Планы уроков по арифметике для 2 класса (Архангельская, Нахимова) 1958 год

Скачать Советский учебник

Планы уроков по арифметике для 2 класса (Архангельская, Нахимова) 1958 

Назначение: Данные «Планы уроков» составлены в соответствии со стабильным учебником арифметики для II класса авторов А. С. Пчёлко и Г. Б. Поляка, Учпедгиз, 1954—1958.

      «Планы» не являются обязательными, а лишь примерными Цель их — помочь учителю, особенно начинающему, планировать уроки арифметики, а также дать некоторые методические указа ния, соответствующие целям и задачам отдельных уроков.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1958

Авторство: Н. В. Архангельская, М. С. Нахимова

Формат: PDF Размер файла: 6.35 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

     Примерное распределение учебного материала на год 5

      I четверть

      Повторение пройденного в 1 классе (уроки 1—12) 6

      Первая сотня

      Сложение и вычитание без перехода через десяток (уроки 13—31) 14

      Разностное сравнение (уроки 32—36) 38

      Сложение и вычитание с переходом через десяток (уроки 37—57) 44

     

      II четверть

      Деление по содержанию (уроки 58—63) 63

      Нахождение части числа (уроки 64—65) 72

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

      Умножение и деление на 3 (уроки 66—73) 75

      Умножение и деление на 4 (уроки 74—81) 83

      Увеличение числа в несколько раз (уроки 82—85) 88

      Умножение и деление на 5 (уроки 86—95 92

      Уменьшение числа в несколько раз (уроки 96—99) 97

     

      III четверть

      Повторение табличного умножения и деления на 3; 4; 5 (уроки 100—101) 101

      Умножение и деление на 6 (уроки 102—109) 103

      Умножение и деление на 7 (уроки 100—115) 108

      Кратное сравнение (уроки 116—120) Ill

      Умножение и деление на 8 (уроки121—126) 115

      Умножение и деление на 9 (уроки 127—133) 118

      Повторение табличного умножения и деления (уроки 134—138) 121

      Внетабличное умножение (уроки 139—146) 123

      Внетабличное деление (уроки 147—158) 131

     

      IV четверть

      Повторение (уроки 159—165) 139

      Меры времени (уроки 166—170) 145

      Первая тысяча Нумерация (уроки 171—175) 148

      Меры длины и веса (уроки 176—178) 151

      Четыре действия над круглыми сотнями (уроки 179—183) 152

      Повторение пройденного за год (уроки 184—198) 156б

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Планы уроков по арифметике для 2 класса (Архангельская, Нахимова) 1958 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

Программа по арифметике для II класса насыщена важным и сложным материалом. На протяжении этого года обучения дети должны усвоить основные математические понятия: «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз», «Разностное и кратное сравнение», «Деление по содержанию», все виды сложения и вычитания в пределах 100, табличное и внетабличное умножение и деление, решение простых и сложных задач, а также задач, выраженных в косвенной форме.

      Весь этот материал требует от учителя вдумчивого, последовательного ведения работы на уроках арифметики.

      Чтобы успешно вести преподавание арифметики, учителю не обходимо знать учебник арифметики, его содержание, систему, особенности его построения.

      Новый учебник построен в соответствии с новой программой II класса, объем которой несколько сокращен по сравнению со старой, а именно: из концентра «1-я сотня» изъято деление с остатком (перенесено в III класс), из концентра «1000» сняты четыре действия над круглыми десятками. В этом концентре оставлены действия лишь над круглыми сотнями.

      Программный материал каждой темы разделен в задачнике на отдельные части («методические единицы»), объем и содержание которых соответствует в основном одному, а в отдельных случаях двум урокам. Начало каждого нового урока обозначено или заголовком темы или подчеркнутым номером очередной задачи или примера. Каждый урок имеет определенную цель, в соответствии с которой подобрано его содержание — примеры, задачи и задания.

      В каждом уроке дан материал как для классных занятий, так и для домашних заданий; последние столбики примеров, как правило, всегда рассчитаны на домашние задания.

      В задачнике имеются и задания практического характера: нарисовать заданное число фигурок, поработать с тем или иным дидактическим материалом, сделать тот или иной расчет, сделать наглядное пособие, измерить и сравнить величину отрезков и т. д.

      Задачник дает достаточно большой материал для развития у детей вычислительных навыков. Этой цели служат главным образом примеры, расположенные в определенной последовательности. Каждый новый случай вычислений раскрывается путем подробной записи, например:

      38+27=?

      38+20=58

      58+7=65

      Эти записи даются для того, чтобы показать детям прием вычислений. Учащиеся рассматривают эти приемы и руководствуются ими в своих устных вычислениях при решении примеров, не прибегая, однако, к подробной записи.

      В конце задачника помещена таблица для устного счета. Этой таблицей учитель может пользоваться на протяжении всего учебного года, работая по ней со всем классом или давая детям задания для самостоятельной работы.

      На уроки арифметики во II классе отводится 6 час. в неделю, следовательно, около 200 уроков в год. На это количество уроков рассчитан весь учебный материал в предлагаемых «Планах уроков».

      Данное в пособии распределение материала является примерным. Учитель может вносить в него свои поправки и изменения. Важно лишь одно — программный материал на протяжении года должен быть пройден полностью и хорошо усвоен учащимися.

      Основное внимание пособия сосредоточено на объяснении нового материала как в области вычислений, так и в решении задач. Кроме того, в ряде разделов отводится необходимое место организации и проведению работ практического характера.

      Авторы предполагают, что со стороны учителя будет проявлено критическое отношение к данному пособию и творческое его использование.

      Некоторые уроки, может быть, окажутся очень насыщенными материалом. Если материал не укладывается в урок, его можно расчленить на два урока. Иногда предложенный материал можно несколько сократить, взяв из него наиболее необходимое для своего класса, но при всех обстоятельствах следует стремиться, чтобы указанная цель урока была достигнута.

      При планировании уроков и распределении материала учебника по урокам не представлялось возможным учесть, на какой день недели придется тот или иной урок, а значит, какой урок должен быть свободен от домашнего задания. Авторы рекомендуют материал для домашних заданий, падающих на субботу, брать на учет и использовать его при повторении пройденного.

      Авторы

     

     

      Примерное распределение учебного материала на год.

     

      I четверть (57 уроков)

      1. Повторение пройденного в I классе 12 уроков

      2. Сложение и вычитание в пределах 100. Разностное сравнение 36

      3. Повторение и учет 9

      57 уроков

     

      II четверть (42 урока)

      1. Деление по содержанию 6 уроков

      2. Нахождение части числа 2 урока

      3. Таблица умножения и деления на 3, 4, 5. Задачи на приведение к единице 23

      4. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз 8 уроков

      5. Повторение и учет 3 урока

      42 урока

     

      III четверть (59 уроков)

      1. Повторение табличного умножения и деления на 3, 4, 5 2 урока

      2. Таблица умножения и деления на 6, 7, 8, 9 25 уроков

      3. Задачи на обратное приведение к единице. 2 урока

      4. Кратное сравнение. 5 уроков

      5. Повторение таблицы умножения и деления 5

      6. Внетабличное умножение и деление и задачи на нахождение неизвестного сомножителя 17

      7. Повторение и учет 3 урока

      59 уроков

     

      IV четверть (40 уроков)

      1. Повторение пройденного в пределах 100 7 уроков

      2. Меры времени 5

      3. Устная и письменная нумерация в пределах 1000 5

      4. Меры длины и веса 3 урока

      5. Все действия над круглыми сотнями 5 уроков

      6. Повторение пройденного 15

      40 уроков

     

     

      I ЧЕТВЕРТЬ

     

     

      ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В I КЛАССЕ

      (уроки 1—12).

     

     

      Урок 1. Повторение сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток.

     

      1. Устный счет а) Прямой и обратный счет в пределах 20.

      б) Устное решение примеров № 3 (1-й и 2-й столбики) по учебнику (с повторением приемов сложения и вычитания).

      2. Работа в тетради, а) Запись даты (1 сентября). (Дату учитель пишет на классной доске.)

      б) Повторение письма цифр и чисел от 1 до 20. Учитель напоминает учащимся о правильной посадке при письме. Во время работы учитель обходит класс по рядам и делает указания тем учащимся, которые недостаточно правильно пишут цифры.

      в) Письменное решение примеров № 3 (два последних столбика). Учитель напоминает учащимся, как расположить столбики примеров в тетради. Учащиеся решают примеры самостоятельно. Учитель в это время особо наблюдает за выполнением задания у тех учащихся, которым в I классе трудно было заниматься по арифметике.

      3. Работа по рисунку (стр. 3 учебника) и письменное решение задач № 1 и № 2.

      4. Задание на дом. №4, №5, №6.

     

     

      Урок 2. Повторение сложения в пределах 20 с переходом через десяток и решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

     

      1. Проверка домашнего задания. Примеры № 6 записаны учителем без ответов на доске до урока. Приступая к проверке, учитель предлагает учащимся закрыть тетради. Учащиеся устно решают примеры, написанные на доске, и по вызову учителя говорят ответы. Правильные ответы учитель записывает на доске. Затем учитель просит открыть тетради и сличить ответы в тетрадях с ответами на доске. Обнаруженные ошибки учащиеся тут же исправляют.

      Проверка решения задач: вызванный ученик выходит к столу с задачником и тетрадью. Тетрадь он сдает учителю для просмотра, а сам читает условие задачи по учебнику и объясняет ее решение. Учитель четко красиво записывает решение задачи на доске. Учащиеся сличают свое решение с решением на доске. Обнаруженные ошибки в вычислениях исправляют тут же. Ошибки же в ходе решения задачи потребуют от ученика переделки решения задачи снова.

      2. Устный счет, а) Повторение приема сложения с переходом через десяток в пределах 20 на примерах таблицы № 13: Как к 9 прибавить 2, 3, 4? и т. д. Как к 8 прибавить 3, 4, 5? и т.д.

      б) Устное решение примеров № 9.

      3. Письменное решение примеров № 10 (2-й, 3-й и 4-й столбики).

      4. Решение задач, а) Устное решение задачи № 7. При решении этой задачи повторяется понятие увеличения числа на несколько единиц.

      б) Письменное решение задачи № 8.

      5. Задание на дом. № 11; № 12; повторить таблицу № 13.

     

     

      Урок 3. Повторение вычитания в пределах 20 с переходом через десяток и решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

     

      1. Проверка домашнего задания. Проверку решения примеров и задач можно провести так же, как и на уроке 2. Проверка знания таблицы сложения: учитель вывешивает таблицу сложения с закрытыми ответами и по ней вразбивку опрашивает учащихся.

      2. Повторение приема вычитания с переходом через десяток проводится на примерах: 12—4, 12—5, 11—4.

      3. Решение задачи № 14 (устно) и № 15 (письменно).

      4. Решение примеров № 16 (устно).

      5. Решение примеров № 17 (один-два первых столбика — устно, два-три последних — письменно).

      6. Задание на дом. № 18; № 19; № 21.

     

     

      Урок 4. Повторение таблицы умножения в пределах 20 и решение задач.

     

      1. Проверка домашнего задания. Примеры и задачи проверяются так же, как на уроке 2.

      2. Устный счет, а) Групповой счет: тройками, четверками, шестерками.

      б) Решение задачи № 22 (устно).

      3. Повторение таблицы умножения № 25. Первый столбик таблицы читается вслух и решается устно; три остальных столбика учащиеся решают самостоятельно про себя. Затем проводится опрос и проверка знания таблицы умножения.

      4. Письменное решение задач № 23, № 24 и примеров № 27 (два первых столбика).

      5. Задание на дом. № 26; № 27 (3 последних столбика); повторить таблицу. Принести линейки с делениями на сантиметры.

     

     

      Урок 5. Повторение деления на равные части и решение задач.

     

      1. Проверка домашнего задания, а) Проверка знания таблицы умножения. Учитель вывешивает на доске таблицу умножения в пределах 20 с закрытыми ответами.

      Учитель вразбивку показывает на строчки примеров в таблице. Учащиеся по вызову отвечают.

      б) На некоторые примеры, указанные учителем, учащиеся составляют простые задачи на умножение (1—2 задачи).

      в) Проверка решения задачи № 26 и примеров № 27.

      2. Устный счет. Игра в молчанку:...

      3. Работа с полосками бумаги и линейками. Учитель выдает каждому ученику полоску бумаги длиной в 20 см, шириной в 4 см. Учащиеся с помощью линейки отмеряют отрезок полоски в 14 см. Излишек загибают и аккуратно отрывают.

      Читают задачу № 28 и решают ее практически, деля (перегибая) полоску пополам. Измеряют каждую половину и убеждаются, что каждая половина равна 7 см. Затем учитель записывает решение этой задачи на доске, а учащиеся в тетрадях:

      14см:2=7см

      Ответ. 7 см.

      4. Устное решение задачи № 29.

      5. Письменное решение задач № 30, № 33 и примеров № 31.

      6. Задание на дом. № 29; № 34.

     

      Урок 6. Повторение четырех действий в пределах 20.

      1. Проверка домашнего задания.

      2. Устный счет, а) К каждому числу, стоящему слева от вертикальной черты, прибавить число 7:

      3, 6, 13, 8 / + 7

      б) От каждого числа, стоящего слева от вертикальной черты, отнять число 5:

      16, 11, 13, 20 / — 5

      в)

      3X6 16:4

      2X8 15:3

      2X7 20:4

      3. Решение задач: № 36 (устно), № 37 и № 38 (письменно).

      4. Самостоятельное решение примеров, заранее на писанных учителем на доске (все текущие работы учащихся ежедневно проверяются и исправляются учителем):

     

      1-й вариант

      2+7 4+8 17—12

      13+4 7+6 20—17

      9—6 11—5 18:3

      19—7 16—9 3X6

     

      2-й вариант

      3+6 6+8 19—14

      13+5 7+9 20—13

      9—7 11—4 12:4

      17—6 13—8 6X3

     

      5. Задание на дом. № 39; № 35 ( 2 столбика устно и 3 — письменно). Принести 10 десятков палочек, связанных в пучки по десяткам.

     

     

      Урок 7. Повторение сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100 и решение задач.

     

      1. Проверка домашнего задания. Для проверки решения примеров вызывается один ученик к столу. Свою тетрадь он отдает учителю для просмотра, а сам читает 1—2 столбика по учебнику и говорит ответы. Учащиеся слушают и проверяют ответы по своим тетрадям. Для проверки остальных примеров вызывается другой ученик. В это время третий ученик пишет на доске решение задачи № 39, потом объясняет решение.

      2. Устный счет. Примеры для устного счета учитель составляет на основе учета ошибок, допущенных в самостоятельном решении примеров на уроке 6.

      3. Повторение сложения и вычитания круглых десятков.

      а) Прямой и обратный счет круглыми десятками в пределах 100.

      б) Учитель пишет на доске числа: 30; 70; 90; 40; 100 — и спрашивает, сколько десятков в каждом из них. При ответах учащиеся показывают соответствующее количество десятков на пучках палочек.

      в) Какое число получится, если взять 5 десятков? 8 десятков? 6 десятков? 4 десятка?

      г) Устное решение задачи № 42, примеров № 44 и № 45.

      4. Чтение и запись чисел в тетради; 10; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90; 100.

      5. Письменное решение задачи № 47 и примеров № 45.

      6. Задание на дом. № 43; № 46; № 48.

     

     

      Урок 8. Повторение умножения круглых десятков и решение задач.

     

      1. Проверка домашнего задания. Примеры до урока написаны учителем на доске без ответов. Учитель вызывает к доске нескольких учеников (по количеству столбиков). Ученики решают каждый свой столбик и пишут ответы.

      В это время с классом проводится проверка решения задачи № 43 и № 46.

      Затем переходят к проверке примеров.

      2. Устное решение задачи № 49 и примеров № 51.

      3. Письменное решение задач № 50, № 53 и примеров № 52.

      4. Задание на дом. № 54 (с предварительным разбором в классе); № 55. (Показать, как решаются примеры со скобками.)

     

     

      Урок 9. Повторение деления круглых десятков и решение задач.

     

      1. Проверка домашнего задания проводится одним из ранее указанных приемов.

      2. Устное решение примеров № 58 и задачи № 56.

      3. Письменное решение задачи № 60 и примеров № 61.

      4. Задание на дом. № 58; № 59.

     

     

      Урок 10. Повторение четырех действий в пределах 20 и округлыми десятками в пределах 100.

     

      1. Проверка домашнего задания.

      2. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой в классе на этом же уроке. Проверку можно провести так: когда все учащиеся закончат работу, начинается проверка решения примеров. К доске вызывается несколько учащихся с тетрадями.Они переписывают с тетрадей ответы к примерам 1-го и 2-го вариантов на доске. Остальные учащиеся, писавшие работу, сличают свои ответы в тетрадях с ответами на доске.

      Проверка решения задач: вызванный ученик читает условие задачи, объясняет и записывает ее решение на доске (глядя в свою тетрадь). Учащиеся сверяют это решение со своим.

      1-й вариант. Задача № 57 из учебника. Примеры...

      2-й вариант. Задача № 67 из учебника. Примеры...

      3. Задание на дом. № 65; № 62 (2 первых столбика).

     

     

      Урок 11. Контрольная работа.

     

      1-й вариант

      Задача. В одном ящике 8 кг груш, а в другом на 3 кг больше. Сколько килограммов груш в двух ящиках?

      Примеры 14+5 3X5 19—7 18:6 6+7 80—60 14—6 20X5 20—16 80:4

     

      2-й вариант

      Задача. В одной коробке 12 карандашей, а в другой на 4 карандаша меньше. Сколько карандашей в двух коробках?

      Примеры 13+6 6x3 17—5 12:4 8+9 20+70 15—8 30X3 18—13 100:5

     

      Задание на дом. № 66; № 62; (два последних столбика).

      После просмотра, исправления и оценок контрольной работы каждого учащегося (что проводится в день ее выполнения) учитель проводит анализ контрольной работы по такой схеме:

      Схема учета результатов контрольной работы

      № школы ... класс ... Фамилия учителя ... Дата ...

      Знак минус (—) ставится в том случае, если соответствующая задача или пример решены неправильно. Отсутствие знака (свободная клетка) обозначает правильное решение. Из схемы видно, кто из учащихся не справился и с каким именно разделом. На основе данного анализа строится последующая индивидуальная работа с отдельными учащимися и с классом.

     

     

      Урок 12. Анализ контрольной работы.

     

      Проводятся упражнения по тем разделам, которые оказались недостаточно закрепленными. Некоторым учащимся даются индивидуальные задания, подобранные учителем из пройденного материала в учебнике. Кроме того, для таких индивидуальных заданий можно использовать материал из книги Н. С. Поповой «Дидактический материал по арифметике для II класса двухкомплектной школы», стр. 19 — 39, С-1, С-2, С-3, Учпедгиз, 1952.

      Задание на дом. № 63; № 64; № 69 (2 последних столбика).

     

     

      ПЕРВАЯ СОТНЯ

     

     

      ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

      (уроки 13—31).

     

      Урок 13. Повторение нумерации в пределах 100. Введение терминов: однозначное число, двузначное число, круглые десятки.

     

      Оборудование: 1) Пучки палочек, связанных по десяткам (девять десятков и десять палочек рассыпных).

      2) Общеклассная таблица разрядной сетки и такие же индивидуальные таблицы у учащихся. 3) Набор разрезных цифр: 0; 1; 2; 9.

     

      1. Проверка домашнего задания.

      2. Повторение устной нумерации, а) Положите 2 десятка палочек. Справа положите еще 5 палочек. Сколько всего палочек положили?

      Положите 4 десятка палочек. Справа еще положите 8 палочек. Сколько всего палочек положили?

      Положите 50 палочек и еще справа 6 палочек. Сколько всего палочек положили? Сколько полных десятков в этом числе? Сколько единиц сверх 5 десятков? Сколько всего единиц в этом числе?

      б) Работа по таблице с разрядной сеткой.

      Десятки 9

      Единицы 2

      Положите в левую клетку таблицы цифру 9, а в правую цифру 2. Прочитайте составленное число на таблице. Где на таблице расположены десятки? (Слева.) Где единицы? (Справа).

      Подобным образом на таблице проводится составление и чтение других чисел.

      в) Прибавляйте по одному от 30 до 40; от 90 до 100.

      г) Прибавляйте по одному от 40 до 50.

      Учащиеся считают: 40; 41 и т. д., а учитель на доске записывает эти числа. Затем некоторые из чисел стирает с доски. На доске остается такая запись:

      40; 41; 42; ...; 44; 45; ...; 47; ..; ...; 50.

      Учитель спрашивает, каких чисел не хватает в этом ряду, если считать от 40 до 50.

      д) Найдите в задачнике страницы: 34; 40; 63; 80.

      Какая страница следует за страницей 56? 49? 79? 89? 99?

      3. Упражнение в записи чисел.

      Под диктовку учителя учащиеся пишут строчку чисел 3; 39; 40; 5; 59; 60; 7; 97; 80.

      Вызванный ученик читает по своей тетради записанные числа. Учитель под диктовку ученика пишет эти же числа на доске и предлагает учащимся сличить записанные числа в своих тетрадях и на доске.

      4. Ознакомление с терминами: однозначное, двузначное число, круглые десятки.

      а) Учитель предлагает учащимся прочитать те числа (из записанных на доске), которые обозначены одной цифрой, и подчеркнуть их одной чертой: 3; 5; 7. Учитель сообщает, что числа, записанные одной цифрой, называются однозначными.

      б) Учащиеся читают числа из того же ряда, обозначенные двумя цифрами, подчеркивают их двумя черточками. 39; 40; 59; 60; 97; 80. Учитель сообщает, что числа, обозначенные двумя цифрами, называются двузначными.

      в) Учитель пишет на доске слова: «Однозначные числа» — и предлагает учащимся назвать несколько однозначных чисел. Под их диктовку учитель записывает однозначные числа справа от соответствующего заголовка. Подобная же работа проводится с двузначными числами: 40; 60; 80, которые называются «круглыми десятками». На доске получается запись.

      Однозначные числа: 4; 2; 3; 8; 9.

      Двузначные числа: 14; 12; 15; 88; 46; 59.

      Круглые десятки: 30; 50; 80 и т. д.

      (Эту запись учащиеся прочитывают хором).

      5. Ознакомление с таблицей для упражнений в устном счете (стр. 128).

      6. Задание на дом. № 40; № 41; индивидуальные задания на повторение решения примеров на основе анализа контрольной работы.

     

     

      Урок 14. Упражнения в сложении и вычитании на примерах типа: 40+6; 6+40; 28 — 8; 48 — 40 и на решении задач.

     

      1. Проверка домашнего задания.

      2. Устный счет. По учебнику № 70.

      3. Объяснение нового материала. На уроке полезно иметь такие наглядные пособия, как бруски и кубики или пучки палочек и палочки, на которых можно демонстрировать сложение и вычитание круглых десятков и единиц.

      Решение примеров типа: 40+6; 6+40; 28—8; 48—40 основывается на знании нумерации первой сотни, особенно десятичного состава чисел, умения составлять двузначное число из десятков и единиц, разлагать его на десятки и единицы.

      а) Объяснение сложения круглых десятков с единицами проводится на примере: 40+6. После этого учитель переходит к объяснению решения примера 6+40, который решается на основе перестановки слагаемых: 40+6=46.

      б) Чтобы из 28 вычесть 8, нужно от 28 отнять 8 единиц, не трогая десятков.

      в) Чтобы из 48 вычесть 40, нужно от 48 отнять 4 десятка, не трогая единиц.

      г) Учителю необходимо постоянно следить за тем, чтобы при чтении примеров речь учащихся была правильной, чтобы имена числительные склонялись правильно.

      Пример 40+7=47 должен читаться так: «К сорока прибавить 7, получится 47», или: «к числу сорок прибавить семь, получится 47», или: «сорок да семь будет 47».

      4. Устное решение примеров №71.

      5. Письменное решение задач №74, №75 и примеров №71.

      6. Задание на дом. №72; №73; №76.

     

     

      Урок 15. Сложение двузначных чисел с однозначными на примерах типа 45+3 ; 36+4.

     

      1. Проверка домашнего задания и опрос. Учителем заранее написаны на доске 2 столбика примеров. Вызывается один ученик к столу с задачником и тетрадью. Тетрадь он сдает учителю для просмотра, а сам по задачнику читает задачу №72 и рассказывает, как он ее решил. Затем этому ученику предлагается решить на доске один из столбиков. Так же опрашивается и второй ученик, решающий задачу №73. Во время решения примеров на доске (двумя вызванными учениками) в классе идет проверка решения примеров из домашнего задания, для чего вызывается третий ученик.

      После проверки домашнего задания учитель предлагает учащимся проверить примеры, которые решили на доске вызванные ученики. Обоим учащимся ставятся оценки.

      2. Устный счет, а) Число 15 увеличить на 4.

      б) Коля решил 16 примеров, а Ваня — на 4 примера больше. Сколько примеров решил Ваня?

      в) 30+9; 70+10; 80+6.

      г) Сколько десятков и сколько единиц в следующих числах: 35? 98? 48?

      3. Объяснение нового материала. Переходя к основной части урока, учитель формулирует цель его: «Сегодня мы научимся производить сложение двузначного числа с однозначным». Объяснение дается на примерах: 45+3; 36+4. Способ сложения поясняется на брусках и кубиках или на пучках палочек и палочках; единицы складываются с единицами и полученное число прибавляется к десяткам. Например, чтобы к 45 прибавить 3, нужно сначала к 5 единицам прибавить 3 единицы, получится 8 единиц. Потом к к 4 десяткам надо прибавить 8 единиц, получится 48.

      Затем учитель показывает расчлененную запись примера:

      45+3=? /

      5+3=8

      40+8=48

      т. е. так, как указано в первом столбике примеров №77.

      4. Устное и письменное решение примеров №77.

      5. Самостоятельное решение задач №78 и №79 с записью решения.

      6. Задание на дом. №80; №81.

     

     

      Урок 16. Вычитание из двузначного числа однозначного на примерах типа 58—6.

     

      1. Проверка домашнего задания.

      2. Устный счет, а) 98 увеличить на 2; 32 увеличить на 6. Первое число 43, а второе на 7 единиц больше. Чему равно второе число?

      б) 16 уменьшить на 4; 17 уменьшить на 5; 19 уменьшить на 7; 18 уменьшить на 7.

      3. Объяснение нового материала. Учитель формулирует цель урока: «Сегодня мы поучимся вычитать (отнимать) из двузначного числа однозначное».

      При объяснении приема вычитания используются те же наглядные пособия, что и при сложении.

      Чтобы от 58 отнять 6, нужно от 8 единиц отнять 6 единиц, получится 2 единицы; 5 десятков да 2 единицы получится 52. (Единицы вычитают из единиц, не трогая десятков.)

      Затем учитель показывает учащимся на доске развернутую запись решения примера №82 (1-й столбик), как показано в учебнике:

      58—6=? /

      8—6=2

      50+2=52

      4. Устное решение примеров №82 и задачи №84.

      5. Письменное решение задачи №85 и примеров №82.

      6. Задание на дом. №83; №84; №86.

     

     

      Урок 17. Сложение двузначных чисел типа: 30+26; 26+30. Решение более сложных задач.

     

      1. Проверка домашнего задания.

      2. Устный счет.

      а) 86—4; 35—3+4

      39—7; 42+5 — 3

      (повторение пройденного).

      б) 30+20+6 50+ 30+7

      (повторение пройденного и подготовка к восприятию нового).

      3. Объяснение нового материала. Наглядные пособия: бруски и кубики, или пучки палочек и палочки.

      Учитель сообщает цель урока: «Сегодня мы будем учиться складывать круглые десятки с любым двузначным числом». Учитель пишет на доске и объясняете помощью наглядных пособий 3 примера: 30+26; 60+38; 38+60. Чтобы к 30 прибавить 26, нужно к 30 прибавить 20, получится 50; к 50 прибавить 6 единиц, получится 56. Далее учитель показывает на доске развернутую запись решения примеров №87.

      4. Письменное решение примеров №88.

      5. Устное решение задачи №89. Учитель читает задачу. Разбор задачи ведется так:

      — Что спрашивается в задаче? Сколько белых грибов нашла Рая? (Столько, сколько Маша и Ваня вместе.)

      — Что же надо сделать, чтобы узнать, сколько грибов у Раи?

      6. Письменное решение задачи №90. Учитель читает задачу, кратко записывая ее условие на доске:

      Маша — 28 гр.

      Ваня — 30 гр.

      Рая — на 10 гр. больше, чем Маша и Ваня вместе.

      Сколько грибов нашла Рая?

      — Что сказано в задаче о Рае?

      — Можно ли эту задачу решить сразу одним действием, как предыдущую? (Нет.)

      — Почему нельзя? (Потому что в задаче не сказано, сколько грибов нашли Маша и Ваня вместе.)

      — Что же надо узнать сначала? (Сколько грибов нашли Маша и Ваня вместе.)

      — Как это узнать? (28 гр.+30 гр.=58 гр.)

      — Сколько грибов нашли Маша и Ваня? (58 грибов.)

      — Что в задаче говорится о Рае? (Что она нашла на 10 грибов больше, чем Маша и Ваня вместе.)

      — Что можно узнать теперь? (Сколько грибов нашла Рая?)

      — Как это узнать? (58 гр.+10 гр.=68 гр.)

      — Сколько же грибов нашла Рая? (68 гр.)

      После составления плана проводится запись решения задачи на доске и в тетрадях.

      1) 28 гр.+30 гр=58 гр.

      2) 58 гр.+10 гр.=68 гр.

      Ответ. 68 гр.

      7. Задание на дом. №91; №92.

     

     

      Урок 18. Решение более сложных задач на увеличение числа на несколько единиц.

     

      (Вид задачи: первое число — 5, второе на 3 единицы больше первого, а третье — на 2 единицы больше второго. Чему равно третье число?)

      Наглядные пособия. Классные демонстрационные бруски, карандаши, тетради и т. д. У учащихся — палочки, линейки.

      Ввиду большого по объему материала урока домашнее задание учитель проверяет дома.

      1. Объяснение способа решения данного вида задач.

      а) Учитель вызывает двух учеников, которые становятся перед классом. Вызвав третьего ученика, учитель предлагает ему: «Дай Коле 5 карандашей, Феде — на 3 карандаша больше. Сколько карандашей должен получить Федя?»

      После выполнения этого задания и получения ответа учитель спрашивает, как они узнали, сколько карандашей должен получить Федя.

      б) Далее, учитель вызывает трех учеников, а четвертому предлагает: «Дай Володе 3 карандаша, Юре — на 2 карандаша больше, чем Володе, а Леве — на 4 карандаша больше, чем Юре.

      — Чтобы лучше запомнить, как надо раздать карандаши, я запишу это на доске так:

      В. — 3 кар.

      Ю. — на 2 кар. больше.

      Л. — на 4 кар. больше, чем Юре.

      — Сколько карандашей получил Юра? Сколько карандашей получил Лева?»

      Учащиеся повторяют задачу.

      После раздачи карандашей и получения ответа учитель подробно останавливается на вопросе, как ученики узнали, сколько карандашей получил каждый мальчик.

      — Можно ли было сразу узнать, сколько карандашей получит Лева?

      Выясняется, что сначала нужно было дать карандаши Юре и вычислить, сколько он получил карандашей, и только после этого можно было дать карандаши Леве и вычислить, сколько он получил карандашей. Решение учителем записывается на доске:

      Задача:

      1) 3 кар.+2 кар.= 5 кар. получил Юра.

      2) 5 кар.+4 кар.= 9 кар. получил Лева.

      в) Точно так же выполняется третье задание учителя: дать трем ученикам тетради: первому 2 тетради, второму — на 3 тетради больше, чем первому, а третьему — на 2 тетради больше, чем второму.

      При объяснении третьего задания, как и второго, особо подчеркиваются два обстоятельства: 1) Из условия задачи (задания) известно только одно число (первое), второе же и третье числа — искомые. 2) Третье число сразу найти нельзя: оно может быть найдено только после того, как найдено второе число.

      г) И, наконец, выполняется четвертое задание: «На классной доске на трех строчках надо нарисовать кружочки: на верхней строчке 6 кружочков, на средней — на 3 кружочка больше, чем на верхней, и на нижней — на 4 кружочка больше, чем на средней.

      Сколько кружочков нужно нарисовать на средней и сколько на нижней строчках?» Порядок и способ решения этой задачи:

      1) Сначала нарисуем 6 кружочков на верхней строчке (учитель рисует).

      2) Потом узнаем, сколько кружочков нужно нарисовать на дру* гой строчке. Для этого 6 нужно увеличить на 3, получится 9 (учитель рисует).

      3) Наконец, узнаем, сколько кружочков надо нарисовать на нижней строчке. Для этого 9 увеличим на 4; получается 13 (учитель рисует на нижней строчке 13 кружочков).

      На доске получается рисунок:...

      д) Выполнение учащимися первого задания на своем дидактическом материале.

      Учитель предлагает учащимся положить палочки в три ряда: в верхнем ряду 7 палочек, в среднем — на 4 палочки больше, чем в верхнем, а в нижнем — на 3 палочки больше, чем в среднем.

      По выполнении задания выясняется, сколько палочек положено в каждом ряду и как это можно узнать.

      е) Выполняется учащимися второе задание: «Нарисовать в тетради слева 4 крестика, посередине — на 2 крестика больше, чем слева, а справа — на 2 крестика больше, чем посередине. Вычисление записать под каждой группой крестиков». 

 

Расширения для Joomla
Яндекс.Метрика