . gs

Талалаева «/7. Ф. Первая отметка за сочинение (опыт анализа некоторых сторон проверки и оценки учителями письменных работ детей) ... 94

Чижова Т. И. Об организации работы по исправлению содержательной и речевой стороны высказывания (урок анализа изложения в IV классе). 106 Тиханов Л. Л. Проверка, анализ и оценка сочинения («Моя комната»,

V класс) П2

Соловейчик М. С. Диализ и оценка сочинения («Мой город», VII класс) П8

Приложение. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку 134

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: сборник статей из опыта работы (Капинос, Костяева) 1986 года

СКАЧАТЬ PDF

{spoiler=ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...}

 ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Уже более 10 лет учителя-словесники пользуются в своей работе действующими "Нормами оценки знаний, умений и навыков, учащихся IV-X классов по русскому языку"1. Назрела необходимость обобщить накопленный опыт, чтобы помочь учителям глубже овладеть основными идеями документа и избежать ошибок в применении отдельных его положений. В этом и состоит задача настоящего сборника.

Реформа средней общеобразовательной школы и усиленная ею ориентация школы на более тесную связь с жизнью потребовали уточнения цели образования, в частности цели обучения русскому языку. В современных условиях, когда большая часть выпускников школы непосредственно приступает к работе на производстве, школа должна максимально содействовать тому, чтобы ее воспитанники свободно владели родным языком в такой степени, в какой это необходимо для активной и творческой производственной и общественной деятельности.

В "Нормах...", как известно, усилено внимание к речевой подготовке школьников. Речевой показатель стал таким же существенным критерием оценки умений и навыков по родному языку, как и показатель орфографической и пунктуационной грамотности.

Однако, чтобы расширенные требования к овладению русским языком оказались посильными, реально выполнимыми и не привели к перегрузке учащихся, пришлось уточнить само понятие "достаточный уровень" обученности родному языку. "Нормы..." напоминают учителю о том, что изучение родного языка (как и любого другого предмета школьного цикла) ограничивается задачами освоения основ наук и формирования самых существенных навыков и умений, которые этой научной базой могут быть обеспечены. Выпускник средней школы должен, конечно, хорошо и свободно владеть родной речью, но это не означает, что он должен быть абсолютно грамотным. Абсолютная грамотность - удел специалистов: учителей-словесников, редакторов, корректоров и др. Все же остальные люди, оканчивающие среднюю школу, должны владеть общей культурой языка.

"Следует различать грамотность в широком смысле слова и грамотность узкую, специальную, в какой-либо одной области знаний", - пишет А. В. Текучее1. Школа решает первую задачу - она должна обеспечить широкую грамотность учащихся, что предполагает разумные, умеренные, а не чрезмерные требования к различным сторонам владения языком (орфографии, пунктуации, речевому развитию). "С нашей точки зрения, - замечает далее А. В. Текучев, - современные требования необходимо ослабить одном (например, по отношению к исключениям, второстепенным или нечетким правилам, применение которых допускает двоякие написания) усилить другом (по отношению к написаниям, четко определяемым правилами, не допускающими субъективного толкования, например правописание падежных и личных окончаний)"1 2.

Эта мысль достаточно отчетливо выражена в "Нормах...", где делается попытка расчленить материал на основной, недостаточное усвоение которого порождает грубые ошибки, и второстепенный, незнание которого приводит к негрубым ошибкам или к таким нарушениям норм, которые в школьном обучении вообще не считаются ошибочными.

Об уровне обученности родному языку в конечном счете мы судим по тому, как учащиеся владеют устной и письменной речью. Одним из способов определения этого уровня является учет различных отклонений (ошибок) в речи учащихся от принятых литературных норм.

Дифференцированный учет ошибок является средством не только контроля, но и педагогической диагностики: он позволяет своевременно обнаружить слабые звенья в речевой подготовке учащихся и принять необходимые меры для устранения отставания.

0 чем говорят учителю ошибки?

Ошибки в содержании работы показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть тему и основную мысль сочинения; не владеет логикой изложения.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи: выбранные им языковые средства неточно передают или искажают мысль, не раскрывают (в тех случаях, конечно, когда это требуется) отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, формообразовательными, синтаксическими) не владеет ученик.

Орфографические и пунктуационные о ш и б- к и обнаруживают пробелы в навыках правописания.

Кроме того, есть ошибки, предупреждающие о серьезной опасности, заставляющие принимать срочные меры, и есть ошибки, которые большой тревоги не вызывают. Первые принято называть ошибками грубыми, так как они нарушают нормы, которыми ученик обязан овладеть при изучении школьного курса родного языка. Вторые же относятся к негрубым ошибкам, нарушающим правила, менее существенные для овладения литературным языком. Удельный вес тех и других ошибок различен, что должно учитываться при оценке уровня речевой подготовки учащихся.

"Нормы..." ориентируют учителя на дифференцированную оценку знаний, умений и навыков по русскому языку: в них вычленяются разные стороны владения языком, устанавливаются критерии и нормативы оценки каждой из сторон, четко разграничиваются ошибки разных типов и намечается их деление по степени грубости. В этом несомненное достоинство "Норм...".

Сказанным, однако, объясняются и трудности, которые испытывают учителя, руководствуясь требованиями к оценке знаний, умений и навыков по русскому языку. Это трудности роста, без которых никогда не бывает движения вперед.

Содержащиеся в сборнике рекомендации помогут учителю более глубоко овладеть теоретической основой действующих "Норм...", преодолеть конкретные трудности, связанные с их применением, избежать отдельных ошибок, которые выявились в процессе анализа опыта использования действующих "Норм..." в широкой школьной практике.

В статьях сборника раскрывается содержание проверки того или иного аспекта овладения языком на разных этапах обучения, рассматривается в отдельных случаях методика организации проверки, "техника" правки ученических работ, выведения и выставления отметки и пр.

Естественно, что в центре внимания книги оказались "трудные" вопросы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Большая часть их связана с новыми подходами к оценке знаний и умений, с осмыслением теоретических основ действующих "Норм...". В сборнике затрагиваются также и традиционно трудные аспекты проверки и оценки.

Что же найдет учитель в этом сборнике? Охарактеризуем вкратце его структуру и содержание разделов и статей.

Пособие состоит из трех разделов: "Проверка и оценка знаний по русскому языку", "Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности", "Проверка и оценка содержания и речевого оформления сочинений и изложений".

В первом разделе помещены статьи А. Ю. Купалояой, С. И. Львовой, Б. Т. Панова и Т. А. Ладыженской, которые помогут учителю правильно оценивать, как устные, так и письменные ответы учащихся по теории предмета.

Какие требования к знаниям учащихся должен предъявлять учитель? Как сочетать в этих требованиях установку на запоминание учащимися отдельных положений со стремлением стимулировать их мыслительную активность? Как правильно организовать фронтальную проверку знаний и индивидуальный опрос? Что такое негрубая ошибка применительно к оценке знаний? Задачи, содержание, виды и формы проверки знаний в их соотношении с вопросами оценки устных и письменных ответов учащихся рассматриваются в статье А. Ю. Купаловой.

Об оценке знаний при индивидуальном и фронтальном опросе говорится в статье Б. Т. Панова. В статье С. И. Львовой показано, как правильно организованный текущий контроль за знаниями учащихся может быть использован в целях преодоления формализма в обучении.

Проблема оценки знаний получает интересное преломление в статье Т. А. Ладыженской, рассматривающей устный ответ учащихся по теории предмета с точки зрения требований, предъявляемых к связному высказыванию типа рассуждения на научную тему. Какое место в этом рассуждении должны занять примеры и их объяснение учащимися, что затрудняет учеников в их использовании, каким требованиям должны удовлетворять приводимые учениками примеры и объяснения, как оценить устный ответ учащихся - вот круг вопросов, поставленных в статье.

Второй раздел сборника представлен материалами трех авторов.

Требования к проверке и оценке орфографической грамотности учащихся комментируются в статье М. Т. Баранова "Оценка орфографической грамотности письменных работ учащихся". Внимание автора направлено главным образом на оценку диктантов, являющихся основным средством проверки орфографической грамотности учащихся. Каким должен быть диктант по степени его насыщенности орфограммами, как учитывать орфографические ошибки применительно к этапу обучения, как учитывать при оценке существенные (грубые) и несущественные (негрубые) ошибки, что такое однотипные орфографические ошибки, - эти и другие вопросы, связанные с проверкой навыков правописания, рассматриваются М. Т. Барановым.

Проверка и оценка пунктуационной грамотности учащихся нашла отражение в двух публикациях.

В статье Г. И. Блинова "К характеристике пунктуационных ошибок" рассказывается о делении пунктуационных ошибок с учетом функции, выполняемой знаком в письменной речи, об их квалификации как грубых и негрубых.

В статье Л. Т. Григорян "О зависимости качества речевого оформления сочинения от уровня пунктуационной грамотности учащегося" затронут вопрос, чрезвычайно важный в свете задач, стоящих перед современной школой, - как подчинить обучение пунктуации задачам развития речи учащихся. Известно, что развитие синтаксического строя детской речи опережает изучение систематического курса синтаксиса и пунктуации. Уже в IV- VI классах учащиеся пользуются сложными конструкциями, которые они еще не могут оформить правильно в пунктуационном отношении. Пользуясь убедительными примерами из опыта работы, автор показывает, с какой осторожностью следует подходить к правке пунктуационных ошибок в ученических работах, как важно учитывать деление пиктограмма на изученные и неизученные.

В третьем разделе сборника помещены статьи, посвященные различным сторонам проверки и оценки содержания и речевого оформления высказывания.

В статье В. И. Капинос "О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых" рассматриваются основные требования к речевому оформлению высказывания, которые в "Нормах..." используются в качестве критериев оценки: правильность речи, с одной стороны, и богатство, точность и выразительность ее - с другой. Здесь же раскрывается сущность принятого в "Нормах..." разграничения грамматических ошибок и речевых недочетов, приводятся перечни наиболее распространенных их разновидностей, даются также практические советы, как отличить грамматические ошибки от орфографических.

В статье Н. Е. Сулименко "О критериях однотипности речевых недочетов" подчеркивается мысль о том, что ошибочное употребление морфологической категории на первый взгляд может быть принято за формальную (грамматическую) ошибку, тогда как в действительности это речевой недочет, нарушение особенностей употребления этого слова в речи, вызванное своеобразным преломлением в семантике слова его лексических и грамматических значений.

Анализ опыта учителей, в частности повторная проверка ученических сочинений и изложений, показывает, что теоретическая основа, на которой разработаны "Нормы...", освоена учителем еще недостаточно. Об этом свидетельствуют материалы широкого обследования, проведенного НИИ школ МП РСФСР, о результатах которого рассказывается в статье Л. Ф. Талалаевой "Первая отметка за сочинение (опыт анализа некоторых сторон проверки оценки учителями письменных работ детей)".

Составители сочли целесообразным включить в сборник статьи, где на примере анализа типовых сочинений раскрывается содержание той или иной оценки данной работы, показывается, за что следует ставить "5", "4", "3", "2". Общеизвестно, что оценить* изложение и особенно сочинение значительно труднее, чем диктант. Здесь мы в каждом случае имеем дело не с одним и тем

.же текстом, как в диктанте, а с различным, индивидуальным преломлением в сознании учащегося определенного, более или менее одинакового содержания, оформленного в виде множества речевых вариантов текста. Сложность задачи тем и объясняется, что разные тексты нужно анализировать с одних и тех же позиций, предъявляя к ним одни и те же требования и внимательно регистрируя степень отклонения каждого текста от общих требований. Ясно, что проверка и оценка сочинений и изложений - работа творческая; в ней не может не сказаться индивидуальность самого учителя - его вкусы, его представления об эталоне речи, глубина понимания им конкретных задач обучения и пр. Однако творческий характер проверки не должен приводить к субъективизации оценки, что еще нередко можно наблюдать в школе и в настоящее время. В статьях комментируется первая отметка за сочинение (за содержание и речь), так как в школьной практике эта сторона оценки связных высказываний особенно часто вызывает противоречивые суждения учителей.

В статье Т. И. Чижовой "Об организации работы по исправлению содержательной и речевой стороны высказывания" затрагиваются некоторые стороны организации урока, посвященного работе над ошибками, но главное внимание направлено на разбор и оценку конкретных текстов изложения, написанного учащимися IV класса. При выставлении балла автор большое значение придает выразительности детской речи.

Та же тенденция - бережно сохранить в тексте живую интонацию детской речи, индивидуальность учащегося - отражена и в статье А. А. Тиханова "Анализ и оценка сочинения".

В статье М. С. Соловейчик "Анализ и оценка сочинения ("Мой город", VII класс)" комментируются сочинения учащихся. Оценивая детские работы, автор особенно внимательно следит за тем, вдумался ли ученик в тему, сумел ли он подчинить изложение материала основной мысли сочинения, соответствует ли замыслу стиль работы. М. С. Соловейчик предъявляет к оценке работ учащихся, на наш взгляд, более строгие требования, чем авторы других статей. Однако эти требования не выходят за пределы, установленные в "Нормах...", и в значительной мере объясняются тем, что анализу подвергаются сочинения учащихся VII, а не младших классов среднего звена.

Сборник направлен на то, чтобы решительно искоренять любые проявления формализма в обучении. Авторы статей стремятся показать учителю, как добиться оптимальных результатов в оценке знаний, умений и навыков учащихся, усилить ответственность школьников за качество учебы. Пособие нацелено на воспитание у преподавателей русского языка творческого отношения к различным видам устного опроса и к проверке письменных работ. Все это помогает решить важнейшую задачу школы - давать прочные знания основ наук, вырабатывать умение применять их в практической деятельности.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

А. Ю. Купалова

О ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задачи и содержание проверки знаний учащихся по русскому языку определяются характером задач обучения данному предмету и его содержанием.

В последние годы дидактами, методистами русского языка и учителями-словесниками все более отчетливо осознается ведущая функция предмета "русский язык" - вооружить учащихся практическими умениями и навыками свободного владения языком в устной и письменной форме его использования. При этом знания рассматриваются прежде всего как основа сознательного формирования и совершенствования умений и навыков, как инструмент усиления практической направленности обучения русскому языку. Учась применять знания в опыте усвоения норм литературного языка и самоконтроля над соблюдением их в речи, при решении речевых, орфографических и пунктуационных задач, школьники приобретают умения интеллектуального труда, убеждаются в полезности и необходимости знаний, что, в свою очередь, делает сами знания более полнокровными, а их развивающее и воспитывающее воздействие на учащихся более эффективным.

Для того чтобы научиться грамотно говорить и писать на родном языке, надо помнить многие определения, правила, а также сведения о различных фактах языка, которые рассматриваются в школе только практически или регулируются индивидуальными (частными) нормами. Следовательно, обучая, необходимо контролировать усвоение нужных знаний понятийного, нормативного, фактологического характера.

При этом учитывается, какие понятия и нормы изучаются с использованием определений и правил; в каких случаях понятие формируется у учащихся через непосредственное прикрепление термина к соответствующим фактам языка; что вводится в память учащихся описательно, через указание на основные признаки данной языковой категории; какой материал подается путем классификации, расчленения разновидностей той или иной языковой единицы; что предлагается запомнить в словарном порядке. В соответствии с этим формулируются вопросы и задания при проверке знаний учащихся. 

 

{/spoilers}

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РУССКИЙ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РУССКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика